Решение б/н 032/06/64-1180/2021 от 22 октября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ООО «Торговый дом «Гермес»»
«……»
ГБУЗ «Жуковская межрайонная больница»
«……»
Управление государственных
закупок Брянской области
«……..»
АО «ТЭК-Торг»
«……»
Решение по итогам проведения внеплановой проверки № 032/06/64-1180/2021
соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе
«22» октября 2021 года г. Брянск
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Заместителя председателя инспекции: «……2
Членов инспекции: «……..»
в присутствии:
«…….». – представителя ООО «Торговый дом Гермес», действующего на основании доверенности б/н от 06.11.2020 года,
«……..» – представителя уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области, действующей на основании доверенности №3 от 12.01.2021 года;
в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате и времени проведения внеплановой проверки представителя заказчика ГБУЗ «Жуковская межрайонная больница»,
проведение внеплановой проверки осуществлялось в режиме видеоконференцсвязи,
осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком ГБУЗ «Жуковская межрайонная больница», единой комиссией Управления государственных закупок Брянской области требований Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на закупку системы ультразвуковой визуализации универсальной за № 0127200000221005219, установила:
01.10.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона на закупку системы ультразвуковой визуализации универсальной за № 0127200000221005219.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 327 893,33 рубля.
Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за № 0127200000221005219 на момент рассмотрения жалобы не заключен.
В жалобе, по которой принято решение об отказе, Заявитель указывает на:
- описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно на установление заказчиком дополнительных характеристик товара, не предусмотренных положениями КТРУ;
- незаконное установление заказчиком в документации об аукционе обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства от 10.07.2019 года №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории российской федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление правительства российской федерации от 16 сентября 2016 г. n 925 и признании утратившими силу некоторых актов правительства российской федерации» (далее – Постановление №878);
- установление заказчиком при описании объекта закупки характеристик системы ультразвуковой визуализации, соответствующей одному производителю.
До проведения внеплановой проверки в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика ГБУЗ «Жуковская межрайонная больница» (вх. 8286 от 19.10.2021 года) согласно которых заказчик считает доводы жалобы, по которой было принято решение о возвращении жалобы, необоснованными.
По итогам внеплановой проверки инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:
1. Заказчиком ГБУЗ «Жуковская межрайонная больница» при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 №145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановления № 145), в соответствии с которыми заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2017 N 1217)
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции), поскольку заказчиком при описании объекта закупки не использовано описание объекта закупки, предусмотренное соответствующей позицией КТРУ.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением №145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, устанавливающие порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При обозрении инспекцией Брянского УФАС России КТРУ, установлено, что каталогом предусмотрены соответствующие позиции на «систему ультразвуковой визуализации универсальной», в том числе на «систему ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети».
Поскольку п. 21 технического задания, являющегося приложением №2 к документации об аукционе, устанавливает характеристики к электропитанию закупаемого заказчиком оборудования, то позиции КТРУ на «систему ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети» не противоречат потребности заказчика относительно характеристики закупаемого товара «с питанием от сети».
В ходе проведения внеплановой проверки установлено, что заказчиком при описании объекта закупки применен КТРУ 26.60.12.132-00000026 «система ультразвуковой визуализации универсальная», в описании которого отсутствуют характеристики закупаемого товара.
Однако, КТРУ предусматривает позиции на «систему ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети», характеристики которой соответствуют потребности заказчика, поскольку при обозрении позиций КТРУ 26.60.12.132-00000033, 26.60.12.132-00000034, 26.60.12.132-00000035, 26.60.12.132-00000036, 26.60.12.132-00000037 «Система ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети» установлено, что указанные позиции содержат три обязательные для применения характеристики товара, отраженные заказчиком в техническом задании документации об аукционе, а также характеристики товара не являющиеся обязательными для применения, в том числе:
- «количество портов для подключения датчиков» (характеристика является обязательной для применения), в то время как п. 19.1 технического задания документации об аукционе установлена характеристика закупаемого товара «количество портов для подключения УЗ датчиков»;
- «регулировка мощности акустического излучения» (характеристика является обязательной для применения), в то время как п. 9.1 технического задания документации об аукционе установлена характеристика закупаемого товара «регулировка мощности акустического излучения с отображением значений на экране монитора»;
- «регулировка усиления принимаемого сигнала» (характеристика является обязательной для применения), в то время как п. 9.2 технического задания документации об аукционе установлена характеристика закупаемого товара «регулировка усиления принимаемого сигнала с отображением значений на экране монитора»;
- «изображение: модуль передачи данных в DICOM» (характеристика не является обязательной для применения), в то время как п. 9.2 технического задания документации об аукционе установлена характеристика закупаемого товара «программа передачи данных по протоколу DICOM»;
- «исследования: акушерство, брюшная полость и малые органы, гинекология, исследование костно-мышечных тканей, кардиология, офтальмология, педиатрия и неонатология, поверхностно расположенные органы, сосуды, транскраниальные, урология» (характеристика не является обязательной для применения), в то время как п. 1.2 технического задания документации об аукционе установлена характеристика закупаемого товара «области применения УЗ: абдоминальные исследования, акушерство и гинекология, исследования сосудов, кардиология, маммология, неврология, неонатология, онкология, педиатрия, поверхностные органы и системы, скелетно-мышечная система, травматология и ортопедия, трансвагинальные исследования, трансректальные исследования, урология, транскраниальные исследования у взрослых и т.п.»; и др.
Таким образом, КТРУ содержит соответсвующие позиции на «систему ультразвуковой визуализации универсальную», в описании которых установлены характеристики данного товара, отражающие потребность заказчика по трем обязательным для применения характеристикам товара, а также по ряду характеристик, не являющихся обязательными для применения.
Однако, заказчиком в нарушение п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением №145 не использовано описание товара, включенное в соответствующие позиции КТРУ на систему ультразвуковой визуализации универсальной, что повлекло за собой нарушение п.5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением №145, согласно которых заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Брянского УФАС России установлено, что заказчиком в извещении, а также в документации об электронном аукционе установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с требованиями Постановления №878.
Таким образом, учитывая, что объект закупки за № 0127200000221005219 включен в позиции КТРУ, а также учитывая установление заказчиком ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с требованиями Постановления №878, то заказчику при описании объекта закупки следовало включить информацию о наименовании и показателях товара исключительно из соответствующей позиции КТРУ.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Довод ООО «Торговый дом Гермес» о незаконном установлении заказчиком в документации об аукционе обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с положениями Постановления №878 не нашел своего подтверждения ввиду нижеследующего.
Постановлением №878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предметом осуществляемой закупки за № 0127200000221005219 является закупка системы ультразвуковой визуализации универсальной КТРУ, ОКПД2 26.60.12.132.
В проведения внеплановой проверки установлено, что код 26.60.12.132 входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Во исполнение данных требований заказчиком ГБУЗ «Жуковская межрайонная больница» в извещении, а также в п. 33 информационной таблицы документации об аукционе установлено ограничение допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, согласно требований Постановления №878.
3. Довод ООО «Торговый дом Гермес» относительно соответствия технических характеристик, сформированных заказчиком в Приложении № 2 «Техническое задание» к документации об электронном аукционе на закупку системы ультразвуковой визуализации универсальной, отвечающих характеристикам конкретной модели оборудования не нашел своего подтверждения в рамках проведения проверки, поскольку заказчиком предоставлены коммерческие предложения от АО «НПО СКАНЕР» на систему ультразвуковую диагностическую медицинскую «РуСкан 60» с принадлежностями производителя АО НПО «СКАНЕР», подписанное генеральным директором Л. (коммерческое предложение в ответ на запрос ГБУЗ «Жуковская МБ» от 13.09.2021 года), от ООО «Адвенсум» на поставку системы ультразвуковой диагностической медицинской Logiq с принадлежностями в варианте Logiq S7 производителя ООО «ДжиИ Хэлскеа», подписанное генеральным директором М. (коммерческое предложение в ответ на запрос ГБУЗ «Жуковская МБ» от 13.09.2021 года).
Доказательств того, что в аукционной документации при описании объекта закупки установлены требования к поставляемому товару, отвечающие характеристикам конкретной модели оборудования, что приводит к ограничению количества участников закупки, способных поставить товар, отвечающий потребностям заказчика, заявителем не представлено.
На основании изложенного, инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99 Закона о контрактной системе,
Решила:
1. Признать доводы заявителя жалобы, по которой принято решение о возвращении жалобы и изученные при проведении внеплановой проверки частично подтвердившимися в части установления заказчиком дополнительных характеристик закупаемого товара, не предусмотренных положениями КТРУ.
2. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения положений ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе; п.4 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением №145.
3. Выдать заказчику ГБУЗ «Жуковская МБ», уполномоченному органу Управление государственных закупок Брянской области, оператору электронной площадки АО «ТЭК-Торг» предписание об устранении выявленных нарушений требований ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе; п.4 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением №145, в том числе, об аннулировании закупки.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя инспекции «…….»
Члены комиссии «……»