Решение б/н Решение по итогам проведения внеплановой проверки № 032/06/9... от 9 августа 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Контрольно-ревизионный отдел
Брянской городской
администрации
«……»
Бежицкая районная администрация
города Брянска
«……»
Решение по итогам проведения внеплановой проверки № 032/06/99-701/2022 соблюдения
законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
«09» августа 2022 года г. Брянск
На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), под. а п.19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, в соответствии с Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 02.08.2022 года № 339, на основании обращения контрольно-ревизионного отдела Брянской городской администрации от 27.07.2022 исх. № 155, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: «…..»
Членов Инспекции: «…..»
в присутствии: «……»
«…….» – главы Бежицкой районной администрации города Брянска действующего на основании Распоряжения Брянской городской администрации от 30.07.202 №463-рк,
«…….»- представителя КРО Брянской городской администрации без доверенности;
осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком Бежицкая районная администрация города Брянска требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного исполнителя согласно муниципального контракта №8 от 22.07.2022, муниципального контракта № 14 от 22.07.2022, установила следующее:
1) 22.07.2022 Бежицкой районной администрацией заключен муниципальный контракт №8 от на оказание транспортных услуг в порядке п.1 ч.9 ст. 93 Закона о контрактной системе в период режима функционирования «Повышенная готовность», введенного Постановлением Брянской городской администрации от 15.04.2022 №1352-п.
2) 22.07.2022 Бежицкой районной администрацией заключен муниципальный контракт №14 на оказание транспортных услуг з в порядке п.1 ч.9 ст. 93 Закона о контрактной системе в период режима функционирования «Повышенная готовность», введенного Постановлением Брянской городской администрации от 15.04.2022 №1352-п.
До осуществления внеплановой проверки в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения Бежицкой районной администрации (вх. 88-ЭП/22 от 05.08.2022)
По итогам проведения внеплановой проверки инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:
1. Заказчиком Бежицкая районная администрация нарушены требования ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения, поскольку заказчиком нарушен срок направления уведомления о заключении муниципального контракта №8 от 22.07.2022, муниципального контракта № 14 от 22.07.2022.
Как следует из представленных документов:
- 22.07.2022 Бежицкой районной администрацией заключен муниципальный контракт №8 от на оказание транспортных услуг в порядке п.1 ч.9 ст. 93 Закона о контрактной системе в период режима функционирования «Повышенная готовность», введенного Постановлением Брянской городской администрации от 15.04.2022 №1352-п.
- 22.07.2022 Бежицкой районной администрацией заключен муниципальный контракт №14 на оказание транспортных услуг з в порядке п.1 ч.9 ст. 93 Закона о контрактной системе в период режима функционирования «Повышенная готовность», введенного Постановлением Брянской городской администрации от 15.04.2022 №1352-п.,
следовательно, заказчику надлежало уведомить контрольный орган – КРО Брянской городской администрации об осуществленных закупках не позднее 25.07.2022 года.
Однако, уведомление о заключении муниципального контракта №8 от 22.07.2022, муниципального контракта № 14 от 22.07.2022 направлено посредством электронной почты КРО Брянской городской администрации только 26.07.2022 года что подтверждается скрин-шотами полученных с электронной почты, т.е. с нарушением предусмотренного законодательством о контрактной системе срока.
Таким образом, действия заказчика, не уведомившего в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок (КРО Брянской городской администрации) о такой закупке, нарушают часть 2 статьи 93 Закона о контрактной системе, что признак состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.7.2 КоАП РФ.
2. Согласно п.9 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закона о контрактной системе) заказчик вправе осуществить закупку у единственного исполнителя в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Муниципальные контракты №8 от 22.07.2022, № 14 от 22.07.2022 на оказание транспортных услуг заключены Бежицкой районной администрацией в порядке п.1 ч.9 ст. 93 Закона о контрактной системе в период режима функционирования «Повышенная готовность», введенного Постановлением Брянской городской администрации от 15.04.2022 №1352-п.
Условия вышеперечисленных контрактов определяют, что услуги оказываются исполнителями в период с 16.04.2022 и 22.04.2022 соответственно, т.е. условия заключённых контрактов от 22.07.2022 применяются к правоотношениям сторон, возникшим до даты подписания самих контрактов.
Заключение контрактов после окончания срока оказания услуг противоречит положениям законодательства Российской федерации о контрактной системе.
Пунктом 2 статьи 425 ГК РФ установлено, что стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
По смыслу положений указанной статьи Законом о контрактной системе установлены специальные нормы, которые имеют приоритет над общими нормами гражданского законодательства.
В соответствии с пунктами 2 - 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Из анализа указанных положений следует, что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по государственному (муниципальному) контракту начинаются исключительно с момента заключения указанного контракта.
Следовательно, положения пункта 2 статьи 425 ГК РФ не применяются к отношениям, связанным с заключением и исполнением государственного (муниципального) контракта на основании Закона о контрактной системе.
Реализация заказчиком возможности заключения таких договоров (со сроком исполнения до даты заключения договора) содержит признаки нарушения бюджетного законодательства РФ, негативно сказывается на эффективности расходования бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований Бюджетного кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 219 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В соответствии с пунктом 5 статьи 219 Бюджетного кодекса оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Согласно положениям пунктов 5 и 11 статьи 161 Бюджетного кодекса заключение и оплата казенным учреждением, а также органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных им лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Пунктом 2 статьи 72 Бюджетного кодекса также установлено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи.
Заключение муниципального контракта с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не относится к случаям, указанным в пункте 3 статьи 72 Бюджетного кодекса.
Заключение контрактов после оказания услуг связано с фактом выделения бюджетных средств из резервного фонда.
В виду наличия признаков нарушения положений бюджетного законодательства РФ Брянским УФАС России данная информация будет направлена в адрес КРУ Администрации и Правительства Брянской области для принятия соответствующих мер реагирования.
По итогам проведения внеплановой проверки, инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
1. Признать в действиях заказчика Бежицкая районная администрация нарушение требований ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе.
2. Поскольку заказчиком Бежицкая районная администрация уведомление о заключении муниципального контракта №8 от 22.07.2022, муниципального контракта № 14 от 22.07.2022 направлены в адрес КРО Брянской городской администрации, то принято решение предписание об устранении выявленных нарушениях не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России материалы внеплановой проверки для принятия решения о возбуждении административного производства.
4. Направить настоящее решение в адрес КРУ Брянской области для принятия соответствующих мер реагирования.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции «……»
Члены инспекции «……»