Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 032/01/10-369/2020 от 1 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

*******************

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ 032/01/10-369/2020

                                                                                                                                        г. Брянск

Резолютивная часть решения оглашена «20» августа 2020г.

В полном объеме решение изготовлено «01» сентября 2020г.

 

Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

***************.

В присутствии:

**************.

         В отсутствие представителей ООО «Энергосервис», уведомленных надлежащим образом,

рассмотрев дело 032/01/10-369/2020 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  -  Закон о защите конкуренции),

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частями 1,2 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области поступило заявление Прокуратуры Брянской области, вх. 9758 от 14.11.2019г. Как следует из заявления, Прокуратурой Брянской области проведен анализ соблюдения требований законодательства в сфере своевременного качественного предоставления коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения неопределенному кругу лиц. 

30.09.2019г., 30.10.2019г. ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» была полностью прекращена поставка газа в отношении котельной ООО «Энергосервис», расположенной по адресу: г. Брянск, ул. Дуки, д. 71, обеспечивающей коммунальными услугами горячего водоснабжения и отопления жителей трех многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Брянск, ул. Дуки, дома 71,73,75.

Конечными потребителями ресурсов, предоставляемых ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» и вырабатываемых котельными на их основе тепловой энергии, являются жители многоквартирных домов.

          Результатом  прекращения поставки газа «ООО Газпром межрегионгаз Брянск» на котельные явилось ущемление интересов потребителей коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления, своевременно выполняющих обязательства по оплате данных коммунальных услуг.

         Брянским УФАС России в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» 13.02.2020г. возбуждено дело в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» по признакам нарушения  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением ООО «Газпром межрегионгаз Брянск», результатом которого явилось ущемление интересов потребителей коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления-жителей многоквартирных домов.

         К рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Энергосервис».

Определением о выделении дела  о нарушении антимонопольного законодательства в отдельное производство от 16.03.2020г. по фактам полного ограничения поставки газа котельной ООО «Энергосервис», обеспечивающей коммунальными услугами жителей трех многоквартирных домов, дело № 032/01/10-369/2020 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции выделено в отдельное производство.

 Определением от 03.06.2020г. к рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечено Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Брянской области (далее - Приокское управление Ростехнадзора по Брянской области).

В ходе заседаний комиссии представители ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства не признали, пояснили, что действовали в рамках действующего законодательства.

Изучив представленные сведения, документы, заслушав пояснения лиц,участвующих в рассмотрении дела, Комиссией установлено:

    Брянское УФАС России осуществляет свои полномочия в соответствии с положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23 июля 2015 г. № 649/15, а именно:  осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

     Во исполнение полномочий антимонопольный орган осуществляет действия, направленные на пресечение и предупреждение монополистической деятельности, в т.ч. на пресечение хозяйствующими субъектами злоупотребления доминирующим положением.

        Злоупотребление доминирующим положением в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции выражается путем осуществления действий хозяйствующими субъектами, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

       Статьей 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее – Закон о газоснабжении) определено, что поставки газа производятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

Отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, определены Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки), и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

Порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям определен Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 (далее - Правила ограничения).

Исчерпывающий перечень оснований для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа приведен в пункте 2 Правил ограничения, которыми являются:

а) угроза жизни и (или) здоровью человека и (или) причинение вреда окружающей среде;

б) авария на газораспределительной (газотранспортной) сети и (или) сети газопотребления, посредством которых осуществляется транспортировка газа до потребителя, или угроза ее возникновения, а также проведение работ по предотвращению, локализации такой аварии или устранению ее последствий;

в) ремонт газораспределительной (газотранспортной) сети, посредством которой осуществляется транспортировка газа до потребителя, за исключением ремонта, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 Правил ограничения;

г) отсутствие правовых оснований для подачи (поставки) и отбора газа, а также использование газоиспользующего оборудования с нарушением положений законодательства Российской Федерации;

д) введение в действие графиков перевода потребителей на резервные виды топлива при похолоданиях и (или) графиков аварийного газоснабжения, которыми в отношении соответствующего потребителя предусмотрено полное ограничение подачи (поставки) и отбора газа;

е) полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

Основаниями для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа в соответствии с пунктом 3 Правил ограничения являются:

а) ремонт газораспределительной (газотранспортной) сети, посредством которой осуществляется транспортировка газа до потребителя, если такой ремонт сопровождается понижением давления в газораспределительной (газотранспортной) сети (ее участке);

б) пользование газом с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований к техническому состоянию отдельного газоиспользующего оборудования потребителя;

в) введение в действие графиков перевода потребителей на резервные виды топлива при похолоданиях и (или) графиков аварийного газоснабжения, которыми в отношении соответствующего потребителя предусмотрено частичное ограничение подачи (поставки) газа;

г) полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев.

        Между ООО «Энергосервис» (покупатель) и ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» (поставщик) 22.10.2018г. заключен договор поставки газа № 07-5-47675 на срок до 31.12.2019г. По условиям договора поставщик обязуется поставлять с 01.01.2019 г. по 31.12.2019г. газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, цена которого является государственно регулируемой, а покупатель обязуется принимать и оплачивать газ. Ежегодный объем поставки газа составляет 1292 (тыс. н.м. куб.). В п. 2.1.2 договора определены договорные месячные объемы газа по объекту покупателя – котельная, расположенная по адресу: г. Брянск, ул. Дуки, д.71 (далее – объект).

       В свою очередь, ООО «Энергосервис» заключены договоры на поставку теплоресурса (теплоснабжения и горячего водоснабжения) с управляющей организацией ООО «МИР» №1/2017 от 09.01.2017г., №2 от 09.01.2017г., ТСН «Дуки 71» №7 от 01.12.2017г., №2 от 01.12.2016г. и собственниками помещений многоквартирного дома №73. На основании данных договоров поставка теплоресурсов ООО «Энергосервис» осуществляется в многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г. Брянск, ул. Дуки, дома 71,73,75.

         В соответствии с подпунктом 4.1.1. пункта 4.1. договоров теплоснабжения ресурсоснабжающая организация обязана осуществлять до границы балансовой принадлежности или эксплуатационной ответственности поставку коммунального ресурса, отвечающего параметрам качества, установленными требованиями законодательства Российской Федерации и настоящим договором, в количестве (объеме), позволяющем обеспечить предоставление потребителям коммунальной услуги, соответствующей установленным требованиям законодательства Российской Федерации.

         В соответствии с подпунктом а) пункта 4.1. договоров горячего водоснабжения ресурсоснабжающая организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана обеспечивать бесперебойный режим подачи горячей воды в точке подключения (технологического присоединения).

         В связи с возникшей у ООО «Энергосервис» задолженностью поставщиком газа вводились частичные ограничения поставки газа на объект покупателя в сентябре и октябре 2019г. с полным ограничением 30.09.2019г., 30.10.2019г.

Правила ограничения предусматривают обязательное заблаговременное уведомление потребителя газа о планируемом ограничении подачи (поставки) газа в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате потребленного газа.

На основании пункта 8 Правил ограничения поставщик не позднее, чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 данных правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.

В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.

В приложении к Правилам ограничения установлен перечень категорий потребителей газа, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. К такой категории потребителей относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) теплоснабжения населенных пунктов.

Ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 Правил органичения, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 Правил ограничения.

В соответствии с пунктом 11 Правил ограничения потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

В соответствии с пунктом 12 Правил ограничения исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем:

а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;

в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" настоящего пункта.

В соответствии с пунктом 13 Правил ограничения в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 Правил органичения, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).

Поставщик газа не позднее, чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 Правил ограничения, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

В случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа (с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки), в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца.        Последующее возобновление подачи (поставки) газа в установленных на период ограничения объемах осуществляется поставщиком с наступлением следующего месяца, если иное не предусмотрено договором поставки газа.

         В материалы дела ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» вх. 2124 от 11.03.2020г. представило в Брянское УФАС России копии уведомлений, в которых сообщает покупателю газа ООО «Энергосервис» о планируемых ограничениях подачи (поставки) газа:

         Письмом от 19.08.2019г. исх. 11-01-01/5315 ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» сообщает покупателю газа об имеющейся задолженности по оплате за поставленный газ в 2018-2019 годах на сумму 9 853 592, 73 рублей и уведомляет, что в случае неоплаты задолженности, поставка газа ООО «Энергосервис» будет ограничена после 10 сентября 2019 года.

       Письмом от 11.09.2019г. исх. 11-01-01/5841 ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» сообщает покупателю газа, что в связи с тем, что соглашения об ограничении бесперебойного ресурсоснабжения  добросовестных плательщиков не заключены, поставщик газа вводит ограничение на поставку газа в сентябре 2019г. до уровня, соответствующему среднемесячному значению количества газа, определенного из расчета ранее фактически оплачиваемых объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения. Лимит газа установлен в размере 23,348 тыс. м. куб.

       Письмом от 27.09.2019г. исх. 11-01-07/6165 ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» сообщает покупателю газа о перерасходе газа, потребляемого в сентябре 2019г. При установленном лимите в 23,348 тыс. м. куб., потребление газа на 26 сентября 2019г. составило 25,347 тыс. м. куб., отбор газа на объект потребления должен быть полностью прекращен покупателем самостоятельно с 11 часов 00 минут 30 сентября 2019 года. В случае уклонения ООО «Энергосервис» от совершения действий по самостоятельному прекращению (ограничению) отбора газа, поставщик газа проведет работы по принудительному ограничению подачи (поставки) газа.

        ООО «Энергосервис» отказалось от самостоятельного ограничения /прекращения потребления газа, что подтверждается актом об отказе от самостоятельного ограничения/прекращения потребления газа потребителем газа от 30.09.2019 года.

       В соответствии с актом о принудительном прекращении потребителем газа потребления газа от 30.09.2019 года  с 11 часов 10 минут 30.09.2019 года поставщик  принудительно прекратил поставку газа ООО «Энергосервис» по договору от 22.10.2018г. № 07-5-47675 путем перекрытия шарового крана в подземном исполнении

по адресу: г. Брянск, ул. Дуки, д.71. Поставщиком осуществлено опломбирование шарового крана пломбой №10.

       Возобновление поставки газа на объект осуществлено поставщиком 01.10.2019г. в 09 часов 58 минут, что подтверждается актом №50 от 01.10.2019г. ООО «Газпром межрегионгаз Брянск», снята ранее установленная пломба № 10 с шарового крана в подземном исполнении.

       Письмом от 18.09.2019г. исх. 11-01-01/5998 ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» сообщает покупателю газа об имеющейся задолженности по оплате за поставленный газ в 2018-2019 годах на сумму 9 525 054,78 рублей и уведомляет, что в случае неоплаты задолженности, поставка газа ООО «Энергосервис» будет ограничена после 10 октября 2019 года.

      Письмом от 15.10.2019г. исх. 11-01-01/6579 ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» сообщает покупателю газа, что в связи с тем, что соглашения об ограничении бесперебойного ресурсоснабжения  добросовестных плательщиков не заключены, поставщик газа вводит ограничение на поставку газа в октябре 2019г. до уровня, соответствующему среднемесячному значению количества газа, определенного из расчета ранее фактически оплачиваемых объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения. Лимит газа установлен в размере 49,846 тыс. м. куб.

       Письмом от 28.10.2019г. исх. 11-01-07/6932 ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» сообщает покупателю газа о перерасходе газа, потребляемого в октябре 2019г. При установленном лимите в 49,846 тыс. м. куб., потребление газа на 28 октября 2019г. составило 59,378 тыс. м. куб., отбор газа на объект потребления должен быть полностью прекращен покупателем самостоятельно с 10 часов 00 минут 30 октября 2019 года. В случае уклонения ООО «Энергосервис» от совершения действий по самостоятельному прекращению (ограничению) отбора газа, поставщик газа проведет работы по принудительному ограничению подачи (поставки) газа.

       ООО «Энергосервис» отказалось от самостоятельного ограничения /прекращения потребления газа, что подтверждается актом об отказе от самостоятельного ограничения/прекращения потребления газа потребителем газа от 30.10.2019 года.

       В соответствии с актом о принудительном прекращении потребителем газа потребления газа от 30.10.2019 года  с 10 часов 25 минут 30.10.2019 года поставщик  принудительно прекратил поставку газа ООО «Энергосервис» по договору от 22.10.2018г. № 07-5-47675 путем перекрытия шарового крана в подземном исполнении

по адресу: г. Брянск, ул. Дуки, д.71. Поставщиком осуществлено опломбирование шарового крана пломбой №13.

      Возобновление поставки газа на объект осуществлено поставщиком 30.10.2019г. в 19 часов 00 минут, что подтверждается актом б/н от 30.10.2019г. ООО «Газпром межрегионгаз Брянск», снята ранее установленная пломба № 13 с вводного шарового крана в подземном исполнении.

       В опровержение довода ООО «Газпром межрегионгаз Брянск», что соглашения об ограничении бесперебойного ресурсоснабжения  добросовестных плательщиков не заключены, в связи с чем поставщик газа имеет право самостоятельно установить месячный лимит газа, в Брянское УФАС России ООО «Энергосервис» представлены письма, направленные ООО «Энергосервис» в адрес поставщика газа от 24.04.2019г. № 25, от 27.06.2019г. № 45, от 15.08.2019г. № 69, от 22.08.2019г. № 70, от 30.10.2019г. № 98, от 31.10.2019г. № 99. В каждом из этих писем сообщается, что техническая возможность отключения недобросовестных абонентов, не нарушая права и законные интересы добросовестных плательщиков, отсутствует, в связи с чем для надлежащего ресурсоснабжения добросовестных абонентов указывается месячный договорной объем  газа.

       В письме от 24.04.2019г. № 25 и в аналогичном по содержанию письме от 27.06.2019г. № 45  покупатель предоставляет в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» помесячный расчет объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения  потребителей, не имеющих задолженности, котельной по ул. Дуки, 71 (ООО «Энергосервис»), обеспечивающей теплоснабжение и снабжение горячей водой многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу:  г. Брянск, ул. Дуки, 71,73,75. Одновременно покупатель сообщает, что техническая возможность отключения недобросовестных абонентов, не нарушая права и законные интересы добросовестных плательщиков, отсутствует.

       ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» на письмо от 24.04.2019г. № 25 сообщает покупателю, что заявленные объемы газа для поставки на оборудование ООО «Энергосервис» не отличаются от объемов, предусмотренных договором поставки газа от 22.10.2018г. № 07-5-47675 и, следовательно, требование о предоставлении расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности покупателем газа, не исполнено и поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующему среднемесячному значению количества газа, определяемого из расчета ранее фактически оплачиваемых объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев. Также в своих пояснениях (вх. 2124 от 11.03.2020г.), в адрес Брянского УФАС России ООО «Газпром  межрегионгаз  Брянск» сообщает, что письмо ООО «Энергосервис» не соответствует требованиям пп.в) п. 12 Правил ограничения, поскольку содержит только информацию о запрашиваемых объемах газа.

      В каждом из своих писем, а именно: от 15.08.2019г. № 69, от 22.08.2019г. № 70, от 30.10.2019г. № 98, от 31.10.2019г. № 99 ООО «Энергосервис» предоставляет помесячный расчет объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения  потребителей, не имеющих задолженности, также покупатель указывает мощность газоиспользующего оборудования, отапливаемую площадь ресурсоснабжаемых объектов. В каждом письме покупатель газа сообщает поставщику, что техническая возможность отключения недобросовестных абонентов, не нарушая права и законные интересы добросовестных плательщиков, отсутствует.

     Таким образом, предоставляя поставщику письменный расчет объема газа, совпадающий с объемом газа, определенным договором, ООО «Энергосервис» сообщало поставщику газа, что в связи с отсутствием технической возможности выборочного поквартирного отключения услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, покупателю газа для надлежащего исполнения своих обязательств в соответствии с п.11 Правил ограничения, а именно: бесперебойного ресурсоснабжения добросовестных абонентов, необходим объем газа, который указан в договоре.

      Данное обстоятельство подтверждается пояснением Приокского управления Ростехнадзора по Брянской области, вх. 6840 от  04.08.2020г. Приокское управление Ростехнадзора по Брянской области, рассмотрев определение Брянского УФАС России об отложении рассмотрения дела  от 06.07.2020г. в части предоставления пояснения по вопросу о наличии технической возможности отключения услуг горячего водоснабжения и теплоснабжения отдельных квартир многоэтажных жилых домов, расположенных по адресам: г. Брянск, ул. Дуки,  дома 71, 73, 75, оказываемых котельной ООО «Энергосервис», расположенной по адресу: г. Брянск, ул. Дуки, д.71, сообщило, что в связи с конструктивными особенностями внутреннего устройства системы отопления и горячего водоснабжения, выборочное поквартирное отключение услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения вышеуказанных жилых домов не представляется возможным.

Таким образом, техническая возможность отключения только неплательщиков коммунальных услуг  у ООО «Энергосервис» отсутствовала, вместе с тем прекращение (ограничение) поставки газа привело бы к нарушению прав добросовестных потребителей, то есть указанными действиями была бы создана угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение соответствующих коммунальных услуг.

        С учетом изложенного, «Энергосервис» не имело возможности выполнить требование поставщика и указать объемы газа, отличающиеся от объемов, предусмотренных договором поставки газа от 22.10.2018г. № 07-5-47675. В данном случае уменьшение подачи газа невозможно без нарушения прав добросовестных абонентов на получение соответствующей коммунальной услуги.

       Пунктом 11 Правил ограничения на потребителя газа, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, наложена обязанность обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

      Таким образом, ООО «Энергосервис», направляя указанные письма в адрес поставщика газа, выполняло данную обязанность.

       В подпунктах. а), б), в) пункта 12 Правил ограничения указаны способы, с помощью которых может выполняться данная обязанность, причем список данных способов является не исчерпывающим.

       Кроме того, ООО «Энергосервис» в своих пояснениях, вх. 6799, от 03.08.2020г., сообщает, что расчет объема газа, необходимого для бесперебойного обеспечения отоплением и горячим водоснабжением добросовестных потребителей в соответствии с площадью отапливаемых трех многоквартирных домов не может отличаться от объема газа,  рассчитанного помесячно в соответствии с условиями действующего договора.

      На границе эксплуатационной ответственности ООО «Энергосервис» (стена дома) находятся  общедомовой прибор учета тепла, общедомовой прибор учета горячей воды, а не конкретный потребитель. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее – Закон о теплоснабжении) ресурсоснабжающая организация обязана обеспечить поставку коммунальной услуги отопление в соответствии с утвержденной схемой теплоснабжения по температурному графику.                                                                        

     Согласно п. 24. Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808  "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление №808) показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.

      Согласно п. З ст. 23 Закона о теплоснабжении уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать: оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения.

       На территории Брянской области, согласно утвержденной схеме теплоснабжения, установлен температурный график тепловой сети на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией  и потребителями равный 95°/70°. Соответственно, для ООО «Энергосервис», согласно проектному решению, протяженности тепловой сети  с учетом возможных потерь в теплоносителе утвержден температурный график 105°/70.

      Тарифы на отопление и горячую воду для потребителей трех домов утверждены исходя из затрат ресурсоснабжающей организации на производство тепла котельной по указанному температурному графику, согласно которому обеспечивается надлежащий температурный режим отапливаемых жилых помещений +20° (+18 - для угловых).

     Таким образом, при меньшем расходе природного газа, ООО «Энергосервис» не способно надлежащим образом исполнить условия договоров поставки отопления и горячего водоснабжения. На границе эксплуатационной ответственности температура будет ниже нормы и, соответственно, не позволит обеспечить необходимый температурный режим отопления во всех жилых помещениях многоквартирных домов: расположенных по адресам: г. Брянск, ул. Дуки, 71, 73, 75, что недопустимо и является нарушением Закона о теплоснабжении, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), Постановления №808.

       В соответствии с пояснениями ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» от 11.03.2020г. вх. 09-01-10/1659 поставщик  был вынужден неоднократно ограничивать поставку газа ООО «Энергосервис» в связи с систематическим нарушением сроков оплаты поставляемого газа со стороны ООО «Энергосервис». Все действия совершались в порядке, предусмотренном  Правилами ограничения и не являлись злоупотреблением со стороны поставщика.

       Комиссия Брянского УФАС России отклоняет данный довод ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» по следующим основаниям:

       В соответствии с условиями заключенного между ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» и ООО «Энергосервис» договора поставки газа, а именно: п. 7.1. все споры и разногласия, которые могут возникнуть из данного договора  или в связи с ним, разрешаются в Арбитражном суде Брянской области.

В соответствии с подпунктом 5.5.2. действующего договора расчеты за поставленный газ производятся в срок до 18 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа.

ООО «Газпром межрегионгаз Брянск»  в материалы дела представлен расчет задолженности  ООО «Энергосервис» в разрезе договоров. Задолженность покупателя с учетом сроков оплаты по договору от 01.06.2014г. №07-5-42142 по состоянию на 01.10.2019г. и на 01.11.2019г. составляла  6 679 280,59 руб.; по договору от 01.10.2017г. №07-5-46979  по состоянию на 01.10.2019г. и на 01.11.2019г. – 2 178 628,98 руб.; по действующему на моменты отключения договору  от 22.10.2018г. № 07-5-47675  по состоянию на 01.10.2019г. - 904 110,59 руб., на 01.11.2019г.- 968 814,40 руб.

Однако, в материалы дела представлены решения арбитражных судов о взыскании задолженности по искам ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» к  ООО «Энергосервис». Согласно решению от 19.06.2019г. по делу А9-2563/2019 Арбитражного суда Брянской области, оставленного без изменения Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного  суда от 04.10.2019г., судами признана задолженность за период с 01.08.2018г. по 31.12.2018г. по договору от 01.10.2017г. №07-5-46979 в размере 2 822 678, 16 руб. Т. е. по состоянию на даты направления уведомлений ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» в адрес ООО «Энергосервис» от 19.08.2019г. исх. 11-01-01/5315 и 18.09.2019г. исх. 11-01-01/5998, в которых  указывается  задолженность ООО «Энергосервис»,  признана судом только задолженность в размере 2 822 678, 16 руб.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Энергосервис» в период с 01.03.2019г. по 31.12.2019г. производит платежи в счет погашения задолженности по действующему договору от 22.10.2018г. № 07-5-47675. По состоянию на 31.12.2019г. при потреблении газа за 2019г. на общую сумму 6 434 757,39 руб. оплата за потребленный газ составила 5 411 696, 18 руб.

Изложенное свидетельствует о том, ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» не были совершены все достаточные и допустимые мероприятия, направленные на урегурирование возникшего спора с ООО «Энергосервис» с учетом соблюдения прав и интересов третьих лиц, в данном случае добросовестных плательщиков. 

Возникший между поставщиком газа и покупателем конфликт, связанный с неоплатой газа, подлежит урегулированию сторонами в рамках судебного гражданско-правового спора о взыскании задолженности за поставленные ресурсы и последующего принудительного исполнения судебного решения.

Согласно статье 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками тепловой энергии и газа.

        В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно пункту 121 Правил предоставления коммунальных услуг ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанные в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил (возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются ресурсоснабжение, возникновение стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий; получение исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям; проведение планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем).

Согласно пп. в) п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель коммунальной услуги не вправе ограничивать или приостанавливать предоставление услуги по отоплению.

Указанными пунктом фактически установлен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно  связано с правом на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции РФ.

Таким образом, учитывая, что поставка газа является необходимым элементом технологического процесса отопления и горячего водоснабжения, и возможность его предоставления добросовестным потребителям коммунальных услуг неразрывно связана с газоснабжением, взаимоотношения между поставщиком газа и покупателем газа не должны влиять на права добросовестных потребителей коммунальной услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" занимает доминирующее положение на оптовом рынке поставки природного газа на территории Брянской области за 2019 год (аналитический отчет Брянского УФАС России).

Выручка ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" от реализации газа на оптовом рынке поставки природного газа на территории Брянской области за 2019год согласно отчету о финансовых результатах составила  7 210 387 тыс. руб.

С учетом положений части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции, пунктов 3 - 4 статьи 1, абзаца второго пункта 1 статьи 10 ГК РФ это означает, что на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции и (или) непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

Для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

Из разъяснений, данных в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года N 30 (редакция от 14 октября 2010 года) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" следует, что оценка добросовестности поведения доминирующего хозяйствующего субъекта дается с позиций разумности и обоснованности применения им рыночной силы при использовании гражданских прав.

Независимо от поведения покупателя газа, ООО "Газпром межрегионгаз Брянск", как доминирующий хозяйствующий субъект  со своей стороны, не должно допускать действий, способных ущемить права добросовестных конечных потребителей, своевременно и в полном объеме оплачивающих соответствующие ресурсы.

ООО "Газпром межрегионгаз Брянск", злоупотребив своим доминирующим положением, необоснованно прекратило поставку газа на объект 30.09.2019г. и 30.10.2019г., что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а также ущемляет интересы неопределенного круга потребителей услуг горячего водоснабжения и теплоснабжения.

Необходимо отметить, что согласно постановлению Брянской городской администрации от 20.09.2019г №3028-п  в связи с понижением среднесуточной температуры наружного воздуха отопительный сезон 2019-2020 годов в городе Брянске начался с 23 сентября 2019 года. Поставка газа на объект прекращалась в период отопительного сезона, когда среднесуточная температура наружного воздуха равна 0ᵒС, а ночью -2ᵒС.

Поставщик газа при наличии информации об отсутствии технической возможности разграничения добросовестных и недобросовестных абонентов, в одностороннем порядке снизил объемы газа, подаваемого на котельную ООО «Энергосервис» до уровня, который меньше объемов, необходимых для надлежащего оказания услуг ресурсоснабжения добросовестным абонентам, а именно: поддержания надлежащего температурного режима отапливаемых жилых многоквартирных домов.

 В Брянское УФАС России поступили пояснения ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" вх. 7265 от 19.08.2020г. на заключение Комиссии Брянского УФАС России об обстоятельствах дела № 032/01/10-369/2020.  

 Довод ООО «Газпром межрегионгаз Брянск», что суммарная задолженность ООО «Энергосервис» на момент ограничения превышала 9 млн. руб. Комиссия не принимает, в силу следующего:

 В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015г. №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» о признании долга могут, например, свидетельствовать следующие действия: письменный ответ на претензию, в котором должник соглашается с требованиями и признает долг (например, гарантийное письмо); подписание дополнительного соглашения к договору об изменении сроков оплаты; просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); подписание уполномоченным лицом актов сверки взаимных расчетов по договору. Акты сверки взаимных расчетов, направленные в адрес ООО «Энергосервис» и не подписанные уполномоченным лицом, не свидетельствуют о признании  долга  в размере более  9 млн. руб. со стороны  ООО «Энергосервис».

В материалы дела представлены решения арбитражных судов о взыскании задолженности по искам ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» к  ООО «Энергосервис». Согласно решению от 19.06.2019г. по делу А9-2563/2019 Арбитражного суда Брянской области, оставленного без изменения Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного  суда от 04.10.2019г., судами признана задолженность за период с 01.08.2018г. по 31.12.2018г. по договору от 01.10.2017г. №07-5-46979 в размере 2 822 678, 16 руб. Т. е. по состоянию на даты направления уведомлений ООО «Газпром межрегионгаз  Брянск» в адрес ООО «Энергосервис» от 19.08.2019г. № 11-01-01/5315 и 18.09.2019г. № 11-01-01/5998, в которых  указывается  задолженность ООО «Энергосервис»,  признана судом только задолженность в размере 2 822 678, 16 руб.

 Комиссия Брянского УФАС России отклоняет довод ООО «Газпром межрегионгаз Брянск», что сведения о количестве абонентов, не имеющих задолженности, были представлены ООО «Энергосервис» 30.10.2019г., т.е. после проведения процедуры полного ограничения поставки газа в силу следующего:

        ООО «Энергосервис» направляло в адрес поставщика газа письма от 15.08.2019г. исх. 69, от 22.08.2019г. исх. 70, от 30.10.2019г. исх. 98, от 31.10.2019г. исх. 99. В  каждом из данных писем ООО «Энергосервис» предоставляло помесячный расчет объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения  потребителей, не имеющих задолженности, также покупатель газа указывал мощность газоиспользующего оборудования, отапливаемую площадь ресурсоснабжаемых объектов. В каждом письме покупатель газа сообщал поставщику, что техническая возможность отключения недобросовестных абонентов, без нарушения прав и законных интересов добросовестных плательщиков, отсутствует.

Довод ООО «Газпром межрегионгаз Брянск», что в письмах ООО «Энергосервис» должен быть указан перечень из 72 потребителей-собственников квартир в многоквартирном доме по улице Дуки, 73, с указанием их задолженности и отапливаемых площадей, Комиссия не принимает, в силу следующего:

 Правила ограничения газа не содержат требований к покупателю газа в отношении указания задолженности потребителей – собственников квартир. Отапливаемая площадь многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Дуки, д.73, указывается ООО «Энергосервис» в письмах от 15.08.2019г. исх. 69, от 22.08.2019г. исх. 70, от 30.10.2019г. исх. 98, от 31.10.2019г. исх. 99. Согласно данным письмам она равна 4581,3 м².

         Кроме  того, в материалы дела ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» вх. 5547 от 23.06.2020г. представлены уведомления от 31.08.2018г. №35, от 31.08.2018г. №36, направленные ООО «Энергосервис» в адрес управляющей компании ООО «ПрофГарант». Согласно данным уведомлениям договоры  теплоснабжения и горячего водоснабжения между ООО «Энергосервис» и ООО «Профгарант» считаются прекращенными в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Брянск, ул. Дуки, д.73, однако продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в данном многоквартирном доме.

          В связи с тем, что ООО «Профгарант» продолжает получать в 2019 году коммунальные ресурсы: отопление и горячую воду, поставляемые  ООО «Энергосервис» для содержания общего имущества в многоквартирном доме № 73, то граница балансовой принадлежности сетей проходит между ООО «Энергосервис» и управляющей компанией, а не между ООО «Энергосервис» и собственниками помещений в многоквартирном доме №73. Со стороны ООО «Профгарант» граница балансовой принадлежности сетей – это тепловой узел, водяной узел учета горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома №73 с общедомовыми  инженерными коммунакациями, входящими в состав общедомового  имущества собственников до стены (фундамента) указанного многоквартирного дома в месте присоединения инженерных коммуникаций для подачи коммунального ресурса.

          В связи с вышеизложенным, учитывая, что коммунальные ресурсы поступают в отдельные квартиры жителей дома № 73 через одну точку входа (тепловой узел, водяной узел учета горячего водоснабжения) через общедомовые  инженерные коммуникации, которые находятся в зоне балансовой принадлежности ООО «Профгарант», у ООО «Энергосервис» отсутствовала техническая возможность отключения недобросовестных абонентов, не нарушая  права и законные интересы добросовестных плательщиков.

         Договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно с прекращением действия договора ресурсоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями пункта 2 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 6 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации заключение данных договоров в письменной форме не требуется.

          Кроме того, в пунктом 11 Правил ограничения газа закреплена обязанность потребителя газа  обеспечить добросовестных абонентов, не имеющих задолженности, вырабатываемыми при использовании газа ресурсами в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения. Пунктом 12 Правил ограничения газа определены лишь возможные варианты исполнения этой обязанности, причем список данных способов является не исчерпывающим.

        При совокупности приведенных нормативных положений, основная обязанность ресурсоснабжающей организации, которой является ООО «Энергосервис» - это оказание услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения добросовестным абонентам, а не отключение недобросовестных.

         Довод ООО «Газпром межрегионгаз Брянск», что в отдельно выделенных квартирах имеются отключающие запорные устройства горячего и холодного водоснабжения, Комиссия не принимает, в силу следующего:

         Данный довод не подтвержден ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» документально и является субъективной точкой зрения Общества.

         Согласно позиции Приокского управления Ростехнадзора по Брянской области  вх. 6840 от  04.08.2020г. в связи с конструктивными особенностями внутреннего устройства системы отопления и горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Брянск, ул. Дуки, дома 71, 73, 75, выборочное поквартирное отключение услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения вышеуказанных жилых домов не представляется возможным.

         Комиссия не принимает довод ООО «Газпром межрегионгаз Брянск», что ООО «Энергосервис» имело возможность заключить договор поставки газа на недостающие объемы в сентябре – октябре 2019г. с независимыми поставщиками или приобрести на бирже. В соответствии с данными, представленными Акционерным обществом «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (далее - АО «СПбМТСБ») по запросу Брянского УФАС России, вх. 10927 от 18.12.2019г., вх. 827 от 30.01.2020г. единственным хозяйствующим субъектом, приобретаюшим природный газ на организационных торгах в АО «СПбМТСБ» в течение 2019г. с его поставкой на территорию Брянской области, является ООО «Газпром межрегионгаз Брянск». Для того, чтобы приобрести газ на бирже самостоятельно, организация должна зарегистрироваться на бирже или купить место участника торгов, что влечет для нее дополнительные расходы. Согласно тарифному сборнику АО «СПбМТСБ» размер тарифа за участие в торгах составляет от 100 тыс. руб. Кроме того, торги газом на АО «СПбМТСБ» ведутся в настоящее время на месяц/сутки вперед. При этом газ должен приобретаться в объеме кратном 100 тыс. куб. м в месяц или 10 тыс. куб. м в сутки.

       Согласно Спецификации Биржевого товара по Секции «Газ природный» АО «СПбМТСБ» минимальный размер одного лота для поставки на сутки составляет 10 тыс. куб. м, на следующий месяц – 100 тыс. куб. м. Тогда как, суточный договорной объем газа, потребляемый ООО «Энергосервис» за сентябрь 2019г. составляет 1,333 тыс. куб. м, за октябрь 2019г.-3,097 тыс. куб. м, месячный договорной объем за сентябрь составляет 40 тыс. куб. м, за октябрь 2019г.-96 тыс. куб. м (приложения к актам сдачи-приемки газа ООО «Газпром межрегионгаз Брянск», представленные вх.990 от 04.02.2020г.).

        Довод ООО «Газпром межрегионгаз Брянск», что Брянское УФАС России  письмом от 11.06.2019г. № 4469 сообщало об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства РФ в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Брянск»,  Комиссия не принимает, в силу следующего: ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» обращалось в Брянское УФАС России по другому факту, т.е. указывало другой период времени, в течение которого возможно ограничение поставки газа – апрель 2019г., тогда как в рамках рассмотрения дела 032/01/10-369/2020 рассматривались периоды ограничения поставки газа на объект покупателя в сентябре и в октябре 2019г. Кроме того, ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» в адрес Брянского УФАС России не представило доказательств в подтверждение своих доводов, не приложило к обращению документы, подтверждающие свою позицию. В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган при наличии решения об отказе в возбуждении дела может возбудить  дело при наличии доказательств нарушения антимонопольного законодательства, неизвестных антимонопольному органу на момент принятия  решения об отказе в возбуждении дела. Об этом Общество  было уведомлено в письме от 11.06.2019г. № 4469.

        Довод ООО «Газпром межрегионгаз Брянск», что согласно определению Советского районного суда г. Брянска от 18.12.2019г. по делу № 2-6746/2019 производство по делу о признании незаконными действий ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» по отключению котельной ООО «Энергосервис» прекращено в связи с отказом прокурора от исковых требований, что подтверждает соблюдение  поставщиком газа требований действующего законодательства, Комиссия не принимает, в силу следующего:

      Представителем истца помощником прокурора  г. Брянска  заявлено ходатайство об отказе от исковых требований, прекращении производства по делу, в связи с возобновлением поставки газа. Так как исковым требованием к ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» было понуждение снятия ограничения по поставке газа на котельную ООО «Энергосервис», то в связи с возобновлением поставки газа на котельную, исковые требования были выполнены. В определении Советского районного суда г. Брянска от 18.12.2019г. по делу № 2-6746/2019 не содержатся выводы в отношении действий ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» по прекращению  осуществления услуги поставки газа на котельную  ООО «Энергосервис».

        Учитывая совокупность имеющихся доказательств, Комиссия Брянского УФАС России пришла к выводу, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в ущемлении интересов неопределенного круга потребителей услуг горячего водоснабжения и теплоснабжения, путем прекращения  осуществления услуги по поставке газа на котельную ООО «Энергосервис», расположенную по адресу: г. Брянск, ул. Дуки, д.71.

       Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частями 1,2 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на оптовом рынке поставки природного газа на территории Брянской области за 2019 год, результатом которого явилось ущемление интересов неопределенного круга потребителей услуг горячего водоснабжения и теплоснабжения, путем прекращения 30.09.2019г., 30.10.2019г. осуществления услуги по поставке газа на котельную ООО «Энергосервис», расположенную по адресу: г. Брянск, ул. Дуки, д.71.
  2. Предписание по делу № 032/01/10-369/2020 не выдавать в связи с устранением нарушения до принятия решения по делу.
  3. Направить материалы дела №032/01/10-369/2020 должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии:                                                                                 

 

Члены комиссии:                                                                                                 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны