Решение б/н Решение по жалобе №68 на действия заказчика ГБОУ «Брянская о... от 21 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по жалобе №68 на действия заказчика ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» при проведении закупки способом запроса цен в электронной форме на право заключения договора  на выполнение работ по ограждению территории учреждения (извещение № 31604152885) в части установления в документации о закупке требований к выполнению работ, которые влекут за собой необоснованное ограничение  количества участников закупки.

 «18» октября 2016 года                                                                                                      г. Брянск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия)  в составе: «…»

 «…»

 «…»

 «…»

представителей: ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» - «…».,  доверенность № б/н от 18.10.2016 г.,

заявитель не явился, уведомлен.

рассмотрев жалобу«…» на действия заказчика ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» при проведении закупки способом запроса цен в электронной форме на право заключения договора  на выполнение работ по ограждению территории учреждения (извещение № 31604152885) в части установления в документации о закупке требований к выполнению работ, которые влекут за собой необоснованное ограничение  количества участников закупки,

установила:

10.10.2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области поступила жалоба  «…» на действия заказчика ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» при проведении закупки способом запроса цен в электронной форме на право заключения договора  на выполнение работ по ограждению территории учреждения (извещение № 31604152885) .

Информация о рассмотрении жалобы 12.10.2016г. была размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области: www.bryansk.fas.gov.ru.

Как следует из жалобы, в п. 12  извещения о проведении запроса цен в электронной форме содержатся требования, предъявляемые к участнику запроса цен: участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (наличие лицензий, членства в СРО и т.п.),  при этом не раскрывая, какие именно лицензии должна быть и для каких работ необходимо членство СРО.

Также заявитель указывает, что документация о закупке составлена таким образом, что нельзя понять, по каким показателям и как будут рассматриваться заявки участников закупки:

- в п. 2 ч.11 Извещении указано, что ценовая заявка должна содержать подробные сведения о наименовании, марке, товарном знаке и характеристиках поставляемых товаров, наименовании, характеристиках, описании выполняемых работ, оказываемых услуг в соответствии с частью 4 настоящего извещения, но в ч. 4 извещения указан способ закупки – открытый запрос цен в электронной форме.

- в п. 3 ч.11 Извещения указано, что ценовая заявка должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки требованиям, установленным в соответствии с частью 15 и 16 настоящего извещения. Однако ч.15 извещения содержит информацию о месте и дате рассмотрения ценовых заявок и подведения итогов закупки, а ч. 16 извещения содержит указание на использование дополнительных элементов закупки, работ, услуг (при использовании таких элементов).

С указанной жалобой заказчик ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» не согласно, из пояснений (вх.№7757 от 13.10.32016г.) следует, что Заказчиком установлено требование к участнику соответствовать законодательству РФ, а не обязательность членства в СРО. В скобках дается расшифровка какие требования могут быть установлены законодательством РФ, а именно наличие лицензий, членства в СРО и т.п.

Так же в соответствии с ч. 3 порядка проведения запроса цен любой участник процедуры закупки был вправе направить в письменной форме или посредством площадки ЕСТП запрос о разъяснении положений извещения (документации) о проведении запроса цен. На протяжении срока приема заявок запроса на разъяснение положений документации Заказчику не поступало.

При этом на запрос цен, извещение №31604152885,  было подано 5 заявок.

Заказчик считает, что нарушений в виде ограничения конкуренции допущено не  было, закупка проведена в соответствии с 223-Ф3, Положением о закупках и нормами Федерального закона № 135 -ФЗ.

Рассмотрев материалы жалобы, представленные заявителем и ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее:

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального Закона от 17.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова», утвержденным от 26.09.2016 г. Директором департамента образования и науки Брянской области «…» (далее – Положение).

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального Закона от 17.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в т.ч.: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации по отношению к участникам закупки.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Федерального Закона от 17.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» определено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно ч.8 ст. 4 Закона о закупках, извещение о закупке является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

В п.12 извещения о проведении запроса цен в электронной форме (№ 31604152885) содержатся требования, предъявляемые к участнику закупки:

- участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (наличие лицензий, членства в СРО и т.п.);

-  обладать правоспособностью (дееспособностью для физических лиц) участвовать в закупочных процедурах и осуществлять поставку ТРУ;

- обладать необходимыми лицензиями и сертификатами на товары и услуги в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации;

   - не находиться в процессе ликвидации или не быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом).

   - Допуски Ростехнадзора к данным видам работ.

Предметом данной закупки является ограждение территории учреждения. На данные виды работ не требуется наличие  лицензии СРО согласно Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Таким образом, заказчик, установил требования к участникам закупки, не предусмотренным действующим законодательством.

Согласно п. 6 порядка проведения запроса цен, заказчик вправе отклонить Заявки на участие в Запросе цен Участников, если они не соответствуют форме ценовой заявки, указанной в приложении №1 к извещению запроса цен. Ценовая заявка должна содержать следующую информацию и документы согласно п. 13 к извещению запроса цен. 

При этом, в пункте 13 извещения запроса цен установлены сроки подачи, порядок оформления ценовых заявок. Место подачи ценовых заявок (заявка подается участником процедуры закупки оператору электронной торговой площадки по форме согласно формы ценовой заявки, указанной в приложении № 1 к извещению.)

Приложение 1 к извещению запроса цен  (Форма ценовой заявки)  не содержит требования, установленные п.12 извещения о проведении запроса цен в электронной форме (наличие у участников закупки  СРО).

Таким образом, документация о закупке не соответствует извещению о закупке.

Согласно Протоколу заседания закупочной комиссии  ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» от 10.10.2016 года поступило  5 заявок участников закупки  для участия в запросе цен.

Рассмотрев заявки участников, выслушав пояснения представителя заказчика, Комиссией Брянского УФАС России установлено, что участники закупки не представили в составе своих заявок на участие в запросе цен лицензию СРО, при этом  были признаны соответствующими требованиям установленным документацией о закупке.

На основании изложенного установлено, что заказчиком ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» нарушены требования п.2. ч.1 ст.3 Закона о закупках, в части нарушения принципов закупки: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, выразившихся в установлении дополнительных требований, не предусмотренных действующим законодательством, а так же ч.8 ст. 4 Закона о закупках, в части не соответствия требований документация о закупке требованиям, установленным  в извещении о закупке.

2. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Федерального Закона от 17.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в т.ч.: отсутствия  ограничения допуска  к участию в закупке путем установления неизмеримых требований к участникам закупки.

В п.2 ч.11 Извещения указано, что ценовая заявка должна содержать подробные сведения о наименовании, марке, товарном знаке и характеристиках поставляемых товаров, наименовании, характеристиках, описании выполняемых работ, оказываемых услуг в соответствии с частью 4 настоящего извещения, но в ч. 4 извещения указано о способе закупки – открытый запрос цен в электронной форме.

В п.3 ч.11 Извещения указано, что ценовая заявка должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки требованиям, установленным в соответствии с частью 15 и 16 настоящего извещения. Однако ч.15 извещения содержит информацию о месте и дате рассмотрения ценовых заявок и подведения итогов закупки, а в ч. 16 извещения: Указание на использование дополнительных элементов закупки, работ, услуг (при использовании таких элементов).

На основании изложенного установлено, что документация о закупке составлена таким образом, что нельзя понять по каким показателям и как будет рассматриваться заявка участников закупки, что  нарушает требования п.4. ч.1 ст.3 Закона о закупках.

3. При рассмотрении жалобы Комиссией Брянского УФАС России установлено, что согласно п.  15.1 Положения о закупках, договор по итогам проведения процедуры закупки заключается в сроки и в порядке, установленном в закупочной документации. Договор, заключаемый по итогам аукциона или конкурса заключается в срок не позднее двадцати дней, со дня подписания итогового протокола.

Согласно п 6.  Формы ценовой заявки заказчиком установлен срок заключения контракта не позднее 5 дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления ценовых заявок.

В силу статьи 1 Закона о закупках, целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в документации о закупке  срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

На основании статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства, разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, должно обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам закупки.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Таким образом, Комиссией Брянского УФАС России в действиях АО ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» установлены признаки нарушения требований п.2 ч. 1 ст. 17  Закона о защите конкуренции, согласно которым при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений, закупок, осуществляющихся в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, выразившиеся в установлении в документации о закупке условий о заключении договора, которые не дают возможность участникам закупки обжаловать действия бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган.

На основании изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также  при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

1. Жалобу «…» на действия заказчика ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» при проведении закупки способом запроса цен в электронной форме на право заключения договора на право заключения договора на выполнение работ по ограждению территорий (извещение  № 31604152885),  признать обоснованной.

2. В действиях заказчика - ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» признать:

-нарушение требований п.2,4 ч.1 ст.3, ч .8 ст. 4 Закона о закупках, в части нарушения принципов закупки: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации по отношению к участникам закупки выразившихся в установлении дополнительных требований, не предусмотренных действующим законодательством; несоответствия документации о закупке извещению о закупке; ограничения допуска  к участию в закупке путем установления неизмеримых требований к участникам закупки.

- п.2 ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, в части  установления в документации о закупке условий о заключении договора, которые не дают возможность участникам закупки обжаловать действия бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган.

3. Выдать заказчику - ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» предписание об устранении выявленных нарушений Закона о закупках.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу  для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу  для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения Закона о защите конкуренции.

 

Председатель комиссии:                                                                                            «…»

 

Члены комиссии:                                                                                                                                            «…»

«…»

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ

об  устранении нарушений Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

18  октября 2016 г.                                                                                                                   г. Брянск

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия)  в составе:

«…»

«….»

«….

»руководствуясь  частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения от 18 октября 2016г. по жалобе № 68 «…» на действия заказчика ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» при проведении закупки способом запроса цен в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ограждению территорий (извещение № 31604152885) в части установления в документации о закупке требований к выполнению работ, которые влекут за собой необоснованное ограничение  количества участников закупки,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

I. Заказчику ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» в срок до 01.11.2016 года  устранить нарушения требований п.2, 4  ч.1 ст.3, ч .8 ст. 4 Закона о закупках,  путем:

1. Отмены Протокола заседания закупочной комиссии от 10.10.2016года.

2. Внесения изменений в документацию о проведении запроса цен в электронной форме, а именно исключения дополнительных требований:

- участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (наличие лицензий, членства в СРО и т.п.);

-  обладать правоспособностью (дееспособностью для физических лиц) участвовать в закупочных процедурах и осуществлять поставку ТРУ;

- приведения в соответствие  извещения о проведении запроса цен и документации о закупке.

3. Установления срока заключения договора в документации закупки не ранее чем через 10 дней с момента подписания и размещения протокола на официальном сайте ЕИС.

4. Продления срока подачи заявок на участие в закупке в соответствии с требованиями Положения о закупке.

5. Направления информации оператору «Универсальная электронная торговая площадка ESTP.RU» об  отмене Протокола заседания закупочной комиссии от 10.10.2016года,  о внесении изменений в документацию о проведении запроса котировок в электронной форме за №31604167315 и продления срока подачи заявок.

II. Оператору «Универсальная электронная торговая площадка ESTP.RU»

- обеспечить техническую возможность исполнения указанного предписания, в том числе: Отменить Протокол заседания закупочной комиссии от 10.10.2016года, возвратить участникам закупки поданные заявки на участие в запросе цен в электронной форме, уведомить их о внесении изменений в документацию о проведении запроса цен в электронной форме за №31604152885  и продлить срок подачи заявок, а так же уведомить участников закупки о возможности вновь подать заявки на участие в запросе цен в электронной форме.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны