Решение б/н Решение по жалобе Брянского УФАС России поступила жалоба ООО... от 3 мая 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 14
о нарушении законодательства РФ о размещении заказов


05 марта 2009 года г. Брянск


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председателя комиссии: Рогачева В. С. – руководителя Брянского УФАС России;
Членов Комиссии:
Селяниной Н. Н.– зам. руководителя Брянского УФАС России;
Болховитиной Е. М. – начальника отдела госзаказов и контроля в сфере ЖКХ;
Будачевой Г. И.- заместителя начальника отдела госзаказов и контроля в сфере ЖКХ;
Дорофеевой В. А. – ведущего специалиста-эксперта отдела госзаказов и контроля в сфере ЖКХ;
в присутствии:
представителя ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория»
... (предъявлен паспорт гр-на РФ), действующего на основании доверенности от «04» марта 2009 г. б/н;
представителя ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория»
... (предъявлен паспорт гр-на РФ), действующего на основании доверенности от «04» марта 2009 г. б/н;
представителя ООО «ИНТЕРдэк»
... (представлен паспорт гр-на РФ), действующего на основании доверенности от «04» марта 2009 г. № н/б;
представителя ООО «ИНТЕРдэк»
... (представлен паспорт гр-на РФ), действующего на основании доверенности от «04» марта 2009 г. № н/б;
установила:
27 февраля 2009 года в адрес Брянского УФАС России поступила жалоба ООО «ИНТЕРдэк» на действия государственного заказчика Федеральное государственное учреждение «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» при размещении заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на разработку проектной и рабочей документации для реконструкции лабораторных помещений для создания лаборатории соответствующего уровня безопасности.
Жалоба подана в установленный ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" срок.
Рассмотрение жалобы назначено на «05» марта 2009 г. на 14 часов 00 минут. На момент рассмотрения жалобы государственный контракт не заключен.
До рассмотрения жалобы в адрес Брянского УФАС России поступили письменные возражения государственного заказчика ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» от 04 марта 2009 г. № 174 (зарегистрировано Брянским УФАС России 05 марта 2009 г., вх. № 839) и дополнения заявителя ООО «ИНТЕРдэк» к жалобе от 05.03.2009 г. б/н (зарегистрирована Брянским УФАС России по Брянской области 05 марта 2009 г., вх. № 846).
Согласно представленным документам 16 января 2009 г. на официальном сайте Российской Федерации о размещении информации о размещении заказов

www.zakupki.gov.ru государственным заказчиком Федеральное государственное учреждение «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на разработку проектной и рабочей документации для реконструкции лабораторных помещений для создания лаборатории соответствующего уровня безопасности (далее – конкурс).
Конкурсная документация утверждена «16» января 2009 г. директором Федерального государственного учреждения «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория»
... 11 февраля 2009 года государственным заказчиком ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория внесены изменения в конкурсную документацию и извещение о проведении открытого конкурса, утвержденные директором Федерального государственного учреждения «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» ...
В соответствии с конкурсной документацией рассматриваемого конкурса, извещением о внесении изменений в конкурсную документацию от 11.02.2009 г. заявки на участие в конкурсе должны быть поданы не позднее 12 часов 00 минут 04 марта 2009 г., вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе назначено на 04 марта 2009 г. в 12 часов 00 минут; рассмотрение заявок на участие в конкурсе – не позднее 23 марта 2009 г., оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе – не позднее 01 апреля 2009 г.
Заявитель ООО «ИНТЕРдэк» с действиями государственного заказчика ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» не согласен по следующим основаниям:
Во-первых, прилагаемый к конкурсной документации проект государственного контракта, разработанный государственным заказчиком ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория», по мнению заявителя ООО «ИНТЕРдэк», нарушает требования Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", поскольку содержит порядок расторжения государственного контракта в одностороннем порядке.
Во-вторых, заявитель ООО «ИНТЕРдэк» полагает, что заказчиком ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» неправомерно ограничен круг участников размещения заказа, поскольку конкурсная документация содержит требование об обязательной регистрации участника размещения заказа на территории Российской Федерации.
В-третьих, заявитель ООО «ИНТЕРдэк» считает, что заказчиком ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» разработан порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, противоречащий законодательству РФ о размещении заказов, в частности, заказчиком использованы критерии, не предусмотренные ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а именно: «Наличие сертификата, удостоверяющего систему менеджмента качества применительно к деятельности в области архитектурно-строительного, инженерно-технологического проектирования зданий и сооружений I и II уровней ответственности ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001:2000»; «Общий опыт проектных работ, лет»; «Общий объем проектных работ за 3 года (2006, 2007, 2008 годы), млн. руб».
При этом, по мнению заявителя ООО «ИНТЕРдэк», государственным заказчиком установлен непропорциональный порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а именно, по критерию «Наличие сертификата, удостоверяющего систему менеджмента качества применительно к деятельности в области архитектурно-строительного, инженерно-технологического проектирования зданий и сооружений I и II уровней ответственности ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001:200) – наличие – 4 балла». В тоже время, государственным заказчиком размещен на официальном сайте ответ на запрос разъяснений конкурсной документации, из которого недвусмысленно понятно, что в случае отсутствия данного сертификата участник размещения заказа получает – 0 баллов. Невозможно оценить заявку участника за отсутствие сертификата в 0 баллов, так как в порядке оценки, установленном заказчиком такая возможность не предусмотрена.
Заявитель ООО «ИНТЕРдэк» указывает, что требование наличия у участника размещения заказа сертификата, удостоверяющий систему менеджмента качества применительно к деятельности в области архитектурно-строительного, инженерно-технологического проектирования зданий и сооружений I и II уровней ответственности ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001:200) не предусмотрен как обязательный для участников размещения заказа при подаче заявок на участие в конкурсе, более того, данный документ, не предусмотрен именно российским законодательством в области архитектурно-строительного, инженерно-технологического проектирования зданий и сооружений I и II уровней ответственности, и к качеству работ по предмету конкурса не имеет отношения, а имеет отношение к управлению (менеджменту) и соответственно не имеет широко применения среди участников размещения заказа, выполняющих работы по предмету конкурса.
Использование государственным заказчиком ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» подкритерия «Общий объем проектных работ за 3 года (2006, 2007, 2008 годы), млн. руб.» и порядка его оценки (1 балл за каждый полные 20 млн.рублей свыше 100 млн.рублей (до 4 баллов) противоречит законодательству РФ о размещении заказов. Как видно из порядка начисления баллов участник размещения заказа может получить один балл при выполнении работ на сумму свыше 100 млн.рублей, 2 балла при выполнении работ на сумму свыше 120 млн.рублей) нарушает требования Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", и данное требование может быть установлено только при проведении аукциона на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, что не соответствует предмету рассматриваемого конкурса и максимальной цене контракта (22 700 000 – 00 руб.).
Заявитель также полагает, что государственным заказчиком ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» установлены требования к сроку выполнения работ по предмету конкурса, не соответствующие ГОСТам и действующему законодательству в области архитектурно-строительного, инженерно-технологического проектирования зданий и сооружений I и II уровней. При подготовке предложений исполнения контракта у участников отсутствует реальная возможность предложить снижение по критерию «Сроки выполнения работ», менее установленного в документации, так как и установленного срока выполнения работ, по мнению заявителя ООО «ИНТЕРдэк» не достаточно. Следовательно, порядок оценок по критерию Сроки выполнения работ не выполняет главное предназначение выявление наилучших условий исполнения контракта.
В дополнение к своей жалобе заявитель ООО «ИНТЕРдэк» подчеркивает, что согласно разъяснениям конкурсной документации, размещенным государственным заказчиком ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» на официальном сайте Российской Федерации о размещении информации о размещении заказов
www.zakupki.gov.ru в нарушение требований п. 2 ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которыми заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение участника размещения заказа о качестве работ, непредоставление участником размещения заказа сведений о качестве работ и квалификации участника размещения заказа в составе заявки на участие в конкурсе не будет являться основанием для отклонения комиссией такой заявки.
Таким образом, заявитель ООО «ИНТЕРдэк» считает, что критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и порядок их оценки и сопоставления, разработанные государственным заказчиком, а также установленные государственным заказчиком требования к участникам размещения заказа не соответствуют законодательству РФ о размещении заказа и нарушают права и законные интересы ООО «ИНТЕРдэк» как участника размещения заказа.
При рассмотрении жалобы представитель государственного заказчика ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория»
... с доводами заявителя ООО «ИНТЕРдэк» не согласился и по существу жалобы пояснил следующее:
П. 8.4 проекта государственного контракта, размещенного на официальном сайте Российской Федерации о размещении информации о размещении заказов
www.zakupki.gov.ru в составе конкурсной документации, предусматривает возможность отказа заказчика от исполнения контракта в одностороннем порядке, что не равнозначно расторжению контракта. Представитель государственного заказчика ... признает, что формулировка положения п. 8.4. «в случае такого отказа настоящий контракт считается соответственно расторгнутым» может быть трактована как условие расторжения государственного контракта в одностороннем порядке в случае отказа государственного заказчика от исполнения контракта.
Представитель государственного заказчика
... сообщил, что рассматриваемый заказ размещается в соответствии с Федеральной целевой программой «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 – 2013 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 г. № 791 «О федеральной целевой программе «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-20013 годы». Соображениями безопасности руководствовался государственный заказчик при установлении требования об обязательной регистрации участника размещения заказа на территории Российской Федерации.
Представитель государственного заказчика
... подчеркнул, что требование о регистрации на территории Российской Федерации предъявляется к лицам, осуществляющим работы, являющиеся предметом торгов, органом, осуществляющим в соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование проектирования зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного значения, кроме того, в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 07 апреля 2000 г. № АП-3-06/124 «Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» определено, что иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через обособленные подразделения, в том числе и через свои филиалы на территории Российской Федерации, подлежат обязательному учету в налоговых органах Российской Федерации.
Представитель государственного заказчика ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория»
... из вышесказанного сделал вывод о том, что, поскольку для выполнения работ, являющихся предметом рассматриваемого конкурса, необходимо наличие лицензии, а для ее получения лицо, осуществляющее такие работы, должно быть зарегистрировано на территории Российской Федерации, то интересы участников размещения заказа установлением такого требования не ущемлены.
Представитель государственного заказчика ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория»
... пояснил, что, согласно изменениям, внесенным государственным заказчиком ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» в конкурсную документацию 11 февраля 2009 года, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе будет производиться по четырем критериям: «Цена контракта», «Качество работ и квалификация участников», «Сроки (периоды) выполнения работ», «Срок предоставления гарантии качества работ», при этом общая сумма баллов по всем критериям составляет 2000 баллов, максимальная сумма баллов по критерию «Цена контракта» составляет 800 баллов, по каждому из остальных критериев – по 400 баллов, что составляет 20% от общей суммы баллов. Следовательно, значимость критерия «Качество работ и квалификация участника не превышает 20%.
Представитель государственного заказчика ФГУ «Брянская ветеринарная лаборатория»
... обратил внимание комиссии на то обстоятельство, что в соответствии с п. 4.1 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" комиссия вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, являющихся предметом контракта, в связи с чем критерий «Качество работ и квалификация участника» подразделен на следующие подкритерии: «Наличие сертификата, удостоверяющего систему менеджмента качества применительно к деятельности в области архитектурно-строительного, инженерно-технологического проектирования зданий и сооружений I и II уровней ответственности ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001:200)», «Общий опыт проектных работ, лет), «Общий объем проектных работ за 3 года (2006, 2007, 2008 годы, млн. руб.».
Представитель государственного заказчика ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория
... пояснил, что наличие у участника размещения заказа сертификата, удостоверяющего систему менеджмента качества, не является требованием к квалификации участника, а наличие такого сертификата у участника размещения заказа способствует обеспечению качества проектной документации. Требований о представлении копии такого сертификата государственным заказчиком ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» к участникам размещения заказа не предъявлялось.
Представитель государственного заказчика ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория»
... подтвердил, что система сертификации ИСО является добровольной, а отсутствие у участника размещения заказа сертификата, удостоверяющего систему менеджмента качества применительно к деятельности в области архитектурно-строительного, инженерно-технологического проектирования зданий и сооружений I и II уровней ответственности ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001:200), не может служить основанием для вывода о более низком качестве выполняемых таким участником размещения заказа работ.
Представитель государственного заказчика ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория»
.... указал, что подкритерии «общий опыт проектных работ, лет» и «общий объем проектных работ, млн. руб.» не являются требованием к участнику размещения заказа, а подтверждают наличие у него кадровых, технических и финансовых возможностей для качественного и своевременного выполнения объема работ, предусмотренного конкурсной документацией.
Представители государственного заказчика ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория»
... затруднились пояснить, каким именно образом общий объем выполненных участником размещения заказ проектных работ, выраженный в денежном эквиваленте, может характеризовать наличие у него опыта работ, кадровых, технических и финансовых возможностей для качественного и своевременного выполнения объема работ, предусмотренного конкурсной документацией.
Представитель государственного заказчика ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория»
... отметил, что срок выполнения работ, установленный конкурсной документацией, устанавливался в соответствии с потребностями государственного заказчика и является достаточным для качественного выполнения работ, являющихся предметом контракта.
При обозрении представленных документов Комиссией Брянского УФАС России установлено:
1. П. 8.4 проекта государственного контракта (раздел I.4 конкурсной документации) содержит порядок расторжения государственного контракта, заключаемого по итогам размещения рассматриваемого заказа, в одностороннем порядке:
«При нарушении или ненадлежащем исполнении Подрядчиком обязательств по настоящему Контракту, включая (но, не ограничиваясь этим) случай однократного неисполнения или ненадлежащего исполнения любой из обязанностей, возложенных на Подрядчика настоящим Контрактом, Государственный заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Контракта полностью или частично. В случае такого отказа настоящий Контракт считается соответственно расторгнутым или измененным со дня, указанного в уведомлении Государственного заказчика об отказе».
2. В соответствии с конкурсной документацией, изменениями, внесенными заказчиком в конкурсную документацию (извещение о внесении изменений в конкурсную документацию и извещение о проведении открытого конкурса от 11 февраля 2009 года), установлен следующий порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе:
«Максимальное количество баллов - 2000.
Для оценки критерия "цена контракта" предусмотрено максимальное количество баллов - 800.
Участник конкурса, предложивший наименьшую цену контракта, получает максимальное количество баллов - 800. Для каждого из остальных участников конкурса количество баллов по этому критерию определяется как величина обратно пропорциональная величине предложенной им цены контракта. Количество баллов, присуждаемое другим заявкам, определяется по формуле:
Цmin
Бцi = ––––––*Бц ,
Цi
где:
i – порядковый номер оцениваемой заявки,
Бцi – количество баллов, присуждаемое оцениваемой заявке по критерию «цена контракта» (с округлением до двух знаков после запятой);
Цmin – минимальная предложенная цена,
Цi – цена оцениваемой заявки,
Бц – значение критерия «цена контракта».
Для оценки критерия «качество работ и квалификация участника конкурса» предусмотрено максимальное количество баллов - 400. С целью учета различных по степени своей значимости указанных критериев определено их значение (доля) в целом. При этом техническая оценка каждого раздела должна производиться по шкале от 0 до 4 баллов.

Система оценки критерия качества работ и квалификации участника конкурса.
Наименование критерия Доля, % Техническая
оценка, баллы Суммарная
оценка
(гр.3хгр.2).
1 2 3 4
Наличие сертификата, удостоверяющего систему менеджмента качества применительно к деятельности в области архитектурно-строительного, инженерно-технологического проектирования зданий и сооружений I и II уровней ответственности ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001:200) 30 4 до 120
Общий опыт проектных работ, лет
1 балл за каждый полный год свыше 3 лет (до 4 баллов) 20 0-4 до 80
Общий объем проектных работ
за 3 года (2006, 2007, 2008 годы), млн.руб.
1 балл за каждый полные 20 млн.рублей свыше 100 млн.рублей (до 4 баллов) 20 0-4 до 80
Оценка методики выполнения работ (до 4 баллов) 30 0-4 до 120

Итого:

100
до 400

В таблице отсутствует указание на количество баллов, получаемых участником размещения заказа в случае отсутствия сертификата, удостоверяющего систему менеджмента качества применительно к деятельности в области архитектурно-строительного, инженерно-технологического проектирования зданий и сооружений I и II уровней ответственности ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001:2001).
Для оценки критерия «сроки (периоды) выполнения работ» предусмотрено максимальное количество баллов – 400. С целью учета различных по степени своей значимости указанных критериев определено их значение (доля) в целом. При этом техническая оценка каждого раздела должна производиться по шкале от 0 до 4 баллов.

Наименование критерия Доля, % Техническая
оценка, баллы Суммарная
оценка
(гр.3хгр.2).
Срок выполнения работ (всего, в неделях)
Первый этап (проектная документация)
0,5 балла за каждую полную неделю сокращения срока, менее 26 недель 50 0-4 до 200
Второй этап (рабочая документация)
0,5 балла за каждую полную неделю сокращения срока, менее 40 недель 50 0-4 до 200

Итого:

100
до 400

Для оценки критерия «срок предоставления гарантий качества работ» предусмотрено максимальное количество баллов – 400. С целью учета различных по степени своей значимости указанных критериев определено их значение (доля) в целом. При этом техническая оценка каждого раздела должна производиться по шкале от 0 до 4 баллов.

Наименование критерия Доля, % Техническая
оценка, баллы Суммарная
оценка
(гр.3хгр.2).
Срок предоставления гарантий качества работ:
1 балл за каждый год свыше 5 лет 100 0-4 до 400

На основании итогового количества баллов каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения количества баллов единой комиссией присваивается порядковый номер <...> Заявке, получившей максимальное количество баллов, присваивается первый номер.
Последующие номера присваиваются заявкам по мере уменьшения количества набранных ими баллов.»
Таким образом, государственным заказчиком ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» для оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе разработаны четыре критерия: «Цена контракта» (максимальная сумма набранных участником размещения заказа баллов – 800), «Качество работ и квалификация участника конкурса» (максимальная сумма баллов – 400), «Сроки (периоды) выполнения работ» (максимальная сумма баллов – 400), «Срок предоставления гарантий качества работ» (максимальная сумма баллов – 400).
При этом общая сумма баллов по четырем критериям – 2000 баллов. Поскольку государственным заказчиком не установлено соотношения значимости каждого критерия, расчет значимости каждого критерия в соответствии с пропорциональным соотношением количества баллов, присваиваемых заявке на участие в конкурсе по тому или иному критерию, позволяет установить следующую значимость по каждому из критериев:
«Цена контракта» - 40 %;
«Качество работ и квалификация участника конкурса» - 20 %;
«Сроки (периоды) выполнения работ» - 20 %;
«Срок предоставления гарантий качества работ» - 20 %. (Итого – 100 %).
3. Государственным заказчиком ФГУ «Брянская межобластная ветлаборатория» в системе оценки критерия качества работ и квалификации участника конкурса применен подкритерий «Наличие сертификата, удостоверяющего систему менеджмента качества применительно к деятельности в области архитектурно-строительного, инженерно-технологического проектирования зданий и сооружений I и II уровней ответственности ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001:200)».
4. Государственным заказчиком ФГУ «Брянская межобластная ветлаборатория» в системе оценки критерия качества работ и квалификации участника конкурса применен подкритерий «Общий объем проектных работ за 3 года (2006, 2007, 2008 годы), млн. руб.».
5. Конкурсная документация рассматриваемого конкурса не содержит требований, установленных государственным заказчиком ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» к качеству, техническим характеристикам, к их безопасности, результатам работ, иных показателей, связанных с определением соответствия работ потребностям заказчика.
П. 9.2 ч. 3.3 Разъяснений положений конкурсной документации для проведения открытого конкурса от 26 февраля 2009 года содержит указание на то, что не предоставление участником размещения заказ в своей конкурсной заявке сведений о качестве работ и квалификации участника размещения заказа не является основанием для отклонения такой конкурсной заявки.
6. П. 1.6.2. конкурсной документации содержит следующее требование к участнику размещения заказа: «В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006 г. N 369 «Об установлении запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых или оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства» участник размещения заказа должен быть зарегистрирован на территории Российской Федерации».
Заслушав пояснения представителей заявителя, государственного заказчика, изучив представленные документы, осуществив внеплановую проверку в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов пришла к следующим выводам:
1. Государственным заказчиком ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» нарушены требования ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", согласно которым расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, поскольку в проект государственного контракта включен порядок расторжения государственного контракта в одностороннем порядке.
2. Государственным заказчиком ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» в разработанном порядке оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе использованы критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, не противоречащие требованиям ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд": «Цена контракта» (применяется в соответствии с ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"), «Качество работ и квалификация участника конкурса» (применяется в соответствии с абз. 1.1 ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"), «Сроки (периоды) выполнения работ» (применяется в соответствии с абз. 4 ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"), «Сроки предоставления гарантий качества работ» (применяется в соответствии с абз. 5 ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
3. В нарушение требований ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственным заказчиком ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» в разделе конкурсной документации «Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок» не указано, какое количество баллов будет присвоено заявке участника размещения заказа по подкритерию «Наличие сертификата, удостоверяющего систему менеджмента качества применительно к деятельности в области архитектурно-строительного, инженерно-технологического проектирования зданий и сооружений I и II уровней ответственности ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001:2001)» в случае отсутствия такого сертификата у участника размещения заказа.
4. В нарушение требований ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которыми конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, конкурсная документация рассматриваемого конкурса не содержит таких требований.
5. Государственным заказчиком ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» в разработанном им порядке оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе не установлена значимость каждого из критериев.
Однако, исходя из того, что совокупная значимость критериев, в соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" должна составлять сто процентов, а государственным заказчиком указана максимальная сумма балов по каждому из критериев, расчет процентного соотношения значимости каждого критерия позволяет сделать вывод о том, что государственным заказчиком соблюдены требования ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которыми значимость критерия «Качество работ и квалификация участника конкурса» не может превышать 20% от совокупной значимости применяемых заказчиком критериев.
6. Государственным заказчиком нарушены требования ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которыми оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного контракта, в системе оценки критерия «Качество работ и квалификация участника конкурса» применен подкритерий «Наличие сертификата, удостоверяющего систему менеджмента качества применительно к деятельности в области архитектурно-строительного, инженерно-технологического проектирования зданий и сооружений I и II уровней ответственности ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001:2001)», не позволяющий выявить наилучшие условия исполнения государственного контракта.
Стандарты ISO 9000 (в Российской Федерации действуют как ГОСТ Р ИСО 9001:2001) относятся не к производимым работам, а к системам управления качеством таких работ. Следовательно, наличие у участника размещения заказа сертификата, удостоверяющего систему менеджмента качества применительно к деятельности в области архитектурно-строительного, инженерно-технологического проектирования зданий и сооружений I и II уровней ответственности ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001:2001) не может каким-либо образом характеризовать качество работ, осуществляемых таким участником размещения заказа.
Система сертификации ИСО является добровольной, поэтому отсутствие у участника размещения заказа сертификата, удостоверяющего систему менеджмента качества применительно к деятельности в области архитектурно-строительного, инженерно-технологического проектирования зданий и сооружений I и II уровней ответственности ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001:2001) также не может каким-либо образом характеризовать качество работ, выполняемых таким участником размещения заказа.
Следовательно, использование подкритерия «Наличие сертификата, удостоверяющего систему менеджмента качества применительно к деятельности в области архитектурно-строительного, инженерно-технологического проектирования зданий и сооружений I и II уровней ответственности ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001:2001)» для оценки заявки на участие в конкурсе по критерию «Качество работ и квалификация участника конкурса» не позволяет выявить наилучшие условия исполнения государственного контракта.
В нарушение той же нормы государственным заказчиком ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» в системе оценки критерия качества работ и квалификации участника конкурса применен подкритерий «Общий объем проектных работ за 3 года (2006, 2007, 2008 годы), млн. руб.». Однако, стоимостное выражение выполненных участником размещения заказа проектных работ не отражает опыта работы участника размещения заказа, а отражает только общую сумму денежных средств, полученных участником размещения заказа за выполнение неопределенного объема проектных работ. Следовательно, использование подкритерия «Общий объем проектных работ за 3 года (2006, 2007, 2008 годы), млн. руб.» для оценки заявки на участие в конкурсе по критерию «Качество работ и квалификация участника конкурса» не позволяет выявить наилучшие условия исполнения государственного контракта.
7. В нарушение требований ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственным заказчиком ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» установлено не предусмотренное Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" требование об обязательной регистрации участника размещения заказа на территории Российской Федерации.
Ссылка государственного заказчика ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» на Постановление Правительства РФ от 13 июня 2006 г. N 369 «Об установлении запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых или оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства» неправомочна, поскольку размещение рассматриваемого заказа осуществляется не в рамках исполнения заданий Рособоронзаказа.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь, частями 9, 10 ст. 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов,

 

Решила:

1. Признать жалобу ООО «ИНТЕРдэк» частично обоснованной.
2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать государственного заказчика Федеральное государственное учреждение «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» нарушившим требования ч. 8 ст. 9, ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 22, ч. 2, 4 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при размещении заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на разработку проектной и рабочей документации для реконструкции лабораторных помещений для создания лаборатории соответствующего уровня безопасности.
3. Выдать ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» предписание об устранении нарушений законодательства РФ о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии В. С. Рогачев
Члены комиссии             Н. Н. Селянина
                                          Е. М. Болховитина        

                                          Г. И. Будачева
                                          В. А. Дорофеева

 

Предписание
об устранении нарушений
законодательства о размещении заказов

«05» марта 2009 года г. Брянск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председателя комиссии: Рогачева В. С. – руководителя Брянского УФАС России;
Членов Комиссии:
Селяниной Н. Н. – зам. руководителя Брянского УФАС России;
Болховитиной Е.М. – начальника отдела госзаказов и контроля в сфере ЖКХ;
Будачевой Г. И. – зам. начальника отдела госзаказов и контроля в сфере ЖКХ;
Дорофеевой В. А. – ведущего специалиста-эксперта отдела госзаказов и контроля в сфере ЖКХ;
на основании своего решения от 05 января 2009 г. по рассмотрению жалобы участника размещения заказа ООО «ИНТЕРдэк» на действия государственного заказчика Федеральное государственное учреждение «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» при размещении заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на разработку проектной и рабочей документации для реконструкции лабораторных помещений для создания лаборатории соответствующего уровня безопасности.
Руководствуясь пунктом 1 части 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,
предписывает:

Федеральному государственному учреждению «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» прекратить нарушение требований ч. 8 ст. 9, ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 22, ч. 2, 4 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Нарушения устранить путем:
• внесения изменений в содержание конкурсной документации с учетом решения Брянского УФАС России от 05 марта 2009 г. и положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд":
- исключения из конкурсной документации требований к участникам размещения заказа противоречащих законодательству РФ о размещении заказов требований;
- включения в конкурсную документацию требований государственного заказчика к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика
- разработки подкритериев по критерию «Качество работ и квалификация участника размещения заказа», позволяющих выявить наилучшие условия исполнения государственного контракта;
- исключения из проекта государственного контракта условия расторжения государственного контракта в одностороннем порядке;
• продления срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в порядке и сроки, установленные ст. 24 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Предписание должно быть исполнено в срок до 16 марта 2009 года.

Доказательства исполнения настоящего предписания представить в адрес Брянского УФАС России в срок до 20 марта 2009 года.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения настоящего Предписание в соответствии с действующим законодательством должностные лица несут административную ответственность.

Председатель комиссии    В. С. Рогачев
Члены комиссии               Н. Н. Селянина 
                                            Е.М. Болховитина
                                            Г. И. Будачева
                                            В. А. Дорофеева

Связанные организации

Связанные организации не указаны