Решение б/н Решение по итогам проведения внеплановой проверки № 032/06/9... от 27 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Прокуратура Климовского района Брянской области

«……….»

 

Администрация Климовского района

«……….»

 

Управление государственных закупок Брянской области

«………»

 

АО «ЕЭТП»

«………….»

 

ОАО «Климовское автотранспортное предприятие»

«…………..»

 

 

Решение по итогам проведения внеплановой проверки № 032/06/99-779/2023

соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

резолютивная часть решения оглашена

26.09.2023, решение изготовлено 27.09.2023                                                                г. Брянск

 

На основании ч 2 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), под. а п. 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, обращения Прокуратуры Климовского района вх. № 6260-ЭП/23 от 20.09.2023 (исх. № 15-2023 от 19.09.2023), в соответствии с Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 21.09.2023, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе: «…………»

в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей Прокуратуры Климовского района Брянской области, заказчика Администрация Климовского района, уполномоченного органа Управления государственных закупок Брянской области, ОАО «Климовское автотранспортное предприятие»

осуществив внеплановую проверку в отношении заказчика Администрации Климовского района Брянской области, уполномоченного органа Управления государственных закупок Брянской области по соблюдению требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупок путем проведения электронного аукциона на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам за № 0127200000222008034, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам за № 0127200000222008080, установила:

20.01.2023 между заказчиком Администрации Климовского района Брянской области и исполнителем ОАО «Климовское автотранспортное предприятие» заключен контракт № 0127200000222008034 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам.

20.01.2023 между заказчиком Администрации Климовского района Брянской области и исполнителем ОАО «Климовское автотранспортное предприятие» заключен контракт № 0127200000222008080 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам.

По итогам внеплановой проверки Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующему выводу:

Заказчиком Администрацией Климовского района Брянской области при осуществлении рассматриваемых закупок нарушены положения п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, согласно которым извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, а также п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки, поскольку заказчиком сформировано описание объектов закупки за № 0127200000222008034, за № 0127200000222008080  с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ограничивает количество участников закупки.

Во-первых, потребностью заказчика Администрации Климовского района Брянской области при исполнении контракта за № 0127200000222008034 от 20.01.2023 является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам.

При обозрении описания объекта закупки установлено, что заказчиком Администрации Климовского района Брянской области в состав объекта закупки за № 0127200000222008034 включены требования о перевозке пассажиров по маршрутам разных направлений не взаимосвязанных между собой, имеющих различную транспортную инфраструктуру.

Так, при исполнении контракта исполнителю надлежит осуществлять перевозки по трем маршрутам в пределах р.п Климово. Каждый из трех маршрутов включает в себя по несколько рейсов (от 2-х до 9-ти рейсов)

Маршруты, включенные в состав объекта закупки за № 0127200000222008034 разнонаправленные и не связанные между собой, следовательно, у заказчика отсутствовала возможность объединения всех вышеперечисленных маршрутов в состав одной закупки.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.

Установлено, что вышеуказанные муниципальные маршруты не взаимосвязанные между собой, имеют различную транспортную инфраструктуру и образуют самостоятельную маршрутную сеть.

Из содержания извещения о проведении электронного аукциона за № 0127200000222008034 следует, что в отношении каждого маршрута разработана схема маршрута с указанием остановочных пунктов, расписание движения транспортного средства, а также каждому маршруту присвоен отдельный порядковый номер.

Для осуществления пассажирских перевозок, согласно описанию объекта закупки за № 0127200000222008034 требуется не менее 6 единиц подвижного состава.

Следовательно, для оказания услуг по закупке исполнителю необходимо наличие на праве собственности или ином законном основании как минимум 6 транспортных средства.

Вместе с тем, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом положения частей 1, 3 статьи 33 Закона о контрактной системы запрещают заказчику включать в документацию о закупке требования, ограничивающие количество участников закупок, выражающиеся в запрете установления требований к конкретному участнику закупки, конкретной услуге, что коррелирует с установленным в статье 8 Закона о контрактной системе принципом обеспечения конкуренции, согласно которому любому заинтересованному лицу обеспечивается возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а заказчику запрещается необоснованно ограничивать число участников закупок.

Совокупность же указанных требований извещений о вышеназванных закупках, фактически требует от потенциальных участников закупок для заключения контрактов на выполнение перевозок наличие значительных финансовых ресурсов (обеспечение исполнения контракта составляет 19998,6 руб.) и материальных ресурсов, необходимых для приобретения всего объема транспортных средств (как минимум 6 единиц подвижного состава).

При обозрении содержания Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.01.2023 №ИЭА1 установлено, что до окончания срока подачи заявок на участие в проводимом электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в закупке, что также свидетельствует об ограничении количества потенциальных участников закупки.

На основании изложенного, действия заказчика Администрация Климовского района по включению в один объект закупки всех муниципальных маршрутов, находящихся в разных реестровых записях реестра муниципальных маршрутов, имеющих разное направление, разные точки отправления и прибытия транспортных средств, могут привести к ограничению количества потенциальных участников закупки в связи с невозможностью заявиться на участие в электронном аукционе на обслуживание всех маршрутов претендентам, не обладающим значительным количеством транспортных средств, но способным оказывать услуги по пассажирским перевозкам по одному или нескольким муниципальным маршрутам. Указанные действия заказчикам могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении аукциона, в том числе к созданию отдельным хозяйствующим субъектам преимущественных условий участия в закупке, что запрещено статьей 8 Закона о контрактной системе.

Заказчиком Администрация Климовского района на обозрение Инспекции Брянского УФАС России не представлено объективных доказательств и обоснований невозможности иного группирования анализируемых маршрутов (в случае наличия такой необходимости), кроме как объединения всех маршрутов в состав одного объекта закупки.

Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что документы планирования регулярных перевозок, предусмотренные положениями ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указывающие на необходимость оптимизации и (или) объединение необходимых маршрутных направлений в единую маршрутную сеть, не содержат информации о необходимости объединения в один лот всех муниципальных маршрутов, включенных в состав объекта закупки за № 0127200000222008034.

Во-вторых, потребностью заказчика Администрации Климовского района Брянской области при исполнении контракта за № 0127200000222008080 от 20.01.2023 является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам.

При обозрении описания объекта закупки установлено, что заказчиком Администрации Климовского района Брянской области в состав объекта закупки за № 0127200000222008080 включены требования о перевозке пассажиров по маршрутам разных направлений не взаимосвязанных между собой, имеющих различную транспортную инфраструктуру.

Так, при исполнении контракта исполнителю надлежит осуществлять перевозки по  следующим 12 маршрутам: Климово – Сачковичи, Климово – Сытая Буда, Климово – Таможня, Климово – Воробьевка,  Климово – Лакомая Буда, Климово – Кирилловка с заходом в Шумиловку, Куршановичи,  Климово – Хоромное, Климово – Плавна – Курозново, Климово – Каменский Хутор до Сушанов, Климово – Могилевцы, Климово – Лужи, Климово – Брахлов,

Маршруты, включенные в состав объекта закупки за № 0127200000222008080 разнонаправленные и не связанные между собой, следовательно, у заказчика отсутствовала возможность объединения всех вышеперечисленных маршрутов в состав одной закупки.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.

Установлено, что вышеуказанные муниципальные маршруты не взаимосвязанные между собой, имеют различную транспортную инфраструктуру и образуют самостоятельную маршрутную сеть.

Из содержания извещения о проведении электронного аукциона за № 0127200000222008080 следует, что в отношении каждого маршрута разработана схема маршрута с указанием остановочных пунктов, расписание движения транспортного средства, а также каждому маршруту присвоен отдельный порядковый номер.

Для осуществления пассажирских перевозок, согласно описанию объекта закупки за № 0127200000222008080 требуется не менее 24 единиц подвижного состава.

Следовательно, для оказания услуг по закупке исполнителю необходимо наличие на праве собственности или ином законном основании как минимум 24 транспортных средства.

Вместе с тем, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом положения частей 1, 3 статьи 33 Закона о контрактной системы запрещают заказчику включать в документацию о закупке требования, ограничивающие количество участников закупок, выражающиеся в запрете установления требований к конкретному участнику закупки, конкретной услуге, что коррелирует с установленным в статье 8 Закона о контрактной системе принципом обеспечения конкуренции, согласно которому любому заинтересованному лицу обеспечивается возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а заказчику запрещается необоснованно ограничивать число участников закупок.

Совокупность же указанных требований извещений о вышеназванных закупках, фактически требует от потенциальных участников закупок для заключения контрактов на выполнение перевозок наличие значительных финансовых ресурсов (обеспечение исполнения контракта составляет 61 396,2 руб.) и материальных ресурсов, необходимых для приобретения всего объема транспортных средств (как минимум 24 единицы подвижного состава).

При обозрении содержания Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.01.2023 №ИЭА1 установлено, что до окончания срока подачи заявок на участие в проводимом электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в закупке, что также свидетельствует об ограничении количества потенциальных участников закупки.

На основании изложенного, действия заказчика Администрация Климовского района по включению в один объект закупки всех муниципальных маршрутов, находящихся в разных реестровых записях реестра муниципальных маршрутов, имеющих разное направление, разные точки отправления и прибытия транспортных средств, могут привести к ограничению количества потенциальных участников закупки в связи с невозможностью заявиться на участие в электронном аукционе на обслуживание всех маршрутов претендентам, не обладающим значительным количеством транспортных средств, но способным оказывать услуги по пассажирским перевозкам по одному или нескольким муниципальным маршрутам. Указанные действия заказчикам могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении аукциона, в том числе к созданию отдельным хозяйствующим субъектам преимущественных условий участия в закупке, что запрещено статьей 8 Закона о контрактной системе.

Заказчиком Администрация Климовского района на обозрение Инспекции Брянского УФАС России не представлено объективных доказательств и обоснований невозможности иного группирования анализируемых маршрутов (в случае наличия такой необходимости), кроме как объединения всех маршрутов в состав одного объекта закупки.

Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что документы планирования регулярных перевозок, предусмотренные положениями ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указывающие на необходимость оптимизации и (или) объединение необходимых маршрутных направлений в единую маршрутную сеть, не содержат информации о необходимости объединения в один лот всех муниципальных маршрутов, включенных в состав объекта закупки за № 012720000022200880.

Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По итогам проведения внеплановой проверки, Инспекция Брянского УФАС России,

 

решила:

 

1. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Администрация Климовского района Брянской области нарушения положений п. 1 ч. 2 ст. 42, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

2. Предписание не выдавать, поскольку контракт на момент проведения внеплановой проверки заключен.

3. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Руководитель инспекции                                                                                            «….………»

 

Члены инспекции                                                                                                         «…………..»

Связанные организации

Связанные организации не указаны