Решение б/н Решение по делу № 72 о нарушении законодательства о размещен... от 6 апреля 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

      ООО ТСЦ «Русский Автобус»

      ___________________________________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                

                                                                                      

      Управление государственных закупок

      Брянской области

           ___________________________________

                                                                                 

                                                                           

                                                                                        Департамент образования и науки

                                                                                 Брянской области                                                                                                  

                                                                                 ___________________________________

 

                                                                                 ОАО «Единая электронная торговая                                                                                            

                                                                                 площадка»

                                                                                ____________________________________

                                                                                

 

                                                      Решение по делу № 72

о нарушении законодательства о размещении заказов

 

29 мая 2013 года                                                                                                            г. Брянск

 

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере размещения заказов

в присутствии:

представителей государственного заказчика Департамент образования и науки Брянской области (доверенность от 29.05.2013 г.), (доверенность от 29.05.2013 г.);  

представителя уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области (доверенность №4 от 19.03.2013г.);

представителей заявителя ООО ТСЦ «Русский Автобус»

         рассмотрев поступившую жалобу участника размещения заказа ООО ТСЦ «Русский Автобус» на действия государственного заказчика Департамент образования и науки Брянской области, уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на закупку 24-х школьных автобусов (15 и 22 местных) в соответствии с ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», оборудованных ГЛОНАСС в целях реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования по заявке Департамента образования и науки Брянской области № 0127200000213000589, установила:

17.04.2013 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  www.zakupki.gov.ru размещены извещение и документация об аукционе в электронной форме на закупку 24-х школьных автобусов (15 и 22 местных) в соответствии с ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», оборудованных ГЛОНАСС в целях реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования ( далее открытый аукцион в электронной форме).

Документация об аукционе в электронной форме утверждена директором Департамента образования и науки Брянской области

До окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме поступило две заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме за № 0127200000213000589 от 21.05.2013 года единой комиссией уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области принято решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа, заявке которого присвоен порядковый номер <...> и об отказе в допуске участника размещения заказа, заявке которого присвоен порядковый номер <...> .

При обозрении первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме участников размещения заказа комиссией Брянского УФАС России установлено, что заявке участника размещения заказа ООО ТСЦ «Русский Автобус» присвоен порядковый № 2.

         На момент рассмотрения жалобы государственный контракт не заключен.

         Заявитель ООО ТСЦ «Русский Автобус» считает, что его права и законные интересы нарушены решением единой комиссии уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области об отказе ООО ТСЦ «Русский Автобус» об отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 21.05.2013 года № 0127200000213000589, а именно: «Несоответствие сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Федерального закона 94-Ф3, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме. В п. 16.18 указана неконкретная характеристика товара (не указано проходы должны быть оснащены поручнями или ручками)(п.14 информационной карты открытого аукциона в электронной форме, ч.4 ст.41.8 94-ФЗ), в п. 16.24 дана не полная характеристика товара (не указано месторасположение огнетушителей)(п.14 информационной карты открытого аукциона в электронной форме, ч.4 ст.41.8 94-ФЗ)».

Кроме того, заявитель ООО ТСЦ «Русский Автобус» обращает внимание на то, что сформированное техническое задание на поставку школьных автобусов содержит положения, ограничивающие количество участников размещения заказов, поскольку характеристики автобусов соответствуют конкретному производителю.

Представитель уполномоченного органа Управление государственных закупок ... не согласилась с доводами, изложенными в жалобе и пояснила, что единой комиссией Управления государственных закупок Брянской области обоснованно принято решение об отказе в допуске ООО ТСЦ «Русский Автобус», поскольку первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме не соответствует требованиям технического задания документации об открытом аукционе в электронной форме.

Представитель государственного заказчика Департамент образования и науки Брянской области не согласилась с доводами заявителя и пояснила, что государственным заказчиком сформированы технические характеристики школьных автобусов, которые соответствуют различным производителям: Citroen Jumper, Fiat Ducato, Peugeot Boxer. В подтверждение доводов государственного заказчика представлены копии одобрений типа транспортного средства вышеуказанных автобусов.

         Заслушав представителей заявителя, государственного заказчика, уполномоченного органа, изучив представленные документы, осуществив внеплановую проверку в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов), комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов пришла к следующим выводам:

1. Единой комиссией уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области не нарушены положения ч. 4 ст.41.9 Закона о размещении заказов, в соответствии с которой установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме и положения ч.5 ст.41.9 Закона о размещении заказов, предусматривающие запрет на отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, поскольку единой комиссией уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области правомерно принято решение об отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участнику размещения заказа, заявке которой присвоен порядковый № 2 (ООО ТСЦ «Русский Автобус»)  по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 21.05.2013 года № 0127200000213000589, а именно: Несоответствие сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Федерального закона 94-Ф3, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме:

- в п. 16.18 указана неконкретная характеристика товара (заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме не содержит указания на конкретный элемент оснащения проходов: поручнями или ручками);

-  в п. 16.24 дана не полная характеристика товара (участником размещения заказа не указано месторасположение огнетушителей).

Кроме того, в рамках рассмотрения жалобы установлено, что участником размещения заказа ООО ТСЦ «Русский Автобус» в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме представлена недостоверная информация относительно наличия авторизованного дилерского сервисного центра в регионе эксплуатации. Так, исходя из документации об открытом аукционе в электронной форме, потребностью государственного заказчика является наличие авторизованного дилерского сервисного центра в регионе эксплуатации. Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме под № 2 (ООО ТСЦ «Русский Автобус») содержит предложение к поставке школьных автобусов марки Citroen Jumper и включает подтверждение наличия авторизованного дилерского центра Citroen в регионе эксплуатации, однако, исходя из информации, представленной на официальном сайте Citroen - www.citroen.ru, авторизованный дилерский центр Citroen в Брянской области отсутствует.

Поскольку первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме ООО ТСЦ «Русский Автобус» не соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме и содержит недостоверные сведения, то оснований для допуска ООО ТСЦ «Русский Автобус» к участию в открытом аукционе в электронной форме не имелось.

         2. Государственным заказчиком Департамент образования и науки Брянской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме за  № 0127200000213000589 нарушены требования ч.1 ст. 41.6, ч.3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, в соответствии с которыми документация об открытом аукционе в электронной форме не может содержать требования к товару, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, поскольку:

1) сформированная в техническом задании документации об открытом аукционе в электронной форме совокупность технических характеристик школьных автобусов соответствует техническим характеристикам только одного производителя, а именно: школьный автобус Peugeot Boxer, производитель СП Sevel SpA, Италия.

        Комиссия Брянского УФАС России не принимает доводы государственного заказчика относительно соответствия школьных автобусов производителей Citroen Jumper, Fiat Ducato техническому заданию документации об открытом аукционе в электронной форме, поскольку:

        1) согласно технического задания документации об открытом аукционе в электронной форме потребностью заказчика является наличие у поставляемых школьных автобусов системы помощи при экстренном торможении, фронтальной подушки безопасности водителя, сдвоенных зеркал заднего вида с электроприводом и электроподогревом и т.д. Однако анализ одобрения типа транспортного средства школьного автобуса Citroen Jumper не содержит сведений о наличии в автобусе данной марки системы помощи при экстренном торможении, фронтальной подушки безопасности водителя, сдвоенных зеркал заднего с электроприводом и электроподогревом и т.д.

        2)  государственным заказчиком в техническом задании документации об открытом аукционе в электронной форме установлены минимальные и максимальные габаритные размеры школьных автобусов, соответствующие потребности государственного заказчика, так по школьному автобусу на 22 посадочных места ширина составляет не менее 1900 и не более 2100 мм, максимальная мощность – не менее 96 кВт. При обозрении технических характеристик автобуса Fiat Ducato, отраженных в одобрении типа транспортного средства и размещенных в свободном доступе в сети Интернет, установлено, что ширина школьного автобуса - 2190мм; мощность транспортного средства составляет 88 кВ, вследствие чего школьный автобус Fiat Ducato не соответствует техническим характеристикам, указанным в техническом задании документации об аукционе.

        Кроме того, при изучении информации, размещенной в свободном доступе в сети Интернет, иных марок школьных автобусов, кроме автобуса Peugeot Boxer, соответствующих техническому заданию документации об открытом аукционе в электронной форме не обнаружено.

        2) Документация об открытом аукционе в электронной форме содержит требование о соответствии государственному стандарту ГОСТу Р 51160-98, однако в соответствии с требованиями ч.2 ст. 15 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184- ФЗ «О техническом регулировании» национальный стандарт (ГОСТ) применяется на добровольной основе, следовательно данное требование не может быть установлено ко  всем участникам размещения заказа.

         Установленные государственным заказчиком Департамент образования и науки Брянской области в документации об открытом аукционе в электронной форме технические характеристики школьных автобусов соответствуют конкретному производителю  и не позволяют участникам размещения заказа поставить автобусы других производителей, что влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.

3. Государственным заказчиком Департамент образования и науки Брянской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме за  № 0127200000213000589 нарушены требования п. 6 ч. 3 ст. 41.6, ст. 19.1 Закона о размещении заказов в соответствии с которыми документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания, ч. 1 ст.19.1 Закона о размещении заказов в соответствии с которыми для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации, поскольку государственным заказчиком Департаментом образования и науки Брянской области сформирована начальная (максимальная) цена государственного контракта исходя из цены товара только одного производителя.

Так установлено, что в качестве обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта государственным заказчиком использованы коммерческие предложения поставщиков: ООО «Майкон», ООО «Громада», ООО «Премиум Плюс», направленные в качестве ответов на запрос государственного заказчика при формировании начальной (максимальной) цены государственного контракта. Однако запросы государственного заказчика включают в себя только просьбу о предоставлении  цены единицы только одного производителя школьных автобусов, а именно: Peugeot Boxer 222316 (15 местный) и Peugeot Boxer 222334, 222335 (22 местный).

Использование для расчета начальной (максимальной) цены заказчиком только цены товара одного производителя создает условия участия в торгах, ограничивающие количество участников размещения заказа, функционирующих на данном конкурентном рынке.

 4. Государственным заказчиком Департамент образования и науки Брянской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме за  № 0127200000213000589 нарушены требования п.6 ч.4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, согласно которым документация об аукционе в электронной форме должна содержать требование установленное заказчиком к гарантийному сроку товара. Дополнительно в случае размещения заказов на поставки новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации об открытом аукционе в электронной форме требования о предоставлении гарантии поставщика на данный товар и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром и срок действия гарантии должен быть не менее чем срок действия гарантии производителя данного товара, поскольку государственным заказчиком установлено следующее требование к гарантии производителя: не менее 24 месяцев или 15 000 км, в то время как в соответствии со статьей 190 ГК РФ сроки исчисляются календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Кроме того, документация об открытом аукционе в электронной форме не содержит требования о предоставлении гарантии поставщика на данный товар и к сроку действия такой гарантии.

5. Государственным заказчиком Департамент образования и науки Брянской области  нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, в соответствии с которым документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению, поскольку государственным заказчиком в пункт 14 информационной карты не включена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Согласно п.1.1 государственного контракта предметом размещаемого заказа является поставка 24-х сертифицированных школьных автобусов. Таким образом, предметом размещаемого заказа являются поставка товара, характеристики которого указаны в техническом задании (Приложение №1) документации об открытом аукционе.

В силу п.п. б п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов  при размещении заказа на поставку товара, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак. Разработанная инструкция по заполнению первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, должна конкретизировать те положения документации об открытом аукционе в электронной форме, которые содержат показатели поставляемого товара, соответствующие потребности государственного заказчика.

Однако при обозрении документации об открытом аукционе в электронной форме установлено, что п.14 информационной карты открытого аукциона в электронной форме не содержит указания на те конкретные положения документации об открытом аукционе в электронной форме, которые содержат показатели поставляемого товара, соответствующие потребности государственного заказчика.

           Указанные нарушения в п. 2, 3, 4, 5 содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

            6. В соответствии с требованиями ч. 2.1 ст. 57 Закона о размещении заказов жалоба на положение документации об открытом аукционе в электронной форме может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. При обозрении извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме Комиссией Брянского УФАС России установлено, что срок окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме 15.05.2013 года, а жалоба участника размещения заказа ООО ТСЦ «Русский Автобус» поступила в адрес Брянского УФАС России 22.05.2013 года, следовательно, заявитель не вправе обжаловать положения документации об открытом аукционе в электронной форме.

В соответствии с требованиями п. 3.39 Приказа ФАС России от 24.07.2012 года № 498 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений» в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме) в случае подачи жалобы после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (в том числе заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме), рассмотрение данного довода жалобы не проводится.

Рассмотрение указанных нарушений осуществлено при проведении внеплановой проверки. На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. № 498, частями 9, 10 ст. 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов,

 

Решила:

 

1. Признать жалобу участника размещения заказа ООО ТСЦ «Русский Автобус» на действия единой комиссии уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на закупку 24-х школьных автобусов (15 и 22 местных) в соответствии с ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», оборудованных ГЛОНАСС в целях реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования по заявке Департамента образования и науки Брянской области (№ 0127200000213000589) необоснованной.

2. Рассмотрение довода жалобы  в отношении обжалования положений документации об открытом аукционе в электронной форме не проводить в соответствии с ч.ч. 2, 2.1 ст. 57 Федерального закона № 94 – ФЗ от 21.07.05г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 3. Признать в действиях государственного заказчика Департамент образования и науки Брянской области нарушение требований ч.1 ст. 41.6, ч.3.1 ст. 34, п. 6 ч. 3 ст. 41.6, ч.1 ст. 19.1, п.6 ч.4 ст. 41.6, п. 1 ч. 3 ст. 41.6   Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

           4. Выдать государственному заказчику Департамент образования и науки Брянской области, уполномоченному органу Управление государственных закупок Брянской области, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений требований ч.1 ст. 41.6, ч.3.1 ст. 34, п. 6 ч. 3 ст. 41.6, ч.1 ст. 19.1, п.6 ч.4 ст. 41.6, п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 5. Передать материалы жалобы соответствующему лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении государственного заказчика Департамент образования и науки Брянской области .

 Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны