Решение б/н Решение по итогам проведения внеплановой проверки № 032/06... от 14 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

МБОУ «СОШ № 2 им. И.Г. Петровского г. Севска»

«………»

 

 

 

Решение  по итогам проведения внеплановой проверки

№ 032/06/99-129/2023   соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

14.03.2023                                                                                                                       Брянск

 

            На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), под. а п.19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 с поступившим  поручением ФАС России от 13.06.2019 года исх. № МЕ/49839-ПР/19 о проведении проверок в отношении заказчиков, осуществляющих закупки в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», уведомления муниципального бюджетного образовательного учреждения-средне общеобразовательная школа №2 им. И.Г. Петровского г. Севска (далее-МБОУ  «Севская средняя школа №2») от 22.02.2023 №32,  в соответствии с Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области  28.02.2023 №64/23, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:

  Руководителя инспекции:  «………..»

  

Представителя заказчика МБОУ  «Севская средняя школа №2», директора «…….», действующего на основании приказа  от 12.09.2016 №133-к), осуществив внеплановую проверку соблюдения  заказчиком МБОУ  «Севская средняя школа №2»    требований  Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного подрядчика на выполнение подрядных работ по объекту: «Капитальный ремонт МБОУ «Средней  общеобразовательной школы №2 им. И.Г. Петровского г. Севска», установила:

21.02.2023  между заказчиком МБОУ  «Севская средняя школа №2» и ООО «Дельта-Плюс» заключен муниципальный контракт №2 на выполнение подрядных работ по объекту: «Капитальный ремонт МБОУ «Средней  общеобразовательной школы №2 им. И.Г. Петровского г. Севска».

Согласно п. 2.1 Контракта   цена работ составила 29 665 865,93 рублей.

Срок выполнения работ согласно п. 1.3 муниципального контракта и приложения 1 к нему: «График выполнения работ строительно-монтажных работ»:

  1. Смета 02-01-03 внутренняя отделка –март 2023;
  2. Смета 02-01-07 вентиляция-март-апрель 2023;
  3. Смета 02-01-01 ремонт кровли март-апрель 2023;
  4. Смета 02-01-02 ремонт фасада-март-август 2023;

Согласно преамбуле заключенного муниципального контракта № 2 на выполнение подрядных работ по объекту: «Капитальный ремонт МБОУ «Средней  общеобразовательной школы №2 им. И.Г. Петровского г. Севска» от 211.02.2023 контракт заключен у единственного подрядчика в порядке п. 9 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

До проведения внеплановой проверки поступило уведомление об осуществлении закупки у единственного подрядчика от 22.02.2023 №32, в рамках внеплановой проверки МБОУ «Севская средняя школа №2» представлены письменные пояснения от 13.03.20223 исх. №38 о выполнении работ по состоянию на 13.03.2023 в процентном соотношении Согласно уведомлению от 22.02.2023 №32:

:«контракт заключен в следствие обстоятельств непреодолимой силы, которые характеризуются двумя связанными между собой признаками: чрезвычайностью и непредваратимостью при данных условиях обстоятельств, так как применение конкурентных способов, требующих затрат времени нецелесообразно (п.3 ст. 401 ГК РФ). 18.02.2023 в результате стихийных бедствий, характеризующихся сильными порывами ветра и обильными снегопадами произошло повреждение  ветхого состояния примыканий и ковра кровли и залитие талой водой низ лежащих  помещений, в которых ремонтные работы выполнены на 90% (письмо ООО «Стройдело»). В связи с произошедшим заливом помещений школы, требуется в срочном порядке выполнить этап работ по капитальному ремонту Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г. Петровского г. Севска, включающий ремонт кровли. Промедление приведет к значительному ущербу, так как уже выполнены чистовые отделочные работы стен и потолков, а также может произойти потеря функциональной способности и внешнего вида имущества. Для проведения конкурентной закупки, применения иных способов (конкурентных процедур), требуется значительное время. За этот период аварийное состояние кровли ставит под угрозу реализацию федерального проекта по капитальному ремонту школьных систем, и как следствие необходимости выделения денежных средств для устранения последствий залива помещений. В настоящее время строительная организация ООО ”Дельта-Плюс” выполняет работы в рамках контракта № 1 от  большой опыт в проведении капитальных ремонтов, зарекомендовала себя как надежный подрядчик. ООО «Дельта-Плюс» имеет необходимые материалы и оборудование для проведения работ по капитальному ремонту в кратчайшие сроки. Поиск подрядной организации для заключения контракта экономически не оправдан. Контракт с ООО «Дельта» является целесообразным, также ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимся оборудованием (вентиляция), технологией и услугами, в целях обеспечения эффективности ранее заключенного контракт № 1 от 12.12.2022 с точки зрения удовлетворения потребностей МБОУ «Средней общеобразовательной школы №2 им. И.Г. Петровского г. Севска». В связи с проведением специальной военной операции на Украине на территории Брянской области введен высокий (желтый) уровень террористической опасности. В Севском районе, занимающем приграничное положение, приняты меры, направленные на обеспечение мер антитеррористической защищенности. Постановлением Администрации Севского муниципального района «О создании пункта временного размещения пострадавшего населения на территории Севского муниципального района» от 22.04.2021 № 277 принято, что МБОУ «Севская средняя школа №2» г. Севска определена как пункт временного размещения пострадавшего населения на 100 человек. Кроме этого, в школе имеется укрытие для обучающихся и работников школы, которое отвечает требованиям безопасности, которое предназначено для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности. В заключаемом контракте предусмотрены работы по установке систем жизнеобеспечения убежища, которые должны обеспечивать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение двух суток. В условиях высокого (желтого) уровня террористической опасности эти работы должны быть выполнены незамедлительно. Заключение контракта с единственным поставщиком необходимо в целях скорейшего завершения капитального ремонта МБОУ «Севская средняя школа №2» г. Севска, являющейся пунктом временного размещения населения в случае угрозы, для предотвращения возможных человеческих жертв, ущерба здоровью людей или окружающей среде, значительных материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей. Учитывая сложившуюся ситуацию, и значимость данного объекта для Севского муниципального района, занимающего приграничное положение, было принято решение в кратчайшие сроки заключить контракт с единственным поставщиком согласно п.9 ч. 1 ст.9З Федерального закона от 5 апреля 2013г. №-44». Директор МБОУ «Севская средняя школа №2» И.Н. Егунова пояснила, что ан момент проведения проверки выполнено 18 процентов объема работ по контракту.

 

 

 

По итогам внеплановой проверки инспекция Брянского УФАС России пришла к  выводу, что  МБОУ  «Севская средняя школа №2»  муниципальный контракт №2 на выполнение подрядных работ по объекту: «Капитальный ремонт МБОУ «Средней  общеобразовательной школы №2 им. И.Г. Петровского г. Севска» от 21.02.2023  на сумму 29 665 865,93  рублей 00 копеек заключен с нарушением требований Закона о контрактной системе, в редакции, действующей на момент осуществления закупки, поскольку:

1) Заказчиком МБОУ  «Севская средняя школа №2» определен способ закупки у единственного подрядчика на выполнение подрядных работ по объекту: «Капитальный ремонт МБОУ «Средней  общеобразовательной школы №2 им. И.Г. Петровского г. Севска»   с нарушением требований Закона о контрактной системе.

 В силу ст. ст. 1, 6, 8 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Положения части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержат выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами,  участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно п. 9 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе  закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком   в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно;

Таким образом, заказчик вправе заключить контракт на выполнение работ в порядке п.9 ч.1 ст. 93 Закона  о контрактной системе исключительно в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, и при этом если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

          Должностным лицом Брянского УФАС России не установлено  таких обстоятельств.

Поскольку нормы Закона о контрактной системе в целях его применения не раскрывают содержание понятия обстоятельств непреодолимой силы, следует исходить из правил пункта 3 статьи 401 ГК РФ, согласно которым под такими обстоятельствами понимаются обстоятельства, имеющие чрезвычайный и непредотвратимый характер.

К непреодолимой силе относятся такие чрезвычайные события, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях.

Они характеризуются непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб. Под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые явления, события, воздействие которых происходит извне и не зависит от субъективных факторов.

Вместе с тем, необходимость выполнения капитального ремонта здания не может рассматриваться в качестве обстоятельства непреодолимой силы по смыслу статьи 403 ГК РФ, поскольку не обладает свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости, и поэтому не обусловливает правомерность привлечения единственного подрядчика  к выполнению работ в порядке п.9 ч.1 ст. 93 Закона  о контрактной системе.

В силу части 3 ст. 401 ГК РФ к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Подтверждением отсутствия возникшей потребности выполнении работ на рассматриваемом объекта в виду внезапных, независящих от воли сторон обстоятельств является:

1)заключению муниципального контракта №2 на выполнение подрядных работ по объекту: «Капитальный ремонт МБОУ «Средней  общеобразовательной школы №2 им. И.Г. Петровского г. Севска» от 21.02.2023  на сумму 29 665 865,93  рублей 00 копеек предшествовало:

1.1) осуществление заказчиком конкурентной закупки путем проведения электронного аукциона за № за 0127200000222001027, извещение о проведении которого размещено в ЕИС в сфере закупок 15.03.2022, по итогам которой был закачен контракт с ООО «Строительная компания Олимп», не исполнившим обязательств по муниципальному контракту на выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 2 им. И. Г. Петровского г. Севска» № 0127200000222001027-01 от 05.04.2022 по итогам электронного аукциона за 0127200000222001027; Согласно установленному факту решением Брянского УФАС России по делу № РНП-32-733 от 08.12.2022 05.04.2022 между заказчиком МБОУ «Средней общеобразовательной школы №2 им. И. Г. Петровского г. Севска» и ООО «Строительная компания Олимп» заключен контракт на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 2 им. И. Г. Петровского г. Севска» за 0127200000222001027-01.

В соответствии с положениями п. 5.1 контракта определены следующие сроки выполнения работ: начало выполнения работ: с даты подписания контракта окончание работ 20 августа 2023 года.

Согласно Приложению № 2 к контракту определен график выполнения работ:

1 этап: 05.04.2022-30.08.2022

2 этап: 01.07.2023-20.08.2023.

Начиная с 16.06.2022 по 17.11.2022 МБОУ  «Севская средняя школа №2» направляло в адрес ООО «Строительная компания Олимп» претензии о невыполнении работ в установленные контрактом сроки, переписка между сторонами велась и за пределами окончания срока работ, т.е. после 20.08.2022. И только 18.11.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В основу решения об одностороннем отказе положен факт неисполнения ООО «Строительная компания Олимп» обязательств по контракту в части выполнения работ по капитальному ремонту МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 2 им. И. Г. Петровского г. Севска».

Невыполнение ООО «Строительная компания Олимп» обязательств по контракту от 05.04.2022 в установленный срок предоставляло право заказчику принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта после 20.08.2022, что позволило бы заказчику осуществить повторную процедуру конкурентной закупки (электронный аукцион, конкурс) или более сокращенный вариант по срокам  проведения конкурентный способ закупки-запрос котировок в электронной форме, что предусмотрено положениями под. б п.2 ч.10 ст. 24 Закона о контрактной системе, согласно которой заказчик вправе осуществить электронный  запрос котировок независимо от цены контракта  в случае расторжения контракта в одностороннем порядке.

1.2) заключение 12.12.2022 муниципального контракта №1 на выполнение подрядных работ по объекту: «Капитальный ремонт МБОУ «Средней  общеобразовательной школы №2 им. И.Г. Петровского г. Севска»   на сумму 40 499 830,00 рублей 00 копеек. Контракт исполнен, оплачен. Последний акт выполненных работ  подписан  15.02.2023 года.

            Следовательно, потребность в выполнении капитального ремонта здания возникла у заказчика не внезапно, не вследствие независящего от сторон события или обстоятельства, а ввиду ненадлежащего исполнения ранее отобранным подрядчиком ООО «Строительная компания Олимп» обязательств по муниципальному контракту на выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 2 им. И. Г. Петровского г. Севска» № 0127200000222001027-01 от 05.04.2022, нежеланием заказчика объявить в 2023 конкурентную закупку (конкурс, аукцион) при наличии заранее известной потребности в продолжении капитального ремонта здания по завершению реализации муниципального контракта № 1 от 12.12.2022.

3) Характер работ по муниципальному контракту № 2 на выполнение подрядных работ по объекту: «Капитальный ремонт МБОУ «Средней  общеобразовательной школы №2 им. И.Г. Петровского г. Севска»  от 21.02.2023 на сумму 29 665 865,93 рублей. Предметом контракта являются работы, носящие капитальный характер, связанные согласно смет  с работами по завершению работ по предыдущему контракту № 1. Работы по внутренней  отделке помещений, установке вентиляционного оборудования,  ремонтных работ кровли и фасада здания не относятся к работам, связанным с ликвидацией последний аварии, чрезвычайной ситуации, обстоятельств непреодолимой силы,.

Обоснование целесообразности проведения закупки у единственного поставщика  от 22.02.2023  б/н указывает на наличие  произошедшего 18.02.2023 года стихийного бедствия, характеризующееся сильными порывами ветра и обильными снегопадами, приведшие к повреждению ветхого состояния примыканий и ковра кровли, залитие водой  низ лежащих помещений, что не подпадает под понятие "стихийное бедствие" - разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, может произойти разрушение или уничтожение объектов производственного и (или) непроизводственного назначения, а также компонентов окружающей среды.

Каких-либо доказательств наличия сильного порыва ветра и обильных снегопадов, приведших к повреждению ветхого состояния примыканий и ковра кровли, заказчиком не представлено. Более того,  письмо ООО «Стройдело» от 18.02.2023 исх. 158/1  не содержит выводов, что ненадлежащее состояние покрытия кровли пристройки школы возникло в результате  порывов ветра и снегопада. Ремонт кровли в виду ее ненадлежащего состояния был предусмотрен в смете  к контракту, заключённому по итогам электронного аукциона 05.04.2022.

Таким образом, ремонт кровли и зданий низ лежащих помещений возник не 18.02.2023, а задолго до наступления указанной даты.

            При этом согласно п. 9 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.

Однако, действия заказчика в 2022-2023  свидетельствуют о планировании и поэтапной реализации плана по выполнению всего объема работ по капитальному ремонту здания школы, а не о ликвидации каких-либо негативных последствий в результате непредвиденного событий, аварии. 

            Таким образом, заказчик знал о необходимости завершения работ по капитальному ремонту задания школы, однако не предпринял никаких- действий по размещению конкурентной закурки в ЕИС в январе-феврале 2023 года, ожидая наступления предположительно ветра снега.

Неблагоприятные погодные условия при производстве строительно-монтажных работ не являются обстоятельством непреодолимой силы, поскольку выполнение работ по ремонту кровли на рассматриваемом объекте в зимнее время года не составляют предмет всего  контракта от 21.02.2023, а являются лишь частью выполняемых работ по капитальному ремонту здания и, следовательно, не могут являться правовым основанием для заключения целого муниципального контракта на капитальные работы без проведения конкурентных процедур.

Инспекцией Брянского УФАС России также не принимается довод заказчика о  правомерности заключении муниципального контракта № 2 на выполнение подрядных работ по объекту: «Капитальный ремонт МБОУ «Средней  общеобразовательной школы №2 им. И.Г. Петровского г. Севска» от 21.02.2023 у единственного подрядчика ввиду определения здания МБОУ  «Севская средняя школа №2» пунктом временного размещения пострадавшего населения на территории Севского муниципального района», поскольку в виду начала ремонта  МБОУ  «Севская средняя школа №2»  в Севском муниципальном районе 19.09.2022 Администрацией Севского муниципального района принято Распоряжение «О создании иного  временного пункта временного размещения населения в МБОУ  «Севская средняя школа №1им. Октябрьской революции»   на 50 человек.

Инспекцией Брянского УФАС России не установлено событий, прогнозирование которых рассматривались заказчиком как наступление  какой-либо чрезвычайной ситуации, что потребовало заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания школы от 21.02.20243 для ее предупреждения.

          Выполнение работ на объекте конкретным подрядчиком  и необходимость завершения работ по капитальному ремонту здания  не может являться правовым основанием для  принятия решения о выборе способа закупки в обход конкурентной процедуры.

Учитывая сумму заключенного контракта 29 665 865,93 рублей, закупка на выполнение подрядных работ по объекту: «Капитальный ремонт МБОУ «Средней  общеобразовательной школы №2 им. И.Г. Петровского г. Севска» должна осуществляться конкурентным способом- электронным аукционом, конкурсом.

Таким образом, Инспекция Брянского УФАС России  приходит к выводу, что у заказчика  имелась возможность  для соблюдения положений Закона о контрактной системы в части выбора способа определения подрядчика конкурентным способом, однако им не предприняты все возможные действия для из соблюдения.

На основании вышеизложенного, инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу об отсутствии у заказчика   МБОУ  «Севская средняя школа №2» правовых оснований для закупки у единственного поставщика в соответствии с положениями  п. 9 ч.1 ст. 93 Закона  о контрактной системе, заказчику согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе надлежало использовать конкурентные способы определения поставщиков (электронный аукцион, конкурс).

Ответственность за указанное правонарушение установлено ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ.

По итогам проведения внеплановой проверки, инспекция Брянского УФАС России, решила:

 

1. Признать в действиях заказчика МБОУ  «Севская средняя школа №2»  нарушение ч. 1 ст. 24, ч. 2 статьи 8, п.9 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе в части определения способа определения подрядчика не конкурентным способом.

2. Поскольку контракт по итогам рассматриваемой закупки заключен, предписания об устранении выявленных нарушений  законодательства о контрактной системе Российской Федерации не выдавать.

3. Передать материалы внеплановой проверки  соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России  для рассмотрения вопроса  о возбуждении дела об административном правонарушении.

4. Направить исковое заявление в Арбитражный суд Брянской области о признании контракта недействительным.

 

  Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Руководитель инспекции                                                                   «…………»

Члены инспекции

                                                                                                                     «…………»

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны