Решение б/н Решение по делу № 032/06/106-361/2024 о нарушении требований... от 25 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ООО «4С»

 «………..»

 

МБОУ «СОШ №60» г. Брянска»

 «………..»

 

МБОУ «СОШ № 11 имени П.М. Камозина» г. Брянска

«………..»

 

Брянская городская администрация

 «………..»

 

АО «ЕЭТП»

 «………..»

 

 

 

 

Решение по делу № 032/06/106-361/2024 о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

резолютивная часть оглашена 23.04.2024,

решение изготовлено 25.04.2024                                                                           г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Председателя комиссии: «………..»

Членов Комиссии: «………..»

в присутствии:         

          «………..» – представителя МБОУ «СОШ № 11 имени П.М. Камозина» г. Брянска, действующего на основании доверенности б/н от 22.04.2024; представителя МБОУ «СОШ №60» г. Брянска», действующего на основании доверенности б/н от 22.04.2024;

          «………..» - представителя ООО «4С», действующего на основании доверенности № 01/19.04-2024;

           «………..» – представителя индивидуального предпринимателя «………..», действующего н основании доверенности № 14 от 22.04.2024,

          рассмотрев жалобу заявителя ООО «4С» на действия заказчиков МБОУ «СОШ №60» г. Брянска», МБОУ «СОШ № 11 имени П.М. Камозина» г. Брянска при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку учебно-исследовательской лаборатории биосигналов и нейротехнологий в рамках регионального проекта «Современная школа (Брянская область)» государственной программы «Развитие образования и науки Брянской области» за №0127300013124000215, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), установила:

10.04.2024 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку учебно-исследовательской лаборатории биосигналов и нейротехнологий в рамках регионального проекта «Современная школа (Брянская область)» государственной программы «Развитие образования и науки Брянской области» за №0127300013124000215.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 550 000,00 рублей.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за № 0127300013124000215 на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Заявитель индивидуальный предприниматель ООО «4С» считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, поскольку:

 во- первых: заказчиками при осуществлении закупки неверно выбран код ОКПД2. По мнению заявителя при осуществлении закупки цифровых лабораторий для школьников должен быть применен код ОКПД2-32.99.53.130-«Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные», вместе с тем, заказчиком в извещении указана позиция КТР: 26.20.40.190-00000022;

во- вторых: установление заказчиками ограничения допуска по 878 Постановлению Правительства требует подтверждения страны происхождения радиоэлектронной продукции - наличие сведений, в т.ч. в едином реестре российской радиоэлектронной продукции. Однако, в едином реестре радиоэлектронной продукции указан только один производитель, что влечет ограничение количества участников закупки;

в- третьих: в приложении №3 извещения о проведении электронного аукциона установлено требование о том, что «товар должен быть новым, не старше 2023 года выпуска», что также влечет ограничение количества участников закупки;

в -четвертых: заказчиками установлены противоречивые требования к гарантийному обслуживанию товара;

в- пятых: заказчиками в нарушение требований законодательства РФ о контрактной системе при описании объекта закупки указаны дополнительные характеристики.

До рассмотрения жалобы по существу в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчиков МБОУ «СОШ №60» г. Брянска», МБОУ «СОШ № 11 имени П.М. Камозина» г. Брянска (вх. 2816-ЭП/24 от 22.04.2024).

   Изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

1. Заказчиками  МБОУ «СОШ №60» г. Брянска», МБОУ «СОШ № 11 имени П.М. Камозина» г. Брянска нарушены положения пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми  извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, положения п. 5 Правил использования КТРУ согласно которого заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее – Постановление №878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, поскольку заказчиком в описании объекта закупки установлены дополнительные характеристики, не предусмотренные соответствующей позицией КТРУ.  

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила).

Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В силу подпункта а) пункта 5 Правил N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства № 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Предметом осуществляемой закупки является поставка учебно-исследовательской лаборатории биосигналов и нейротехнологий в рамках регионального проекта «Современная школа (Брянская область)» государственной программы «Развитие образования и науки Брянской области».

Описанием объекта закупки (приложение к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено, что Заказчиком осуществляется закупка учебно-исследовательской лаборатории биосигналов и нейротехнологий, которые отнесены к коду ОКПД 2: 26.20.40.190, а также коду позиции КТРУ: 26.20.40.190-00000022 «Цифровая лаборатория для школьников» (обязательное применение с 15.02.2024 года).

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг.

Извещением об осуществлении закупки предусмотрены:

1) Запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

2) Условия допуска: в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н;

3) Ограничения допуска: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

При формировании объекта закупки Заказчик, руководствуясь требованиями пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145), использует размещенную в ЕИС в сфере закупок позицию каталога, в связи с чем обязан указать наименование товара, работы, услуги, единицу их измерения и описание товара, работы, услуги (характеристики и их значения, при наличии) в соответствии с такой позицией каталога.

Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.

Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная конкретными потребностями заказчика, тогда как КТРУ призван унифицировать характеристики и предъявляемые требования к описанию объекта закупки с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества участников и обеспечить конкурентные условия ее проведения.

          К продукции с кодом ОКПД 2 - 26.20.40.190 по примененной к описанию объекта закупки позиции КТРУ в разделе «справочная информация» содержится также код ОКПД 2 - 32.99.53.130 который также возможно применять при закупке определенного вида товара, но важно отметить, что «справочная информация» формируемая по позиции КТРУ не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей обязательному использованию заказчиком в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145).

          Цифровая лаборатория по своему технологическому и техническому содержанию — это по сути своей электронная система с датчиками, с программным обеспечением и процессором, на основании чего Заказчиком установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878. Касаемо довода Заявителя о том, что к примененной Заказчиком к описанию объекта закупки позиции КТРУ относится как взаимосвязанный код ОКПД 2 - 32.99.53.130 указанный в составе справочной информации по примененной позиции КТРУ, и наиболее подходящий по названию, Комиссия Управления поясняет, что классификация отнесения конкретных кодов ОКПД 2 к запретам и ограничениям в рамках реализации национального режима осуществления государственных и муниципальных закупок определяется соответствующими Постановлениями Правительства РФ, а не справочной информацией содержащейся в позиции КТРУ.

          Поскольку код ОКПД 2: 26.20.40.190 включен в Перечень радиоэлектронной продукции (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878) и закупаемые товары являются именно радиоэлектронной продукцией, в этой связи, в извещении об осуществлении закупки должны были быть указаны ограничения допуска в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

          Следовательно, утверждать о прямой либо косвенной взаимосвязанности различных по числовому обозначению и наименованию кодов ОКПД 2 (пусть даже и упоминаемых в составе раздела справочная информация по примененным пяти позициям КТРУ) также нет достаточных оснований, учитывая при этом, что справочная информация в КТРУ не включен в перечень информации, подлежащей обязательному использованию заказчиком в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145).

          При этом, статус справочной информации не позволяет относить ее к функциональным, техническим, качественным либо эксплуатационным характеристикам объекта закупки, то есть не образует как такового описания объекта закупки.

          Также согласно постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, включение радиоэлектронной продукции в реестр, внесения изменений в реестровую запись и ее исключения из реестра возлагается на производителей продукции.

          Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что доводы Заявителя относительно неверного кода ОКПД2, а также ограничение количества участников закупки в связи с установлением заказчиком ограничения допуска по Постановлению Правительства 878 являются необоснованными.

          Вместе с тем, в рамках рассмотрения жалобы  установлено, что заказчиком в нарушение положений п. 5 Правил использования КТРУ при описании объекта закупки указаны дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, не предусмотренные соответствующей позицией КТРУ 26.20.40.190-00000022, в частности: кабель USB соединительный, зарядное устройство, состав комплекта: сенсор для регистрации электрограммы и т.д.

          Следовательно, при описании объекта закупки, Заказчики, не руководствовались Правилами использования каталога, в нарушение ч. 6 ст. 23 Закона, п. 5 Правил использования КТРУ.

          Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

2.   Подателем жалобы ООО «4С» не представлено документов, подтверждающих доводы, изложенные в жалобе, подтверждающие ограничение количества участников закупки при установлении требования о том, что «товар должен быть новым, не старше 2023 года выпуска».

В силу требований Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако ни в составе жалобы, ни на заседание Комиссии ООО «4С» не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность вышеперечисленных доводов.

Из буквального толкования положений ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к сроку выпуска предлагаемого к поставке товара.

3. Согласно доводу Заявителя заказчиками в Извещении установлены противоречивые требования к гарантийному обслуживанию товара

Частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Комиссией установлено, что согласно извещению Заказчиками установлены требования к гарантийному обслуживанию товара.

Согласно письменных пояснений Заказчиков (вх. 2816-ЭП/24 от 22.04.2024) к поставляемому товару предъявляются требования к гарантийному обслуживанию товара, что соответствуют информации, изложенной в извещении о проведении электронного аукциона и информации, изложенной в Техническом задании. Таким образом, довод Заявителя не находит подтверждения.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

Решила:

 

1. Признать жалобу участника закупки ООО «4С» на действия заказчиков МБОУ «СОШ №60» г. Брянска», МБОУ «СОШ № 11 имени П.М. Камозина» г. Брянска при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку учебно-исследовательской лаборатории биосигналов и нейротехнологий в рамках регионального проекта «Современная школа (Брянская область)» государственной программы «Развитие образования и науки Брянской области» за №0127300013124000215 частично обоснованной в части установления дополнительных характеристик поставляемого оборудования, не предусмотренных КТРУ.

2. Признать в действиях заказчиков  МБОУ «СОШ №60» г. Брянска», МБОУ «СОШ № 11 имени П.М. Камозина» г. Брянска  нарушение требований  п.5 ч.1 ст. 42, ч.6 ст. 23 Закона о контрактной системе, п.5 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145

3. Выдать заказчикам МБОУ «СОШ №60» г. Брянска», МБОУ «СОШ № 11 имени П.М. Камозина» г. Брянска, уполномоченному органу Брянская городская администрация, оператору электронной площадки                                                                                      АО «ЕЭТП» предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании закупки.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны