Решение б/н Решение по итогам проведения внеплановой проверки № 032/06/9... от 27 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Новозыбковская городская

администрация

«………»

 

 

ООО «Монтажник»

«….…»

 

 

                                                                                

 

Решение по итогам проведения внеплановой проверки № 032/06/99-854/2023

соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

 

резолютивная часть решения оглашена

27.10.2023, решение изготовлено 31.10.2023                                                            г. Брянск

 

         На основании  ч.ч. 2,3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), под. а п.19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, обращения   Новозыбковской городской администрации (вх. 6555-ЭП/23 от 03.10.2023), в соответствии с Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 16.10.2023 № 341/23, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:

Руководителя инспекции: «…….»

Членов инспекции: «……..»

        в присутствии:

«……» - представителя Новозыбковской городской администрации, действующего на основании доверенности № 1-5286 от 24.10.2023,

«……» - представителя Новозыбковской городской администрации, действующего на основании доверенности № 1-5285 от 24.10.2023,

«…….»  – слушателя,

осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком Новозыбковская городская администрация   требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки  у единственного подрядчика на выполнение работ по объекту: «Реконструкция системы водоснабжения в с. Вихолка Новозыбковского городского округа Брянской области» (контракт № 1/2023 от 27.09.2023), установила:

      1.  27.09.2023 между заказчиком Новозыбковская городская администрация и ООО «Монтажник» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по объекту: «Реконструкция системы водоснабжения в с. Вихолка Новозыбковского городского округа Брянской области» (контракт № 1/2023 от 27.09.2023) на сумму 8 528 475,19 рублей. Основание заключения контракта: ч.2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановление Правительства Брянской области от 17.03.2022 N 82-п "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления", подпунктом б) пункта 2 постановления администрации Новозыбковской городской администрации № 742 от 21.09.2023 года  «Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд Новозыбковского городского округа Брянской области у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядка их осуществления», постановление Новозыбковской городской администрации № 760 от 25.09.2023 года «Об осуществлении закупки по объекту: «Реконструкция системы водоснабжения в с. Вихолка Новозыбковского городского округа Брянской области»  у единственного поставщика.

Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что вышеуказанный контракт заключен заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе, ввиду следующего.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).

В силу статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Перечень случаев, при которых Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ) и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 339 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на основании акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, изданного в соответствии с настоящим постановлением.

Постановление Правительства Брянской области от 17.03.2022 N 82-п "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" (далее Постановление Правительства Брянской области от 17.03.2022 N 82-п)  определены случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд Брянской области у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и установлен порядок их осуществления.

В свою очередь, подпунктом "г" пункта 2 Постановления Правительства Брянской области от 17.03.2022 N 82-п установлено, что акты, предусмотренные пунктом 1 настоящего постановления, подготавливаются, в том числе, при наличии протокола заседания координационного или совещательного органа под председательством главы местной администрации муниципального образования Брянской области, содержащего решение, определяющее конкретную закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, которая может быть осуществлена заказчиками у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункта 3  Постановления Правительства Брянской области от 17.03.2022 N 82-п «в целях осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) формируется обращение, содержащее предложение об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), конкретной закупки, которая может быть осуществлена заказчиками у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

а) для государственных нужд органами исполнительной власти Брянской области на имя руководителя оперативного штаба по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Брянской области;

б) для муниципальных нужд органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области в координационный или совещательный орган под председательством главы местной администрации муниципального образования Брянской области».

Пунктом  4.2 Постановления Правительства Брянской области от 17.03.2022 N 82-п определено, что  в отношении конкретной закупки для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд, которая может быть осуществлена заказчиками у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

а) предмет контракта и описание объекта закупки, включающее в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

б) экономическое и (или) технологическое обоснование нецелесообразности осуществления закупки с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

в) обоснование цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), подготовленное в соответствии со статьей 22 Федерального закона;

г) наименование заказчика;

д) обоснование предполагаемого срока осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

е) условие о казначейском сопровождении закупки в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством;

ж) информация о размере аванса (в случае, если контрактом предусмотрено авансирование);

з) информация об установлении требования к обеспечению исполнения контракта или обоснование нецелесообразности установления такого требования; информация об установлении требования к обеспечению гарантийных обязательств или обоснование нецелесообразности управления таких требований;

и) условия соответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым планируется заключение контракта, требованиям статьи 31 Федерального закона;

к) информация об источниках финансирования закупки.

 В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целью принятия Закона N 46-ФЗ является защита национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.

Таким образом, решения о принятии актов об осуществлении закупки для нужд субъекта Российской Федерации у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должны приниматься с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.

Вместе с тем при наличии возможности осуществления конкурентных закупок товаров, работ, услуг, такие закупки должны проводиться конкурентными способами.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 25 октября 2018 года N 2613-О, положения норм Закона о контрактной системе направлены на предотвращение злоупотреблений при осуществлении закупок в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Из правовой позиции, выраженной в пункте 22 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года, следует, что для осуществления закупки у единственного поставщика заказчик обязан обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме N 24-06-06/12571 от 15.02.2023, возможность осуществления закупки у единственного поставщика на основании акта изданного во исполнение Закона о контрактной системе носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика для обеспечения нужд Заказчика.

Таким образом, из норм Закона N 44-ФЗ следует, что закупка у единственного поставщика носит не ординарный, а экстраординарный характер, но только в случае, если применение конкурентных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

Иными словами, закупка не конкурентным способом, является исключением, а не правилом; применение данной нормы не должно становиться системой и способом обхода требований названного Закона в части необходимости соблюдения конкуренции при осуществлении закупок и установленных запретов.

Учитывая вышеизложенное, возможность осуществления закупки у единственного поставщика на основании акта, изданного во исполнение Закона N 46-ФЗ носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика для обеспечения нужд заказчика.

В рамках осуществления внеплановой проверки Инспекцией Брянского  УФАС России установлено следующее:

21.02.2023 года между заказчиком Новозыбковская городская администрация и ООО «Промбурвод» по итогам электронного аукциона за № 0127300005023000001 был заключён муниципальный контракт на реконструкцию системы водоснабжения в с. Вихолка Новозыбковского городского округа Брянской области. Срок выполнения работ до 31.08.2023.

04.09.2023 заказчиком Новозыбковская городская администрация принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на реконструкцию системы водоснабжения в с. Вихолка Новозыбковского городского округа Брянской области. В основу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком положено нарушение сроков выполнения работ, а именно в ходе исполнения Контракта Подрядчик неоднократно нарушал График выполнения работ, подрядчику направлялись письма о нарушении сроков выполнения работ, однако, работы в полном объеме не выполнены. С 15.09.2023 контракт считается расторгнутым.

07.09.2023  Новозыбковская городская администрация  направило обращение в Брянское УФАС России о рассмотрении вопроса о включении/невключении сведений в отношении ООО «ПРОМБУРВОД» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта №0127300005023000001 от 21.02.2023 на реконструкцию системы водоснабжения в с. Вихолка Новозыбковского городского округа Брянской области.

21.09.2023 Инспекцией Брянского УФАС принято решение сведения в отношении ООО «ПРОМБУРВОД» в реестр недобросовестных поставщиков не включать, поскольку стороны контракта не достигли соглашения в решении вопроса относительно необходимости продления сроков выполнения работ в связи с внесенными изменениями в проектную документацию. Таким образом, установлено наличие между сторонами спора относительно сроков выполнения работ. Кроме того, подрядчик, в рамках рассмотрения обращения, указывал на то, что осуществлял дальнейшее выполнение работ, в том числе и после срока вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.

Согласно экономического и технологического обоснования нецелесообразности осуществления закупки с использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося приложением к письму в «Координационный совет Новозыбковской городской администрации по принятию решений, определяющих единственного поставщика…»  № 1-4704 от 25.09.2023, заказчик указывает на то, что ООО «Промбурвод» работы на объекте выполнены на 10%.

В соответствии с позицией Новозыбковской городской Администрации, изложенной в письме (исх.  от 20.10.2023 № 1-5241/ вх. 7069-ЭП/23 от 23.10.2023), а также пояснениями представителей Заказчика на заседании Комиссии, учитывая, что денежные средства на выполнение работ по объекту: «Реконструкция системы водоснабжения в с. Вихолка Новозыбковского городского округа Брянской области» должны быть освоены в 2023 году, отсутствует конкурентный рынок по выполнению работ по объекту: «Реконструкция системы водоснабжения в с. Вихолка Новозыбковского городского округа Брянской области», Новозыбковская городская администрация посчитала нецелесообразным проведение закупки конкурентным способом.

Новозыбковской городской администрацией был проработан вопрос  выполнение работ по объекту: «Реконструкция системы водоснабжения в с. Вихолка Новозыбковского городского округа Брянской области» с тремя потенциальными подрядчиками: ООО «Монтажник», ООО «ТПС-Инжиниринг», ООО «МОНТАЖСЕРВИС», были изучены основные показатели для заключения контракта, имеющиеся финансовые средства для осуществления реконструкции системы водоснабжения, материально-техническая база, трудовые ресурсы. Согласие на выполнение работ выразило лишь ООО «Монтажник».

Заказчиком не представлено сведений о сравнительном анализе стоимости товаров, материалов на момент заключения Контракта с предыдущими периодами, свидетельствующих о многократном увеличении стоимости товаров, материалов.

Кроме того, Заказчиком в адрес Инспекции не представлены сведения о сокращении количества подрядчиков, имеющих возможность выполнить указанные работы по контракту на выполнение работ по объекту: «Реконструкция системы водоснабжения в с. Вихолка Новозыбковского городского округа Брянской области». Кроме того, контракт № 1/2023 от 27.09.2023 заключён на сумму 8 528 475,19 рублей, что является начальной (максимальной) ценой контракта, заключённого по итогам электронного аукциона за № 0127300005023000001. То есть контракт с единственным поставщиком заключён на сумму без учёта уже выполненных работ предыдущим подрядчиком.

Выполнение работ по объекту: «Реконструкция системы водоснабжения в с. Вихолка Новозыбковского городского округа Брянской области» не обладает признаками, которые необходимы для защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций. Указанные работы являются запланированными в рамках реализации Национального проекта "Жильё и городская среда".

Кроме того, Заказчик имел возможность определить подрядчика и заключить муниципальный контракт путем проведения конкурентных процедур, в частности, путем проведения запроса котировок в электронной форме, что позволило бы заказчику заключить контракт не позднее 28.09.2023 года, однако Заказчиком не предприняты меры по объявлению конкурентной закупки.

В результате заключения рассматриваемого контракта ООО «Монтажник» получило доступ к выполнению работ без конкурентной борьбы и было поставлено в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами - потенциальным участникам торгов, осуществляющими аналогичную деятельность.

Более того, неразмещение заказчиком закупки путем проведения конкурентных процедур нарушает принцип прозрачности и открытости закупок, влечет нарушение прав участников закупки, которые были лишены возможности принять участие в конкурентной закупке.

Заказчик самостоятельно принимает решение о заключении контракта на основании части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых Заказчику, в связи с возникновением таких обстоятельств, при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие экономической ситуации, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также срочностью осуществления закупки.

Инспекцией установлено отсутствие обстоятельств подтверждающих причинно-следственную связь между заключением Контрактов и экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также срочности закупки.

Таким образом, по мнению Инспекции у Заказчика отсутствовали правовые основания для заключения Контрактов, заключение муниципального контракта № 1/2023 от 27.09.2023 с единственным поставщиком, в рассматриваемом случае не отвечает целям Закона о контрактной системе в силу отсутствия целесообразности, срочности и обоснованности применения такого способа определения поставщика.

         На основании вышеизложенного установлено нарушение положений ч. 5 ст. 24  Закона о контрактной системе, выразившееся в принятии заказчиком решения о способе определения подрядчика  на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части не проведения конкурентной процедуры.       

         Ответственность за указанное правонарушение установлена ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ.

         По итогам проведения внеплановой проверки, инспекция Брянского УФАС России,

решила:

 

1. Признать в действиях заказчика Новозыбковская городская администрация нарушение требований ст. 8, ч. 1 ст. 24, п.п.2 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

2. Поскольку контракт по итогам рассматриваемой закупки заключен, предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации не выдавать.

3. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

4. Направить в Арбитражный суд Брянской области исковое заявление о признании контракта № 1/2023 от 27.09.2023 недействительным.

  Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Руководитель инспекции                                                                                   «…………»

 

Члены    инспекции                                                                                             «…………»

                                                                                                                             

 

                                                                                                                              

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны