Решение б/н РЕШЕНИЕ от 8 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                             г. Брянск

Резолютивная часть решения оглашена  21 ноября 2014 года

В полном объеме решение изготовлено  4 декабря 2014 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: «…»-«…» -  заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

«…»-«…»;

«…»-«…»;

«…»-«…»;

При участии:

«…»-«…» – представитель ОАО «Газпром газораспределение Брянск»;

Представители ООО «Жилье» не явились, надлежащим образом уведомлены,

            рассмотрев дело №80 по признакам нарушения ОАО «Газпром газораспределение Брянск» (241033, г. Брянск, ул. Щукина, д.54) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

             УСТАНОВИЛА:

 

Рассмотрение дела было приостановлено определением от 09.07.2014г., до рассмотрения Арбитражным судом Брянской области дела №А09-4527/2014, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Определением от 23.09.2014г. рассмотрение дела было возобновлено.

В адрес Брянского УФАС России, вх.№1679 от 24.03.2014г.,  поступило заявление ООО «Жилье» на действия ОАО «Газпром газораспределение Брянск» в части установления монопольно высокой цены на техническое обслуживание газового оборудования газопроводов.

Как следует из  заявления, ООО  «Жилье»  является управляющей организацией, обслуживающей жилой фонд г. Новозыбкова. В соответствии с жилищным законодательством, в обязанности ООО «Жилье» входит обслуживание внутридомовых газовых сетей, относящихся к общему имуществу МКД. Для выполнения этой обязанности ООО «Жилье» заключило договоры с ОАО «Брянскоблгаз» (241033, г. Брянск, ул. Щукина, д.54) в лице филиала ПУ «Новозыбковмежрайгаз» (г. Новозыбков, ул. Комсомольская, д. 99-б) на техническое обслуживание газового оборудования газопроводов. Стоимость услуг ОАО «Брянскоблгаз» определялась по прейскурантам последнего. На 2013г. расценки были установлены на основании приказа ОАО «Брянскоблгаз» от 09.11.2012г. № 311.

С учетом стоимости услуг ОАО «Брянскоблгаз», в 2013 году был сформирован тариф на содержание и ремонт жилого помещения на 2013г., введенный в действие с октября 2013г. Доля расходов, приходящаяся на обслуживание газопроводов и оборудования в тарифе на содержание, составляет 1,21%.

В 2013г. ОАО «Брянскоблгаз» переименовано в ОАО «Газпром газораспределение Брянск» (адрес и местонахождение прежние). В феврале 2014г. в адрес ООО «Жилье» поступили проекты договоров на техническое обслуживание газового оборудования газопроводов с новыми расценками. Эти расценки утверждены приказом ОАО «Газпром газораспределение Брянск» от 14.11.2013г. № 299 и по сравнению с расценками 2013г. несоразмерно увеличены.

Рост расценок ОАО «Газпром газораспределение Брянск» обуславливает ростом цен на материалы и услуги сторонних организаций, а также необходимостью обеспечить эффективную работу своей организации.

При этом, название, суть оказываемых услуг и способ их выполнения не изменились, состав сторон договорных отношений также не изменился, стоимость оказываемых услуг не зависит от изменения цены на энергоресурсы, материалы и т.д., поскольку выполнение работ заключаются в обходах, осмотрах, визуальных проверках.

В своих пояснениях ОАО «Газпром газораспределение Брянск» сообщает следующее. Действующий прейскурант ОАО «Газпром газораспределение Брянск» на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту объектов газораспределения и газопотребления утвержден приказом Общества от 14.11.2013г. №299 и размещен на официальном сайте www.gro32.ru. Обществом в 2014 году был изменен порядок формирования стоимости работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования:

- перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) определен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»;

- цены на работы (услуги) рассчитаны в соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (утверждены Приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 27 декабря 2013 года № 269-э/8).

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, Комиссией Брянского  УФАС России установлено следующее:

ОАО «Брянскоблгаз» было включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» приказом №381 от 09.10.2013 г. по товарной позиции: «услуга по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования». Приказом №465 от 22.11.2013г. были внесены изменения в Реестр в связи с изменением наименования с ОАО «Брянскоблгаз» на ОАО «Газпром газораспределение Брянск».

Между ООО «Жилье» и ОАО «Газпром газораспределение Брянск» заключены договоры на техническое обслуживание газового оборудования газопроводов.

В рассмотрении дела представители ООО «Жилье» и ОАО «Газпром газораспределение Брянск» сообщили о том, что в Арбитражном суде Брянской области рассматривается дело №А09-4527/2014 по иску ОАО «Газпром газораспределение Брянск», г. Брянск, к ООО «Жилье», г. Новозыбков, об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора №345 от 13.01.2014г., путем принятия спорных пунктов в редакции истца. В связи с этим, 09.07.2014г. Брянским УФАС России было приостановлено рассмотрение дела № 80 до рассмотрения Арбитражным судом Брянской области дела №А09-4527/2014, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Определением от 23.09.2014г. Брянским УФАС России рассмотрение дело было возобновлено.

В своих пояснениях ООО «Жилье» сообщило следующее. Спор между ООО «Жилье» и ОАО «Газпром газораспределение Брянск» урегулирован следующим образом: уменьшен объем работ по техобслуживанию внутридомовых газовых сетей по каждому объекту ООО «Жилье», некоторые виды работ исключены, соответственно, снижен размер платы по каждому объекту, общая стоимость техобслуживания снижена в среднем на 15%.

Одновременно, договор № 345 от 13.01.2014г. (срок действия до 13.01.2017г.) аннулирован, заключены новые договоры, в которых указаны откорректированные перечень работ и их стоимость. В связи с достижением договоренности, ОАО «Газпром газораспределение Брянск» отказался от иска об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на техническое обслуживание ВДГО, который находился на рассмотрении Арбитражного суда Брянской области.

Таким образом, в настоящий момент разногласия между ООО «Жилье» и ОАО «Газпром газораспределение Брянск» разрешены. Достигнутая договоренность сохранится на 2015-2016гг.

Исходя из представленных документов, Брянским УФАС России  было установлено, что ОАО «Газпром газораспределение Брянск» в перечень работ по техническому обслуживанию внутридомовых газовых сетей были включены следующие виды по объектам (к договору №364 от 01.04.2014г.):

а) г. Новозыбков, ул. Ломоносова, 24:

- проверка на герметичность фланцевых, резьбовых соединений и сварных стыков на газопроводе здания при диаметре 41-50 мм и свыше;

- визуальная проверка технического состояния внутреннего газопровода.

б) г. Новозыбков, ул. Ломоносова, 30:

- проверка работоспособности, ревизия и техническое обслуживание запорной арматуры на фасадном наружном газопроводе d 51-100 мм;

- проверка на герметичность фланцевых, резьбовых соединений и сварных стыков на газопроводе здания при диаметре 41-50 мм и свыше;

- визуальная проверка технического состояния внутреннего газопровода.

ОАО «Газпром газораспределение Брянск» пояснило следующее. Работы по проверке на герметичность фланцевых, резьбовых соединений и сварных стыков на газопроводе  здания при диаметре 41-50 мм и свыше были включены в перечень работ по техническому обслуживанию внутридомовых газовых сетей многоквартирного дома № 24, расположенного по ул. Ломоносова в г. Новозыбков, в соответствии с пунктом 5 Минимального перечня выполняемых работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - Минимальный перечень), являющегося приложением к Правилам пользования газом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013г. № 410 (далее – Правила).

Работы по визуальной проверке технического состояния внутреннего газопровода – включены в перечень работ по техническому обслуживанию внутридомовых газовых сетей многоквартирного дома № 24, расположенного по ул. Ломоносова в г. Новозыбков, в соответствии с пунктами 1, 2 и 3 Минимального перечня, являющегося приложением к Правилам.

Так же, в соответствии с требованиями Правил, указанные выше работы включены в перечень работ по техническому обслуживанию внутридомовых газовых сетей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Новозыбков, ул. Ломоносова д.30.

Кроме того, по дому № 30 в соответствии с пунктом 6 Минимального перечня, являющегося приложением к Правилам, включены в перечень работ по техническому обслуживанию внутридомовых газовых сетей работы по проверке работоспособности, ревизии и техническому обслуживанию запорной арматуры на фасадном наружном газопроводе диаметром 51-100 мм.

В соответствии с п.9 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Таким образом, запорное устройство на фасадном газопроводе входит в состав общего имущества многоквартирного дома, что подтверждается подписанной сторонами инвентаризационной ведомостью от 23.01.2014г. и актом об определении границы раздела собственности на газораспределительные сети к договору о техническом обслуживании и ремонте газопроводов общего пользования от 13.01.2014г. № 345.

Кроме того, ОАО «Газпром газораспределение Брянск» сообщило о том, что целью и предметом деятельности филиала ОАО «Газпром газораспределение Брянск» в г. Новозыбкове является в том числе и организация своевременного технического обслуживания газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и приборов у потребителей газа. Директор филиала осуществляет оперативное руководство и управление текущей деятельностью филиала, действует от имени Общества по доверенности, самостоятельно подписывает договоры.

В своих дополнениях к ранее данным пояснениям ООО «Жилье» сообщило, что помимо договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования между ООО «Жилье» и ОАО «Газпром газораспределение Брянск» в лице Новозыбковского филиала заключен также договор от 31.10.2011г. № 49 на замену отключающих устройств (задвижек, запорной арматуры) на ряде домов.

Замена задвижек производится постепенно с ноября 2011 г. и по настоящее время.

Согласно п.43 Постановления Правительства РФ от 14.05.2013г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» техническое обслуживание наружных газопроводов, входящих в состав внутридомового газового оборудования, в т.ч. и приборное обследование технического состояния газопроводов, а также техническое обслуживание внутренних газопроводов, входящих в состав внутридомового и внутриквартирного газового оборудования должно осуществляться не реже 1 раза в 3 года.

Соответственно, на тех домах, где задвижки были заменены недавно, менее трех лет назад, ОАО «Газораспределение Брянск» не должно было включать их обслуживание в перечень работ по дому.

При заключении новых договоров ряд работ, включенных ранее в перечень, были исключены.

При рассмотрении дела Комиссией Брянского УФАС России не установлено нарушение ОАО «Газпром газораспределение Брянск» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части установления и поддержания монопольно высокой цены на техническое обслуживание газового оборудования газопроводов.

Вместе с тем, включение в перечень работ по техническому обслуживанию газопроводов, не подлежащих включению, является ущемлением интересов ООО «Жилье» в части навязывания контрагенту невыгодных условий договора.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту невыгодных условий договора.

Признаки нарушения по навязыванию невыгодных условий договора ОАО «Газпром газораспределение Брянск» были устранены до выдачи предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, уменьшен объем работ по техобслуживанию внутридомовых газовых сетей по каждому объекту ООО «Жилье», некоторые виды работ исключены, снижен размер платы по каждому объекту, соответственно, общая стоимость техобслуживания.

   На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России,

        

            Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Прекратить производство по делу в отношении ОАО «Газпром газораспределение Брянск» в части нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» - установление и поддержание монопольно высокой цены на техническое обслуживание газового оборудования газопроводов, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

           2.  Предупреждение по навязыванию невыгодных условий договора не выдавать, т.к. признаки нарушения по навязыванию невыгодных условий договора устранены.

 

 

Председатель комиссии:                                                                                               «…»-«…»

 

Члены комиссии:                                                                                                            «…»-«…»

           

           «…»-«…»

 

           «…»-«…»

 

      Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

        Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа  статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны