Решение б/н Решение по делу № 94 о нарушении требований законодательс... от 8 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ООО «Сервис – Партнер Орел»

_______________________________

<…….>

 

 

Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области

_______________________________

<…….>

 

 

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

_______________________________

<…….>

 

 

 

Решение по делу № 94

о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

«05» июня 2017 года                                                                                                     г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

<…….>должностное лицо

Членов Комиссии:

<…….>;

в присутствии:

<…….> – представителя заказчика Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области (далее – УФНС России по Брянской области), действующего на основании доверенности № 39 от 31.05.2017 года;

<…….> – представителя заказчика УФНС России по Брянской области, действующей на основании доверенности № 40 от 31.05.2017 года;

<…….> – представителя заказчика УФНС России по Брянской области, действующей на основании доверенности № 46 от 05.06.2017 года;

<…….> - представителя заказчика УФНС России по Брянской области, действующей на основании доверенности № 45 от 05.06.2017 года;

<…….> – представителя ООО «Сервис-Партнер», без надлежащим образом оформленных полномочий;

<…….> - директора ООО «Сервис-Партнер Орел», действующего на основании приказа № 1 от 14.03.2014 г.,

рассмотрев жалобу участника закупки ООО «Сервис – Партнер Орел» на действия заказчика УФНС России по Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексной уборке зданий, помещений, прилегающей территории и оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов во 2 полугодии 2017 за № 0127100007417000016 (далее – документация об электронном аукционе за № 0127100007417000016) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установила следующее:

22.05.2017 года в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение и документация об аукционе в электронной форме № 0127100007417000016.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за №0127100007417000016 на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Заявитель ООО «Сервис – Партнер Орел» считает, что при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона за № 0127100007417000016 заказчиком УФНС России по Брянской области нарушены положения Закона о контрактной системе, поскольку:

  1. описание объекта закупки не соответствует требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе, не обладает объективным характером, поскольку в наименовании объекта закупки и документации об электронном аукционе содержится противоречивая информация в отношении объекта закупки, а также включены виды услуг, оказание которых должно осуществляться специализированными организациями, имеющими специальное разрешение;
  2. в объект закупки включены услуги по вывозу и утилизации ТБО, однако отсутствует порядок передачи исполнителю твердых бытовых отходов, являющихся собственностью заказчика;
  3. заказчиком в документации об электронном аукционе установлено требование о поставке средств личной гигиены для сотрудников УФНС, что противоречит объекту закупки.

До рассмотрения жалобы по существу в адрес Брянского УФАС России от заказчика УФНС России по Брянской области представлены письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе (вх. № 4001 от 30.05.2017 г.), согласно которым доводы жалобы считает необоснованными, поскольку все виды оказываемых услуг описаны в техническом задании, кроме того для оказания услуг, требующих наличие специального разрешения, заказчиком предусмотрена возможность привлечения в рамках осуществляемой закупки субподрядных организаций.

Заслушав представителей заказчика, изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

1. Заказчиком УФНС России по Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, а также требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки, поскольку:

1) заказчиком в наименование объекта закупки за № 0127100007417000016 не в полном объеме включены все виды услуг, отражающие потребность заказчика и включенные в проект контракта и техническое задание документации об электронном аукционе.

Так, согласно описанию объекта закупки в п. 1.2 проекта государственного контракта, и технического задания потребностью заказчика являются в том числе специальные работы по дезинсекции и дератизации и обеспечение санитарно-бытовых помещений заказчика гигиеническими средствами (туалетная бумага, жидкое мыло, бумажные полотенца, освежитель воздуха). Однако, в наименовании объекта закупки поставка вышеуказанных средств и оказание специальных услуг не нашли своего отражения.

Учитывая, что в объект закупки заказчиком включены услуги по приему, вывозу и утилизации бытовых отходов, а также мусора, и других отходов, то заказчику надлежало отразить при описании предмета закупки класс опасности отходов. Не указание в документации об электронном аукционе на класс опасности отходов, не позволяет участникам закупки определить, подлежит ли данная деятельность лицензированию.

При рассмотрении жалобы установлено, что потребностью заказчика является услуги по приему, вывозу и утилизации в рамках государственного контракта бытовых отходов, относящихся к IV-V классам опасности, а в силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с одноименным положением, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062.

Таким образом, собственник отходов IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

Следовательно, возможность передачи отходов IV класса опасности лицу, не обладающему лицензией на обращение с отходами соответствующего класса опасности законодательством РФ не предусмотрена.

Учитывая положения законодательства о лицензировании деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности и потребность заказчика в оказании услуг по уборке помещений, не требующих наличие у Исполнителя какого-либо разрешения, соответствующей лицензии, комиссия Брянского УФАС России приходит к выводу, что довод заявителя об объединении в один предмет закупки услуг по  приему, вывозу и утилизации бытовых отходов, а также мусора, и других отходов IV класса (лицензируемого вида деятельности) и услуг по комплексной уборке (клининговые услуги) ограничивают количество участников закупи, а приобретение заказчиком данных услуг должно осуществляться отдельными закупками.

2) заказчиком в документации об электронном аукционе не предусмотрено, каким образом и на основании каких документов будет осуществлена передача права собственности заказчика на отходы, что противоречит положениям законодательства РФ, регулирующего обращение твердых бытовых отходов.

Положениями п.5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2017 года № 1156 установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Отходы в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" являются объектом права собственности заказчика, которое определяется и передается в соответствии с нормами гражданского законодательства - право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

2. Заказчиком УФНС России по Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, поскольку заказчиком в документации об электронном аукционе не установлены требования к используемым в процессе оказания услуг по дезинсекции и дератизации товаров.

Согласно техническому заданию к документации об электронном аукционе (п. 5.7) в объект закупки включены услуги по дезинсекции и дератизации зданий, помещений, контейнеров для мусора, площадок для установки контейнеров. Однако, в разделе 4 технического задания «Требования к материалам (товарам), используемым для оказания услуг» не установлены требования, показатели товаров (средств, используемым при оказании услуг по дезинсекции и дератизации, что не соответствует разработанной заказчиком инструкции по заполнению первой части заявки, согласно содержанию которой участником закупки в обязательном порядке в составе заявки отражаются показатели используемых при оказании услуг товаров.

Довод заказчика о том, что оказание услуг по дезинсекции и дератизации должны быть выполнены в соответствии с нормативными требованиями, предусмотренными в разделе 2 технического задания к документации об электронном аукционе не принимается во внимание Комиссией Брянского УФАС России, поскольку указание в документации об электронном аукционе нормативных требований к оказываемым услугам не подменяет исполнение заказчиком требований ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в части указания требований, показателей к средствам при оказании услуг по дезинсекции и дератизации, нарушает принцип открытости и прозрачности информации в сфере закупок.

3. Заказчиком УФНС России по Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, а также положения ч. 1 ст. 27 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, поскольку заказчиком в документации об электронном аукционе предусмотрены требования к исполнителю по контракту, ограничивающие количество участников закупки:

1) в разделе 4 технического задания к документации об электронном аукционе установлено требование о разработке исполнителем положений (инструкций, приказов) по контролю качества за оказанными услугами, что свидетельствует о вмешательстве во внутреннюю документационную деятельность исполнителя.

2) в разделе 7 технического задания к документации об электронном аукционе установлено следующее: «Предписания, штрафы, выставленные надзорными органами по основаниям, связанным с оказанием услуг, не соответствующим нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации и действующим нормативно-техническим документам, несвоевременным оказанием услуг Исполнителем и/или в результате виновных действий (бездействия) Исполнителя, оплачиваются Исполнителем за счет собственных денежных средств. При этом Заказчик не несет расходов, связанных с уплатой указанных штрафов и исполнением предписаний». В связи с чем, в п. 3.2.2 проекта контракта установлено право заказчика представлять исполнителю счета для оплаты вышеуказанных штрафных санкций.

Однако, взыскание с исполнителя выданных заказчику штрафов по основаниям, связанным с оказанием услуг, возможно в порядке регрессных требований, предъявляемых в судебном порядке. Законодательством о контрактной системе установление вышеуказанных требований в рамках контракта по оказанию услуг не предусмотрено.

4. Заказчиком УФНС России по Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом, поскольку заказчиком в п. 3.1 технического задания к документации об электронном аукционе установлено обязательное условие о профессиональном уровне мастерства исполнителя и его знании требований охраны труда и пожарной и электробезопасности, правил обслуживания и санитарных норм, а также исполнитель обязан привлекать производственный персонал необходимых специальностей, применять собственное современное оборудование.

5. Заказчиком УФНС России по Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которой документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контактной системе и инструкция по ее заполнению, а также требования ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, поскольку заказчиком инструкция по заполнению заявки на участие в электронной форме не включает в полном объеме сведения к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе, установленную в разделе, отражающему состав и содержание первой чатси заявки на участие в закупке.  

Так, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в случае, если объектом закупки является оказание услуг с использованием товара, то участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе предоставляет информацию, предусмотренную п.п. «б» п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а именно: «согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара».

Вышеуказанное требование к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе отражено заказчиком в разделе 5 документации об электронном аукционе. Однако, согласно инструкции по заполнению заявки, разработанной заказчиком «информация, предоставляемая участником в первой части заявки на участие в электронном аукционе должна содержать только согласие участника аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, включая Техническое задание».

6. Заказчиком УФНС России по Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которой документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контактной системе, а также требования ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, поскольку заказчиком в разделе 5 документации об электронном аукционе установлено требование о предоставлении участником закупки декларации о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным в ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, без указания перечня таких требований, а также требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, в то время как предоставление таких документов в рамках рассматриваемого аукционе не требуется.

7. Заказчиком УФНС России по Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которой документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контактной системе и инструкция по ее заполнению, поскольку в разработанной заказчиком инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе отсутствует указание на разделы документации, в соответствии с которыми участником закупки должны быть представлены конкретные показатели используемых в процессе оказания услуг материалов.

Вышеуказанные признаки нарушений Закона о контрактной системе свидетельствуют об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 4.1, ч. 1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

 

Решила:

 

1. Признать жалобу участника закупки ООО «Сервис – Партнер Орел» на действия заказчика УФНС России по Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексной уборке зданий, помещений, прилегающей территории и оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов во 2 полугодии 2017 за № 0127100007417000016 частично обоснованной в части отсутствия в наименовании объекта закупки на приобретение в рамках электронного аукциона средств личной гигиены, а также включения в объект закупки услуг по приему, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов..

2. Признать в действиях заказчика УФНС России по Брянской области нарушения положений ч. 1 ст. 27, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2, 3 ст. 33, п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 64, ч.ч. 3, 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.

3. Поскольку предписание об устранении выявленных нарушений выдано в рамках рассмотрения жалобы участника закупки ООО «Сервис – Партнер», Комиссией Брянского УФАС России принято решение в рамках рассмотрения жалобы ООО «Сервис – Партнер Орел» не выдавать.

4. Направить в адрес ООО «Сервис – Партнер Орел» копию предписания, выданного в рамках рассмотрения жалобы ООО «Сервис – Партнер».

5. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                                                <…….>

 

Члены  комиссии                                                                                                   <…….>

Связанные организации

Связанные организации не указаны