Решение б/н Решение по делу № 032/06/33-501/2021 о нарушении требований ... от 19 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО «МАКСМЕД»

«……»

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Брянская городская детская больница № 1»

«……»

 

Управление государственных закупок Брянской области

«…….»

 

ООО «РТС – Тендер»

«……»

 

 

 

Решение по делу № 032/06/33-501/2021 о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

«19» мая 2021 года                                                                                           г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Заместителя председателя комиссии: «……»

Членов Комиссии:  «…….»

в отсутствие:

надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы заявителя ООО «МАКСМЕД»,

надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы заказчика ГБУЗ «Брянская городская детская больница № 1» (поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей заказчика (вх. 4008 от 19.05.2021 г.),

надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области,

рассмотрение жалобы осуществлялось в режиме видеоконференцсвязи,

рассмотрев жалобу участника закупки ООО «МАКСМЕД» на действия заказчика ГБУЗ «Брянская городская детская больница № 1»  при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на приобретение медицинского оборудования (система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая) за № 0127200000221002120, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установила:

27.04.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона на приобретение медицинского оборудования (система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая) за № 0127200000221002120.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 455 000,00 рублей.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за № 0127200000221002120 на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Заявитель ООО «МАКСМЕД» считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика ГБУЗ «Брянская городская детская больница № 1», сформировавшего документацию об электронном аукционе за № 0127200000221002120 с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно, по мнению заявителя:

- заказчиком в предмет одного аукциона необоснованно объединены товары, включенные в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и не включенные в него;

- заказчиком в документации об аукционе не установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 года №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1236);

- заказчиком при описании объекта закупки, в частности п. 1.152 «ремень для фиксации рук», п. 1.135 «средство измерения для контроля доз облучения пациентов с индикацией значения произведения дозы на площадь», не использовано описание вышеуказанных позиций, установленное в КТРУ;

- заказчиком при описании объекта закупки не установлены характеристики закупаемого товара по пунктам 6.1, 6.2, 6.5.1, 6.5.2 ГОСТ Р 57088-2016 без обоснования их неиспользования.

Изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:         

1. Заказчиком ГБУЗ «Брянская городская детская больница № 1» нарушены положения ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе, согласно которых в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и положения ч. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление Правительства РФ № 878), согласно которых установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного аукциона (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него, поскольку заказчиком объедена в предмет одного аукциона радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.

Так, потребностью заказчика согласно технического задания являются «система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая» код ОКПД 26.60.11.113, входящая в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и «многофункциональное педиатрическое кресло для позиционирования детей при рентгенографии» код ОКПД 32.50.30.110, не входящее в указанный перечень.

Таким образом, заказчиком в один предмет аукциона объединена радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.

Кроме того, частью 5 Постановления Правительства от 30.04.2020 года № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановления №617) также установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного аукциона (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления.

Постановлением №617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).

Так, потребностью заказчика согласно технического задания являются «система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая» код ОКПД 26.60.11.113, не входящая в перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и «многофункциональное педиатрическое кресло для позиционирования детей при рентгенографии» код ОКПД 32.50.30.110, входящее в указанный перечень.

Таким образом, заказчиком в один предмет аукциона объединены товары, включенные в перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением №617 и товары, не включенные в него.  

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Заказчиком ГБУЗ «Брянская городская детская больница № 1» нарушены требования ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку заказчиком в документации об аукционе не установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с Постановлением № 1236.

Частью 2 Постановления № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

В соответствии с ч. 2(1) Постановления № 1236 2(1) для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Поскольку согласно технического задания, являющегося приложением №2 к документации об аукционе за № 0127200000221002120, в состав закупаемой системы входит программное обеспечение (п.1.106, 1.107 технического задания – возможности СПО АРМ; интерфейс программного обеспечения), следовательно, заказчиком в документации об аукционе должен быть установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных или обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с требованиями Постановления № 1236.

Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Заказчиком ГБУЗ «Брянская городская детская больница № 1» при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 №145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановления № 145), в соответствии с которыми заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога (далее КТРУ) в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением 145 " с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

 в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции, поскольку заказчиком при описании объекта закупки не использовано предусмотренное КТРУ наименование товара, входящего в предмет электронного аукциона, которое является обязательным к применению.

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Положения Постановления № 145 императивно содержат требование об использовании заказчиками при описании товаров, подлежащих поставке, с использованием информации о наименовании и характеристиках таких товаров, содержащихся в КТРУ. Положениями п.5 Постановления № 145 предусмотрена лишь возможность включения заказчиком в описание объекта дополнительной информации к товарам, но положений о неприменении КТРУ при наличии соответствующей позиции по товару в каталоге Постановление № 145 не содержит.

Таким образом, в случае, если объект закупки включен в соответствующую позицию КТРУ, то в описание объекта закупки включается, в том числе, информация о наименовании и показателях товара из КТРУ.

Объектом закупки за № 0127200000221002120 является система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая. В состав закупаемого оборудования входит, в том числе, п. 1.152 «ремень для фиксации рук».

Позиция КТРУ 32.50.50.190-00000585 содержит наименование товара «ремень для фиксации верхних конечностей», характеристики товара в КТРУ отсутствуют.

Однако, заказчиком ГБУЗ «Брянская городская детская больница № 1» при описании объекта закупки не использовано предусмотренное КТРУ наименование товара, входящего в предмет электронного аукциона.

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод заявителя о том, что заказчиком при описании объекта закупки по п. 1.135 «средство измерения для контроля доз облучения пациентов с индикацией значения произведения дозы на площадь» не применены предусмотренные КТРУ характеристики не нашёл своего подтверждения, поскольку позиция КТРУ 26.60.12.129-00000208 «прибор контроля уровня излучения комбинированный» не соответствует товару, закупаемому заказчиком по п. 1.135 технического задания документации. Так, доза «облучения» не является тождественным понятием уровня «излучения», поскольку облучение представляет собой воздействие радиации на биологические объекты, в то время как излучение представляет собой явление передачи энергии.

Кроме того, установленная заказчиком позиция по п. 1.135 технического задания документации об аукционе «средство измерения для контроля доз облучения пациентов с индикацией значения произведения дозы на площадь» полностью соответствует положениям п. 6.8 ГОСТ Р 57088-2016, примененного заказчиком при описании объекта закупки.

4. Заказчиком ГБУЗ «Брянская городская детская больница № 1» при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которой заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, поскольку заказчиком в техническом задании, являющимся приложением № 2 к документации об электронном аукционе, при описании объекта закупки не в полном объеме использованы характеристики товара, предусмотренные ГОСТ Р 57088-2016 без обоснования их неиспользования.

Учитывая, что предметом осуществляемой закупки за № 0127200000221002120 является приобретение медицинского оборудования (система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая), то заказчиком правомерно применен КТРУ 26.60.11.113-00000110 «система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая» и ГОСТ Р 57088-2016 для формировании технического задания документации об электронном аукционе.

ГОСТ Р 57088-2016 устанавливает общие требования к подготовке технических заданий и их оформлению при проведении государственных закупок высокотехнологического медицинского оборудования: рентгенографических палатных передвижных цифровых аппаратов.

При обозрении Приложения №2 к документации об электронном аукционе «Техническое задание» на приобретение медицинского оборудования (система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая), установлено, что заказчиком в техническое задание документации об аукционе за № 0127200000221002120 не включены следующие обязательные к применению характеристики закупаемого товара без обоснования их неиспользования, в частности:

- п. 6.1 ГОСТ Р 57088-2016 «скорость вращения анода»;

- п. 6.1 ГОСТ Р 57088-2016 «проведение экспозиции от внутреннего источника питания»

- п. 6.1 ГОСТ Р 57088-2016 «проведение экспозиции от внутреннего источника питания»;

- п. 6.1 ГОСТ Р 57088-2016 «минимальное число экспозиций от полностью заряженного внутреннего источника питания»;

- п. 6.5.1 ГОСТ Р 57088-2016 «встроенная в аппарат система получения изображений от плоскопанельного детектора»;

- п. 6.5.2 ГОСТ Р 57088-2016 «встроенная в аппарат система компьютерной радиографии» и др.

Кроме того, при обозрении Приложения №2 к документации об электронном аукционе «Техническое задание» на приобретение медицинского оборудования (система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая), установлено, что заказчиком в техническое задание документации об аукционе за № 0127200000221002120 включены характеристики товара не в соответствии с положениями ГОСТ Р 57088-2016, в частности по позициям:

- п. 1.6 технического задания «минимальный охват диапазона движения излучателя по вертикали (от пола) в рабочем положении», в то время как согласно п. 6.4 ГОСТ Р 57088-2016 установлено «минимальный охват диапазона вертикального перемещения излучателя (от пола) в рабочем положении»;

- п. 1.7 технического задания «минимальный охват диапазона изменения фокусного расстояния, не менее, см», в то время как согласно п. 6.4 ГОСТ Р 57088-2016 установлено ««минимальный охват диапазона изменения фокусного расстояния, не менее, мм»» и др.

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

Решила:

 

1. Признать жалобу ООО «МАКСМЕД» на действия заказчика ГБУЗ «Брянская городская детская больница № 1» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на приобретение медицинского оборудования (система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая) за № 0127200000221002120 частично обоснованной в части необоснованного объединения в предмет одной закупки товаров, включенных в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и не включенных в него; необоснованного не установления запрета на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, в соответствии с Постановлением № 1236; неиспользования описания позиции п. 1.152 «ремень для фиксации рук», установленного в КТРУ; неустановления характеристик закупаемого товара по пунктам 6.1, 6.2, 6.5.1, 6.5.2 ГОСТ Р 57088-2016 без обоснования их неиспользования.

2.  По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика ГБУЗ «Брянская городская детская больница № 1» нарушения положений ч.3 ст. 14, п.2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, ч. 7 Постановления № 878, п. 2 Постановления № 1236, ч.5 Постановления №617, п. 4 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением №145.

3. Выдать заказчику ГБУЗ «Брянская городская детская больница № 1», уполномоченному органу Управление государственных закупок Брянской области, оператору ООО «РТС – Тендер» предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании закупки.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Заместитель председателя комиссии                                              «………»

 

Члены комиссии                                                                                     «……..»

Связанные организации

Связанные организации не указаны