Решение б/н Решение по делу № 032/06/54.1-784/2021 о нарушении требован... от 13 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ООО «ДЖУЛИ»

«……»

 

Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Брянской области»

«……»

 

Управление государственных закупок Брянской области

«…….»

 

ООО «РТС – Тендер»

«……»

 

 

 

 

 

Решение по делу № 032/06/54.1-784/2021

 о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

 

«13» августа 2021 года                                                                                            г. Брянск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Заместителя председателя комиссии: «…..»

Членов Комиссии: «…….»

в отсутствие:

надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы представителя заявителя ООО «ДЖУЛИ»,

надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы представителя заказчика ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» (направлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заказчик вх. 6297 от 11.08.2021 г.),

надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы представителя уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области,

рассмотрев поступившую жалобу участника закупки ООО «ДЖУЛИ» на действия заказчика Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Брянской области» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение подрядных работ по объекту: "Ремонт автомобильной дороги Брянск - Дятьково - граница Калужской области на участке км 5+000-км 7+500 в Брянском районе Брянской области" за № 0127200000221003754  и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе),  установила:

16.07.2021 года  в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение и документация о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение подрядных работ по объекту: "Ремонт автомобильной дороги Брянск - Дятьково - граница Калужской области на участке км 5+000-км 7+500 в Брянском районе Брянской области" за № 0127200000221003754 .

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 46 902 965,10 рублей.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме за № 0127200000221003754 на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, а именно заказчиком ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области»:

- заказчиком в конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателям критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»,

- при оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» заказчиком оценивается информация о количестве заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что влечет за собой  нарушение принципа обеспечения конкуренции и не позволяет участникам закупки предоставить гражданско-правовые договоры сопоставимого характера объекта закупки, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1085.

До рассмотрения жалобы по существу в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» (вх. 6265 от 11.08.2021 года).

Изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующему выводу:

1. Заказчиком ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч.8 ст. 32 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, п.10 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"  (далее Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) в соответствии с которыми  в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки, поскольку заказчиком установлен порядок оценки заявок по показателям критерия оценки заявок «Квалификация участников закупки»: «Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)», «Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)» с нарушением  Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, так:

Во – первых, предметом осуществляемой закупки является выполнение подрядных работ по объекту: "Ремонт автомобильной дороги Брянск - Дятьково - граница Калужской области на участке км 5+000-км 7+500 в Брянском районе Брянской области".

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

Согласно письменных пояснений заказчика (вх. 6265 от 11.08.2021 г.) заказчиком в конкурсной документации установлены показатели критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в соответствии с пунктом 27 (2) Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.

Согласно п. 27 (2) Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:

а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);

     б) общее количество исполненных контрактов (договоров);

     в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

Заказчиком в конкурсной документации установлены показатели нестоимостного критерия: «Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)», «Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)».

Однако, положения п. 27 (2) Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 не распространяются на рассматриваемую закупку, предметом которой является выполнение подрядных работ по объекту: "Ремонт автомобильной дороги Брянск - Дятьково - граница Калужской области на участке км 5+000-км 7+500 в Брянском районе Брянской области" и не могут быть применены заказчиком в конкурсной документации.

Во-вторых,  для выявления лучших условий исполнения  контракта заказчиком в конкурсную документацию включены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе: цена контракта и квалификация участников закупки.

 По критерию оценки заявок «квалификация участников закупки» заказчиком установлены показатели данного критерия оценки заявок, такие как:

- Общая стоимость исполненных контрактов (договоров):

Оценивается общая стоимость успешно исполненных контрактов,  предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта, выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, в течение 5 (пяти) лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, каждый из которых заключен на сумму не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта, являющегося предметом конкурса, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

- Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)

Оценивается наибольшая цена одного из успешно исполненных участником закупки в течение 5 (пяти) лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта, выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Для подтверждения информации по показателям 1, 2 критерия оценки «Квалификация участника» участник закупки в составе заявки представляет:

  1. копии исполненных контрактов (договоров), сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования, искусственных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог общего пользования и городских улиц;
  2. копии актов выполненных работ, подтверждающих стоимость исполненных контрактов (договоров). Указанные документы должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;
  3. копии разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанные документы должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Предметом закупки является выполнение подрядных работ по объекту: "Ремонт автомобильной дороги Брянск - Дятьково - граница Калужской области на участке км 5+000-км 7+500 в Брянском районе Брянской области", следовательно, нестоимостные критерии оценки должны устанавливаться заказчиком в соответствии с пунктом 27 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085

Согласно подпункту "б" пункта 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

Комиссией Брянского УФАС России установлено, что в рамках указанного показателя «Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)» оценке подлежат успешно исполненные контракты и договоры исключительно со стоимостью не менее 50% от НМЦК, а также исполненные в течение 5 лет до даты окончания срока подачи заявки на участие в конкурсе.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 46 902 965,10 рублей.

Из этого следует, что контракты и договоры подлежащие оценке должны составлять не менее 23 451 482, 55 руб. (стоимость не менее 50% от НМЦК).

Таким образом, не представляется возможным определить, каким образом опыт выполнения работ с ценой исполненного контакта 23 451 482, 55 рублей сопоставим с объемом работ по рассматриваемой закупке и начальной ценой контракта 46 902 965,10 рублей.

Кроме того, согласно доводу заявителя заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателям нестоимостного критерия, а именно неправомерно установлено требование к сроку исполнения контрактов (договоров), предоставляемых к оценке - исполненные в течение 5 лет до даты окончания срока подачи заявки на участие в конкурсе.

Согласно подпункту "б" пункта 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

Таким образом, определяющее значение для подтверждения опыта работы, связанного с предметом контракта, имеет именно выполнение работ сопоставимого характера и объема, то есть действий, направленных на исполнение обязательства, а не дата заключения контракта.

Изучив указанный порядок оценки, Комиссия Брянского УФАС России приходит к выводу, что требования к стоимости исполненных контрактов (договоров) и  к сроку заключения контрактов (договоров) являются ненадлежащими, поскольку не позволяют выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.

2. Заказчиком ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области»  нарушены требования ч.2 ст. 8  Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми  конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, ч.8 ст. 32 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации,  поскольку заказчиком включено  в содержание документации об открытом конкурсе в электронной форме требование о предоставлении по критерию оценки заявок «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» информации о количестве заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» контрактов, что влечет за собой  нарушение принципа обеспечения конкуренции и не позволяет участникам закупки предоставить гражданско-правовые договоры сопоставимого характера объекта закупки, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1085.

Установленный в конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок показатель о наличии у участника закупки опыта по выполнению работ по контрактам заключенным только в соответствии с в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» является необъективным и неправомерным, поскольку наличие в документации такого критерия влечет нарушение принципа обеспеченности конкуренции, предусмотренного статьей 8 Закона о контрактной системе, приводит к ограничению свободного доступа участников и создает неравные стартовые условия.

3. Заказчиком ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» нарушены положения части 1.1. ст. 31 Закона о контрактной системе, согласно которым заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона, а именно: фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), в реестр недобросовестных поставщиков также включаются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица); наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица), за исключением наименования и идентификационного номера налогоплательщика публично-правового образования:

а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;

б) учредителей унитарного юридического лица,

поскольку заказчиком в п. 19 «Требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме»  информационной карты документации о закупке за  № 0127200000221003754 установлено требование к участникам закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков без учета редакции Закона о контрактной системе, вступившей в силу 01.07.2021 года.

Федеральным законом от 30.12.2020 N 539-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения: в части 1.1 статьи 31 слова "об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица" заменены словами "о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона".

4.  Заказчиком ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» нарушены положения п.1 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе, согласно которых вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона и положения части 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, согласно которых требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается, поскольку заказчиком в п. 22 информационной карты документации о закупке установлено требование о предоставлении участником закупки в составе заявки информации- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей.

Федеральным законом от 30.12.2020 N 539-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения:   в статье 66: в пункте 1 части 5 слово "учредителей," исключить; в пункте 5 части 11 слова "об учредителях," исключены.

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

   На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

 

 

 

 

Решила:

 

       1. Признать жалобу ООО «ДЖУЛИ» на действия заказчика Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Брянской области» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение подрядных работ по объекту: "Ремонт автомобильной дороги Брянск - Дятьково - граница Калужской области на участке км 5+000-км 7+500 в Брянском районе Брянской области" за № 0127200000221003754 обоснованной.

2. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Брянской области» нарушение требований ч.2 ст.8, ч.8 ст.32, ч. .1. ст. 31, п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Брянской области», уполномоченному органу Управление государственных закупок Брянской области, оператору электронной площадки ООО «РТС-Тендер» предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании закупки.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Заместитель председатель комиссии                                                      «……»

 

Члены  комиссии                                                                                         «…..»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны