Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 032/10/18.1-14... от 8 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик: ПАО «МРСК Центра»

127018, Москва, ул. 2-ая Ямская, 4

241050, Брянск, ул. Советская, 35

Заявитель:

ООО «Сигма»

101000, г. Москва, ул. Покровка,

д. 1/13/6, стр. 2, эт. чердак, пом. 4, ком. 2

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 032/10/18.1-1452/2019 в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»

08 ноября 2019г. г. Брянск

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Председатель комиссии:

Новикова Н.А. – заместитель руководителя - начальник отдела естественных монополий и рекламы;

Члены комиссии:

Самсонова В.В. – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы;

Исакова Е.А. – государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы,

Данилова Н.М. – государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы,

при участии:

представителей ПАО «МРСК Центра» - действующих на основании доверенностей, и представителей ООО «Сигма» - действующих на основании доверенностей,

рассмотрев жалобу ООО «Сигма» на действия организатора закупки – ПАО «МРСК Центра»,

УСТАНОВИЛА:

30.10.2019.2019 года в адрес Брянского УФАС России поступила жалоба ООО «Сигма» на действия организатора закупки – ПАО «МРСК Центра» при проведении запроса предложений в электронной форме (извещение № 31908351646) на право заключения договора поставки пломбировочных материалов для нужд ПАО «МРСК Центра» (филиала «Брянскэнерго»). По мнению Заявителя его заявка отклонена необоснованно, что нарушает права и законные интересы ООО «Сигма».

Рассмотрев материалы жалобы, документы, представленные организатором закупки и заявителем, заслушав доводы представителей, Комиссия Брянского УФАС России установила следующее.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам, в том числе для субъектов естественных монополий, установлены ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках).

ПАО «МРСК Центра» осуществляет деятельность в сфере естественных монополий, при осуществлении закупок руководствуется Единым Стандартом закупок ПАО "Россети" (далее - Положение о закупке), утвержденным Советом директоров ПАО "Россети" от 14.12.2018г.

Осуществляя закупку товаров, работ, услуг как субъект естественной монополии ПАО «МРСК Центра» должно соблюдать основные требования к закупке и общие принципы закупки, такие как информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления несоизмеряемых требований к участникам закупки (часть 2 статьи 1, статья 3 Закона о закупках).

Как следует из представленных материалов, ПАО «МРСК Центра», действующее через филиал ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго», инициировало запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 31908351646 от 30.09.2019 на право заключения договора поставки пломбировочных материалов для нужд ПАО «МРСК Центра» (филиала «Брянскэнерго»), опубликовано на электронной торговой площадке ЕЭТП rosseti.roseltorg.ru (далее - ЕЭТП).

На момент окончания срока подачи заявок, указанных в Извещении и закупочной документации на ЕЭТП (12 часов 00 минут время московское «10» октября 2019 г.) поступило 10 Заявок участников. Закупочной комиссией филиала ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» были рассмотрены и признаны соответствующими по существу требованиям Документации о закупке первые части заявок всех участников, о чем выгружен и подписан соответствующий Протокол очного заседания Закупочной комиссии по рассмотрению и оценке первых частей заявок участников №0149-БР-19-1 от 21.10.2019.

Протоколом заседания Закупочной комиссии по рассмотрению и оценке вторых частей заявок участников №0149-БР-19-2 от 25.10.2019 было принято решение отклонить Заявку участника ООО «Сигма», 101000, г. Москва, ул. Покровка, д. 1/13/6, стр. 2, этаж чердак, пом. IV, ком.2, поскольку вторая часть Заявки не отвечает требованиям закупочной документации в связи с не соответствием предоставленных документов, требованиям пункта 16 (подпункты «н», «о») части IV «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ ЗАКУПКИ», так как в них не был указан предмет сделки или иные сведения, позволяющие идентифицировать относимость данных документов к конкретной закупке.

Заявитель - ООО «Сигма» считает, что был нарушен порядок проведения закупки, так как закупочной документацией не предусмотрено требование о предоставлении документов, указанных пунктом 16 (подпункты «н», «о») части IV «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ ЗАКУПКИ» с указанием на предмет сделки и иные сведения.

Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме аукциона и конкурса, так и иными способами.

Согласно ч. 9 ст. 3.4. Закона о закупках запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства (запрос предложений), может включать в себя этап проведения квалификационного отбора участников запроса предложений в электронной форме. При этом должны соблюдаться следующие правила:

  1. в извещении о проведении запроса предложений в электронной форме должны быть установлены сроки проведения такого этапа;
  2. ко всем участникам запроса предложений в электронной форме предъявляются единые квалификационные требования, установленные документацией о конкурентной закупке;
  3. заявки на участие в запросе предложений в электронной форме должны содержать информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке и подтверждающие соответствие участников запроса предложений в электронной форме квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке;
  4. заявки участников запроса предложений в электронной форме, не соответствующие квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, отклоняются.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (подпункт 2); требования к участникам такой закупки (подпункт 9).

При этом в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Конкурсной Комиссией заявка ООО «Сигма» была отклонена, поскольку вторая часть Заявки не отвечает требованиям закупочной документации в части не предоставления документов, предусмотренных пунктом 16, подпунктами (н, о) части IV «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ ЗАКУПКИ» (в предоставленных справках не указан предмет сделки или иные сведения, позволяющие идентифицировать данные документы по отношению к закупке).

Согласно п. 6.2.2. Закупочной документации не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные в закупочной документации, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно п. 6.2.3. Закупочной документации Закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:

  1. участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке, в том числе если сведения об участнике закупки или привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа субъектов МСП (в случае установления требования о привлечении такого субподрядчика (соисполнителя) в документации о закупке) отсутствуют в едином реестре субъектов МСП;
  2. заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке);
  3. участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным документацией о закупке;
  4. заявка содержит существенные арифметические ошибки; под существенными ошибками понимается ошибка, которая может при дальнейших расчетах повлиять на корректность итогового предложения участника.

Согласно п. 8.1.7.1. Положения о закупках рассмотрение, оценка и сопоставление заявок участников закупки осуществляется в соответствии с критериями и порядком оценки заявок, устанавливаемыми в документации о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В документации должны быть установлены требования к участникам закупок, к документам, предоставляемым в составе заявок, должен быть указан порядок критериев оценки заявок и точная относительная значимость (весовые коэффициенты) каждого такого критерия, установлены требования к форме и порядку оформления заявок участников (п. 8.1.7.2. Положения о закупках).

Подпунктом (н) пункта 16 части IV «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ ЗАКУПКИ» Участник должен включить в состав заявки Документ, подтверждающий наличие решения (одобрения) со стороны установленного законодательством РФ органа о заключении крупной сделки, оформленный в соответствии с законодательством РФ, или (в случае, если сделка согласно законодательству не является для Участника крупной) — справку в произвольной форме, подпунктом (о) - Документ, подтверждающий наличие решения (одобрения) со стороны установленного законодательством РФ органа о заключении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, оформленный в соответствии с законодательством РФ, или (в случае, если сделка согласно законодательству не является для Участника сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность) - справку в произвольной форме.

ООО «Сигма» были предоставлены справки в произвольной форме:

  • «Настоящим сообщаю, что сделка, заключаемая по результатам проведения данной регламентированной закупочной процедуры на основании cm. 46 ФЗ-14 от 08.02.1997г. «Об обществах с ограниченной ответственностью», не является для ООО Сигма» крупной сделкой»;
  • «Настоящим сообщаю, что данная сделка не является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и уставными документами ООО «Сигма» не предусмотрены основания для ее одобрения органами управления».

При этом Заказчик не установил обязательные сведения, содержащиеся в требуемой справе, а установил необходимость предоставления справки в произвольной форме. Образец заполнения такой справки для Участников Документация не содержит.

Согласно пояснениям филиала «Брянскэнерго», последний считает необоснованными доводы Заявителя, поскольку как указано в ч. 9 ст. 3.4 Закона о закупках все представленные участником закупки документы должны подтверждать соответствие участников запроса предложений в электронной форме квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, что означает необходимость определения относимости представленных участником информации и документов именно к проводимой закупочной процедуре. Такая относимость, а, следовательно, и определение соответствия участников запроса предложений в электронной форме квалификационным требованиям может быть установлена исходя из содержания предоставленного документа и соотнесения его с предметом и прочими условиями закупочной процедуры. В предоставленных участником справках отсутствуют какие-либо сведения, позволяющие отнести содержащуюся в них информацию именно к проводимому запросу предложений на право заключения Договора поставки пломбировочных материалов для нужд ПАО «МРСК Центра» (филиала «Брянскэнерго»). Указанное обстоятельство, в свою очередь, не позволило Комиссии подтвердить соответствие участника запроса предложений квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке.

Комиссия Брянского УФАС России не может согласиться с доводами ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» по нижеследующим основаниям.

К пакету документов, направленных ООО «Сигма» для участия в закупочной процедуре, было приложено решение единственного участника ООО «Сигма» № 1 от 02.11.2017г. о создании ООО «Сигма» и решение № 4 от 12 ноября 2018 года, которым одобрялось совершение сделок от имени Общества на сумму до 150 миллионов рублей.

Из данных документов следует, что сделка, являющаяся предметом рассматриваемой закупочной процедуры, не является для ООО «Сигма» крупной и не требует предварительного одобрения.

В п. 1 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" определено, что крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности, при этом:

- связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества, в результате которых у общества возникает обязанность направить обязательное предложение в соответствии с главой XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"), цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;

- предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.

В п. 7 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" определено, что положения настоящей статьи не применяются, в том числе, к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества.

В связи с тем, что ООО «Сигма» состоит из одного участника, проведение общего собрания не представляется возможным.

Более того, надлежащих доказательств со стороны ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» о том, что указанная сделка для Заявителя является крупной, не представлено, в связи с чем необходимость предоставления данного документа не обязательна.

Поскольку правило об одобрении крупной сделки в силу прямого указания закона не применяется к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества, Комиссия Брянского УФАС России приходит к выводу об отсутствии у Закупочной комиссии предусмотренных действующим законодательством и Закупочной документацией оснований для отклонения заявки ООО «Сигма».

Комиссия Брянского УФАС России также соглашается с доводами Заявителя в части того, что Закупочной документацией не предусмотрено требование о предоставлении справки с указанием на предмет сделки и иных сведений, позволяющих идентифицировать данные документы по отношению к закупке. Данные справки приложены к пакету документов для участия в конкретной закупке, следовательно, указанная в справках информация имеет отношение именно к данной закупке, а не какой либо иной.

Следовательно, вывод Закупочной комиссии о том, что вторая часть заявки ООО «Сигма» не соответствует требованиям закупочной документации необоснован.

Антимонопольный орган обращает внимание на нижеследующее.

Согласно подпункту 6.2.8. раздела 6 «Порядок проведения, рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в закупке» в рамках отборочной стадии закупочная комиссия может запросить у Участников разъяснения или дополнения их Заявок. Запросы могут быть выполнены только с использованием программно-аппаратных средств ЕЭТП. Закупочная комиссия не вправе запрашивать разъяснения или требовать документы, меняющие суть Заявки, а также документы, перечень которых отсутствует в настоящей Документации. Допускаются уточняющие запросы по техническим условиям Заявки (перечня предлагаемой продукции, её технических характеристик, иных технических условий), при этом данные уточнения не должны изменять предмет закупки. В случае направления запроса Участнику предоставляется минимально необходимый срок для предоставления разъяснений или дополнений. При этом все возможные риски отклонения заявки и ответственность, связанные с несвоевременным предоставлением разъяснений или дополнений по запросу закупочной комиссии, несет Участник. Документы, поступившие в ответ на запрос после истечения указанного в нем срока, Закупочная комиссия вправе не принимать, не рассматривать и не учитывать при принятии решений в рамках закупки.

Таким образом, при Закупочная комиссия не воспользовалась правом запроса разъяснений сведений, указанных в представленных справках ООО «Сигма».

В рассматриваемом случае конкурсная комиссия оценила критерии по собственному усмотрению, что позволило провести оценку заявки Заявителя, руководствуясь субъективной оценкой, оснований, поименованных в п. 6.2.3. Закупочной документации, для отклонения заявки Заявителя не имелось.

При проведении закупок, организатор обязан следовать законодательно установленным правилам проведения закупок, в первую очередь он должен определить победителя с учетом заранее установленных критериев отбора. Заявку на участие нельзя отклонить произвольно, необходима соответствующая мотивировка отказа в допуске к участию в закупках. Произвольный подход к применению отборочных критериев противоречит правовой природе самих закупок.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что организатором закупки – ПАО «МРСК Центра» при проведении запроса предложений в электронной форме (извещение № 31908351646) на право заключения договора поставки пломбировочных материалов для нужд ПАО «МРСК Центра» (филиала «Брянскэнерго») необоснованно отклонена заявка ООО «Сигма» и нарушены требований части 6 статьи 3 Закона о закупках, п. 6.2.2 Документации о закупке от 30.09.2019г., п. 8.1.7.1. Положения о закупках.

Руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Сигма» № 032/10/18.1-1452/2019 на действия организатора закупки – ПАО «МРСК Центра» при проведении запроса предложений в электронной форме (извещение № 31908351646) на право заключения договора поставки пломбировочных материалов для нужд ПАО «МРСК Центра» (филиала «Брянскэнерго») обоснованной.

2. Признать в действиях ПАО «МРСК Центра» (филиала «Брянскэнерго») нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках, п. 6.2.2 Документации о закупке от 30.09.2019г., п. 8.1.7.1. Положения о закупках.

3. Выдать ПАО «МРСК Центра» (филиала «Брянскэнерго») предписание об устранении нарушения путем:

1) отмены протокола очного заседания закупочной комиссии от 25.10.2019г. № 0149-БР-19-2,

2) рассмотрения заявок участников закупки с учетом решения Комиссии Брянского УФАС России.

4. Электронной площадке обеспечить возможность отмены протокола и рассмотрения заявок с учетом решения Комиссии Брянского УФАС России.

  1. Передать материалы должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель Комиссии Н.А.Новикова

Члены Комиссии: В.В.Самсонова

 

Н.М.Данилова

Е.А.Исакова

Связанные организации

Связанные организации не указаны