Решение б/н РЕШЕНИЕ от 10 ноября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

                                                        РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                                                г. Брянск

Резолютивная часть решения оглашена  23 октября 2014г.

В полном объеме решение изготовлено  07 ноября 2014г.

 

            Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: «…» –  «…»;

Члены Комиссии:

«…» –  «…»;

«…» –  «…»;

«…» –  «…»;

            При участии:

            От заявителя:

«…» – «…», Решение учредительного съезда Всероссийской политической партии «Автомобильная Россия», выписка из ЕГРЮЛ от 01.07.2014г.;

           От Брянской городской администрации:

«…» – «…», без доверенности, оформленной надлежащим образом;

           От МУП «Брянское троллейбусное управление»:

«…» – «…», доверенность б/н от 12.04.2012г.,

           

            рассмотрев дело №64 по признакам нарушения Брянской городской администрацией (241002, г. Брянск, пр-т Ленина, д.35) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; Брянской городской администрацией (241002, г. Брянск, пр-т Ленина, д.35) и МУП «Брянское троллейбусное управление» (241037, г.Брянск, пр-т Ст.Димитрова, д.5) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

             УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело было возбуждено в связи с поступившим в адрес Брянского УФАС России 19.03.2014г. вх.№1544 обращением «…» по вопросу выполнения  МУП «Брянское троллейбусное управление»  регулярных пассажирских перевозок по маршрутам города Брянска  №84 «Мясокомбинат – Брянск-2 – кинотеатр «Родина»  - Юридический факультет БГУ» и №84к «Ул. Олега Кошевого – Брянск-2 – кинотеатр «Родина»  - Юридический факультет БГУ» без прохождения конкурсной процедуры отбора перевозчиков.

Как следует из обращения, на территории города Брянска автобусами марки Форд, принадлежащими МУП «Брянское троллейбусное управление» осуществляются регулярные перевозки пассажиров по маршрутам № 84 «Мясокомбинат – Юридический факультет БГУ» (дата внесения в реестр маршрутов 25.02.2011г.), маршрут № 84к «Ул. Олега Кошевого — Юридический факультет БГУ» (дата внесения в реестр маршрутов 22.04.2011).

Конкурентная процедура отбора перевозчика для обслуживания маршрутов № 84 и № 84к Брянской городской администрацией не проводилась. Договоры с МУП «Брянское троллейбусное управление» заключены без проведения конкурсов. При открытии маршрутов №84 и №84К Брянской городской администрацией не были разработаны технико-экономические обоснования, не составлено единого сводного расписания движения маршрутных транспортных средств. Схема маршрутов № 84 и № 84К пролегает по улице Степной, где запрещено движение общественного транспорта в силу технических параметров дороги.

Маршруты № 84 и № 84К дублируют разработанные и ранее открытые Брянской городской администрацией маршруты №№ 32, 43, 58, но являются более короткими, пролегают в границах с интенсивным пассажиропотоком. При организации транспортного обслуживания населения с целью обеспечения равной транспортной доступности рекомендуется рассчитывать маршруты таким образом, чтобы убыточность обслуживания спальных районов компенсировалась доходностью работы по районам с устойчивым пассажиропотоком. Транспортные средства маршрутов № 84 и № 84к забрали на себя весь объем перевозок по центральным улицам Фокинского района города Брянска, оставив на обслуживание действующим маршрутам спальные районы с неустойчивым пассажиропотоком. Деятельность по этим маршрутам стала убыточной для  перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров по маршрутам № 32, 43, 58, которые  не получают бюджетные субсидии. Однако, такие субсидии получает МУП «Брянское троллейбусное управление». Следует отметить, что бюджетные субсидии также распределяются между перевозчиками Брянской городской администрацией без проведения процедуры конкурентного отбора.

Заявитель считает, что согласованными действиями Брянской городской администрации и МУП «Брянское троллейбусное управление» были созданы условия ограничения конкуренции на рынке пассажирских перевозок городским общественным транспортом. В созданной ситуации экономической убыточности значительная часть собственников транспортных средств, обслуживающих маршруты №№ 32, 43, 58, приняла решение о прекращении предпринимательской деятельности и ушли с рынка пассажирских перевозок. Как результат, на сегодняшний момент маршруты №№ 32, 43, 58 имеют недокомплект более 50%, что существенно сказывается на транспортном обслуживании населения «спальных» районов города.

В процессе рассмотрения дела заявитель уточнил требования (вх.№6005 от 10.07.2014г., вх.№6695 от 31.07.2014г.).

Из представленных уточнений следует, что между Брянской городской администрацией и МУП «Брянское троллейбусное управление» был заключен договор на транспортное обслуживание населения № 16 от 23 марта 2009 года. Согласно п.п. 1.1. и 1.2 предметом договора являлось транспортное обслуживание населения города Брянска городским электрическим транспортом. Сторонами определен трехлетний срок действия договора с момента его подписания (п.7.1). 29 августа 2011 года сторонами подписано дополнительное соглашение к договору, предусматривающее право исполнителя осуществлять перевозки пассажиров городским электрическим транспортом и иными транспортными средствами. 23 марта 2012 года стороны подписали дополнительное соглашение к договору, предусмотрев в п.7.2 раздела 7, что если за тридцать дней до окончания договора ни одна из сторон не заявит возражений, то договор считается пролонгированным на тех же условиях на тот же срок.

Заявитель считает, что сторонами был нарушен порядок заключения договора, а также содержание договора не соответствует типовой форме, утвержденной Брянским городским советом народных депутатов.  Договор № 16 от 23 марта 2009 года с МУП «Брянское троллейбусное управление» подписан от имени Брянской городской администрации заместителем Главы администрации по вопросам транспорта без проведения торгов в отсутствие оснований, исключающих обязанность их проведения. Пунктом 2.2.5 предусмотрены компенсации выпадающих доходов предприятия от перевозки льготных категорий граждан и частичное погашение убытков финансово- хозяйственной деятельности исполнителя за счет за счет заказчика.

Кроме того, как следует из представленных уточнений, заявитель в том числе считает, что:

- в действиях Брянской городской администрации имеется нарушение требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135- ФЗ «О защите конкуренции» в части не размещения публичного предложения на заключение договора выполнения пассажирских перевозок по маршрутам городского сообщения №84к  «Садовое товарищество - ЮРФАК БГУ», № 84 «Мясокомбинат- ЮРФАК БГУ»; не проведения торгов по маршрутам городского сообщения № 84к «Садовое товарищество - ЮРФАК БГУ», № 84 «Мясокомбинат— ЮРФАК БГУ»;

- в действиях Брянской городской администрации имеется нарушение требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135- ФЗ «О защите конкуренции» в части принятия постановлений о порядке предоставления из бюджета муниципального образования город Брянск субсидий муниципальным унитарным предприятиям и иным перевозчикам на возмещение части затрат, возникших в результате перевозки пассажиров и багажа по городским муниципальным маршрутам», создающего           неравные (дискриминационные) условия допуска к муниципальному ресурсу - субсидиям из бюджета муниципального образования город Брянск, в том числе и принятия Постановления Брянской городской администрации от 18.04.2014г. № 942-п «О порядке предоставления субсидий юридическим лицам, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории города Брянска в 2014 году»;

- в действиях МУП «Брянское троллейбусное управление» имеется нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-Ф3 «О защите конкуренции»,  выражающееся в недобросовестной конкуренции, а именно принятии самостоятельно решения об изменении схемы движения маршрута № 84к «Садовое товарищество — ЮРФАК БГУ;

- в действиях Брянской городской администрации и МУП «Брянское троллейбусное управление» имеется нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-Ф3 «О защите конкуренции», выражающееся в заключении договора № 16 от 23 марта 2009 года и дополнительных соглашений к нему без размещения муниципального заказа, а также с нарушением требований п. 3 ст. 9 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Из информации, представленной Брянской городской администрацией от 14.04.2014г. №3/14-3290 (вх.№3254 от 14.04.2014г.), от 10.07.2014г. №3/14-6633 (вх.№5994 от 10.07.2014г.) следует, что  перевозки по маршрутам города Брянска №84 и №84к осуществляет МУП «Брянское троллейбусное управление», без прохождения процедуры конкурсного отбора. МУП «Брянское троллейбусное управление» осуществляет перевозки по данным маршрутам в рамках договора на транспортное обслуживание населения №16 от 23.03.2009г. (в ред. от 29.08.2011г.). В связи с этим, учитывая социальную роль по перевозке льготных категорий пассажиров, конкурсы проведены не были.

Из представленных пояснений МУП «Брянское троллейбусное управление» (далее – МУП «БТУ»)  от 30.07.2014г. №1453 (вх.№6591 от 30.07.2014г.)  следует, что в соответствии с Уставом МУП «Брянское троллейбусное управление» (утв. Распоряжением Брянской городской администрации №908-р от 18.12.2006 года), а также действующим Уставом (утв. Постановлением Брянской городской администрации №967-п от 02.05.2012г.) определены следующие цели деятельности Предприятия:

«п.2.1.  Целью  деятельности  Предприятия  является  оказание  транспортных услуг  населению, выполнение городских социально - экономических заказов и получение прибыли».

«п.2.2. Для достижения указанных целей Предприятие осуществляет следующие виды деятельности: - организация движения троллейбусов и других транспортных средств по маршрутам городского пассажирского транспорта, в том числе по заказам юридических и физических лиц...».

МУП «БТУ» полагает, что подобное определение целей и видов деятельности, предусмотренное Уставом МУП «БТУ», предполагает, что для осуществления пассажирских перевозок Предприятие вправе использовать как троллейбусы, так и автобусы, находящиеся на балансе Предприятия.

23.03.2009г. между Брянской городской администрацией и МУП «БТУ» был заключен Договор №16 на транспортное обслуживание населения города Брянска городским электрическим транспортом, т.к. на момент заключения Договора единственным типом транспортных средств, имеющихся на Предприятии, были троллейбусы. После приобретения в 2010-2011гг. автобусов Форд (транспортных средств типа М2, меньшей вместимости, чем троллейбусы) 29.08.2011г. между Брянской городской администрацией и МУП «БТУ» было заключено Дополнительное соглашение к Договору №16, предусматривающее использование иных транспортных средств (автобусов) для осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам с предоставлением льгот социально необеспеченным категориям горожан.

Также из пояснений МУП «БТУ» следует, что в соответствии с Законом Брянской области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области» и на основании п.2.1.2 Договора №16 «На транспортное обслуживание населения» от 23.03.2009г. МУП «БТУ» обеспечивает перевозку отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки. При проезде в автобусах Форд действуют все виды проездных билетов. Кроме того 3 автобуса имеют специальное оборудование для перевозки инвалидов-колясочников и такие перевозки регулярно осуществляются рейсовыми автобусами при работе на маршруте, в рамках обеспечения доступной среды для людей с ограниченными возможностями.

МУП «БТУ» считает, что при заключении Договора №16 от 23.03.2009г. и дополнительных соглашений к нему не нарушен порядок заключения договоров. Кроме того, в Уставе предприятия как в предыдущей (п.4.6), так и в действующей редакции (п.4.7) соответственно предусмотрены следующие действия, которые Предприятие совершать не вправе: «отказаться от заключения контракта на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд и нужд города Брянска и вытекающих из этого контракта договоров с организациями - потребителями, при условии, если они не влекут убытков для предприятия».

МУП «БТУ» также указывает, что с вводом в эксплуатацию автобусов «Форд» были существенно снижены объемы транспортной работы троллейбусов со 142 единиц (2009 год) до 116 (в 2011 году) и далее до 110 единиц (к 2014 году). Продолжительность работы одного троллейбуса на линии была снижена почти на 1/3. В часах работы всего троллейбусного парка на линии эта величина падала, начиная с 2009 до 2014 года, с 1500 часов в день до 1100 часов сегодняшний день.

Поскольку по маршруту следования «Мясокомбинат - Юридический факультет БГУ» (на сегодняшний день маршрут №84) еще с 2009 года осуществлялись подвозные рейсы троллейбусом в утренние часы и сама организация маршрута и выбор схемы его движения объединяли троллейбусные маршруты №8 и №4, то и работа автобусов по маршруту, существование которого было узаконено Постановлением Брянской городской администрации №319-п от 24.02.2011 года, организовывалась строго по тем участкам дорог, где есть инфраструктура (контактная сеть) троллейбусов, с тем, чтобы осуществлять по маршруту согласованную работу разных типов подвижного состава (троллейбусов и автобусов).

После принятия Постановления об открытии маршрута в адрес Брянской городской администрации поступило письмо от сотрудников ГБУЗ «Брянская городская больница №4» с предложением организовать разворотное кольцо у проходной больницы по просьбе коллектива и многочисленных посетителей больницы. МУП «БТУ» со своей стороны направило в Брянскую городскую администрацию ответ, что не возражает против переноса разворотного кольца на 200 метров влево от первоначального его местонахождения, т.к.  это не влияло на безопасность перевозки, а остановка «Больница №4» - по-прежнему остается последней остановкой на ул.Бежицкой по трассе маршрута и никаких изменений на размеры пассажиропотока или его перераспределение в связи с изменением местоположения разворотной площадки для автобусов нет и быть не может. В итоге МУП «БТУ» было принято решение пойти навстречу обращению коллектива больницы №4 и качестве разворотной площадки до сих пор используется площадка перед проходными больницы.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, Комиссией Брянского  УФАС России установлено следующее:

1. 24.02.2011г. Брянской городской администрацией было принято Постановление №319-П «Об открытии маршрута регулярных перевозок города Брянска №84 «Мясокомбинат – Брянск-2 – пл.Ленина – Курган Бессмертия – Юридический факультет БГУ».

Согласно п.1. Постановления №319-П маршрут №84 открыт с 01 марта 2011г.,  п.2. данного Постановления предусмотрено заключение с перевозчиком, соответствующим установленным требованиям и принявшим настоящее публичное предложение, договор на выполнение временных регулярных перевозок по маршруту города Брянска №84 на срок до дня заключения договора по результатам проведенного конкурса на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по маршруту г.Брянска №84, с целью проведения мониторинга пассажиропотока на данном маршруте для определения необходимого количества транспортных средств».

В силу пунктов 3.1. и 3.2. Постановления Брянской городской администрации №319-П Отделу по промышленности, транспорту и связи Брянской городской администрации  необходимо внести информацию об открытом маршруте города Брянска №84 в реестр маршрутов города Брянска в течение 10 дней со дня открытия данного маршрута; подготовить сведения для публикации извещения о проведении конкурса на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по маршруту города Брянска №84 в установленный срок.

21.04.2011г. Брянской городской администрацией было принято Постановление №921-П «Об открытии маршрута регулярных перевозок города Брянска №84к «ул.Олега Кошевого – Брянск-2 – пл.Ленина – Курган Бессмертия – Юридический факультет БГУ».

Согласно п.1. Постановления №921-П  маршрут №84к открыт с 21 апреля 2011г.,   п.2. данного Постановления предусмотрено заключение с перевозчиком, соответствующим установленным требованиям и принявшим настоящее публичное предложение, договор на выполнение временных регулярных перевозок по маршруту города Брянска №84к на срок до дня заключения договора по результатам проведенного конкурса на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по маршруту г.Брянска №84к, с целью проведения мониторинга пассажиропотока на данном маршруте для определения необходимого количества транспортных средств».

В силу пунктов 3.1. и 3.2. Постановления Брянской городской администрации №921-П Отделу по промышленности, транспорту и связи Брянской городской администрации  необходимо внести информацию об открытом маршруте города Брянска №84к в реестр маршрутов города Брянска в течение 10 дней со дня открытия данного маршрута; подготовить сведения для публикации извещения о проведении конкурса на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по маршруту города Брянска №84к в установленный срок.

Как следует из информации, представленной Брянской городской администрацией от 14.04.2014г. №3/14-3290 (вх.№3254 от 14.04.2014г.) записи об открытии маршрутов города Брянска №84 и №84к были внесены в Реестр маршрутов города Брянска (МУП «Брянское троллейбусное управление»).

Согласно Реестру маршрутов города Брянска (МУП «БТУ») по состоянию на 01 марта 2014г. запись об открытии маршрута №84  была внесена в реестр 25.02.2011г., запись об открытии маршрута №84к была внесена 22.04.2011г.

Брянской городской администрацией были представлены копии паспортов маршрутов города Брянска №84 «Мясокомбинат» - «ЮРФАК БГУ» и  №84к «Садовое общество» - «ЮРФАК БГУ». Из представленных паспортов маршрутов следует, что они составлены по состоянию на 01 августа 2012 года.

Вместе с тем, Брянской городской администрацией не размещались публичные предложения о заключении договоров на выполнение временных регулярных перевозок по маршрутам города Брянска №84  №84к на срок до дня заключения договоров по результатам проведенных конкурсов на право заключения договоров на выполнение регулярных перевозок по маршрутам г.Брянска №84 и №84к, с целью проведения мониторинга пассажиропотока на данных маршрутах для определения необходимого количества транспортных средств.

Брянской городской администрацией также не были проведены конкурсы на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по маршрутам города Брянска №84 и №84к.

При этом, в августе 2011г. Брянской городской администрацией объявлялся конкурс на право осуществления коммерческих перевозок по  маршруту  № 84 «Мясокомбинат – Брянск 2 – кинотеатр «Родина»  - пл.Ленина – Курган Бессмертия – Юрфак БГУ» города Брянска.

Однако, согласно Протоколу №1 от 20 сентября 2011г. заседания городской конкурсной комиссии по проведению конкурса на право осуществления коммерческих перевозок по  маршруту  № 84 «Мясокомбинат – Брянск 2 – кинотеатр «Родина»  - пл.Ленина – Курган Бессмертия – Юрфак БГУ» города Брянска, в связи с отсутствием допущенных на конкурс претендентов  конкурс на право осуществления коммерческих перевозок по  маршруту  № 84 «Мясокомбинат – Брянск 2 – кинотеатр «Родина»  - пл.Ленина – Курган Бессмертия – Юрфак БГУ» города Брянска был признан несостоявшимся.

Брянской городской администрацией были представлены материалы по обследованию пассажиропотока на маршруте №84 (автобус) с 17 по 23 марта 2011г.;  25 января 2012г.; 22 и 24 мая 2012г.

Вместе с тем, из представленных материалов по обследованию пассажиропотока на маршруте №84 не следует, кем именно проводилось обследование, а также не указано количество транспортных средств, необходимых для обслуживания маршрута.

Паспорта  маршрутов города Брянска №84 «Мясокомбинат» - «ЮРФАК БГУ» и  №84к «Садовое общество» - «ЮРФАК БГУ» были составлены по состоянию на 01 августа 2012 года.

Из представленных письменных пояснений Брянской городской администрации от 10.07.2014г. №3/14-6633 (вх.№5994 от 10.07.2014г.) по вопросу не проведения конкурсов на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по маршрутам города Брянска №84 и №84к следует, что МУП «Брянское троллейбусное управление» осуществляет перевозки по данным маршрутам в рамках договора на транспортное обслуживание населения №16 от 23.03.2009г. (в ред. от 29.08.2011г.). В связи с этим, учитывая социальную роль по перевозке льготных категорий пассажиров, конкурсы проведены не были.

Брянской городской администрацией с МУП «Брянское троллейбусное управление» был заключен Договор №16 от 23 марта 2009г. на транспортное обслуживание населения городским электрическим транспортом (троллейбусы). Согласно п. 1.1.  указанного Договора предметом настоящего договора является транспортное обслуживание населения города Брянска.  П.1.2 данного договора предусмотрено, что Заказчик (Брянская городская администрация) поручает, а Исполнитель (МУП «Брянское троллейбусное управление») принимает на себя обязательства по осуществлению перевозки пассажиров городским электрическим транспортом (троллейбусы) по маршрутам  регулярных перевозок города Брянска. В соответствии с п.7.1. Договора договор вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует в течение трех лет с момента подписания.

29 августа 2011г. между Брянской городской администрацией и МУП «Брянское троллейбусное управление» было заключено Дополнительное соглашение б/н  к договору от 23.03.2009г. №16. В соответствии с п.1 Соглашения  текст названия договора изложен в следующей редакции: «Договор на транспортное обслуживание населения». В силу п.2 Соглашения п. 1.2. Договора изложен в новой редакции: «1.2.  «Заказчик» поручает, а «Исполнитель» принимает на себя обязательства по осуществлению перевозки пассажиров городским электрическим транспортом (троллейбусы) и иными транспортными средствами, предназначенными для перевозки пассажиров».

23 марта 2012г. между Брянской городской администрацией и МУП «Брянское троллейбусное управление» было заключено Дополнительное соглашение №10 к договору от 23.03.2009г. №16 (в редакции от 29.08.2011), в соответствии с которым пункт 7.2. раздела 7 «Сроки действия договора, основания его продления» изложен в следующей редакции: «7.2. В случае, если за 30 дней до окончания срока действия настоящего договора ни одна из сторон не заявит возражений, договор считается пролонгированным на тех же условиях на такой же срок»; пункт 7.2. Договора на транспортное обслуживание населения от 23.03.2009г. №16 (в редакции от 29 августа 2011г.) считать пунктом 7.3.

Вместе с тем Договор №16 от 23 марта 2009г., дополнительные соглашения от 29.08.2011г. б/н  и от 23.03.2012г. №10 к вышеуказанному договору заключены Брянской городской администрацией с МУП «БТУ» без проведения конкурса в нарушение действующих нормативных правовых актов, что ограничило доступ на данный рынок хозяйствующих субъектов, т.к. не были созданы равные возможности для участия в отборе на право заключения договора  на перевозку пассажиров по маршрутам города Брянска №84 и №84к, а МУП «БТУ» приобрело возможность осуществлять деятельность по перевозке пассажиров без конкурентных процедур.

В соответствии со статьей 16  Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

2. Комиссией Брянского УФАС России был рассмотрен довод заявителя о наличии в действиях МУП «Брянское троллейбусное управление»  нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выражающееся в недобросовестной конкуренции, а именно принятии самостоятельно решения об изменении схемы движения маршрута № 84к «Садовое товарищество — ЮРФАК БГУ».

В соответствии с п.9 ст.4  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимы доказательства в совокупности всех условий, в том числе,  доказательства наличия конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, наличие соперничества, состязательности между ними на рынке, действия должны быть направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

При этом, доказательств всех признаков недобросовестной конкуренции, позволяющих квалифицировать указанные действия МУП «БТУ» как нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», а именно, доказательств причинения убытков, в т.ч. путем снижения количества перевезенных пассажиров у других хозяйствующих субъектов, в результате указанных действий МУП «БТУ» по изменению схемы движения маршрута, не имеется.

3. Из обращения и представленных в рассмотрение дела уточнений заявителя также следует, что Брянская городская администрация нарушает требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ "О защите конкуренции" в части издания постановлений, утверждающих Порядок распределения муниципальных субсидий, создавая неравные (дискриминационные) условия допуска к муниципальному ресурсу - субсидиям из бюджета муниципального образования город Брянска на возмещение части затрат, возникающих при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, в зависимости от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта (перевозчика) и наличия у него подвижного состава. (Постановление Брянской городской администрации от 18.04.2014г. №942-п, Постановление Брянской городской администрации от 23.12.2013г. №3276-п, от 04.03.2011г.№ 415-п).  Согласно Постановлению Брянской городской администрации от 18.04.2014г. № 942-п субсидии могут получить только юридические лица, осуществляющие перевозку пассажиров автомобильным и электрическим транспортом имеющие в составе парка не менее 130 единиц транспорта большой вместимости и определенный перечень материальной базы.

Вместе с тем, Постановление Брянской городской администрации от 18.04.2014г. №942-п  "О порядке предоставления субсидий юридическим лицам, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории города Брянска, в 2014 году" является действующим.

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Пунктом 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В процессе рассмотрения данного дела Комиссией Брянского УФАС России  не установлено несоответствия Постановления Брянской городской администрации от 18.04.2014г. №942-п, положениям статьи 78 БК РФ.

4. В рассмотрение дела Брянской городской администрацией была представлена информация от 24.07.2014г. №7/14-6882 (вх.№6467 от 25.07.2014г.), из которой следует, что  по маршрутам города Брянска  №84 «Мясокомбинат – Брянск 2 – кинотеатр «Родина» - пл.Ленина – Курган Бессмертия – Юрфак БГУ»  и №84к «Садовое общество – Юрфак БГУ» объявлены конкурсы на право осуществления коммерческих перевозок, в подтверждение чего была представлена копия муниципальной газеты «Брянск» от 18.07.2014г. №28д (758), в которой размещены извещения и конкурсная документация к указанным конкурсам.

Согласно извещениям о проведении конкурсов по маршрутам города Брянска №84 и №84к место, порядок, даты начала приема документов для участия в конкурсе: документы для участия в конкурсе представляются претендентом в Брянскую городскую администрацию в запечатанном конверте по адресу г. Брянск, Б-р Гагарина, д.1, каб.1, начиная с 21 июля 2014 года, в рабочие дни с 8 часов 30 минут ( в пятницу до 16 часов 30 минут); окончание приема документов для участия в конкурсе: до 17 часов  45 минут 26 августа 2014 г. по адресу г.Брянск, Б-р Гагарина, д.1, каб.1; место, дата и время вскрытия конвертов с документами, поданными для участия в конкурсе: г. Брянск, пр. Ленина, д.35, каб.7., 29 августа 2014 г, 15 часов 00 минут.

Как следует из извещений, количество транспортных средств, необходимых для обслуживания маршрута  №84 – 15 единиц (автобусы) категорий М2, М3; количество транспортных средств, необходимых для обслуживания маршрута  №84к – 2 единицы (автобусы) категорий М2, М3.

Брянской городской администрацией в обоснование необходимости привлечения автотранспортных средств в количестве, указанном в конкурсных документациях к объявленным 18.07.2014г. конкурсам по маршрутам №84 и №84к. представлены материалы по обследованию пассажиропотока на маршруте №84 «Мясокомбинат – Брянск 2 – пл.Ленина – школа №1 – Больница №4 – Юрфак БГУ» 20-28 мая 2014г.,  пояснительная записка по вопросу организации работы маршрутов №84 и №84к для обеспечения перевозок в течение дня (вх.№7438 от 26.08.2014г.).

Однако, процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсах по маршрутам №84 и №84к, назначенная на 29.08.2014г., не состоялась.

Как следует из информации, представленной Брянской городской администрацией от 06.10.2014г. №1/14-6633 (вх.№8523 от 07.10.2014г.), заседание городской конкурсной комиссии для проведения процедуры вскрытия конвертов с документами, поданными для участия в конкурсе, не состоялось ввиду отсутствия необходимого количества членов городской конкурсной комиссии.

По состоянию на 23 октября 2014г. процедура конкурсного отбора не проведена.

   Таким образом, Комиссия Брянского УФАС России пришла к выводу о том, что Брянской городской администрацией нарушены нормы части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в т.ч. в части бездействия, а именно, не проведения конкурсов на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по маршрутам города Брянска  №84 и №84к.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях Брянской городской администрации нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в действиях Брянской городской администрации и МУП «Брянское троллейбусное управление» нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

           

            Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,   частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

         1. Признать в действиях Брянской городской администрации нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  в части бездействия, а именно, не проведения конкурсов на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по маршрутам города Брянска  №84 «Мясокомбинат – Брянск-2 – пл.Ленина – Курган Бессмертия – Юридический филиал БГУ» и №84к «ул.Олега Кошевого – Брянск-2 – пл.Ленина – Курган Бессмертия – Юридический филиал БГУ».

            2. Выдать предписание Брянской городской администрации о  прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

            3. Нарушение прекратить путем:

            -  проведения в надлежащем порядке конкурсов на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по маршрутам города Брянска  №84 «Мясокомбинат – Брянск-2 – пл.Ленина – Курган Бессмертия – Юридический филиал БГУ» и №84к «ул.Олега Кошевого – Брянск-2 – пл.Ленина – Курган Бессмертия – Юридический филиал БГУ».

   4. Признать в действиях Брянской городской администрации и МУП «Брянское троллейбусное управление»  нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона  от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов, а именно, в части разрешения МУП «Брянское троллейбусное управление» без проведения торгов в рамках муниципального заказа на выполнение пассажирских перевозок транспортом общего пользования и конкурса на право осуществления коммерческих перевозок по маршрутам города Брянска выполнения пассажирских перевозок по маршрутам города Брянска №84 и №84к;      в части заключения между Брянской городской администрацией и МУП «Брянское троллейбусное управление» дополнительных соглашений от 29.08.2011г. б/н  и от 23.03.2012г. №10 к Договору №16 от 23 марта 2009г. на транспортное обслуживание населения городским электрическим транспортом (троллейбусы) без проведения конкурса в нарушение действующих нормативных правовых актов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке регулярных перевозок по маршрутам города Брянска.

   5. Предписание не выдавать в связи с тем, что. вышеуказанные соглашения, заключенные между Брянской городской администрацией и МУП «Брянское троллейбусное управление», могут быть расторгнуты в судебном порядке, по соглашению сторон, а также в иных, предусмотренных законом случаях.

            6. Передать материалы дела должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии:                                                                                         «…»

 

Члены комиссии:                                                                                                       «…»

 

      «…»

 

      «…»

 

 

 

      Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

        Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа  статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны