Решение б/н Решение по делу № 86 от 28 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу № 86

                   г. Брянск

Резолютивная часть решения оглашена 23 июля 2014г.

В полном объеме решение изготовлено 25 июля 2014г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: «» – руководителя Брянского УФАС России;

Заместителя председателя Комиссии: «»– заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и  ЖКХ;

Членов Комиссии:

«» – начальника отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами;

«» - ведущего специалиста-эксперта отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами;

«» – государственного инспектора отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами,

в присутствии:

«» – представителя заявителя индивидуального предпринимателя Е.В. Тимошковой, действующего на основании доверенности от 21.07.2014 г. № 32 АБ 0796797,

«» – представителя ответчика Управления лесами Брянской области, действующего на основании доверенности от 23.07.2014г.,

«» – представителя ответчика Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, действующего на основании доверенности от 20.06.2014 г.,

рассмотрев материалы дела № 86 по признакам нарушения Управлением лесами Брянской области (241050, Брянская обл. г. Брянск, ул. Калинина, 34) п. 2 части 1 статьи 15 Федерального закона  от  26.07.2006 г.  №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области (241050, г. Брянск, б-р Гагарина, д. 25) по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, полученные от Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области (далее – Департамент), Управления лесами Брянской области (далее - Управление), государственного казенного учреждения Брянской области «Брянское лесничество», в рамках рассмотрения заявлений индивидуального предпринимателя «» (входящий Брянского УФАС России от 20.05.2014 г. № 4314, от 27.06.2014 г. № 5664), установила  следующее.

В печатном издании «Деловой перекресток» № 5 от 29.01.2014 г., с изменениями и дополнениями в № 10 от 05.03.2014 г. было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения, одним из лотов которого было получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке недр «Стяжновское участковое лесничество квартал 77, выделы 1, 3 и 4» в Брянском районе Брянской области (лот № 5). Индивидуальный предприниматель «» подала заявку на участие в указанном аукционе по лоту № 5. До проведения аукциона, Управление лесами Брянской области, согласовывало с организатором открытого аукциона – Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области предоставление указанного земельного (лесного) участка и выражало согласие на предоставление указанного участка победителю аукциона, что подтверждается письмом от 27.05.2013 г. № 1171. Управление лесами Брянской области направило в адрес Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области письмо о приостановке выдачи лицензии на недропользование с целью добычи песков в лесах Стяжновского участкового лесничества (бывшее Ковшовское лесничество) ГКУ Брянской области «Брянское лесничество», а письмом от 26.03.2014 г. № 763 признавало недействительными ранее выданные согласования (согласия) по выдаче лицензий на недропользование на лесных (земельных) участках в составе земель лесного фонда.

27.03.2014 г. состоялось рассмотрение заявок на участие в открытом аукционе, заявка индивидуального предпринимателя «», согласно протоколу № 25 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 27.03.2014 г. рассмотрена не была. Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области письмом от 02.04.2014 г. № 1706-ДПРи уведомил индивидуального предпринимателя «» о том, что ее заявка не рассматривалась.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 86 представитель заявителя «» поддержал позицию, изложенную в заявлениях.

Представитель ответчика «» пояснил, что в соответствии с Федеральным законом «О недрах» не предусмотрено согласование лесных участков при выставлении их на аукцион и письма, направленные в адрес Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 26.03.2014 г. № 743 и от 26.03.2014 г. № 763 юридической силы не имеют. Согласно содержанию указанных писем лесной участок, имеющий положение: «Стяжновское участковое лесничество квартал 77, выделы 1, 3 и 4» в Брянском районе Брянской области не может быть предоставлен,  так как участок не соответствуют требованиям приказа Рослесхоза от 27.05.2010 г. № 515 «Об утверждении порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых», в соответствии с которым в целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель – участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкоплотные и наименее ценные лесные насаждения.

Представитель Департамента подтвердил, что при проведении аукционов Департамент руководствуется «Порядком проведения конкурса или аукциона на право пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, с целью геологического изучения  и разработки месторождений, а также для строительства и эксплуатации  подземных сооружений на участках недр местного значения на территории Брянской области и методики расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, на территории Брянской области», утвержденным Постановлением администрации Брянской области от 15 июня 2009 г. № 572. Согласно п 2.2.2. указанного Порядка условия пользования участком недр, выставляемым на конкурс или аукцион, разрабатываются комитетом природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области (правопреемник – Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области на основании Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии Брянской области, утвержденого Указом Губернатора Брянской области от 29.03.2013 г. № 283) с учетом геолого-экономической и стоимостной оценки участка недр и включают: согласование уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления земельных участков под разработку недр, в том числе на землях лесного и водного фонда в соответствии с законодательством.

Изучив материалы дела № 86, письменные пояснения лиц, участвующих в деле, а также представленные в рамках рассмотрения дела документы, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Довод представителя ответчика Управления лесами Брянской области «» о том, что в рассматриваемом случае письма Управления лесами Брянской области не имеют юридической силы, а также, что лесной участок, имеющий положение: «Стяжновское участковое лесничество квартал 77, выделы 1, 3 и 4» в Брянском районе Брянской области не может быть предоставлен, так как участок не соответствуют требованиям приказа Рослесхоза от 27.05.2010 г. № 515 «Об утверждении порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых», является несостоятельным и во внимание Комиссией не может быть принят в виду следующего.

Письма органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации носят информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция отдельного государственного органа по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях граждан и юридических лиц. На основании вышеуказанных писем, Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области принял решение о не рассмотрении заявки, поступившей по лоту №5. При этом содержание писем Управления лесами Брянской области противоречит законодательству Российской Федерации.

Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 No 485 утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов (далее – Особенности). Пунктами 32 и 33 раздела IV указанных Особенностей предусмотрено, что запрещается разработка месторождений полезных ископаемых в лесопарковых и зеленых зонах. В иных зонах допустимо использование лесных участков в целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 27.12.2010 N 515 утвержден Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (далее - Порядок). Согласно пункту 2 данного Порядка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, в соответствии со статьями 43, 74 ЛК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка.  Согласно пункту 9 Порядка в целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Но, названный пункт Порядка допускает использование лесных участков в целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых и иных лесных участков.

Лесохозяйственным регламентом ГКУ БО "Брянское лесничество", утвержденным приказом управления от 18.04.2011 N 107 (таблица N 11 "Виды разрешенного использования лесов"), определено, что разработка месторождений полезных ископаемых допускается на территории Стяжновского участкового лесничества во всех кварталах, за исключением зеленых зон и лесопарковых зон на площади 1021 га.

В соответствии с таблицей N 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитности лесов" вышеуказанного регламента, разработка месторождений полезных ископаемых в Стяжновском участковом лесничестве допускается в защитных полосах лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъекта РФ, в том числе на территории бывшего Ковшовского лесничества на площади 622 Га (ч.кв.57; кв. 58; ч.кв.60,65;кв.66;ч.кв.69,70,71,72,73;кв.74;ч.кв.77,78,79,80,81;кв.82,90,97;ч.кв.120,121,122,125,126,127,128,129,130,131,132,133,134; кв. 138; ч.кв.139,140).

Согласно информации, представленной государственным казенным учреждением Брянской области «Брянское лесничество» от 15.07.2014 г. № 430 на запрос Управления Федеральной антимонопольной службы от 14.07.2014 г. № 5789, лесные участки в квартале 77 имеют категории защитности - защитные полосы лесов вдоль дорог. При этом согласно таксационному описанию выделы 1, 3 и 4 в квартале 77 определены как защитные полосы лесов вдоль дорог.

Таким образом, спорные лесные участки не относятся к категориям лесов, в которых не допускается разработка месторождений полезных ископаемых.

Довод представителя Департамента о том, что согласование при выставлении участков на аукцион предусматривается пп. 2.2.2 «Порядка проведения конкурса или  аукциона на право пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, с целью геологического изучения и разработки месторождений, а также для строительства и эксплуатации  подземных сооружений на участках недр местного значения на территории Брянской области и методики расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, на территории Брянской области», утвержденного Постановлением администрации Брянской области от 15 июня 2009 г. № 572, (далее – Порядок) является несостоятельным и не может быть принят Комиссией во внимание ввиду следующего. Согласно п 2.2.2. указанного Порядка согласование предусмотрено в соответствии с законодательством. В действующих на момент проведения аукциона нормах законодательства Российской Федерации, в частности гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, Закона «О недрах», ссылка на согласование отсутствует.

В связи с вышеизложенным, Управлением лесами Брянской области направившем в адрес организатора открытого аукциона – Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области перед проведением аукциона писем от 26.03.2014 г. № 743 и от 26.03.2014 г. № 763 о приостановлении выдачи лицензии на недропользование с целью добычи песков в лесах Стяжновского участкового лесничества (бывшее Ковшовское лесничество) ГКУ Брянской области «Брянское лесничество», и о недействительности ранее выданных согласований (согласий) по выдаче лицензий на недропользование на лесных (земельных) участках в составе земель лесного фонда, были совершены действия, приводящие к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта, что противоречит положениям пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, согласно которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Так как содержание писем Управления лесами Брянской области от 26.07.2014 г. № 743 и от 26.07.2014 г. № 763 о приостановке выдачи лицензии на недропользование с целью добычи песков в лесах Стяжновского участкового лесничества (бывшее Ковшовское лесничество) ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» и о недействительности ранее выданных согласований (согласий) по выдаче лицензий на недропользование на лесных (земельных) участках в составе земель лесного фонда, направленных в адрес Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области противоречит действующему законодательству Российской Федерации, Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области не вправе был на основании данных писем отказаться от рассмотрения заявки индивидуального предпринимателя «», поступившей по лоту № 5.

Следовательно, Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области, не рассмотревшем заявку индивидуального предпринимателя «» на заседании аукционной комиссии, поступившей по лоту № 5 открытого аукциона – получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке недр «Стяжновское участковое лесничество квартал 77, выделы 1, 3 и 4» в Брянском районе Брянской области, были совершены действия, приводящие к недопущению и устранению конкуренции, что противоречит положениям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, согласно которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, устранению конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 45, статьей 49  Закона о защите конкуренции, Комиссия Брянского УФАС России,

         РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Управления лесами Брянской области (241050, Брянская обл. г. Брянск, ул. Калинина, 34) нарушение п. 2. ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в направлении в адрес организатора открытого аукциона – Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области перед проведением аукциона писем от 26.03.2014 г. № 743 и от 26.03.2014 г. № 763 о приостановлении выдачи лицензии на недропользование с целью добычи песков в лесах Стяжновского участкового лесничества (бывшее Ковшовское лесничество) ГКУ Брянской области «Брянское лесничество», и с информацией о недействительности ранее выданных согласований (согласий) по выдаче лицензий на недропользование на лесных (земельных) участках в составе земель лесного фонда.

2. Признать в действиях Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области (241050, г. Брянск, б-р Гагарина, д.25) нарушение ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в не рассмотрении заявки индивидуального предпринимателя «» на заседании аукционной комиссии, поступившей по лоту № 5 открытого аукциона – получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке недр «Стяжновское участковое лесничество квартал 77, выделы 1, 3 и 4» в Брянском районе Брянской области.

3. Выдать предписание Управлению лесами Брянской области о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации путем:

- отмены решения Управления лесами Брянской области о приостановлении выдачи лицензии на недропользование с целью добычи песков в лесах Стяжновского участкового лесничества (бывшее Ковшовское лесничество) ГКУ Брянской области «Брянское лесничество», оформленного письмом от 26.03.2014 г. № 743;

- отмены решения Управления лесами Брянской области о недействительности ранее выданных согласований (согласий) по выдаче лицензий на недропользование на лесных (земельных) участках в составе земель лесного фонда, оформленного письмом от 26.03.2014 г. № 763.

4. Выдать Департаменту природных ресурсов и экологии Брянской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации путем:

- отзыва письма от 02.04.2014 г. № 1706-ДПРи;

- отмены п.9.3. протокола № 25 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 27.03.2014 г;

- установления срока для внесения задатка за участие в аукционе и сбора за участие в аукционе, претендента на участие в аукционе – индивидуального предпринимателя «» уведомить о данном сроке;

- осуществления процедуры рассмотрения поступившей заявки индивидуального предпринимателя «», с учетом Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области, с оформлением соответствующего дополнения к протоколу № 25 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 27.03. 2014 года;

- уведомления индивидуального предпринимателя «» о результатах рассмотрения заявки.

5. Претенденту на участие в аукционе - индивидуальному предпринимателю «» совершить действия, направленные на обеспечение данного предписания, путем оплаты задатка за участие в аукционе и сбор за участие в аукционе в указанный организатором аукциона – Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области срок.

6. Предписание исполнить в срок до 22.09.2014 г., об исполнении сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти рабочих дней со дня его выполнения.

7. Передать соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России материалы для принятия решения о возбуждении производств по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии:                                                              «»

 

Заместитель

председателя Комиссии:                                                                      «»

 

 

Члены Комиссии:                                                                         «»

 

 «»

«»

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны