Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №032/01/10-934/2021 от 11 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                                                      

                                                                                                   АО «Международный аэропорт

                                                                                          Брянск»

 

                                                                                          ул. Авиаторов, д.1,

                                                                                          с. Октябрьское, Брянский р-н,

                                                                                          Брянская область, 241522

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №032/01/10-934/2021

                                                                                                                    г. Брянск

Резолютивная часть решения оглашена «11» ноября 2021г.

В полном объеме решение изготовлено «11» ноября 2021г.

 

Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

Председателя комиссии:

Членов комиссии:

В отсутствии представителя АО «Международный аэропорт Брянск» (ходатайство от 11.11.2021г. вх№1435/1),

при рассмотрении дела №032/01/10-934/2021 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ,

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  -  Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Брянским УФАС России в период с 01.08.2021 по 20.08.2021 г.  в отношении АО «Международный аэропорт «Брянск» проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе проведения проверки Брянским УФАС России установлено следующее.

АО «Международный аэропорт «Брянск» является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основании Устава.

Приказом ФСТ РФ от 14.05.2010 № 163-т АО «Международный аэропорт «Брянск» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте в сфере услуг в аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется государством.

АО «Международный аэропорт «Брянск» (ОГРН: 1083254008320, ИНН: 3245501698, КПП: 324501001, место нахождения: 241522, Брянская область, Брянский район, с. Октябрьское, ул. Авиаторов, д. 1) в соответствии с прейскурантом, размещенным на официальном сайте, оказывает услуги по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставлению аэровокзального комплекса, обеспечению авиационной безопасности и обслуживанию пассажиров.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности АО «Международный аэропорт «Брянск»» является: Деятельность аэропортовая (код ОКВЭД 52.23.11); дополнительными видами деятельности АО «МАБ» являются: Обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения (код ОКВЭД 52.23.12), Деятельность вспомогательная прочая, связанная с воздушным транспортом (код ОКВЭД 52.23.19).

Согласно информации представленной на официальном сайте АО «Международный аэропорт «Брянск» техническими характеристиками аэропорта Брянск являются: индекс местоположения ICAOUUBP, индекс местоположения РФ — УУБП, класс аэропорта — 3; техническими характеристиками аэродрома являются: взлетно-посадочная полоса - ИВПП 16/34, класс - В; Размеры ВВП — 2400x42; PCN - 27/R/B/W/T, покрытие ВПП — цементобетон, Рулежные дорожки - РД-А, РД-В.

Аэродром допущен к приему ВС следующих типов: ИЛ-76, ТУ-154, ТУ- 134, ТУ-204, ТУ-214, ЯК-42, 5-737(400)500, ИЛ-114, АТР-42, ЯК-40, АН-12, АН-24(26), CRJ-100/200, Е-120, Е-170, Е-190, АН-2, АН-28, М-101»Гжель», АН- 74, SAAB-2000, SAAB-340, AVR0146-RJ85, А-319-100, А-320-100, ВАе-146- 300, Б-757-200, Сухой Суперджет-100 и вертолёты всех типов.

АО «Международный аэропорт «Брянск» - коммерческая организация, которая в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» относится к субъектам естественных монополий.

АО «Международный аэропорт «Брянск» является хозяйствующим субъектом, основным видом деятельности которого является аэропортовая деятельность, дополнительными видами деятельности являются обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения, деятельность вспомогательная прочая, связанная с воздушным транспортом на территории Брянской области.

        АО «Международный аэропорт «Брянск» предоставляет услуги авиакомпаниям, цены на которые регулируются государством, определенные Перечнем услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 года N 293, а именно услуги по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставлению аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров. Стоимость услуг определяется согласно прейскуранту тарифов на наземное обслуживание. 

        Управлением государственного регулирования тарифов по Брянской области тарифы на предоставление услуг по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставлению аэровокзального комплекса, обеспечению авиационной безопасности, обслуживанию пассажиров АО «Международный аэропорт «Брянск» не устанавливались.

Изучив представленные сведения, документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссией установлено.

    Брянское УФАС России осуществляет свои полномочия в соответствии с положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23 июля 2015 г. № 649/15, а именно,  осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

     Во исполнение полномочий антимонопольный орган осуществляет действия, направленные на пресечение и предупреждение монополистической деятельности, в т.ч. на пресечение хозяйствующими субъектами злоупотребления доминирующим положением.

        Согласно пункту 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

        С целью установления наличия либо отсутствия доминирующего положения АО «Международный аэропорт «Брянск» на товарном рынке, на котором выявлены признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, Брянским УФАС России в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» проведено исследование рынка, подготовлен аналитический отчет от 22.12.2020.

Исследование проведено за период с 01.01.2020 по 31.12.2020гг.

В качестве продуктовых границ товарного рынка определены аэропортовые услуги, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (регулируемые аэропортовые услуги). В качестве географических границ определена территория международного аэропорта г. Брянск.

По итогам анализа установлено, что АО «Международный аэропорт «Брянск» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывавшим регулируемые аэропортовые услуги в международном аэропорту г. Брянск.

Таким образом, АО «Международный аэропорт «Брянск» является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг наземного и аэропортового обслуживания (обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставлению аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров) на территории Брянской области.

         Злоупотребление доминирующим положением в соответствии с п.10 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции выражается путем осуществления действий хозяйствующими субъектами, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» данным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе, в сфере предоставления услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

           Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в частности, услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и услуги по хранению авиационного топлива.

Согласно статье 64 Воздушного Кодекса Российской Федерации оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2008 года N 293 утверждено Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством (далее - Положение).

Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 (ред. от 27.12.2019) «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» установлен следующий перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством:

1. Обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов

2. Предоставление аэровокзального комплекса

3. Обеспечение авиационной безопасности

4. Обслуживание пассажиров

5. Обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом

6. Хранение авиационного топлива

Приказом Федеральной службы по тарифам от 24 июня 2009 года N 135-т/1 утвержден Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения).

Согласно части 4 указанного Порядка рассмотрение вопросов по установлению (изменению) тарифов в ФСТ России осуществляется на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов либо по инициативе ФСТ России.

Согласно части 16 Положения порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения), определяются Федеральной антимонопольной службой.

При указанных обстоятельствах АО «Международный аэропорт Брянск» не вправе самостоятельно устанавливать стоимость услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, хранению авиационного топлива.

Таким образом, АО «Международный аэропорт Брянск» нарушен установленный порядок ценообразования на услуги по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставлению аэровокзального комплекса, обеспечению авиационной безопасности, обслуживанию пассажиров в аэропорту г. Брянска.

Указанные действия являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

        Брянским УФАС России в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» 07.09.2021г. возбуждено дело в отношении АО «Международный аэропорт Брянск» по признакам нарушения  п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в виде самостоятельного определения (без обращения в установленном порядке в регулирующий орган) таких цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), которые привели или могут привести к ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности или неопределенного круга потребителей.

         Определением об отложении рассмотрения дела №032/01/10-934/2021 от 16.09.2021г. к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица привлечено Управление государственного регулирования тарифов Брянской области.

         В ходе заседаний комиссии представители АО «Международный аэропорт Брянск»  факт нарушения антимонопольного законодательства признали, пояснили, что тарифы на услуги по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров в АО «Международный аэропорт «Брянск» были рассчитаны в 2008 году сотрудниками отдела финансов и бухгалтерского учета в соответствии с действующим на тот период антимонопольным законодательством и согласованы в Росавиации.

В дальнейшем АО «Международный аэропорт «Брянск» не обращался в Управление государственного регулирования тарифов Брянской области для установления тарифов на услуги по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров.

Приказами №241 от 23.12.2019, №140 от 05.06.2020, №210 от 11.09.2020 были установлены прейскуранты сборов и тарифов за аэронавигационное и аэропортовое обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в АО «Международный аэропорт «Брянск» в 2020г. Повышение тарифов осуществлялось с использованием индекса-дефлятора по транспортной отрасли, или другим основаниям, несогласованных с уполномоченным органом государственного регулирования.

Поскольку на дату принятия настоящего решения нарушение антимонопольного законодательства ответчиком не прекращено, заявление об установлении тарифов на вышеуказанные услуги АО «Международный аэропорт «Брянск» в регулирующий орган не направлено, комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Брянского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать действия АО «Международный аэропорт Брянск» (241522, Брянский р-н, с. Октябрьское, ул. Авиаторов, д. 1 ИНН 3245501698) выразившиеся в самостоятельном определении (без обращения в установленном порядке в регулирующий орган) цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на услуги, ценнообразование которых регулируется государством и которые привели или могут привести к ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности или неопределенного круга потребителей, нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать АО «Международный аэропорт Брянск» (241522, Брянский р-н, с. Октябрьское, ул. Авиаторов, д. 1 ИНН 3245501698) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 20.12.2021 путем принятия необходимых и достаточных мер по установлению тарифа на услуги по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров в аэропорту г. Брянска уполномоченным государственным органом в сфере регулирования тарифов.

3. Передать материалы дела должностному лицу Брянского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель комиссии:                                                                  

 

Члены комиссии:                                                                                     

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны