Решение б/н Решение по делу № 032/06/106-881/2023 о нарушении требовани... от 2 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Индивидуальному предпринимателю «………..»

 

Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области

«………»

 

ООО «РТС – Тендер»

«……….»

 

 

Решение по делу № 032/06/106-881/2023

о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

резолютивная часть решения оглашена

31.10.2023, решение изготовлено 02.11.2023                                                  г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Председателя Комиссии: «…………»

Членов Комиссии: «………»

в отсутствии надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы представителя заявителя индивидуального предпринимателя «…………», а также заказчика Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области (заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы индивидуального предпринимателя «…………» без участия представителей заказчика вх. № 7287-ЭП/23 от 31.10.2023);

рассмотрев жалобу заявителя индивидуального предпринимателя «…………» на действия заказчика Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку установки электрогенераторной за № 0127200000123000023 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), установила:

18.10.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку установки электрогенераторной за № 0127200000123000023.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 074 000,00 рублей.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого запроса котировок в электронной форме за № 0127200000123000023 на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.10.2023 №ИЗК1 на участие в проводимом запросе котировок в электронной форме за № 0127200000123000023 подано 5 (пять) заявок.

Заявитель индивидуальный предприниматель «…………» считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области, поскольку заказчиком в описании объекта закупки указан показатель нормы напряжения установки электрогенераторной несоответствующий количеству фаз генератора.

До рассмотрения жалобы по существу в адрес Брянского УФАС России поступили письменные возражения от заказчика Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области (вх. № 7221-ЭП/23 от 27.10.2023) согласно которым, заказчик считает доводы, изложенные в жалобе необоснованными.

Изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

1. Заказчиком Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях: а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент", а также ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться, поскольку:

Во-первых, заказчиком сформировано описание объекта закупки с указанием на конкретное наименование товара (дизельный генератор Вепрь АД8-Т400-В18С) с возможностью поставки эквивалентного товара без указания параметров эквивалентности такого товара.

Положениями ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность указания показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Следовательно, ввиду тех обстоятельств, что заказчиком определена потребность в поставке установки электрогенераторной «Вепрь АД8-Т400-В18С или аналогичный» без указания параметров эквивалентности такого товара не представляется возможным сделать вывод, товар с какими характеристиками будет признаваться заказчиком эквивалентным.

Во-вторых, заказчиком при описании объекта закупки установлено требование к закупаемому товару – напряжение установки электрогенераторной, не отражающее реальную потребность заказчика в части нормы номинального напряжения.

Установлено, что потребностью заказчика в рамках рассматриваемой закупки является приобретение установки электрогенераторной с количеством фаз генератора-3. При этом, показатель напряжения определен заказчиком – 230 Вольт.

При обозрении содержания ГОСТ 33105-2014 «Установки электрогенераторные с двигателями внутреннего сгорания. Общие технические требования» установлено, что разделом 5 предусмотрены номинальные параметры электрогенераторных установок.

Так, при определении потребности в поставке генератора переменного однофазного тока, нормой номинального напряжения будет являться – 115, 230 Вольт. При этом, в случае потребности в поставке генератора переменного трехфазного тока, нормы номинального напряжения возможны следующие – (230), 400, 6300, 10500 Вольт.

При этом, согласно письменным пояснениям заказчика ГБУЗ Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области (вх. № 7221-ЭП/23 от 27.10.2023) при указанном в описании объекта закупки количестве фаз генератора (3) напряжение 400 Вольт является неизменным.

Таким образом, установленный в описании объекта закупки показатель нормы напряжения установки электрогенераторной 230 Вольт (без указания основного показателя напряжения трехфазного генератора 400, 6300, 10500 Вольт) не может в полной мере соответствовать трехфазному генератору переменного тока.

2. Заказчиком Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, согласно которым, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, а также ч. 1.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым, при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, поскольку заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в действующей редакции размещены описания объекта закупки, противоречащие друг другу.

В соответствии с примененной заказчиком позицией КТРУ 27.11.30.000-00000003 «Установка электрогенераторная» предусмотрен обязательный показатель вида тока – переменный.

При обозрении информации и документов размещенных в единой информационной системе в сфере закупок установлено, что заказчиком Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области размещено два документа в действующей редакции, содержащих описание объекта закупки.

При этом, в документе «Описание объекта закупки» заказчиком определена потребность в показателе вида тока – постоянный (не в соответствии с примененной позицией КТРУ 27.11.30.000-00000003), в то время как документ «Описание изменений» содержит описание объекта закупки с потребностью в приобретении установки электрогенераторной с переменным видом тока.

Таким образом, размещенные заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в действующей редакции описания объекта закупки, противоречащие друг другу, не позволяют потенциальным участникам закупки сделать однозначный вывод о потребности заказчика в таком показателе приобретаемого товара как вид тока.

3. Заказчиком Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 16 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию, в том числе, размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона), поскольку заказчиком в извещении об осуществлении закупки не в полном объеме установлены требования к обеспечению заявки на участие в закупке, а также с учетом Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий", "Правилами формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий") (далее- Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005).

Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что в извещении о проведении закупки заказчиком установлено требование о предоставлении участником закупки обеспечения заявки на участие в закупке.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный ч. 1.2 ст. 45 Закона о контрактной системы.

Частью 2 ст. 45 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которую должна содержать независимая гарантия.

Так, независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией;

3) обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы, по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

5) срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии.

Вместе с тем, Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки не в полном объеме установлены требования к обеспечению заявок, обеспечению с учетом требований ст. 45 Закона о контрактной системе.

Кроме того, согласно ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлены в полном объеме требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке.

4. Заказчиком Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, согласно которым, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: 12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования), поскольку заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона указана следующая информация: «Требования к участникам - Единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ», однако Закон о контрактной системе указывает на то, что извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, а именно требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а не отсылку на статью Закона о контрактной системе.

5. Заказчиком Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе, согласно которым, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а также п. 5 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (ред. от 02.08.2019) "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее – Постановление Правительства № 1042), согласно которым, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке: а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта: 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно); 1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно); б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта: 10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; 5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно); 1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно), поскольку заказчиком в содержание проекта контракта на поставку установки электрогенераторной не включена информация, предусмотренная вышеназванным положением Постановления Правительства № 1042, а именно отсутствует информация об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

Решила:

 

1. Признать жалобу заявителя индивидуального предпринимателя «…………» на действия заказчика Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку установки электрогенераторной за № 0127200000123000023 обоснованной.

2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области нарушения положений п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1, ч. 1.1, ч. 2 ст. 33, п. 12, 16 ч. 1 ст. 42, ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе, п. 5 Постановления Правительства № 1042.

3. Выдать заказчику Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области, оператору электронной площадки ООО «РТС – Тендер» предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о контрактной системе, в том числе об аннулировании осуществляемой закупки.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                                       «…………»

 

 

Члены комиссии                                                                                         «…………»

Связанные организации

Связанные организации не указаны