Решение б/н Решение по итогам проведения внеплановой проверки № 032/06/... от 23 января 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFФизическому лицу
Управление государственных закупок Брянской области
«………»
ГКУ «УКС Брянской области»
«……….»
АО «ЕЭТП»
«……….»
Решение по итогам проведения внеплановой проверки № 032/06/99-1295/2023
соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе
резолютивная часть решения оглашена
20.01.2023, решение изготовлено 23.01.2023 г. Брянск
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), под. а п.19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, в связи с поступившим поручением ФАС России от 13.06.2019 года исх. № МЕ/49839-ПР/19 о проведении проверок в отношении заказчиков, осуществляющих закупки в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в соответствии с Приказами Брянского УФАС России 320.12.2022 №200/22, №1/2023 от 09.01.2022, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: «……….»
Член инспекции «………..»
в отсутствие представителя заказчика, осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком Государственное Казенное Учреждение ''Управление капитального строительства Брянской области'', уполномоченным органом Управление государственных закупок Брянской области, требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки за № 0127200000222004319 на закупку светильников операционных для объекта “Лечебный корпус городской больницы №4 по ул. Бежицкой в Советском районе г. Брянска”, установила:
26.07.2022 16:20 (МСК) в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение за № 0127200000222004319 на закупку светильников операционных для объекта “Лечебный корпус городской больницы №4 по ул. Бежицкой в Советском районе г. Брянска”, в рамках национального проекта "здравоохранение».
Начальная цена контракта 5487500.01р.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.08.2022 №ИЭА1 до окончания срока подачи заявок поступила единственная заявка на участие в аукционе, признана соответствующей требованиям извещения о закупке.
19.08.2022 между заказчиком Государственное Казенное Учреждение ''Управление капитального строительства Брянской области'' и «………..» заключен государственный контракт.
До проведения внеплановой проверки в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения от 16.01.2023 исх. №133, согласно которых описание объекта соответствует нескольким производителям. В обосновании цены применены 2 коммерческих предложения ЗАО «Завод Эма» и ООО «Дельрус центр». Информация об исполненном контракте из реестра контрактов. Не указание в полном объеме информации об обеспечении заявки. Контракта связано с функциональной возможностью ЕИС в сфере закупок при заполнении извещения.
По итогам внеплановой проверки инспекция Брянского УФАС России пришла к следующему выводу:
1.Заказчиком Государственное Казенное Учреждение ''Управление капитального строительства Брянской области'' при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения нарушены требования п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которых при описании объекта закупки заказчик обязан осуществлять использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, поскольку заказчиком не использованы в полном объеме при описании объекта закупки все показатели и требования, предусмотренные ГОСТ Р 56128-2014 и без обоснования не применения таких показателей.
Так, ГОСТ 56128-2014 устанавливает общие требования к подготовке технических заданий ми их оформлению при проведении государственных закупок медицинского оборудования. Заказчиком в не включены в описание объекта закупки следующие предусмотренные ГОСТом показатели и характеристики светильников операционных:
П.6.2.3.устойчивость; 6.2.4. условия очистки и обеззараживания светильника, в том числе соответствующие температурные условия (наличие); 6.2.10 Рабочее расстояние, мм, не менее; 6.2.13 Полная облученность Ee, Вт/м2, не более; 6.2.21 Время восстановление работоспособности после прерывания электропитания, с, не более; 6.2.22.1 Поверхности ограждающих конструкций; 6.2.22.2 Съемная ручка и другие поручни; 6.2.24 Перемещение, мм, не менее; Отсутствует в техническом задании и обоснование такого неиспользования.
2. Заказчиком Государственное Казенное Учреждение ''Управление капитального строительства Брянской области'' при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения нарушены требования п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе согласно которых извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона и положения п.1.1. Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Приказа 126н), в соответствии с которыми при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, поскольку заказчиком в извещении о проведении закупки преимущества в отношении цены контракта установлены в ненадлежащем размере.
Так, объектом закупки является поставка светильников операционных, которым соответствует код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 32.5 Инструменты и оборудование медицинские, включенный в приложение №2. Поскольку поставка светильников операционных осуществляется в рамках национального проекта «здравоохранение» и данный товар включен в приложение № 2, то, заказчику надлежало установить в извещение преимущества в отношении цены контракта установлены в размере 20%, однако заказчиком уставлено преимуществ в размере 15 процентов.
3. Заказчиком Государственное Казенное Учреждение ''Управление капитального строительства Брянской области'' нарушены положения п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования), а также требования ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе в соответствии с которыми заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона, поскольку заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии и представлении в составе заявки лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" техническое обслуживание медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) подлежит лицензированию.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка светильников операционных.
Поставка светильников операционных не является лицензируемым видом деятельности, в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит только техническое обслуживание медицинских изделий.
При объединении в один предмет закупки на поставку медицинского оборудования и выполнение сопутствующих работ (услуг), подлежащих лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании, заказчик вправе установить требование о наличии лицензии на лицензируемый вид работ (услуг) у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о наличии и предоставлении указанной лицензии в составе заявки на участие в закупке.
Таким образом, при проведении закупки на поставку оборудования и выполнение сопутствующих работ (услуг), установление требования о наличии и предоставлении лицензии на осуществление деятельности по выполнению работ (услуг), подлежащих лицензированию, в составе заявок на участие в закупках неправомерно.
В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
4. Заказчиком Государственное Казенное Учреждение ''Управление капитального строительства Брянской области'' нарушены положения п.16, п.17 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона;
- размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона),
поскольку заказчиком в извещении об осуществлении закупки не в полном объеме установлены требования к обеспечению заявки на участие в закупке, а также требования к обеспечению исполнения контракта с учетом требований ст. 45 Закона о контрактной системе, а также с учетом Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (ред. от 15.10.2022) "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий", "Правилами формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий") (далее- Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005).
Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что в извещении о проведении закупки заказчиком установлено требование о предоставлении участником закупки обеспечения заявки на участие в закупке, требование к обеспечению исполнения контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный ч. 1.2 ст. 45 Закона о контрактной системы.
Частью 2 ст. 45 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которую должна содержать независимая гарантия.
Так, Независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией;
3) обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы, по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии.
Вместе с тем, Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки не в полном объеме установлены требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005.
Извещение о закупке содержит только следующую информацию о порядке обеспечения заявки, исполнения контракта: «Обеспечение исполнения контракта предоставляется в порядке, с соблюдением требований, предусмотренных ст. 96 Федерального закона № 44-ФЗ. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ.
Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в соответствии со ст. 44 Федерального закона № 44-ФЗ в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ. Выбор способа обеспечения заявки на участие в закупке осуществляется участником закупки самостоятельно. Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки, вносятся участником закупки на специальный счет, открытый таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. Независимая гарантия, выданная участнику закупки для целей обеспечения заявки на участие в закупке, должна соответствовать требованиям ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ и информация о ней должна быть включена в реестре независимых гарантий, размещенный в ЕИС. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее одного месяца с даты окончания срока подачи заявок».
Проект контракта дополняет условия об обеспечении исполнения контракта требованиями к его уменьшению, предоставлению нового обеспечения и срокам возврата.
Инспекция Брянского УФАС России не учитывает пояснения заказчика об отсутствии функциональной возможности указания в извещении о закупке полной информации об обеспечении заявки и исполнении контракта, поскольку согласно п.3,4 Раздела II Положения о порядке формирования и размещения предусмотренных Законом о контрактной системе информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" формирование информации и документов с использованием единой информационной системы осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы или путем представления в единую информационную систему электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, используемыми субъектами единой информационной системы. Документы, сформированные без использования единой информационной системы, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа, объем каждого из которых не должен превышать 50 мегабайт.
Выявленные в действиях заказчиков нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам проведения внеплановой проверки, инспекция Брянского УФАС России,
решила:
1. Признать в действиях заказчика Государственное Казенное Учреждение ''Управление капитального строительства Брянской области'' п.2 ч.1 ст. 33, п.12 ч.1 ст.42, п.п. 15, 16, п.17 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Не выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о контрактной системе в виду заключения контракта.
3. Передать соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России материалы проверки для рассмотрения вопрос о возбуждении дела о административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель инспекции «……………»
Члены инспекции
«………..»