Решение б/н Решение по делу № 032/06/106-798/2023 о нарушении требовани... от 5 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Индивидуальному предпринимателю «……....»

 

ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области»

«……….»

 

Управление государственных закупок Брянской области

«……….»

 

АО «ЕЭТП»

«………..»

 

 

Решение по делу № 032/06/106-798/2023

о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

резолютивная часть решения оглашена

04.10.2023, решение изготовлено 05.10.2023                                                  г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Председателя Комиссии: «……….»

Членов Комиссии: «……….»

в присутствии:

«……….» – представителя заказчика ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области», действующего на основании доверенности № 5153 от 04.10.2023;

«……….» – участника проводимой закупки;

в отсутствии надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы представителя заявителя индивидуального предпринимателя «……..», а также уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области;

рассмотрев жалобу заявителя ИП «…………» на действия заказчика ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на закупку аппаратов искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный для объекта «Хирургический корпус ГБУЗ "Брянская областная детская больница" по адресу: г. Брянск, пр. Станке Димитрова, д.100» за № 0127200000223005669 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), установила:

21.09.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на закупку аппаратов искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный для объекта «Хирургический корпус ГБУЗ "Брянская областная детская больница" по адресу: г. Брянск, пр. Станке Димитрова, д.100» за № 0127200000223005669.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 29 482 066,68 рублей.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за № 0127200000223005669 на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.10.2023 №ИЭА1 на участие в проводимом электронном аукционе подано 4 (четыре) заявки.

Заявитель индивидуальный предприниматель «…………» считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» поскольку:

Во-первых, заказчиком ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» неправомерно отнесен закупаемый товар аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный для объекта «Хирургический корпус ГБУЗ "Брянская областная детская больница" по адресу: г. Брянск, пр. Станке Димитрова, д.100» к коду позиции КТРУ 32.50.21.122-00000023 поскольку такая позиция, по мнению заявителя, исключает возможность применения оборудования для новорожденных и маленьких детей;

Во-вторых, заказчиком при описании объекта закупки не использован ГОСТ Р 55954-2018 «Изделия медицинские. Аппараты искусственной вентиляции легких. Технические требования для государственных закупок», что свидетельствует о нарушении п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе;

В-третьих, по мнению заявителя, заказчиком ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» сформирована совокупность требований к закупаемому товару (аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный) соответствующих единственному производителю «Аппарат искусственной вентиляции легких для новорожденных, младенцев и детей до 20 кг., марка SLE -5000 производство Акционерное общество «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» им. Э.С. Яламова», что влечет за собой ограничение количество потенциальных участников закупки.

Изучив представленные документы, заслушав представителя заказчика, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

1. Заказчиком ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены требования ч. 1.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым, при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также положения требования п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 №145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановления № 145), в соответствии с которыми Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции), поскольку описание объекта закупки сформировано заказчиком в соответствии с действующей позицией КТРУ.

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Положения Постановления № 145 императивно содержат требование об использовании заказчиками при описании товаров, подлежащих поставке, с использованием информации о наименовании и характеристиках таких товаров, содержащихся в КТРУ.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона за № 0127200000223005669 заказчиком ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» к закупаемому товару применен код позиции КТРУ 32.50.21.122-00000023 «Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный».

При обозрении соответствующего кода позиции КТРУ 32.50.21.122-00000023 «Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный» установлено, что это изделие - это работающее от сети (сети переменного тока) автоматическое циклическое устройство, предназначенное для кратковременной и длительной искусственной вентиляции легких у новорожденных/детей, особенно у недоношенных и детей в критическом состоянии при остановке дыхания в условиях интенсивной терапии, что в полной мере отражает потребность заказчика.

Комиссией Брянского УФАС России установлено, что описание позиции КТРУ, отраженное в жалобе заявителя индивидуального предпринимателя «…………», где указано наименование товара, работы, услуги «Аппарат искусственной вентиляции легких общего назначения для интенсивной терапии» (Автоматическое циклическое устройство, работающее от сети переменного тока, предназначенное для обеспечения поддержания долгосрочной альвеолярной вентиляции легких для пациентов, за исключением новорожденных или маленьких детей, в различных клинических применениях), относится к иному коду КТРУ 32.50.21.122-00000022.

2. Заказчиком ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, поскольку заказчиком обоснованно сформировано описание объекта закупки без учета положений ГОСТ Р 55954-2018 «Изделия медицинские. Аппараты искусственной вентиляции легких. Технические требования для государственных закупок».

Объектом осуществляемой закупки является закупка аппарата искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный для объекта «Хирургический корпус ГБУЗ "Брянская областная детская больница" по адресу: г. Брянск, пр. Станке Димитрова, д.100».

Кроме того, описанием объекта закупки предусмотрено, что категорией пациентов закупаемого оборудования являются новорожденные.

При этом, разделом 1 «Область применения» ГОСТ Р 55954-2018 «Изделия медицинские. Аппараты искусственной вентиляции легких. Технические требования для государственных закупок» предусмотрено, что вышеназванный стандарт не распространяется, в том числе, на аппараты ИВЛ, предназначенные только для новорожденных.

Следовательно, ввиду тех обстоятельств, что закупаемый заказчиком ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» аппарат предназначен исключительно для новорожденных, положения ГОСТ Р 55954-2018 «Изделия медицинские. Аппараты искусственной вентиляции легких. Технические требования для государственных закупок» не распространяются на закупаемое оборудование, заказчиком обоснованно сформировано описание объекта закупки без учета положений ГОСТ Р 55954-2018 «Изделия медицинские. Аппараты искусственной вентиляции легких. Технические требования для государственных закупок».

3. Заказчиком ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в соответствии с которыми, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование, поскольку совокупность установленных заказчиком в описании объекта закупки требований к закупаемому товару предусматривает возможность поставки как минимум двух товаров различных производителей.

Согласно описанию объекта закупки, потребностью заказчика ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» является закупка аппаратов искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный для объекта «Хирургический корпус ГБУЗ "Брянская областная детская больница" по адресу: г. Брянск, пр. Станке Димитрова, д.100» за № 0127200000223005669.

Из представленной заказчиком ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» информации (вх. № 6573-ЭП/23 от 03.10.2023) следует, что потребности заказчика, отраженной в описании объекта закупки, в полной мере соответствуют следующие товары различных производителей: аппарат искусственной вентиляции легких для новорожденных и детей SLE 5000 с принадлежностями, в комплекте с увлажнителем дыхательной смеси производства Соединенное королевство Великобритании м Северной Ирландии (подтверждено коммерческим предложением ООО «Швабе-Москва» исх. № 709 от 14.09.2023 с приложением технических характеристик), а также система искусственной вентиляции легких для лечения новорожденных, находящихся в критических состояниях «Babylog VM500» с управляющим дисплеем «Infinity C500» с принадлежностями (подтверждено коммерческим предложением производителя ООО «ЭМ» исх. б/н от 14.09.2023 с приложением технических характеристик), что прямо указывает на отсутствие ограничения количества потенциальных участников закупки.

Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.10.2023 №ИЭА1, на участие в проводимом электронном аукционе за № 0127200000223005669 подано 4 (четыре) заявки с предложением к поставке различных товаров, различных производителей, а именно: аппарат искусственной вентиляции легких для новорожденных и детей SLE 5000 с принадлежностями, в комплекте с увлажнителем дыхательной смеси производства Соединенное королевство Великобритании м Северной Ирландии, а также система искусственной вентиляции легких для лечения новорожденных, находящихся в критических состояниях «Babylog VM500» с управляющим дисплеем «Infinity C500» с принадлежностями, что также указывает на возможность поставки как минимум двух товаров различных производителей.

Согласно положениям, ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе, не допускается запрашивать у лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов (в том числе органов государственной власти), органов местного самоуправления либо органов, подведомственных государственным органам (в том числе органам государственной власти) или органам местного самоуправления. В таком случае контрольный орган в сфере закупок запрашивает такую информацию и документы самостоятельно. Рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться на коллегиальной основе. Участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Заявителем ИП «…………» в содержании жалобы указано на формирование заказчиком ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» требований к закупаемому товару в совокупности соответствующих товару единственного производителя «Аппарат искусственной вентиляции легких для новорожденных, младенцев и детей до 20 кг., марка SLE -5000 производство Акционерное общество «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» им. Э.С. Яламова», при этом, заявителем не представлено объективных доказательств, свидетельствующих об обоснованности изложенного довода в части соответствия закупаемого товара исключительно какому-либо товару единственного производителя.

4. Заказчиком ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения пп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, согласно которым для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) и положения ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе, согласно которым требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается, поскольку заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона за № 0127200000223005669 неправомерно установлено требование об указании в составе заявки конкретной модели предлагаемого товара.

При обозрении Комиссией Брянского УФАС России извещения об осуществлении закупки за № 0127200000223005669 установлено, что в разделе 2 требований к составу заявки заказчиком указано, что заявка должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: Характеристики предлагаемого участником закупки товара (в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

Согласно инструкции по заполнению заявки извещения об осуществлении закупки: «характеристики предлагаемого участником закупки товара (в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, должны соответствовать показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) - Приложение «описание объекта закупки» к извещению об осуществлении закупки».

Однако, при обозрении описания объекта закупки за № 0127200000223005669 установлено, что участник закупки в составе характеристик предлагаемого товара должен указать модель предлагаемого товара, в соответствии с регистрационным удостоверением.

Вместе с тем, установление данного требования является неправомерным, поскольку Законом о контрактной системе не установлена обязанность участника закупки указывать в заявке модель товара.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе должна содержать указание на товарный знак (при его наличии), при этом обязанность указывать в составе заявки конкретную модель товара настоящей статьей не предусмотрена.

Таким образом, указанное требование противоречит ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе, согласно которому не допускается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи.

При этом, довод представителя заказчика ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» о том, что спецификация, являющаяся приложением № 2 к типовому контракту, утвержденному Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий", содержит требование об указании при ее заполнении, в том числе, марки оборудования, не может быть принят Комиссией Брянского УФАС России, поскольку:

Согласно п. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.

Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.

Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ)  в часть 11 статьи 34 Закона N 44-ФЗ внесены изменения, предусматривающие исключение полномочий федеральных органов исполнительной власти на утверждение типовых контрактов и типовых условий контрактов, а также предусматривающие установление полномочий Правительства Российской Федерации на утверждение типовых условий контрактов.

В соответствии с п. 12 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) типовых условий контрактов.

Таким образом, условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ, применяются до утверждения Правительством Российской Федерации типовых условий контрактов в соответствующей сфере в части, не противоречащей Закону о контрактной системе.

В настоящее время типовые условия контракта на поставку медицинских изделий Правительством Российской Федерации не установлены.

Таким образом, типовой контракт, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 2015 N 724н "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" применяется в части, не противоречащей положениям Закона о контрактной системе.

Закон о контрактной системе не наделяет участника закупки обязанностью указывать в составе заявки на участие в закупке конкретную модель предлагаемого к поставке товара. Участник закупки в составе заявки должен лишь указать характеристики предлагаемого товара, страну происхождения товара, а также указать товарный знак оборудования (при наличии такого товарного знака, зарегистрированного в установленном порядке).

Комиссией Брянского УФАС России принято решение, указанное нарушение требований Закона о контрактной системе, признать не повлиявшим на итоги осуществляемой закупки, поскольку по основанию непредставления в составе заявки сведений о модели предлагаемого оборудования в соответствии с регистрационным удостоверением не отклонено ни одной заявки.

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

Решила:

 

1. Признать жалобу заявителя ИП «…………» на действия заказчика ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на закупку аппаратов искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный для объекта «Хирургический корпус ГБУЗ "Брянская областная детская больница" по адресу: г. Брянск, пр. Станке Димитрова, д.100» за № 0127200000223005669 необоснованной.

2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» нарушения положений пп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 43, ч. 3   ст. 43 Закона о контрактной системе.

3. Поскольку нарушение требований Закона о контрактной системе признано не повлиявшим на итоги осуществления закупки, принято решение предписание об его устранении не выдавать.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                                          «………..»

 

 

Члены комиссии                                                                                        «……….»

Связанные организации

Связанные организации не указаны