Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 032/10/18.1-13... от 23 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Заявитель:

ООО «Алескор»

                                                                              22-й километр Киевское шоссе

(п. Московский), домовладение 4,

стр.5, блок Е, этаж 4, пом. 404Е, оф.06

г. Москва, 108811

info@alescor.ru

 

                                                                                  Заказчик:

АО «Международный аэропорт «Брянск»

 

241522, Брянская обл., Брянский р-н, с. Октябрьское, ул. Авиаторов, д. 1

zakupki@bzk.aero

pom_stab@bzk.aero

 

Электронная площадка:

 

АО «Росэлторг»

info@roseltorg.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы 032/10/18.1-1380/2021 в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

23.11.2021г.                                                                                                                г. Брянск                                                              

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

– заместитель руководителя;

Члены комиссии:

– заместитель начальника отдела естественных монополий и рекламы;

– ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы;

– государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы,

при участии:

представителей АО «Международный аэропорт Брянск», действующих на основании доверенностей  и представителя ООО «Алескор» генерального директора,

рассмотрев жалобу ООО «Алескор» на действия организатора закупки –АО «Международный аэропорт Брянск»,

 

УСТАНОВИЛА:

18.11.2021 года в адрес Брянского УФАС России поступила жалоба ООО «Алескор» на действия организатора закупки АО «Международный аэропорт «Брянск» (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме № 32110806949 на поставку аэродромного пожарного автомобиля АА-8,0/(30-60) (43118) или эквивалента в СПАСОП АО "Международный аэропорт "Брянск" (извещение № 32110806949). По мнению Заявителя закупочная документация размещена с нарушением требований ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Рассмотрев материалы жалобы, документы, представленные организатором закупки и заявителем, Комиссия Брянского УФАС России установила следующее.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам, в том числе для субъектов естественных монополий, установлены ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе в сфере закупок предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках АО «Международный аэропорт Брянск», утвержденным советом директоров акционерного общества «Международный аэропорт Брянск» (далее - Положение о закупке).

            По мнению Заявителя, при размещении закупки в системе ЕИС были нарушены требования Федерального закона от 18.07.2021 № 223-ФЗ, выразившиеся в отсутствии обоснования необходимости сертификата соответствия, выданного учреждением ЦС СПАСОН ГА РФ.

             Осуществляя закупку товаров, работ, услуг как субъект естественной монополии АО «Международный аэропорт Брянск»  должно соблюдать основные требования к закупке и общие принципы закупки, такие как информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления несоизмеряемых требований к участникам закупки (часть 2 статьи 1, статья 3 Закона о закупках).

Как следует из представленных материалов, АО «Международный аэропорт Брянск» инициировало запрос предложений в электронной форме № 32110806949 на поставку аэродромного пожарного автомобиля АА-8,0/(30-60) (43118) или эквивалента в СПАСОП АО "Международный аэропорт "Брянск", опубликовано на электронной торговой площадке www.roseltorg.ru.

         Заявитель - ООО «Алескор» считает, что в техническом задании закупки содержится требование о том, что объект закупки – автомобиль аэродромный пожарный должен иметь сертификат соответствия, выданный учреждением ЦС СПАСОН ГА РФ. Данное требование по мнению заявителя не соответствует п.10 ст.4 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», так как не содержит обоснование необходимости использования требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, которые не предусмотрены техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми  и применяемыми в национальной системе стандартизации.

Комиссия Брянского УФАС России согласилась с данным доводом ООО «Алескор»  по нижеследующим основаниям.

              Согласно п.2 ст.3.2 Закона о закупках, любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.

              15.11.2021 ООО «Алексор» направило посредством ЭТП запрос на разъяснение документации к закупке. 17.11.2021 Заказчиком опубликованы разъяснения по данному запросу, т.е. в срок, установленный действующим законодательством.

               В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

               Порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме аукциона и конкурса, так и иными способами.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

               В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

            Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым: « В соответствии с п.6.1.2 Положения о закупках АО «МАБ» при подготовке закупочной документации, извещения о проведении запроса котировок Заказчик разрабатывает требования к результатам работ или услугам, этапам и срокам их выполнения, технологии и порядку их выполнения; к качеству, техническим и иным характеристикам товара, работ, услуг, иных объектов гражданских прав; к страхованию, срокам и этапам поставки товара/выполнения работ или оказания услуг; технологии и порядку выполнения работ или оказания услуг; иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям общества. Пункт 6.2 Положения предусматривает установление требований к порядку подтверждения соответствия (сертификация). Согласно п. 6.2.1 Положения подтверждение соответствия (сертификация) проводится с целью удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, хранения и утилизации, работ, услуг техническим регламентам, стандартам, условиям договоров и требованиям систем добровольной сертификации. В соответствии с п.6.2.3 Положения подтверждение показателей качества товаров, показателей качества и безопасности работ и услуг, а также компетентности и надежности контрагентов, предлагающих свои работы и услуги, может производиться в системах добровольной сертификации, зарегистрированных в установленном порядке Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию».

           Заказчик пояснил, что в результате того, что денежные средства на приобретение аэродромного пожарного автомобиля Заказчику выделяются из средств областного бюджета, АО «МАБ» должен быть уверен в качестве приобретаемого товара.

          По мнению АО «МАБ» наличие у поставщика сертификатов системы добровольной сертификации может рассматриваться комиссией как один из оценочных критериев, увеличивающих предпочтительность предложений данного поставщика с точки зрения надежности. Чем собственно и руководствовалось Общество в своих требованиях при составлении технического задания.

  Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в составе Закупочной документации не установлено надлежащего обоснования установленного требования к закупаемому товару "эродромный пожарный автомобиль АА-8,0/(30-60) (43118) или эквивалент» – наличие сертификата соответствия, выданного учреждением ЦС СПАСОП ГА РФ.

     Следовательно, данный довод жалобы заявителя является обоснованным.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что организатором закупки – АО «Международный аэропорт «Брянск» при проведении запроса предложений в электронной форме № 32110806949 на поставку аэродромного пожарного автомобиля АА-8,0/(30-60) (43118) или эквивалента в СПАСОП АО "Международный аэропорт "Брянск" нарушены требования пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006    № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Алескор» № 032/10/18.1-1380/2021  на действия организатора закупки – АО «Международный аэропорт «Брянск»  при проведении запроса предложений в электронной форме № 32110806949 обоснованной в части отсутствия надлежащего обоснования установленного требования к закупаемому товару.

2. Признать в действиях АО «Международный аэропорт «Брянск» нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

             3. Выдать АО «Международный аэропорт «Брянск» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

             4.  Передать материалы должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня  принятия решения.

        

 

Заместитель председателя Комиссии                                                        

 

Члены Комиссии:                                                                                       

                                                                                                                                

Связанные организации

Связанные организации не указаны