Решение б/н Решение по итогам проведения внеплановой проверки № 032/06/... от 12 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска

«…………..»

 

ООО «ЧОО «Агенство Экскалибур»

«…………..»

 

 

 

Решение по итогам проведения внеплановой проверки

№ 032/06/99-1088/2023

соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

«12» января 2024 года                                                                                                 г. Брянск

 

  На основании  пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции № 79 от 02.07.2021 года, действующей на момент осуществления закупки (далее – Закон о контрактной системе),  под. а п.19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, обращения СУ СК России по Брянской области (вх. № 8719/23 от 20.12.2023), в соответствии с Приказами Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области № 464/23 от 21.12.2023, № 472/23 от 25.12.2023,

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:

Руководителя инспекции: «……………»

Членов Инспекции: «………….»

в отсутствии надлежащим образом уведомлённых о дате и времени осуществления внеплановой проверки представителей заявителя СУ СК России по Брянской области, заказчика МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска, исполнителя ООО «ЧОО «Агенство Экскалибур»,

осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (контракт №458 от 30.11.2023 на оказание услуг частной охраны), установила:

30.11.2023 года между МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска и ООО «ЧОО «Агенство Экскалибур»  заключен контракт №458 от 30.11.2023 на оказание услуг частной охраны, путём осуществления закупки у единственного поставщика в соответствии с п.5 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

 

До осуществления внеплановой проверки в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска (вх. 9114-ЭП/23 от 28.12.2023 года),

По итогам внеплановой проверки Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:

1. В силу ч.1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

30.11.2023 года между МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска и ООО «ЧОО «Агентство Экскалибур» заключен контракт №458 от 30.11.2023 на оказание услуг частной охраны, путём осуществления закупки у единственного поставщика в соответствии с п.5 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Рассматриваемая закупка размещена заказчиком в порядке п. 5 ч.1 ст. 93 закона о контрактной системе.

 В силу п.5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе  закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях: осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей. Осуществленные в соответствии с частью 12 настоящей статьи в электронной форме закупки товара не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта.

Заказчиком МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска нарушены требования п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований,  ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться, поскольку:

            1.1 техническое задание, сформированное заказчиками   на оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) не содержит всех требований, предусмотренных ГОСТом Р 58485-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования» (далее ГОСТ Р 58485-2019), Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".

Предметом осуществляемой закупки являются услуги частной охраны (Выставление поста охраны).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Описание объекта установлено Заказчиками в извещении о проведении электронного аукциона (приложение №3).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения,

Согласно п. 1.1 ГОСТ Р 58485-2019, Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Также требования настоящего стандарта распространяются на филиалы образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

Таким образом, заказчики при формировании требований к оказанию услуг охраны обязаны применять положения ГОСТ Р 58485-2019.

Инспекцией Брянского УФАС России при обозрении Технического задания установлено, что согласно пункта 3раздела 1 Технического задания на оказание услуг Исполнитель обязан осуществлять контроль пропуска в здание учреждения и на прилегающую территорию, оказывать содействие в поддержании внутреннего и общественного порядка, антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности, обеспечивать сохранность имущества в учреждении.

Приложением А ГОСТ Р 58485-2019 разработано «Типовое положение о пропускном и внутриобъектовом режимах», предусматривающее порядок пропуска (прохода) в здания и на территорию учащихся (воспитанников), сотрудников и иных посетителей. Так, в частности, определен порядок пропуска учащихся (воспитанников), сотрудников образовательной организации, порядок пропуска при проведении родительских собраний, праздничных мероприятий и т.д.

Вместе с тем, Техническое задание на оказание услуг не содержит требований к порядку пропуска в образовательное учреждение, предусмотренных ГОСТ Р 58485-2019   и определяющих действия сотрудников охранных организаций при осуществлении пропуска в общеобразовательное учреждение.

Кроме того, ГОСТ Р 58485-2019 содержит Типовую должностную инструкцию охранника образовательной организации (работника по обеспечению охраны образовательной организации), утвержденную приложением Б к ГОСТ Р 58485-2019, в которой определены, в том числе  требования к обязанностям охранника образовательной организации при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов, однако вышеуказанные  требования (в частности требования, что охранник образовательной организации  при приеме помещений обязан в присутствии ответственного за помещение лица убедиться в готовности помещения к сдаче, после чего помещение закрывается на замок; в "Книге учета сдачи под охрану и вскрытия помещения" делается запись о приеме помещения под охрану; вскрытие помещения и сдача его ответственному лицу производятся в обратной последовательности, в случае нарушения учащимися (воспитанниками) требований, установленных Положением о пропускном и внутриобъектовом режимах, а также требование, что охранник образовательной организации  докладывает о нарушителях руководителю образовательной организации или дежурному администратору и т.д.) также не установлены в полном объеме в  Техническом задании на оказание услуг.

Кроме того, согласно пункта 5 раздела 1 Технического задания об оказании услуг установлено, что Исполнитель осуществляет  контроль с использованием технических средств охраны: системами охранно-пожарной сигнализации, системой оповещения людей о возникновении ЧС, системой видеонаблюдения, кнопкой тревожной сигнализации, расположенными на объекте, однако, отсутствует указание на необходимость подачи экстренного сигнала с использованием «тревожной кнопки», а также иные действия сотрудников охранной организации  при использовании технических средств охраны.

Кроме того,  Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006  "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее - ПП РФ N 1006), утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Согласно п. 1 ПП РФ N 1006, Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).

В соответствии с п. 2 ПП РФ N 1006, для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).

Вместе с тем, Техническое задание документации о закупке не содержит в полном объеме требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 исходя из категории опасности.

1.2 техническое задание, сформированное заказчиками   на оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) не содержит требований к порядку оказания услуг сотрудниками охраны в образовательном учреждении, их количестве, поскольку, исходя из содержания технического задания сотрудникам охраны необходимо выполнять одновременно различные функции:

- пропускной режим учащихся, сотрудников, посетителей и т.д. (в том числе, на нескольких постах одного учреждения),

- периодический обход здания и территории охраняемого объекта (каждые два часа);

- допуск/въезд автомобильного транспорта на территорию учреждения;

- соблюдение режима работы охранника, в том числе прием пищи (раздел 2 технического задания не допускает прием пищи на постах охраны), что неисполнимо одним сотрудником охраны в образовательном учреждении.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению спецификации, параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей и соответствующих требованиям законодательства РФ о контрактной системе и иных нормативно- правовых актов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Как установлено, система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения, это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями (формированиями), с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Целью, процессом и результатом реализации указанных мер и мероприятий является комплексная безопасность образовательного учреждения как временное состояние защищенности охраняемого объекта от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера. Безопасность образовательного учреждения (как временный результат) достигается в процессе реализации основных мер и мероприятий, к которым также относится организации физической охраны объекта и территории (ее задачи: контроль и обеспечение состояния безопасности для своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций; осуществления пожарного надзора; организации пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники; защиты персонала и обучающихся от насильственных действий в образовательном учреждении и его территории и т.д.).

Таким образом, Инспекцией Брянского УФАС России приходит к выводу, что сформированное заказчиком   Техническое задание на оказание услуг частной охраны не отражает в полной мере требования к оказанию охранных услуг в образовательных учреждениях, предусмотренные нормативно- правовыми актами, а также национальным стандартом, а также не содержит в полном объеме требований к оказанию услуг, отвечающих потребности заказчика.

2. Заказчиком МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска нарушены положения ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе, согласно которым идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы, поскольку заказчиком в контракте указан неверный идентификационный код закупки.

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Инспекция,

решила:

 

1. Признать в действиях заказчика МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска нарушение требований п.2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе.

2. Не выдавать предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку контракт заключён и исполнен.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Резолютивная часть решения оглашена 12.01.2024, текст решения изготовлен 16.01.2024.

 

Руководитель инспекции                                                                                  «………..»

 

Члены инспекции                                                                                              «………..»

Связанные организации

Связанные организации не указаны