Решение б/н Решение по делу № 68 о нарушении требований законодательств... от 23 мая 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF<……>
Решение по делу № 68
о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе
«19» мая 2016 года г. Брянск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:
Председателя комиссии:
<……> – должностное лицо;
Членов Комиссии:
<……>,
в присутствии:
– представителя заказчика Управления Федеральной службы по ветеринарному надзору по Брянской и Смоленской областям (далее Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям) <……>, действующего на основании доверенности от 25.02.2016 года № Д-21;
– представителя заказчика Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям <……>, без доверенности;
– представителя заявителя ПАО СК «Росгосстрах» в лице Филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Брянской области <……>, действующего на основании доверенности от 15.04.2016 года № 01-07-09/33;
- представителя жалобы САО «ВСК» в лице Брянского филиала <……>, действующей на основании доверенности от 16.01.2016 года,
рассмотрев жалобу участника закупки ПАО СК «Росгосстрах» в лице Филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Брянской области на действия заказчика Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) за №0127100000716000060, установила:
27.04.2016 года в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) за №0127100000716000060 и конкурсная документация.
Контракт по итогам проведения рассматриваемого открытого конкурса на момент рассмотрения жалобы не заключен. До рассмотрения жалобы в адрес Брянского УФАС России поступили возражения Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям на жалобу ПАО СК «Росгосстрах» в лице Филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Брянской области ( вх. №3143 от 17.05. 2016 года).
Заявитель ПАО СК «Росгосстрах» в лице Филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Брянской области считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, поскольку:
во - первых: заказчиком в конкурсной документации установлена только минимальная цена контракта, в то время как в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 19.09.2014 года № 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" устанавливаются предельные размеры базовых ставок страховых тарифов с указанием их минимальных и максимальных значения;
во- вторых: заказчиком нарушены требования ч.8 ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), в соответствии с которыми не допускается использование заказчиком не предусмотренных статьей критериев или их значимости, поскольку заказчиком в качестве показателей критерия оценки заявок «квалификация участников закупки» используются «платежеспособность» и «убыточность», зависящих от внешних по отношению к страховщику факторов и не отражающих квалификацию участника закупки.
Представитель заказчика <……> с доводами жалобы не согласился и, пояснил, что при установлении критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе заказчик выявляет лучшие условия контракта. Такие показатели как «платежеспособность и убыточность», включенные в нестоймостной критерий, рассматриваются заказчиком как взаимосвязанные друг с другом, поскольку они характеризуют финансовые ресурсы участников конкурса и являются показателем стабильности и устойчивости.
Заслушав представителей заявителя, заказчика, изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:
1. Заказчиком Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены требования п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, согласно которым конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, а также ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации, положения Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление Правительства от 28.11.2013 №1085), поскольку установление заказчиком таких показателей оценки заявок по критерию «квалификация участников конкурса» как «платежеспособность» и «убыточность» не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе и не нарушает прав и законных интересов участников конкурса.
В соответствии с ч.1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Аналогичная норма предусмотрена также пунктом 27 Постановления Правительства от 28.11.2013 №1085.
Следовательно, при оценки заявок на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия вправе оценивать наличие у участников закупки финансовых ресурсов, относящихся к такому критерию оценки заявок как «квалификация участников закупки».
Пунктом 1 статьи 25 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела) предусмотрено, что гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства; перестрахование. Страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности.
Таким образом, такие показателей критерия оценки заявок «квалификация участников конкурса», как «платежеспособность» и «убыточность», при этом лучшим условием по показателю «платежеспособность» является наибольшее значение данного показателя, а по показателю «убыточность» является наименьшее значение данного показателя, установлены для всех потенциальных участников закупки и направлены на предоставление информации о финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика.
Кроме того, не принимается довод Заявителя о том, что установление данных показателей приведет к ограничению и устранению конкуренции, поскольку заказчиком к нестоймостным критериям оценки заявок на участие в открытом конкурсе отнесены такие критерии как, «качественные характеристики объекта закупки», который содержит три показателя, а также критерий оценки «Квалификация участников закупки», содержащий два показателя. При этом, расчет значений по показателям критерия оценки заявок «Квалификация участников закупки» будет осуществляться с помощью формул, предусмотренных Постановлением Правительства от 28.11.2013 №1085.
Таким образом, установленные показатели «платежеспособность и убыточность» по критерию оценки заявок «квалификация участников конкурса» не ограничивают возможность участия в данном конкурсе всех участников закупки, претендующих на заключение контракта. Доказательств свидетельствующих о создании преимуществ каким- либо отдельным страховым организациям ПАО СК «Росгосстрах» в лице Филиала ПАО СК «Росгосстрах» не представлено.
2. Заказчиком Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке, требования Постановления Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта", в соответствии с которыми при заключении контракта в документации о закупке на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования указываются формула цены и максимальное значение цены контракта, поскольку в конкурсной документации заказчиком указано минимальное значение цены контракта.
Предметом открытого конкурса является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) за №0127100000716000060.
Указанием ЦБ РФ от 19.09.2014 года № 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов с указанием как их минимальных, так и максимальных значений.
Однако, заказчиком в Разделе III конкурсной документации «Техническое задание» установлены только минимальные значения коэффициентов и минимальная цена контракта.
3. Заказчиком Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования части 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, согласно которой заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона и требования ч.5 ст. 51 Закона о контрактной системе, согласно которым требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 документов и информации, не допускается, поскольку заказчиком в п.п. 10,10.2 информационной карты документации об электронном аукционе неправомерно установлено такое требование к участникам закупки как правомочность заключать контракт и предоставлению в составе заявки на участив в открытом конкурсе документов, подтверждающих правомочность заключать контракт.
Пункт 2 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливающий требование к участникам закупки как правомочность заключать контракт и предоставление в его подтверждения соответствующего документа утратило силу в связи с вступлением в силу Закона о контрактной системе в редакции ред. от 04.06.2014 года.
5. Заказчиком Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч.4 ст. 51 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки, поскольку заказчиком установлено требование об указании на конверте с заявкой наименования, номер конкурса, на участие в котором подается данная заявка; уникального номера закупки, указанного в извещении о проведении конкурса, размещенном на официальном сайте; наименование и адрес Заказчика.
4. Заказчиком Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается, поскольку заказчиком установлены требования к составу заявки на участие в открытом конкурсе не в соответствии с положениями указанной нормы, в том числе установлено требование о предоставлении:
- декларации о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией (форма 5.1 конкурсной документации);
- декларации о том, что сведения в отношении участника закупки отсутствуют в предусмотренном № 94-ФЗ и № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (форма 5.1 конкурсной документации);
- уведомления заказчика о том, что данная сделка не является для участника закупки крупной сделкой (форма 5.7 конкурсной документации).
Выявленные в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выявленные в действиях единой комиссии заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 2, 2.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
Решила:
1.Признать жалобу участника закупки ПАО СК «Росгосстрах» в лице Филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Брянской области на действия заказчика Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) за №0127100000716000060 обоснованной в части установления в конкурсной документации минимальной цены контракта.
2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям нарушения требований ч.2 ст. 34, ч.6 ст. 31, ч.ч. 4, 5 ст. 51 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта".
3. Выдать заказчику Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании рассматриваемой закупки.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Должностное лицо <……>
Члены комиссии <……>
<……>
Предписание
об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе,
в том числе об аннулировании закупки
«19» мая 2016 года г. Брянск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:
Председателя комиссии:
<……> – должностное лицо Брянского УФАС России;
Членов Комиссии:
<……>,
на основании своего решения от 19 мая 2016 г. по итогам рассмотрения жалобы участника закупки ПАО СК «Росгосстрах» в лице Филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Брянской области на действия заказчика Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) за №0127100000716000060, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), предписывает заказчику Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям устранить нарушения требований ч.2 ст. 34, ч.6 ст. 31, ч.ч. 4, 5 ст. 51 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта".
Нарушения устранить следующим путем:
1. Отмены Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 17.05.2016 №ПВК1 для закупки №0127100000716000060.
- Аннулирования рассматриваемой закупки.
- Размещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru информации об отмене указанного протокола и аннулировании рассматриваемой закупки.
- Уведомления участников закупки, подавших заявки на участие в открытом конкурсе, об отмене вышеуказанного протокола и об аннулировании рассматриваемой закупки.
- Возвращения участникам закупки денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе.
Предписание должно быть исполнено не позднее 10.06.2016 года. Доказательства исполнения настоящего предписания необходимо представить в адрес Брянского УФАС России не позднее 10.06.2016 года.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения настоящего Предписания в соответствии с действующим законодательством должностные лица несут административную ответственность.
Председатель комиссии <……>
Члены комиссии <……>