Решение б/н Решение по делу № 032/01/10-36/2021 от 6 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Заявитель: 

 

ТСН «Фокина 38»

 

Ул. Фокина, д. 38, кв. 2, 241050

 

 Ответчик:

 

АО «Чистая планета»

 

Ул. Фокина, д. 108А,

г. Брянск, 241050

 

 

 

Решение по делу № 032/01/10-36/2021

 

г. Брянск

Резолютивная часть решения оглашена «06» апреля 2021г.

В полном объеме решение изготовлено «20» апреля  2021г.

 

 

 

 Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

Председатель комиссии: <…> – заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

<…> – начальник  отдела товарных и финансовых рынков;

<…> – главный государственный инспектор отдела товарных и финансовых рынков;

<…> – главный государственный инспектор отдела товарных и финансовых  рынков;

<…> – государственный инспектор отдела товарных и финансовых  рынков;

<…> - специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков,

в присутствии на заседании:

<…>  – представителя АО «Чистая планета» по дов. от 27.10.2020 №534/200,

Представитель ТСН «Фокина 38» на рассмотрение дела не явился, уведомлен надлежащим образом, заявлений, ходатайств не подавал.

 

УСТАНОВИЛА:

В Брянское УФАС России поступило заявление ТСН «Фокина 38», уполномоченного протоколом общего собрания членов ТСН от 06.07.2020 №24 подавать жалобы и заявления в антимонопольный орган от имени жильцов многоквартирного дома по адресу: г. Брянск, ул. Фокина, д. 38,  вх. от 29.07.2020 №6690 на неправомерные действия ООО «Газпром энергосбыт Брянск» в части перевода оплаты за услуги «электроэнергия» (поставщик ООО «Газпром энергосбыт Брянск»  ) и обращение с ТКО (поставщик АО «Чистая планета») на один лицевой счет, что лишает потребителя  возможности оплачивать отдельно разные услуги и в той сумме, которую потребитель желает оплатить.

При рассмотрении заявления установлено, что плата по обращению с ТКО включена в состав платы за коммунальную услугу (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации – (далее – ЖК РФ).

Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами регламентирован Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 02.03.2021) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правилами №354).

В соответствии с пунктом 148(40) названных Правил потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, который оказывает такую услугу исполнителю, либо через указанных таким региональным оператором платежных агентов или банковских платежных агентов, если решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. Внесение потребителем платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за указанную коммунальную услугу перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Из анализа положений указанных норм следует, что возможность осуществления расчетов за коммунальные услуги через третьих лиц прямо ограничена законодателем путем определения закрытого круга лиц, привлечение которых к участию в рассматриваемых отношениях между региональным оператором и собственником (нанимателем) жилого помещения возможно – платежные агенты и банковские платежные агенты.

Привлечение иных посредников к осуществлению расчетов законодательно не предусмотрено. 

 01.06.2018 ООО  Газпром энергосбыт Брянск» (Оператор по приему платежей)  и АО «Чистая планета» (Поставщик) заключили договор №ТЭК-Э/23/14/272 на прием платежей физических лиц.

Во исполнение указанного договора ООО «Газпроэнергосбыт Брянск» филиал «Брянскэнергосбыт» в платежный документ на оплату электроэнергии, направляемый потребителям, включил графу «оплата ТКО».

Агентский договор, заключенный между ООО  Газпром энергосбыт Брянск» и АО «Чистая планета», помимо приема от потребителей платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами предусматривает и иные обязательства агента (например, начисление платы за услуги, печать и доставка потребителям платежных документов).

При изложенном нормативном регулировании и имеющих место обстоятельствах Брянским УФАС России сделан вывод, что привлеченное ООО Газпром энергосбыт Брянск» по агентскому договору от 01.06.2018 №ТЭК-Э/23/14/272 не является платежным агентом.

  Изменение порядка перечисления денежных средств за коммунальные услуги, как это определено в Правилах № 354, допуск к осуществлению указанных функций посторонней организации, является неправомерным навязыванием данным соглашением физическим лицам невыгодных для них условий, так как не позволяют потребителю осуществить раздельную (самостоятельную) оплату каждой из указанных в платежном документе коммунальной услуги и содержит признаки нарушения п.3 ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ

В связи с выявленными признаками нарушения АО «Чистая планета» было выдано предупреждение о прекращении указанных действий. В установленный срок предупреждение Обществом исполнено не было.

  На основании изложенного издан приказ управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области  от 19.01.2021  №14 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении АО «Чистая планета» антимонопольного законодательства  по признакам нарушения  пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

АО «Чистая планета» в рассмотрение дела представило пояснение вх. от 26.02.2021 №1440, согласно которым привлечение региональным оператором ООО «Газпром энергосбыт Брянск» для расчетов с собственниками (нанимателями) жилых помещений за коммунальную услугу по обращению с ТКО само по себе не изменяет договорные отношения регионального оператора и собственников по оказанию таких услуг, взаимные обязательства, связанные с оказанием услуги по обращению с ТКО, продолжают оставаться у регионального оператора перед собственниками и наоборот, при этом у собственников не возникает обязательств перед ООО «Газпром энергосбыт Брянск» по оплате услуг по обращению с ТКО.

Согласно размещенной на официальном сайте ООО «Газпром энергосбыт Брянск» филиал «Брянскэнергосбыт» информации (раздел «Потребителям услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами») - филиал «Брянскэнергосбыт» ООО «Газпром энергосбыт Брянск» осуществляет расчетно-кассовое обслуживание населения Брянской области по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании договора, заключенного с единым региональным оператором ОАО «Чистая планета», компания производит начисление платы, сбор денежных средств за утилизацию и сбор мусора, изготавливает платежные документы за услугу, вносит соответствующую строку в квитанции, ведет базу лицевых счетов абонентов и перечисляет собранные с населения платежи на расчетный счет Заказчика.

Для потребителей предусмотрена возможность обратиться с заявлением на перенос денежных средств (образец заявления имеется в разделе «Потребителям услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами»). 

Далее, на официальном сайте ООО «Газпром энергосбыт Брянск» филиал «Брянскэнергосбыт» в разделе «Способы оплаты электроэнергии» указаны следующие способы:

-          на сайте компании через сервис «Личный кабинет клиента»;

-          на сайте компании без регистрации;

-          Центры обслуживания филиала «Брянскэнергосбыт» ООО «Газпром энергосбыт Брянск»;

-          УФПС Брянской области - филиал ФГУП «Почта России»;

-          ПАО «Сбербанк России»;

-          Сервис «Сбербанк Онлайн»; и другие (далее по тексту).

В разделе адреса клиентских офисов содержится информация о «Центрах обслуживания клиентов».

В подтверждение возможности произвести оплату по платежному документу (квитанции), в которой поименованы услуги: «Электроэнергия», «Обращение с ТКО» различными способами, приложены платежные документы, оплаченные через сервис «Сбербанк Онлайн», на сайте компании через сервис «Личный кабинет» (с возможностью отдельной оплаты только за потребленную электрическую энергию), наличными денежными средствами в ЦОК Советского района.

На основании вышеизложенного оснований полагать, что положения данного договора каким-либо образом затрагивают (нарушают) права Потребителей не имеется.

Расчеты за коммунальную услугу по обращению с ТКО осуществляются в соответствии с порядком перечисления денежных средств за коммунальные услуги, установленным Правилами №354.

В рассматриваемом случае отсутствуют факты и доказательства, свидетельствующие о негативном влиянии действий регионального оператора и ООО «Газпром энергосбыт Брянск» в результате достигнутого соглашения (заключения агентского договора) на конкурентную среду на рынке услуг по обращению с ТКО в Брянской области, на рынке услуг по расчетно- информационному обслуживанию коммунальных услуг в Брянской области, на рынке услуг платежных агентов в Брянской области, подтверждающие наступление последствий или реальную возможность такого наступления в виде ограничения конкуренции на указанных товарных рынках, в том числе отказ регионального оператора от осуществления своих функций (самостоятельных действий) как поставщика и исполнителя услуги по обращению с ТКО.

АО «Чистя планета» считает, что нарушений требований Закона о защите конкуренции со стороны Общества и ООО «Газпром энергосбыт Брянск» не имеется.

Изучив представленные сведения, документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссией установлено:

АО «Чистая планета» осуществляет деятельность на рынке оказания услуг по обращению с ТКО в Брянской области, в том числе г. Брянска в качестве регионального оператора по обращению с ТКО с 01.01.2019, то есть является поставщиком  и исполнителем услуги по обращению с ТКО в  Брянской области, в том числе г. Брянска.

Предоставление потребителям коммунальных услуг регламентировано нормативными правовыми актами, в том числе ЖК РФ, Правилами № 354.

Плата по обращению с ТКО включена в состав платы за коммунальную услугу (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

В соответствии с пунктами 148(3)-148(4) Правил № 354 исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом (МКД) могут выступать управляющая организация, товарищество или кооператив, региональный оператор по обращению с ТКО.  

В силу подп. «б» пункта 148(23) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО имеет право привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя:

для доставки платежных документов потребителям;

для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, подготовки доставки платежных документов потребителям.

Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами регламентирован Правилами №354.

В соответствии с пунктом 148(40) названных Правил потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, который оказывает такую услугу исполнителю, либо через указанных таким региональным оператором платежных агентов или банковских платежных агентов, если решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. Внесение потребителем платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за указанную коммунальную услугу перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Из анализа положений указанных норм следует, что возможность осуществления расчетов за коммунальные услуги через третьих лиц прямо ограничена законодателем путем определения закрытого круга лиц, привлечение которых к участию в рассматриваемых отношениях между региональным оператором и собственником (нанимателем) жилого помещения возможно – платежные агенты и банковские платежные агенты.

Привлечение иных посредников к осуществлению расчетов законодательно не предусмотрено.  

С целью уточнения статуса ООО Газпром энергосбыт Брянск» в рамках  агентского договора от 01.06.2018 №ТЭК-Э/23/14/272 Брянским УФАС России  в рамках рассмотрения дела был сделан запрос в адрес  Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Брянской области письмом от 26.03.2021 №2.10-35/05230 сообщило следующее:

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 № ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон) установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Согласно части 3 статьи 2 Закона платежным агентом признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.

Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов (часть 14 статьи 4 Закона).

В то же время пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона установлено, что положения настоящего Закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами.

Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при  приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона).

В письме ФНС России №АБ-4-20/2894@ от 05.03.2021 указано, что налоговые органы при проведении контрольной работы придерживаются позиции, что оказание иных самостоятельных услуг, помимо приема и передачи денежных средств, подпадает под определение деятельности платежного агента и не может исключать обязательность ведения специального банковского счета.

Таким образом, налоговые органы при проведении контрольной работы придерживаются следующей позиции: оказание иных самостоятельных услуг, помимо приема и передачи денежных средств, также подпадает под определение деятельности платежного агента.

Частями 14 и 15 статьи 4 Закона определено, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов, а также сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет.

При этом в случае внесения физическими лицами платы за товары (работы, услуги) наличными денежными средствами самому платежному агенту или через субагента (например, Почта России, ООО «РИРЦ Брянской области») указанные средства подлежат зачислению на специальный банковский счет. В случаях, если оплата физическим лицом производится в безналичной форме (например, в сети Интернет, через кредитную организацию, в том числе посредством клиент-банка), обязанность по использованию специального банковского счета у платежного агента отсутствует и, соответственно, он может зачислять денежные средства на расчетный счет, не являющийся специальным банковским счетом.

Из изложенного следует, что ООО Газпром энергосбыт Брянск» в рамках  агентского договора от 01.06.2018 №ТЭК-Э/23/14/272  имеет статус платежного агента.

 Следовательно, АО «Чистая планета» соблюден порядок перечисления денежных средств за коммунальные услуги, как это определено в Правилах № 354. Факт допуска к осуществлению указанных функций посторонней организации и соответственно навязывание  тем самым невыгодных условий потребителям в рамках рассмотрения дела не подтвердился.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41,  частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.           Дело №032/01/10-36/2021 в отношении АО «Чистая планета» по признакам нарушения п. 3 ч.1 ст.10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях. 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                           <…>

 

Члены Комиссии:                                                                                        <…>

                                                                                                                      <…>

                                                                                                     <…>                                                                                                                                           

                                                                                                            <…>

                                                                                                             <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны