Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ОБЪЕДИНЕННОМУ ДЕЛУ №032/01/10-774/2022 от 18 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО «Домоуправление на Литейной» 

ул. Камозина,д. 27, г. Брянск, 241012

UK-Domoupravlenie@yandex.ru

 

ООО «ЖКХ «Брянск»

ул. Литейная, д. 36А, офис 602, г. Брянск, 241013

gkh-bryansk@mail.ru

 

ООО «УК «Приоритет» 

ул. 22 Съезда КПСС, д. 84, г. Брянск, 241013

uprioritet@bk.ru

 

ЖК «Бежица»

ул. Комсомольская, д 16, г. Брянск, 241035

zhkbezhica@mail.ru

 

ООО «УК «Город»

ул. Базарная, д. 1, г. Брянск, 241035

ukgorod32@yandex.ru

 

ООО «СЦБ»

ул. Ульянова, д. 7, кв. 2, г. Брянск, 241035

bezhitsa@mail.ru

 

ООО «УК «Амега»

ул. Ульянова, д. 103, г. Брянск, 241013

ukamega@yandex.ru

 

ООО «Мастер Дом Бежица»

ул. Протасова, д. 1, г. Брянск,  241035

masterdom32@yandex.ru

 

ООО «Эксплуатация и ремонт»

ул. Фокина, д. 108А, оф. 225, г. Брянск,241050

expluatacia32@bk.ru

 

ООО «БрянскКомЦентр»

ул. Институтская, д. 15, оф. 211, г. Брянск, 241035

ukbkc@mail.ru

 

ООО «Управдом»

ул. Майская, д. 4, г. Дятьково, 242600

updom@rambler.ru

 

Ответчик:

АО "Чистая планета"

ул. Фокина, д. 108-А, г. Брянск, 241050

info@chplanet.ru

kibalchich.irina2000@yandex.ru

 

Лицо, располагающее сведениями о рассматриваемых комиссией

обстоятельствах:

 

ООО "Сервис-Град"

ул. Ленина, д. 139, г. Дятьково, 242600

servisgrad-dyatkovo@yandex.ru

 

Департамент природных ресурсов

и экологии Брянской области

 

б-р Гагарина, д. 25, г. Брянск, 241050

priroda@kpl32.ru 

 

 Администрация Дятьковского района

ул. Ленина, д 141а, г. Дятьково, 242600

radmdtk@mail.ru

 

РЕШЕНИЕ ПО  ОБЪЕДИНЕННОМУ ДЕЛУ №032/01/10-774/2022

 

                                                                                                                                    г. Брянск

Резолютивная часть решения оглашена «02» мая 2023г.

В полном объеме решение изготовлено «18» мая  2023г.

 

Комиссией Брянского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

Председатель комиссии: <…> - заместитель руководителя

Члены комиссии:

<…>  – начальник отдела товарных  и финансовых рынков;

<…>  – главный государственный инспектор отдела товарных и финансовых рынков;

<…>  – главный государственный инспектор отдела товарных и финансовых рынков;

<…>  – государственный инспектор отдела товарных и финансовых рынков,

<…>  – специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков;

В присутствии:

<…>  – представителя АО «Чистая планета», действующего по дов. от 21.09.2022 №87;

<…>  –директора ООО «Домоуправление на Литейной», действующего от имени юридического лица  без доверенности согласно выписке из ЕГРЮЛ от 21.03.2023;

<…>  – представителя ООО «Домоуправление на Литейной», действующего по дов. от 16.01.2023 б/н;

<…>  – представителя Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, действующего по дов. от 16.03.2023 б/н;

 <…>  - представителя Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, действующего по дов. от 15.02.2023 б/н,

В отсутствие представителей  ООО «Управдом»,ООО «ЖКХ «Брянск», ООО «УК «Приоритет», ЖК «Бежица», ООО «УК «Город», ООО «СЦБ», ООО «УК «Амега», ООО «Мастер Дом Бежица», ООО «Эксплуатация и ремонт», ООО «БрянскКомЦентр», ООО «Сервис-Град», администрации Дятьковского района,  уведомленных надлежащим образом,

рассмотрев объединенное дело №032/01/10-774/2022 по признакам нарушения АО «Чистая планета» (ИНН 3254505836, ОГРН 1093254008980, г. Брянск, ул. Фокина, д. 108А, оф. 37, 241050) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в отказе от вывоза твердых коммунальных отходов, образовавшихся от уборки придомовых территорий, в виде опавшей листвы, мелких веток

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.06.2022 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области поступило заявление ООО «Управление жилыми домами» (далее  - ООО «Управдом»)  на действия АО «Чистая планета» вх. №5269 в части систематического отказа в осуществлении вывоза складированных на контейнерных площадках листвы и веток.

В результате вышеуказанных действий АО «Чистая планета» нарушаются права и интересы ООО «Управдом».

По результатам рассмотрения заявления приказом руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области  от 19.08.2022 №21/22 возбуждено дело №032/01/10-774/2022 о нарушении антимонопольного законодательства АО «Чистая планета» (адрес: 241037, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 39, ИНН: 3254505836, ОГРН 1093254008980) по признакам нарушения п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

21.11.2022 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области поступило заявление руководителей 10 управляющих компаний вх. №2667/22, а именно:  ООО «Домоуправление на Литейной» (ранее - ООО «УК «Домоуправление»), ООО «ЖКХ «Брянск», ООО «УК «Приоритет», ЖК «Бежица», ООО «УК «Город», ООО «СЦБ», ООО «УК «Амега», ООО «Мастер Дом Бежица», ООО «Эксплуатация и ремонт», ООО «БрянскКомЦентр» на действия АО «Чистая планета» в части систематического отказа в осуществлении вывоза складированных на контейнерных площадках листвы и веток.

По результатам рассмотрения заявления приказом руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 12.12.2022 №179/22 возбуждено дело №032/01/10-1260/2022 о нарушении антимонопольного законодательства АО «Чистая планета» (адрес: 241037, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 39, ИНН: 3254505836, ОГРН 1093254008980) по признакам нарушения п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В  связи с рассмотрением двух однородных дел, объединение которых будет способствовать  их полному, всестороннему и объективному  рассмотрению, в соответствии с частями 1 и 2  статьи 47.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия  Брянского УФАС России определением  исх. от 18.01.2023 №НС/205/23 объединила дела №032/01/10-774/2022, №032/01/10-1260/2022 в одно производство. Объединённому делу присвоен общий номер -  №032/01/10-774/2022.

По мнению заявителей, в состав твердых коммунальных отходов входит уличный смет с придомовой территории, в том числе растительные отходы  в виде листвы, ветки деревьев, обрезь по результатам вырубки деревьев, кустарников. Перечисленные отходы являются зоной ответственности регионального оператора и должны вывозиться в счет единого тарифа. Дополнительно пояснили, что согласно содержания писем регионального оператора последний выразил явное намерение не вывозить такие отходы вне зависимости от способа их складирования.

Представитель АО «Чистая планета» возражал против заявленных доводов По мнению регионального оператора, обращение с отходами в виде веток и листьев не включено в норматив накопления твёрдых коммунальных отходов, установленный на территории Брянской области.  Как пояснило Общество к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, приведенному в  Федеральном законе от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).

Плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с п.148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила №354) начисляется потребителям за услугу, предоставленную потребителям в жилом помещении. Согласно п.148(29) Правил №354 коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не предоставляется на общедомовые нужды.

Согласно пункту 25 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя подметание и уборку придомовой территории.

При этом понятие уборки территории полностью раскрыто в пункте 54 Правил благоустройства, где определено, что уборка территорий - вид деятельности, связанный с удалением грязи, отходов, мусора, снега, наледи, их вывозом в места накопления, на объекты размещения, хранения, захоронения, обезвреживания отходов и направленный на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.

Затраты на оказание данных услуг, компенсируются управляющей организации жителями и входят в плату за содержание и ремонт жилья (жилищные услуги).

В соответствии с пунктом 78 Правил благоустройства уборка и вывоз отходов от сноса (обрезки) зеленых насаждений, удаление пней после сноса зеленых насаждений в границах земельного участка под многоквартирным домом, объектов для обслуживания, эксплуатации, благоустройства данного дома, оформленных в соответствии с требованиями жилищного, земельного, градостроительного законодательства, осуществляется собственниками помещений в данном многоквартирном доме либо организациями, с которыми собственники помещений заключили договор на управление/эксплуатацию многоквартирным домом.

На основании изложенного, растительные отходы, в виде веток, листвы, не относятся к ТКО.

Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключённым с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.

 Также как указывает АО «Чистая планета» отдельные заявители: ООО «УК «Амега», ООО «УК «Приоритет» никогда не обращались в АО «Чистая планета» с заявками на вывоз веток.

Согласно пояснениям, представленным Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области (вх. от 26.07.2022 №5873, от 14.03.2023 №1704-ЭП/23), при установлении нормативов накопления ТКО на территории Брянской области, согласно пункту 3 Правил определения нормативов в целях определения нормативов в составе отходов учтены также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

Согласно ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования» (утвержден и введен в действие с 01.07.2015 приказом Росстандарта от 27.10.2014 № 1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории входит:

-          уборка мусора;

-          подметание, в том числе мойка или поливка тротуаров, дорожек и газонов;

-          окос газонов (дернины), сметание листвы, уборка веток, в том числе с газонов (дернины), клумб, детских и спортивных площадок (при наличии таковых);

-          очистка дождевой и дренажной системы в границах земельного участка;

-          надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки.

В результате проведения работ по уборке придомовой территории образуются следующие виды отходов.

При подметании и уборки придомовой территории - мусор и смет уличный (с придомовой территории) код по ФККО (7 31 200 017 24).

При очистке дождевой и дренажной системы в границах земельного участка (при наличии):

-          отходы очистки водопроводных сетей и колодцев код по ФККО (7 10 801 013 94);

-          отходы при очистке сетей, колодцев дождевой канализации код по ФККО (7 21 800 013 94);

-          отходы при очистке сетей, колодцев дождевой канализации практически не опасные код по ФККО (7 21 800 023 95);

-          отходы при очистке сетей, колодцев хозяйственно-бытовой и смешанной канализации код по ФККО (7 28 800 013 94).

При окосе газонов (дернины), сметание листвы, уборка веток, в том числе с газонов, клумб, детских и спортивных площадок - растительные отходы при уходе за газонами, цветниками код по ФККО (7 31 300 012 05).

При надлежащем уходе за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведения в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки - растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками код по ФККО (7 31 300 022 05). Вырубка, обрезка зеленых насаждений проводится в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится многоквартирный дом, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, подлежат вывозу после окончания работ исполнителем работ в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.

Работы по уборке и выкашиванию газонов входят в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 (в редакции от 29.06.2020) № 290.

В соответствии с вышеуказанным постановлением минимальный перечень услуг является объектом конкурса, по результатам которого исполнитель данной услуги обеспечивает сгребание и уборку листвы и скошенной травы непосредственно после окончания работ.

На основании вышеизложенного департамент полагает, что региональный оператор по обращению с ТКО обязан осуществлять вывоз следующих видов отходов, образующихся при уборке придомовой территории:

- мусор и смет уличный (с придомовой территории) код по ФККО (7 31 200 017 24);

- отходы очистки водопроводных сетей и колодцев код по ФККО (7 10 801 013 94);

- отходы при очистке сетей, колодцев дождевой канализации код по ФККО (7 21 800 013 94);

- отходы при очистке сетей, колодцев дождевой канализации практически не опасные код по ФККО (7 21 800 023 95);

- отходы при очистке сетей, колодцев хозяйственно-бытовой и смешанной канализации код по ФККО (7 28 800 013 94);

- растительные отходы при уходе за газонами, цветниками код по ФККО (7 31 300 012 05).

 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:

1. В соответствии со статьей 1 Закона об отходах ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Исходя из классификационных признаков (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме), виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным, определены Федеральным классификационным каталогом отходов (далее – ФККО), утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.

В соответствии с ФККО в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам:

7 31 100 00 00 0 Отходы из жилищ;

7 31 200 00 00 0 Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 31 300 00 00 0 Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 33 100 00 00 0 Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам;

7 34 100 00 00 0 Мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам;

7 34 200 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам;

7 34 900 00 00 0 Прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 35 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 36 200 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 36 400 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки помещений организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам

7 37 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам

7 39 400 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к твердым коммунальным отходам.

Таким образом, понятие ТКО, используемое применительно к отходам, образующимся при содержании зеленых насаждений, в том числе на придомовой территории МКД и жилых домов (опиловка древеснокустарниковой растительности, покос травы, отходы опавшей листвы и т.п.), не соответствует буквальному толкованию определения ТКО согласно Закону об отходах по основному признаку как отходов, образующихся в жилых помещениях, но в тоже время относится в соответствии с ФККО к типу отходов -  «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0).

В соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее – Постановление № 290), работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя: подметание и уборку придомовой территории, очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов, уборку и выкашивание газонов, прочистку ливневой канализации, уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистку металлической решетки и приямка.

С учетом положений Постановления № 290, Брянское УФАС России приходит к выводу, что под отходами, образующимися при уборке придомовой территории, понимаются отходы, которые образуются в результате уборки, осуществляемой в рамках содержания общего имущества в многоквартирных домах, а именно: подметание и уборка придомовой территории, очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, уборка и выкашивание газонов, прочистка ливневой канализации, уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистка металлической решетки и приямка.

В состав таких отходов входит все, что сметается с придомовой территории, в том числе опавшая листва, мелкие ветки, скошенная трава.

Согласно письму Минстроя России от 25.09.2018 № 43298-ОГ/06 «Об отходах, образующихся при уборке придомовой территории и от текущего ремонта жилых помещений» нормативы накопления ТКО (далее - нормативы) устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченный орган) в соответствии с Правилами № 269 и приказом Минстроя России от 28.07.2016 № 524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (далее - Методические рекомендации).

При этом, согласно пункту 3 Правил № 269 в целях определения нормативов накопления ТКО в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

Методическими рекомендациями утвержден рекомендуемый перечень категории объектов, на которых образуются ТКО, в число таких объектов входят многоквартирные дома.

В случае если уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками образованы на придомовой территории, или уполномоченные органы предусмотрели перечень категорий объектов, в котором указаны объекты с образованием таких отходов, то они подлежат учету при определении нормативов.

Исходя из анализа норм федерального законодательства, уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками относятся к ТКО.

Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором.

Согласно письму Минприроды России от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО» к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

При этом, формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) и жилых домов, которые определены в приложении № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), применяются в зависимости от принятого на территории субъекта Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Согласно положениям статьи 24.10 Закона об отходах объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, установленных Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2019 № 505 (далее Правила № 505).

Согласно пункту 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах № 354.

Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с Правилами № 269 и Методическими рекомендациями.

В связи с вышеизложенным, отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом об отходах, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений.

Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил определения нормативов в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

Таким образом, уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, подлежит учету при определении нормативов ТКО.

В соответствии с  п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования» (утвержден и введен в действие с 01.07.2015 приказом Росстандарта от 27.10.2014 № 1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится МКД, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ.

В соответствии с Постановлением № 290, работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя: подметание и уборку придомовой территории, очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов, уборку и выкашивание газонов, прочистку ливневой канализации; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистку металлической решетки и приямка.

На основании изложенного, растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО.

Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.

Таким образом, региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона об отходах, а также учтены в нормативах накопления ТКО.

Комиссия особо отмечает, что из изложенной позиции Минприроды России также следует, что, поскольку отходы от уборки придомовых территорий (в том числе листва и скошенная трава) должны включаться в норматив накопления ТКО, обращение с данными отходами обеспечивается региональным оператором.

А вот растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников), не относятся к ТКО, не учитываются в нормативах накопления ТКО, соответственно обращение с такими отходами обеспечивается лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.

Следовательно, региональный оператор АО «Чистая планета» обязан вывозить отходы в виде веток и листьев образовавшиеся от уборки придомовой территории на основании договора на оказание услуги по обращению с ТКО по утвержденному единому тарифу.

 

2. В соответствии с п.4 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее –Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии со ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона об отходах транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно статье 1 Закона об отходах под региональным оператором понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Аналогичные положения содержатся в пункте 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее — Правила №1156).

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.6 Закона об отходах юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее — Правила № 881).

Согласно части 5 статьи 24.6 Закона об отходах статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет.

В соответствии с частью 1 статьи 13.3 Закона об отходах в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Согласно части 7 статьи 24.6 Закона об отходах зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 24.6 Закона об отходах.

В соответствии с частями 8 и 9 статьи 24.6 Закона об отходах зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами. Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.

Таким образом, Законом об отходах предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории конкретной зоны деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой.

Согласно части 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Таким образом, физические и юридические лица в соответствии с пунктом 5 Правил № 1156 не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными хозяйствующими субъектами, кроме как с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.

Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области является Акционерное общество «Чистая планета» (адрес: 241037, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 39, ИНН: 3254505836, ОГРН 1093254008980) на основании соглашения от 28.04.2018 г. № 01 и соглашения от 03.05.2018 г. № 02, заключенных с Департаментом ресурсов и экологии Брянской области.

По результатам проведенного анализа рынка от 29.03.2023 установлено следующее:

1.    Продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

2.    Географическими границами является  Брянская область, в том числе г. Брянск - зона деятельности регионального оператора, определенная территориальной схем обращения с отходами,    в том числе с твердыми коммунальными отходами,    в Брянской области.

3.    На рассматриваемом рынке – в географических границах Брянской области, в том числе г. Брянска, в 2021, 2022 году долю 100    %    занимает АО «Чистая планета».

Таким образом, АО «Чистая планета» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с ТКО в зоне деятельности регионального оператора  (на территории города Брянска и Брянской области) в соответствии с нормами действующего законодательства.

Следовательно, АО «Чистая планета» подпадает под сферу регулирования Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

 

3. Из взаимосвязанных положений пункта 1 части 1 статьи 1, части 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что предусмотренные данным Законом меры предупреждения и пресечения монополистической деятельности установлены в публичном интересе - они направлены на исключение ситуаций, при которых один или несколько хозяйствующих субъектов обладают возможностью своими действиями в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В той мере, в какой данные меры позволяют исключить монополизацию рынка, в том числе устранить воздействие лиц, занимающих доминирующее положение, антимонопольное законодательство также служит цели защиты прав и законных интересов иных участников рынка, включая потребителей.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции признание хозяйствующего субъекта доминирующим на товарном рынке означает, что влияние такого лица на общие условия обращения товара является решающим.

Негативное влияние на конкуренцию, а также ущемление интересов иных лиц действиями хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, признается монополистической деятельностью, поскольку происходит с использованием рыночного положения и обеспечивается наличием рыночной силы (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2012 № 1063/12).

Закон о защите конкуренции исходит из открытого перечня действий, которые могут быть сочтены в качестве злоупотребления доминирующим положением, называя в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции примеры наиболее распространенных видов данного антимонопольного нарушения.

С учетом положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пунктов 3 - 4 статьи 1, абзаца второго пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации это означает, что на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции, и (или) к непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

Действия АО «Чистая планета», выразившиеся в отказе от вывоза с придомовой территории твердых коммунальных отходов, в том числе опавшей листвы, мелких веток, нарушают права и законные интересы управляющих организаций, поскольку они вынуждены заключать иные договоры и расходовать средства из платы за содержание и ремонт, а также интересы неопределенного круга потребителей услуги - физических лиц – собственников жилых помещений в МКД.

Управляющая организация является представителем собственников помещений в МКД и осуществляет деятельность за их счет, соответственно, услуги по вывозу ТКО в виде опавшей листвы оплачивались управляющими компаниями за счет средств за содержание общего имущества МКД, собранных с собственников помещений в МКД.

Собственники помещений в МКД, являющиеся непосредственными потребителями услуги по обращению с ТКО, фактически оплачивали услугу по вывозу с придомовой территории твердых коммунальных отходов в виде листвы, упавших веток дважды: в составе платы за услугу по вывозу ТКО по единому тарифу и в составе платы за содержание общего имущества МКД как за услугу по вывозу отходов IV-V класса опасности (не относящихся к ТКО)

Таким образом, действия АО «Чистая планета», выразившиеся в отказе от вывоза ТКО в виде опавшей листвы, упавших веток с придомовой территории, нарушают запрет, установленный пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приводят к прекращению оказания услуги по вывозу ТКО в указанной части.

 

4. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 № 11-П необходимым элементом общего понятия состава правонарушения и предпосылкой возложения юридической ответственности является вина привлекаемого к ней лица. Административный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения установленных законом правил, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов.

Действующее законодательство определяет вину юридического лица (как субъекта административного правонарушения, не обладающего возможностью психического отношения к совершенному противоправному деянию) как наличие у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятии всех зависящих от него мер по их соблюдению. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения норм законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие о принятии АО «Чистая планета» всех зависящих от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых антимонопольным законодательством предусмотрена ответственность, отсутствуют.

В материалы дела не представлены доказательства, что вменяемые ответчику нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, Комиссия считает вину АО «Чистая планета» в нарушении пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установленной.

5. Довод АО «Чистая планета», изложенный в возражениях на заключение об обстоятельствах дела исх. от 28.04.2023 №8786, вх от 28.04.2023 №3133/23 ,о том, что  ветки, листва не могут образовываться от уборки придомовой территории не принимается Комиссией. Данный довод заявлялся Обществом в рамках рассмотрения дела, оценен Комиссией. Позиция Комиссии отражена в настоящем решении.

Также не принимается довод АО «Чистая планета» о неучтенности веток, листвы с придомовой территории в нормативе накопления.

В соответствии с Постановлением № 290 работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя: подметание и уборку придомовой территории, очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов, уборку и выкашивание газонов, прочистку ливневой канализации, уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистку металлической решетки и приямка.

При этом, согласно пункту 3 Правил № 269 в целях определения нормативов накопления ТКО в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

Согласно ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования» (утвержден и введен в действие с 01.07.2015 приказом Росстандарта от 27.10.2014 № 1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период входит:

-          уборка мусора;

-          подметание, в том числе мойка или поливка тротуаров, дорожек и газонов;

-          окос газонов (дернины), сметание листвы, уборка веток, в том числе с газонов (дернины), клумб, детских и спортивных площадок (при наличии таковых);

-          очистка дождевой и дренажной системы в границах земельного участка;

-          надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки.

В результате проведения работ по уборке придомовой территории образуются в том числе отходы при окосе газонов (дернины), сметание листвы, уборка веток, в том числе с газонов, клумб, детских и спортивных площадок - растительные отходы при уходе за газонами, цветниками код по ФККО (7 31 300 012 05).

Нормативы накопления ТКО на территории Брянской области утверждены в установленном порядке приказом Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 9 февраля 2018 года N 85 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Брянской области».

Отходы, образующиеся от уборки придомовых территорий, включены в нормативы накопления ТКО.

В случае, если хозяйствующий субъект не согласен с утвержденными нормативами, считает их неверными, он вправе указанные нормативы оспорить в соответствующем порядке.

Указанный Приказ Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области не оспорен.

Мнение регионального оператора о том, что объемы отходов в виде листвы, веток с придомовой территории, не включены в норматив накопления ТКО, не должно влечь ущемление интересов иных хозяйствующих субъектов, потребителей и не дает права на отказ от вывоза отходов, образованных при уборке придомовых территорий в виде листвы, веток.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств Комиссия Брянского УФАС России пришла к выводу, что действия АО «Чистая планета» по отказу от вывоза твердых коммунальных отходов, образовавшихся от уборки придомовых территорий в виде листы, упавших веток, в рамках договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по утвержденному единому тарифу, нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1,2 статьи 49, статьи 50 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия АО «Чистая планета» (ИНН 3254505836, ОГРН 1093254008980, г. Брянск, ул. Фокина, д. 108А, оф. 37, 241050)  по отказу от вывоза твердых коммунальных отходов, образовавшихся от уборки придомовых территорий в виде листы, упавших веток, в рамках договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по утвержденному единому тарифу, нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

2. Выдать АО «Чистая планета» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на выполнение обязанности по вывозу твердых коммунальных отходов, образовавшихся от уборки придомовых территорий в виде листы, упавших веток, в рамках договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по утвержденному единому тарифу.

3. Направить материалы дела №032/01/10-774/2022 должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    <…>

 

Члены комиссии:                                                                                               <…>                                            

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны