Решение б/н Решение по делу № 032/06/69-892/2021 о нарушении требований ... от 10 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ООО «Спецмедпроект-Регион»

«……»

 

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области

«……»

 

АО «Сбербанк-АСТ»

«…….»

 

 

Решение по делу № 032/06/69-892/2021

о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

«10» сентября 2021 года                                                                                  г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Председателя комиссии:  «……»

Членов Комиссии: «……»

в присутствии:

«…….». – представителя заказчика Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области, действующего на основании доверенности № 18 от 06.09.2021 года;

«…….» – представителя заявителя ООО «Спецмедпроект-Регион», действующего на основании доверенности № 2/21 от 07.09.2021 года,

рассмотрев поступившую жалобу ООО «Спецмедпроект-Регион» на действия заказчика УФСИН России по Брянской  области  при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств № 0127100001721000047, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установила следующее:

16.08.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение и документация об аукционе в электронной форме на поставку дезинфицирующих средств № 0127100001721000047.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 805 146,51 рублей.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены действиями единой комиссией заказчика УФСИН России по Брянской области в части признания не соответствующей требованиям, установленным аукционной документации, заявки заявителя с идентификационным номером №27.

Заслушав представителей заявителя, заказчика, изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

  1. Заказчиком УФСИН России по Брянской области нарушены положения ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, согласно которым в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку:

во-первых, заказчиком неправомерно установлено ограничение допуска товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 г. № 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 г.).

Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень № 1).

В соответствии с частью 1, 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Правила государственной регистрации медицинских изделий на территории Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416.

Таким образом, ограничения на закупку дезинфицирующих средств для государственных и муниципальных нужд, предусмотренные Постановлением № 102, распространяются исключительно в случае закупки медицинских изделий, содержащих антисептические и дезинфицирующие препараты, которые зарегистрированы в качестве медицинских изделий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

На основании изложенного на закупку дезинфицирующих средств, обращающихся на территории Российской Федерации и не зарегистрированных в качестве медицинских изделий, не распространяются ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренные Постановлением № 102.

Потребностью заказчика являются дезинфицирующие средства с кодом ОКПД2 20.20.14.000.

В перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства от 05.02.2015 № 102 включен код в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКПД2) 20.20.14.000 – «медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты».

В соответствии с Постановлением Правительства от 05.02.2015 № 102 продукция, соответствующая коду по ОКПД2 20.20.14.000, входит в перечень, утвержденный Постановлением Правительства от 05.02.2015 № 102.

Однако, поскольку дезинфицирующие средства не относятся к изделиям медицинского назначения, в связи с чем Постановлением Правительства от 05.02.2015 № 102 в рамках настоящей закупки не применяется.

Заказчиком также не представлено доказательств того, что закупаемые им дезинфицирующие средства являются медицинскими изделиями.

 Кроме того, согласно Постановления Правительства от 05.02.2015 № 102 при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) по коду 20.20.14.000 ограничения распространяются на медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты.

В документации об электронном аукционе установлены запреты и ограничения только на основании кода ОКПД2, без учета наименования вида, указанного в Перечне.

Таким образом, заказчиком неправомерно установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Постановлением Правительства № 102 от 05.02.2015 г., что не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе и Постановление Правительства № 102 от 05.02.2015 г.

Нарушение заказчиком положений ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении ограничения допуска товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 г. № 102, повлекло за собой необоснованное принятие решения о признании заявок участников закупки под №27, 99, 225, 162, 124, 105 и 248 несоответствующими требованиям документации об электронном аукционе за № 0127100001721000047, в соответствии  с п.3 ч.6 ст.69 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44), предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 №44-ФЗ (согласно п.2 постановления Правительства № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 102), заказчик отклоняет  все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно которые содержат предложения в отношении всех видов медицинских изделий, страной происхождения которых являются государства – члены Евразийского экономического союза, подтвержденной сертификатом о происхождении товара (сертификат СТ-1)).

На основании изложенного, а также  в соответствии с п.7.2 аукционной документации при наличии двух заявок, соответствующих положениям пункта 2 Постановления № 102, и содержащих сертификат происхождения товара, иные заявки (окончательные предложения) участников закупки, содержащие предложения о поставке иностранного медицинского изделия, а также о поставке медицинского изделия, страной происхождения которого является государство – член Евразийского экономического союза, но не содержащие сертификат происхождения товара, подлежат отклонению.

во-вторых, заказчиком неправомерно не установлены ограничения допуска в соответствии Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617).

Так, предметом осуществляемой закупки является поставка дезинфицирующих средств.

Заказчиком определен код ОКПД 2 20.20.14.000 медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты.

При этом, укрупнённый код ОКПД 2: 20.20.1, включающий в себя код ОКПД 2 20.20.14.000, включен в перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.

Однако, ограничения допуска в соответствии Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 в отношении товаров с ОКПД2 20.16.40.110 отсутствуют в документации о проведении электронного аукциона за № 0127100001721000047.

Выявленное в действиях заказчиков нарушение требований Закона о контрактной системе свидетельствует о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Заказчиком УФСИН России по Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 7.1 ст.94 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, поскольку заказчиком включено в п.7.5 проекта контракта условие о том, что оформление документа о приемке поставленного товара, осуществляется только после предоставления поставщиком обеспечения гарантийного обязательства в срок не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты поставки товара, однако, требование об обеспечении гарантийных обязательств в документации об электронном аукционе отсутствуют.

Таким образом, поскольку требование об обеспечении гарантийных обязательств в документации об электронном аукционе заказчиком не установлено, следовательно, приемка товара не может быть привязана к условию о предоставлении поставщиком обеспечения гарантийного обязательства в срок не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты поставки товара.

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3.  Заказчиком УФСИН России по Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов, поскольку заказчиком не установлен порядок определения размера штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.

Так, согласно п. 5 «Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом» Постановления Правительства № 1042 установлено:

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:

а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Однако, при обозрении проекта контракта установлено, что заказчиком не установлен порядок определения размера штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

Решила:

 

1. Признать жалобу ООО «Спецмедпроект-Регион» на действия заказчика УФСИН России по Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств № 0127100001721000047 обоснованной.

2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика УФСИН России по Брянской области нарушения требований ч. 3 ст. 14, ч. 7.1 ст.94, ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 года № 1042.

3. Выдать заказчику УФСИН России по Брянской области, оператору электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ» предписание об устранении выявленных нарушений ч. 3 ст. 14, ч. 7.1 ст.94, ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 года № 1042, в том числе об аннулировании закупки.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                     «……»

 

Члены  комиссии                                                                                      «…..»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны