Решение б/н Решение по жалобе № 032/10/18.1-135/2023 ООО « ЧОП «Сармат» ... от 10 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Членам комиссии ГАНУ "Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи"

 

ул. Протасова, 1б, г. Брянск, 241035

buh2021kidscenter32@yandex.ru

 

Заказчик:

 

ГАНУ "Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи"

 

ул. Протасова, 1б, г. Брянск, 241035

buh2021kidscenter32@yandex.ru

 

Заявитель жалобы:

ООО ЧОП «Сармат»

 

241029, г. Брянск, пр-кт Московский, д. 10/3, кв. 21

Samrat.32@mail.ru

 

АО «Электронная торговая площадка РТС-тендер»

 

ko@rts-tender.ru                    

                    

 

Решение по жалобе № 032/10/18.1-135/2023 ООО « ЧОП «Сармат» на действия членов закупочной комиссии ГАНУ "Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи" (извещение №32312093921)

«06» марта 2023 года                                                                                                 г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЭ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

<…> - заместитель руководителя;

Члены комиссии:

<…>  – начальник отдела товарных и финансовых рынков;

<…>  - главный государственный инспектор отдела товарных и финансовых рынков;

<…> - главный государственный инспектор отдела товарных и финансовых рынков;

<…>  - государственный инспектор отдела товарных и финансовых рынков;

<…>  -  специалист - эксперт отдела товарных и финансовых рынков;

В присутствии:

представителя заказчика ГАНУ "Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи" <…>, действующего на основании доверенности б/н от 27.02.2023;

директора ООО «ЧОП «Сармат»  <…> , действующего  на основании приказа от 11.10.2018 №1К,

рассмотрев жалобу №032/10/18.1-135/2023 ООО ЧОП «Сармат» на действия членов закупочной комиссии ГАНУ «Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора обеспечения порядка и основных условий оказания комплексных услуг по охране объекта Заказчика, обеспечение сохранности имущества, находящегося на объекте, обеспечение внутриобъектового и пропускного режим (извещение №32312093921), в части неправомерного установления в разделе II п. 20 Информационной карты формул, критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, порядка оценки не соответствующих Постановлению правительства РФ от  31.12.2021 №2604; неправомерного установления формул порядка оценки и шкальной системы выставления баллов без отражения предельных максимальных и минимальных количественных значений критерия;   неправомерного установления требования о предоставлении договоров, подтверждающих наличие соответствующего опыта, за 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок вместо 5 лет; отсутствия в итоговом протоколе необходимых сведений, в том числе о количестве баллов, присвоенных участникам по каждому критерию и о порядке присвоения баллов,

установила:

 

16.02.2023 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области поступила жалоба № 032/10/18.1-135/2023 ООО «ЧОП «Сармат» на действия заказчика ГАНУ «Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора обеспечения порядка и основных условий оказания комплексных услуг по охране объекта Заказчика, обеспечение сохранности имущества, находящегося на объекте, обеспечение внутриобъектового и пропускного режим (извещение №32312093921).

Как следует из жалобы, заказчик неправомерно установил:

- в разделе II п. 20 Информационной карты формулы, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, порядок оценки, не соответствующие Постановлению Правительства РФ от  31.12.2021 №2604;

- формулы порядка оценки и шкальной системы выставления баллов без отражения предельных максимальных и минимальных количественных значений критерия;  

- требование о предоставлении договоров, подтверждающих наличие соответствующего опыта, за 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок вместо 5 лет.

Также как указывает Заявитель в итоговом протоколе Заказчик не отразил необходимые сведения, в том числе о количестве баллов, присвоенных участникам по каждому критерию и о порядке присвоения баллов.

ГАНУ «Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи» не согласно с доводами заявителя и в пояснениях от 27.02.2023 №24Б, вх. от 27.02.2023 №1305-ЭП/23, исх. от 03.03.2022 №25Б, вх. от 03.03.2023 №1442-ЭП/23 указало следующее:

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изменениями и дополнениями) Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение «Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи» при осуществлении закупок для собственных нужд руководствуется Гражданским кодексом, вышеуказанным законом и иными нормативно-правовыми актами, регулирующие деятельность учреждений в сфере закупок отдельных юридических лиц.

Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение «Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи» не является ни государственным ни муниципальным заказчиком, следовательно, не является участником контрактной системы закупок. Требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иных нормативно - правовых актов регулирующие закупочную деятельность участников контрактной системы не распространяются на ГАНОУ «Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи».

Способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя возложен исключительно на Заказчика. При выборе способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя Заказчик руководствуется целями, установленными пунктом 1 части 1 статьи 1 Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изменениями и дополнениями) - Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц. указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Исходя из этого, при организации данной закупки Заказчик ставил целью требования, указанные в пункте 1 части 1 статьи 1 Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно пункта 2 статьи 2 Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» - Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следовательно, Заказчик в полной мере должен выполнять требования Положением о закупке ТРУ, являющийся ничем иным, как сводом требований Закона, подзаконных актов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих закупочную деятельность Заказчика.

Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение «Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи» использует в своей закупочной деятельности Типовое положение отрасли, которое было разработано специалистами юридического отдела администрации Брянской области, специалистами Управления закупок Брянской области, а так же утверждено директором департамента образования и науки Брянской области. Все изменения в законодательстве, по закупочной деятельности вышеуказанными специалистами отслеживаются и вносятся коррективы в действующее Типовое Положение о закупках ТРУ. обязательные к применению Заказчиками.

Согласно п. 3.1. статьи 3 Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Данные способы закреплены и в Положении о закупках ТРУ Заказчика.

Согласно раздела 3 Положения о закупках ТРУ - Конкурс - форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Конкурс предпочтительно проводить в том случае, когда заказчику важна не только стоимость закупаемых товаров (работ, услуг), но и их качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация участников закупки. При выборе победителя помимо предложенной участниками цены (стоимостной критерий) учитываются и иные критерии, не стоимостные критерии качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки:

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Как было сказано выше, требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения

государственных и муниципальных нужд» и иных нормативно - правовых актов регулирующие закупочную деятельность участников контрактной системы не распространяются на ГАНОУ «Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи», В то же время, требования, отраженные в Положении о закупках ТРУ являются обязательными к применению.

В разделе 13 Положения о закупках ТРУ заказчика установлено - Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурентной закупке устанавливаются Заказчиком в закупочной документации с применением положений Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки’ товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данное Постановление Правительства не является прямым руководящим документом для Заказчика, т.к. является нормативно-правовым актам для контрактной системы, к которой Заказчик не имеет отношение. Данная норма является отсылочной. В тоже время, у Заказчика нет запрета на использование отсылочных норм, тем более, закрепленных требованиями Типового положение о Закупках ТРУ.

Для заказчика, нет оснований для применения Постановление Правительства №2604 от 3 1.12.2021 года, т.к. данный документ прямо регулирует деятельность государственного и муниципального заказчика, но не автономного учреждения (отдельного юридического лица). В Типовом Положении о закупках ТРУ отсутствует отсылочная норма к данному документу.

По своей сути, новый документ, не изменился по сравнению с предшественником, более детально дано определение шкале оценки, а изменение формул расчета мало влияют на конечные показатели.

В Законодательстве и иных нормативно-правовых актах, регулирующих закупочную деятельность отдельных юридических лиц (в частности автономных учреждений) конкретно не установлен срок, в рамках которого осуществляется оценка заявок по критерию «Квалификация участника». По мнению Заказчика, срок предоставления документов, подтверждающий опыт более лоялен к участникам, расширяет круг участников, предоставляет возможность победы в процедуре организациям, недавно зарегистрированным и не имеющим большой базы исполненных договоров. К сожалению, не смотря на довольно продолжительный срок деятельности заявителя, опыт работы является минимальным, деловая репутация так же практически отсутствует. Невозможность участника закупки в полной мере соответствовать требованиям документации, а при проведении конкурса в электронной форме отсутствие опыта, деловой репутации не является ограничением конкуренции. Некомпетентность заявителя в сфере закупочной деятельности, регулируемой Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» же не является ограничением конкуренции.

Заказчик считает доводы, изложенные заявителем, основанными на личном субъективном мнении, сформированном на отсутствии информационной базы в области закупок и не желании постоянного совершенствования в данном направлении.

По итогам закупки договор не заключен.

Рассмотрев материалы жалобы, представленные документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее:

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) заказчик АО «Чистая планета» относится к юридическим лицам, деятельность которых по закупке товаров, работ, услуг, регулируется названным законом.

Закупочная деятельность заказчика АО «Чистая планета» регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Чистая планета», утвержденным решение заседания Совета директоров АО «Чистя планета» протокол 18/22 от 12.12.2023.

Порядок проведения запроса предложений в электронной форме установлен Разделом 10 Положения.

08.02.2023 г. на официальном сайте единой информационной системы (https://zakupki.gov.ru) размещена информация о проведении проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора обеспечения порядка и основных условий оказания комплексных услуг по охране объекта Заказчика, обеспечение сохранности имущества, находящегося на объекте, обеспечение внутриобъектового и пропускного режим (извещение №32312093921).

Срок окончания подачи заявок обозначен 14.02.2023 до 08.00.

Жалоба на положения документации в части подана ООО «ЧОП «Сармат» 16.02.2023 года, то есть после срока окончания подачи заявок.

При этом, в соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

Одновременно необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

В связи с тем, что жалоба ООО «ЧОП «Сармат» подана по истечении регламентированного для обжалования положений аукционной документации Законом о закупках срока доводы Заявителя о неправомерном установлении в разделе II п. 20 Информационной карты формул, критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, порядка оценки не соответствующих Постановлению правительства РФ от  31.12.2021 №2604; неправомерного установления формул порядка оценки и шкальной системы выставления баллов без отражения предельных максимальных и минимальных количественных значений критерия;   неправомерного установления требования о предоставлении договоров, подтверждающих наличие соответствующего опыта, за 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок, вместо 5 лет  не подлежит рассмотрению Комиссией Брянского УФАС России.

При этом, довод заявителя об отсутствии в итоговом протоколе необходимых сведений, в том числе о количестве баллов, присвоенных участникам по каждому критерию и о порядке присвоения баллов нашел свое подтверждение.

При обозрении итогового протокола от 14.02.2023 г. Комиссией установлено, что последний не содержит всей необходимой информации, предусмотренной п.6 ч. 14 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно о количестве баллов, присвоенных участникам по каждому критерию и о порядке присвоения баллов

Согласно указанной норме протокол, составленный по итогам конкурентной закупки ( итоговый протокол), должен содержать в том числе  результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок).

Действия заказчика по не указанию в протоколе всей необходимой информации не только нарушают принцип информационной открытости закупки, но и не соответствуют основополагающим принципам гражданского законодательства Российской Федерации, а именно, принципу недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного и недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ), а также принципу недопустимости злоупотребления правом (статья 10 ГК РФ).

Иные доводы ООО «ЧОП «Сармат» не заявлены.

Исходя из фактических материалов жалобы, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также  при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

 

  1. Жалобу №032/10/18.1-135/2023 ООО ЧОП «Сармат» на действия членов закупочной комиссии ГАНУ "Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора обеспечения порядка и основных условий оказания комплексных услуг по охране объекта Заказчика, обеспечение сохранности имущества, находящегося на объекте, обеспечение внутриобъектового и пропускного режим (извещение №32312093921), в части отсутствия в итоговом протоколе необходимых сведений о количестве баллов, присвоенных участникам по каждому критерию и о порядке присвоения баллов.

 

Заместитель председателя комиссии:                                                            <…>  

 

Члены комиссии:                                                                                                         <…>                                                                                 

                                                                                                                                       <…>                                                                                                                              

                                                                                                                                      <…>

 <…>

<…>

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны