Решение б/н Решение по делу № 032/06/106-539/2024 о нарушении требований... от 3 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Завод «Дорожных машин»

 «………»

 

Администрация Стародубского муниципального округа Брянской области

 «………»

 

АО «Сбербанк-АСТ»

 «………»

 

 

Решение по делу № 032/06/106-539/2024

о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

резолютивная часть оглашена «03» июня 2024 года

решение изготовлено «04» июня 2024 года                                        г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Председателя комиссии: «………»

Членов комиссии: «………»

в присутствии:

«………» – представителя заявителя ООО «Завод «Дорожных машин», действующего на основании доверенности №10 от 30.05.2024,

«………» - представителя заявителя ООО «Завод «Дорожных машин», действующего на основании доверенности №11 от 30.05.2024,

«………». – представителя заказчика администрация Стародубского муниципального округа Брянской области, действующего на основании доверенности №18 от 03.06.2024,

«………» - представителя заказчика администрация Стародубского муниципального округа Брянской области, действующего на основании доверенности №17 от 03.06.2024,

рассмотрев жалобу заявителя ООО «Завод «Дорожных машин» на действия заказчика администрация Стародубского муниципального округа Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на приобретение специализированной техники: Снегопогрузчик лаповый Амкадор - 37 (или эквивалент) за № 0127300022924000018 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), установила:

20.05.2024 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение специализированной техники: Снегопогрузчик лаповый Амкадор - 37 (или эквивалент) за № 0127300022924000018.  

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 715 000,00 рублей.

Заявитель ООО «Завод «Дорожных машин» считает, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона необоснованно установлено требование о поставке товара (снегопогрузчика) одного единственного производителя – Амкадор-37.

Изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующему выводу:

1. Заказчиком администрация Стародубского муниципального округа Брянской области нарушены положения ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе согласно которой описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться, поскольку заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлены параметры эквивалентности (характеристики товара, по которым он может признаваться эквивалентным).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системы Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта закупки, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.

Кроме того, согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам и услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Предметом осуществляемой закупки за № 0127300022924000018 является приобретение специализированной техники: снегопогрузчик лаповый Амкадор -37 (или эквивалент).

При обозрении описания объекта закупки, являющего приложением к извещению о проведении электронного аукциона за № 0127300022924000018 установлено, что потребностью заказчика является снегопогрузчик лаповый Амкадор -37 (или эквивалент). Характеристики указанного погрузчика установлены заказчиком в описании объекта закупки.

Одновременно заказчиком установлено условие о возможности поставки эквивалентного товара, однако, комиссией Брянского УФАС России не установлено наличие в извещении (описании объекта закупки) указания на установление параметров эквивалентности, то есть характеристик товара, по которым он может признаваться эквивалентным, что указывает на нарушение ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.

В материалы дела не представлено документов о соответствии совокупности установленных заказчиком характеристик как минимум двум производителям.

Кроме того, на участие в электронном аукционе за № 0127300022924000018 поданы 2 (две) заявки, признанные комиссией заказчика соответствующими требованиям извещения. При обозрении заявок участников закупки установлено, что все участники закупки предложили к поставке снегопогрузчик лаповый производителя Амкадор.

Таким образом, совокупности характеристик товара, установленных заказчиком в описании объекта закупки, соответствует товар единственного производителя – Амкадор.

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Заказчиком администрация Стародубского муниципального округа Брянской области нарушены положения ч. 3 ст.33 Закона о контрактной системе согласно которой не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом, поскольку заказчиком в описании объекта закупки установлено необоснованное требование к поставщику.

Пунктом 5.4 описания объекта закупки, являющегося приложением к извещению о проведении электронного аукциона за №0127300022924000018 установлено следующее: «поставщик должен являться производителем или уполномоченным представителем производителя товара с предоставлением полноценных гарантийных обязательств (подтверждающим документом является сертификат дилера или декларация производителя)».

Полный перечень единых требований к участникам закупки установлен ст.31 Закона о контрактной системе. Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика. Следовательно, любой участник электронных аукционов имеет возможность приобрести товар по указанным позициям с необходимыми заказчику свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данного электронного аукциона.

Однако, в нарушение требований Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки установлено требование о том, что поставщик должен являться производителем или уполномоченным представителем производителя товара.

Выявленные в действиях заказчиков нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

 

 

 

Решила:

 

1. Признать жалобу ООО «Завод Дорожных машин» на действия заказчика администрация Стародубского муниципального округа Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на приобретение специализированной техники: снегопогрузчик лаповый Амкадор - 37 (или эквивалент) за № 0127300022924000018 обоснованной. 

2. Признать в действиях администрации Стародубского муниципального округа Брянской области нарушения положений ч.2,3 ст. 33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику администрация Стародубского муниципального округа Брянской области, АО «Сбербанк-АСТ» предписание об устранении нарушений ч.2,3 ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе, об аннулировании закупки.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны