Решение б/н Решение по делу индивидуального предпринимателя от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ


16 июня 2011 г. г. Брянск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии –<….>– заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
<….> – заместитель руководителя-начальник отдела естественных монополий и рекламы;
<….> – зам. начальника отдела естественных монополий и рекламы;
<….> – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы;
рассмотрев дело № 80 возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем <….> в марте 2011г. рекламы электронных сигарет с информацией следующего содержания: «…помогают бросить курить. Это новая возможность для курения, современное средство, решающее проблему табачной зависимости – эффективное, удобное и простое в эксплуатации…. Вы сможете выбрать: * либо избавиться от основных минусов курения, не бросая курить – продолжать наслаждаться любимой привычкой на новом уровне, * либо легко и безболезненно бросить курить в кратчайшие сроки, победив и физическую, и психологическую зависимость сигарет… Преимущества ПОНС: * Понс-сигарета не содержит 4.000 вредных веществ, что есть в обычных сигаретах. Вы получите только маленькую дозу чистого накатина. * можно курить даже в самолете. * Дает возможность наслаждаться целыми клубами безвредного «дымного пара». * Широкий выбор утонченных вкусов и ярких ароматов позволит ощутить всю пользу от внезапно вернувшегося обоняния. * Стильный внешний вид удивит и заставит завидовать приверженцев традиционной модели курения. * Качество США…. Теперь стало возможным: * Курить в абсолютно любом месте, без самоограничений и упреков окружающих. * Благодаря методике никотинозамещения, на 100% легко и безболезненно бросить курить в кратчайшие сроки.…» в торговых центрах г. Брянска, с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
В присутствии представителя:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – индивидуального предпринимателя<….>;
- <….> – представитель без доверенности.

УСТАНОВИЛА:

При осуществлении государственного контроля за соблюдением рекламного законодательства сотрудниками Брянского УФАС России 28 марта 2011г. в здании ТРЦ «Тимошковых», ТЦ «Московский» г.Брянска, обнаружена реклама электронных сигарет «PONS SLIM». Реклама выполнена в виде печатных буклетов, оформления торговой стойки и рекламного штендера размером примерно 160 сантиметров высотой. Во всех случаях в рекламе изображена девушка с сигаретой в руке. Данное изображение четко характеризует то положение сигареты, при котором ее используют для курения.
Также на стойке информации были выложены рекламные буклеты на которых изображена девушка с сигаретой в руке и надписью pons помогает бросить курить. Внутри буклета имеется информация о том, что такое понс-сигареты следующего содержания «…помогают бросить курить. Это новая возможность для курения, современное средство, решающее проблему табачной зависимости – эффективное, удобное и простое в эксплуатации…. Вы сможете выбрать: * либо избавиться от основных минусов курения, не бросая курить – продолжать наслаждаться любимой привычкой на новом уровне, * либо легко и безболезненно бросить курить в кратчайшие сроки, победив и физическую, и психологическую зависимость сигарет… Преимущества ПОНС: *Понс-сигарета не содержит 4.000 вредных веществ, что есть в обычных сигаретах. Вы получите только маленькую дозу чистого накатина. *Можно курить даже в самолете. *Дает возможность наслаждаться целыми клубами безвредного «дымного пара». *Широкий выбор утонченных вкусов и ярких ароматов позволит ощутить всю пользу от внезапно вернувшегося обоняния. *Стильный внешний вид удивит и заставит завидовать приверженцев традиционной модели курения. *Качество США…. Теперь стало возможным: *Курить в абсолютно любом месте, без самоограничений и упреков окружающих.
*Благодаря методике никотинозамещения, на 100% легко и безболезненно бросить курить в кратчайшие срок…», указанная информация сопровождается демонстрацией процесса курения электронной сигареты, а также графическим изображением ее внутреннего устройства.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 3 Закона «О рекламе» указанные буклеты, торговая стойка и штендер являются рекламой.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (далее Закон), в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В соответствии с п. 1 частью 1 статьи 23 Закона реклама табака, табачных изделий, курительных принадлежностей не должна содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния. При рассмотрении данных материалов дела Управлением установлено, что при демонстрации рекламы электронных сигарет «PONS SLIM» нарушены нормы п.3 ч.5 ст.5 и п.1 ч.1 ст.23 Закона о рекламе.
В ходе выявления факта нарушения Брянское УФАС России запросило информацию о рекламодателе и рекламораспространителе рекламы электронных сигарет у ООО «Брянской управляющей компании» (исх. № 2618 от 22.04.2011г.).
В своем письме от 26.04.2011г. № 66 ООО «БУК» указало, что реализацией электронных сигарет и информированием о свойствах данного товара занимается ИП <….> и представило в подтверждение копию договора аренды № М1060 от 19.02.2011г., заключенного между ООО «БУК» и ИП <….> (копия в деле).
В соответствии с п.1.1 указанного договора Арендодатель предоставляет Арендатору во временное пользование часть нежилого помещения площадью 2,0 кв.м.
Согласно п.1.3 указанного договора Арендатор использует часть нежилого помещения для розничной торговли электронными сигаретами и аксессуарами.
По результатам рассмотрения представленных материалов Брянским УФАС России в отношении индивидуального предпринимателя Лесковой Ю.С. было возбуждено дело № 80 от 17.05.2011г.
В ходе рассмотрения дела № 80 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе было установлено следующее.
В арендуемом помещении ИП <….> осуществляет деятельность по реализации электронных сигарет и в месте их реализации распространяет рекламу посредством буклетов, торговой стойки и штендера. В данных буклетах содержится следующая информация: «…помогают бросить курить. Это новая возможность для курения, современное средство, решающее проблему табачной зависимости – эффективное, удобное и простое в эксплуатации…. Вы сможете выбрать: * либо избавиться от основных минусов курения, не бросая курить – продолжать наслаждаться любимой привычкой на новом уровне, * либо легко и безболезненно бросить курить в кратчайшие сроки, победив и физическую, и психологическую зависимость сигарет… Преимущества ПОНС: * Понс-сигарета не содержит 4.000 вредных веществ, что есть в обычных сигаретах. Вы получите только маленькую дозу чистого накатина. * можно курить даже в самолете. * Дает возможность наслаждаться целыми клубами безвредного «дымного пара». * Широкий выбор утонченных вкусов и ярких ароматов позволит ощутить всю пользу от внезапно вернувшегося обоняния. * Стильный внешний вид удивит и заставит завидовать приверженцев традиционной модели курения. * Качество США…. Теперь стало возможным: * Курить в абсолютно любом месте, без самоограничений и упреков окружающих. *Благодаря методике никотинозамещения, на 100% легко и безболезненно бросить курить в кратчайшие сроки.…». На штендере изображена девушка с сигаретой в руке. На торговой стойке также изображена девушка с сигаретой в руке и надпись pons помогают бросить курить.
На рассмотрение дела №80 ИП <….> представила в управление заявление о прекращении производства по делу на основании того, что электронная сигарета не относится к табаку и табачным изделиям, а следовательно, на рекламу электронных сигарет не распространяются требования статьей 5 и 23 Федерального закона «О рекламе».
В подтверждение ИП <….> представила в управление копии следующих документов:
- сертификата соответствия № 0283937, выданного Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии ООО «ПромКапитал» на продукцию – электронную сигарету с комплектующими моделями (копии в деле).
Из информации представленной в буклете следует: «Механизм действия электронной сигареты основан на принципе небулайзера и довольно прост. Курильщик вдыхает холодный пар, имеющий никотин. Электронная сигарета состоит из парогенератора, батареи и картриджа. При затяжке автоматически включается. Далее происходит следующее: при помощи батареи запускается генератор пара, подогревающий воздух; теплый воздух приводит к испарению жидкости, залитой в картридж. Жидкость может содержать никотин или быть без оного, иметь запах, либо без запаха. К слову, курящий затягиваясь, получает только определенную дозу никотина (если она содержится в жидкости) без смолы, токсинов, канцерогенов и различных других опасных веществ».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» табак – растение рода Nicotiana семейсва пасленовых видов Nicotiana Tabacum, Nicotiana Ruustica, возделываемых в целях получения сырья для производства табачных изделий, а табачные изделия – продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья.
На основании изложенного можно сделать вывод, что в электронных сигаретах не содержится табак, а следовательно, на рекламу электронных сигарет не распространяются требования статей 5 и 23 Федерального закона «О рекламе».
Однако, в ходе рассмотрения дела № 80 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе было установлено, что в рекламе электронных сигарет, распространяемой ИП <….>, содержится следующая информация: «…помогают бросить курить, Это новая возможность для курения, современное средство, решающее проблему табачной зависимости – эффективное, удобное и простое в эксплуатации …».
При этом документов, подтверждающих информацию о том, что электронная сигарета является эффективным способом бросить курить, ИП <….>. в управление не представила.
Кроме того, в соответствии с письмом Минздравсоцразвития России от 21.05.2010г. № 24-2-214422, направленного в адрес ФАС России, следует, что электронная сигарета (имитатор табакокурения электронный) в Российской Федерации в качестве изделия медицинского назначения не зарегистрирована. Реклама «электронных сигарет», как способа отказа от табакокурения, не допустима, так как данный товар не зарегистрирован как изделие медицинского назначения. В настоящее время ни в одной стране электронные сигареты не признаны методом лечения. С целью разрешения использования их как лечебного средства в России должны быть проведены все этапы клинических испытаний. В первую очередь должно быть проведено мультцентрическое рандомизированное плацебо контролируемое исследование, которое должно доказать эффективность и безопасность данного метода.
При этом, следует отметить, что в рекламе электронных сигарет, распространяемой ИП <….>, не указаны конкретные марки электронных сигарет, то есть рекламируются электронные сигареты как продукция.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Таким образом, используя в рекламе электронных сигарет информацию о том, что электронные сигареты – эффективный способ бросить курить, ИП Лескова Ю.С. распространяет недостоверную информацию о назначении и потребительских свойствах электронных сигарет, как способе помогающем бросить курить.
Кроме того, в рекламе электронных сигарет, демонстрируется процесс курения.
Согласно п.3 ч.5 ст.5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускаются демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Тем самым, в соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Также следует отметить, что статья 5 Федерального закона «О рекламе» называется – «Общие требования к рекламе», а следовательно, данные требования распространяются на рекламу всех товаров и услуг, без исключения, в том числе, и на рекламу электронных сигарет.
Таким образом, согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Следовательно, вышеуказанная реклама электронных сигарет является ненадлежащей.
В соответствии с ч. 6, 7 ст.38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 5 и статьи 23 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме с использованием любых средств.
Торговую деятельность по реализации указанного продукта осуществляет индивидуальный предприниматель <….>, которая является рекламодателем и рекламораспространителем, что подтверждено материалами дела.
На основании изложенного, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. Индивидуальным предпринимателем Лесковой Ю.С., при распространении в торговых центрах г.Брянска, в месте реализации электронных сигарет, при размещении рекламы, в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о назначении и потребительских свойствах электронных сигарет, как способе помогающем бросить курить, качестве товара, демонстрируется процесс курения нарушены требования п.2 ч.3 ст.5, п.3 ч.5 ст.5, ч.7 ст. 5, п.1 ч.1 ст.23 Федерального закона «О рекламе».
2. Согласно частей 4, 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» к ИП <….> (рекламодателю и рекламораспространителю) необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. ИП <….> (рекламодателю и рекламораспространителю), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
Резолютивная часть решения, принятого Комиссией Брянского УФАС России по результатам рассмотрения настоящего дела, оглашена Председателем Комиссии <….> немедленно по окончании рассмотрения дела – 16.06.2011г.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу электронных сигарет распространяемых в торговых центрах г.Брянска ИП <….>, поскольку при ее распространении нарушены требования п.2 ч.3 ст.5, п.3 ч.5 ст.5, ч.7 ст. 5, п.1 ч.1 ст.23 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать индивидуальному предпринимателю <….> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Брянского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Решение изготовлено в полном объеме « 17» июня 2011 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии: <….>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны