Решение б/н Решение по делу № 032/06/106-456/2022 о нарушении требовани... от 23 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ООО «ПРОФТЕХ»

«…..»

 

Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации

«…..»

 

Брянская городская администрация

«….»

 

АО «ЕЭТП»

«…..»

 

 

 

 

Решение по делу № 032/06/106-456/2022

о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

«23» мая  2022 года                                                                                                       г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Заместителя председателя комиссии: «……»

Членов Комиссии: «……»

в присутствии:

«…..»  – представителя заявителя ООО «ПрофТех», действующего на основании доверенности № 01/2022 от 23.05.2022 г.,

«……»  – представителя заказчика Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, действующего на основании доверенности б/н от 18.05.2022 г.,

«…….» –слушателя,

в отсутствие:

представителя уполномоченного органа Брянская городская администрация (поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя вх. 4551 от 18.05.2022 г.),                                                   

рассмотрев жалобу заявителя ООО «ПРОФТЕХ» на действия заказчика Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на экскаватор-погрузчик с дополнительным навесным оборудованием за № 0127300013122000285  и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установила:

04.05.2022 года в единой информационной системе в сфере закупок размещено изменение извещения о проведении электронного аукциона на экскаватор-погрузчик с дополнительным навесным оборудованием за № 0127300013122000285.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 22 703 528,66 рублей.

До окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе за № 0127300013122000285 подана 1 (одна) заявка.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за № 0127300013122000285  на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Заявитель ООО «ПрофТех» считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика Комитет по ЖКХ Брянской городской Администрации, а именно:

-  заказчиком в техническом задании, являющемся приложением № 3 к извещению о проведении электронного аукциона, неправомерно установлено требование к гарантийному и послегарантийному обслуживанию товара в уполномоченных на данный вид деятельности организациях, расположенных в г. Брянске,

-заказчиком сформированы технические характеристики товара, соответствующие только одному производителю,

- заказчиком в техническом задании установлено ненадлежащее обоснование использования дополнительных характеристик, непредусмотренных позицией КТРУ.

Изучив представленные документы, заслушав представителя заказчика, заявителя, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

1. Заказчиком Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом, поскольку заказчиком в техническом задании, являющемся приложением № 3 к извещению о проведении электронного аукциона, неправомерно установлено требование к гарантийному и послегарантийному обслуживанию товара в уполномоченных на данный вид деятельности организациях, расположенных в г. Брянске.

Согласно ч. 1 ст. 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.

В рамках рассмотрения жалобы установлено, что заказчиком в техническом задании установлено требование к поставщику не относящееся к его основной осуществляемой деятельности и предмету закупки – а именно, наличие сервисного центра на территория г. Брянска. Установление такого требования не предусмотрено требованиями Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчик в нарушение п. 3 ч. ст. 33 Закона о контрактной системе установил в техническом задании требования к участникам закупки о наличии  у него ресурсов, а именно, о наличии специализированной организации, проводящей гарантийное и послегарантийное обслуживание в г. Брянске.

2. Заказчиком Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться, поскольку заказчиком сформировано техническое задание, которое не соответствует ни одному товару ни одного производителя.

Так, предметом осуществляемой закупки является экскаватор-погрузчик с дополнительным навесным оборудованием.

Заказчиком Комитет по ЖКХ Брянской городской Администрации представлены три коммерческих предложения на поставку экскаватор-погрузчика с дополнительным навесным оборудованием, которые не могут свидетельствовать о соответствии предлагаемого к поставке товара сформированному заказчиком техническому заданию, а именно:

- коммерческое предложение ООО «СТРОЙСЕРВИС ДВ» на поставку экскаватора-погрузчика ELAZ BL880 не соответствует техническому заданию заказчика, поскольку, в частности, согласно техническому заданию требуется объём ковша погрузочного оборудования не более 1,0 м3, в то время как коммерческое предложение содержит: ковш погрузчика- ёмкость ковша 1,1 куб.м. Кроме того, коммерческое предложение не содержит подписи уполномоченного лица, имеющего право давать коммерческие предложения от лица организации;

- коммерческое предложение ООО «ТЕХНОИННОВАЦИИ», подписанное генеральным директором ООО «ТЕХНОИННОВАЦИИ» А.А.К. не  соответствует техническому заданию заказчика, поскольку, в частности, согласно техническому заданию требуется высота по кабине – не более 2890 мм, в то время как коммерческое предложение содержит: высота крыши кабины – 2,92 м;

- коммерческое предложение АО «ЛОНМАДИ», направленное от имени Б.А.В., не соответствует техническому заданию заказчика, поскольку, в частности, согласно техническому заданию требуется высота по кабине – не более 2890 мм, в то время как коммерческое предложение содержит: высота крыши кабины – 2,92 м, кроме того Кроме того, коммерческое предложение не содержит подписи уполномоченного лица, имеющего право давать коммерческие предложения от лица организации.

Таким образом, довод заявителя о том, что сформированное заказчиком техническое задание соответствует только одному производителю является необоснованным, поскольку представленные документы свидетельствуют  о том, что заказчиком сформировано техническое задание на  поставку экскаватор-погрузчика с дополнительным навесным оборудованием, которое не соответствует ни одному из производителей.

3. Заказчиком Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее, правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145), согласно которым в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога), поскольку заказчиком в техническом задании установлено ненадлежащее обоснование использования дополнительных характеристик, непредусмотренных позицией КТРУ.

Так, заказчиком при описании объекта закупки использовалось КТРУ 28.92.20-00000004 «Экскаватор» в соответствии с ч. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно ч. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных п. «а», «б» настоящей части.

Однако, в соответствии с ч. 6  Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Так, при обозрении технического задания, являющегося приложением № 3 к извещению о проведении электронного аукциона за № 0127300013122000285 установлено, что заказчиком использованы следующие дополнительные характеристики с ненадлежащим обоснованием их использования, в частности:

- масса не более 8500 кг – обоснование «для обеспечения работы всех механизмов». Так, не представляется возможным определить, как масса экскаватора обеспечивает эффективность работы всех механизмов, в том числе каких механизмов. Такое же обоснование «для обеспечения работы всех механизмов» используется и для других позиций технического задания, в частности: число цилиндров, топливный бак (объём), тип КПП и др.

-  тип двигателя дизельный с турбонадувом – обоснование «производственная необходимость». Так, не представляется возможность определить, в чём заключается необходимость, потребность заказчика. Такое же обоснование «производственная необходимость»  используется и для других позиций технического задания, в частности: колесная формула, телескопическая рукоять, вилы перекидные (через ковш).

Таким образом, заказчиком в техническом задании установлено ненадлежащее обоснование использования дополнительных характеристик, непредусмотренных позицией КТРУ, которое не позволяет сделать вывод о том, для чего такие характеристики требуются заказчику.

4. Заказчиком Комитет по ЖКХ Брянской городской Администрации при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, согласно которым при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, поскольку заказчиком  в извещении о проведении электронного аукциона неправомерно установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в числе прочего следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Согласно пункту 2 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок  КТРУ в позицию каталога включается, в том числе код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

Пунктом 12 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Так, код позиции каталога включает в себя код товаров, работ, услуг, соответствующий ОКПД2, который представляет собой первые 9 разрядов кода позиции каталога.

Таким образом, код позиции каталога включает в себя код ОКПД 2, но не идентичен ему.

Заказчиком при описании объекта закупки использовался код КТРУ 28.92.20-00000004 "Экскаватор». Соответственно, данной позиции КТРУ соответствует код ОКПД 2  28.92.20.000 (28.92.2) «Машины прочие для перемещения, грейдерных работ, планирования, скреперных работ, выемки, трамбовки, уплотнения или добычи, самоходные, для грунта, минералов или руд (включая бульдозеры, одноковшовые экскаваторы и дорожные катки)».

В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации

Так, пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее, Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616)  установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).

Так, применённому заказчиком коду КТРУ соответствует код ОКПД 2  28.92.20.000 (28.92.2) «Машины прочие для перемещения, грейдерных работ, планирования, скреперных работ, выемки, трамбовки, уплотнения или добычи, самоходные, для грунта, минералов или руд (включая бульдозеры, одноковшовые экскаваторы и дорожные катки)» не включённый в перечень, установленный в п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".

Таким образом, заказчиком  в извещении о проведении электронного аукциона неправомерно установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".

5. Заказчиком Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения пп. «а» п. 2 Указа Президента Российской Федерации № 252 от 03.05.2022 года "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" (далее, Указ Президента Российской Федерации № 252 от 03.05.2022 года), согласно которым необходимо обеспечить применение следующих специальных экономических мер: а) запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации: совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - лица, находящиеся под санкциями), поскольку в извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона не содержится информация о том, что участник закупки не должен являться юридическим или  физическим лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные пп. «а» п. 2  Указа Президента Российской Федерации № 252 от 03.05.2022 года, либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц.

Так, согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 года № 851 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 03.05.2022 года № 252» установлен запрет на совершение действий в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" с лицами, указанными в перечне, утвержденном настоящим постановлением, а также находящимися под их контролем организациями (далее - лица, находящиеся под санкциями).

Однако, в извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона не содержится информация о том, что участник закупки не должен являться юридическим или  физическим лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные пп. «а» п. 2  Указа Президента Российской Федерации № 252 от 03.05.2022 года, либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц.

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствует о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2  статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

Решила:

 

1. Признать жалобу ООО «ПРОФТЕХ» на действия заказчика Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на экскаватор-погрузчик с дополнительным навесным оборудованием за № 0127300013122000285  частично обоснованной в части неправомерного установления требования к поставщику о наличии организаций, осуществляющих гарантийное и послегарантийное обслуживание в городе Брянске и в части ненадлежащего обоснования использования дополнительных характеристик.

2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации нарушения положений ч. 3 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, ч. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, п.1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, пп. «а» п. 2 Указа Президента Российской Федерации № 252 от 03.05.2022 года, Постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 года № 851 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 03.05.2022 года № 252».

3. Выдать заказчику Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации, уполномоченному органу Брянская городская администрация, оператору АО «ЕЭТП» предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании закупки.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                                                «…..»

 

Члены комиссии                                                                                                    «…..»

Связанные организации

Связанные организации не указаны