Решение б/н Решение по делу № 3-56 от 29 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

ООО «Брянский центр сертификации и мониторинга»

______________________________

241007, г. Брянск, ул. Дуки, д. 65

Ответчик:

ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор»

______________________________

241023, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 54

 

Заинтересованные лица:

ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Брянской области"

______________________________

241030, Брянск ул. Ново-Советская, 82

Департамент экономического развития Брянской области

______________________________

241002, г. Брянск, пр-т Ленина, 33

Решение по делу № 3-56

г. Брянск

Резолютивная часть решения оглашена «26» декабря 2017г.

В полном объеме решение изготовлено «29» декабря 2017г.

Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: Селянина Н.Н. – заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

Лагунова И.В. – начальник отдела товарных и финансовых рынков;

Короткая И.А. – главный государственный инспектор отдела товарных и финансовых рынков, отсутствует;

Заварзина М.О. - главный государственный инспектор отдела товарных и финансовых рынков;

Михалева И.А. –главный специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков;

Симонова Е.В. – специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков,

рассмотрев дело №3-56 по признакам нарушения ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» (ИНН 3250506236, ОГРН 1083254007660, 241007, г. Брянск, ул. Дуки, д. 65) части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления координации экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП).

в присутствии на заседании:

Скляр Е.В. – директор ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор»

Коваль А.П. – начальник отдела сертификации продукции (услуг) ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Брянской области» (далее ФБУ «Брянский ЦСМ») дов. 19 от 30.11.2017г.

Барбашиной Н.Н. – юрисконсульт ФБУ «Брянский ЦСМ» дов. №18 от 30.11.2017г.

Потаповой А.В. – директор ООО «Брянский центр сертификации и мониторинга»

Пестрецовой Н.И. – представитель ООО «Брянский центр сертификации и мониторинга» дов. №24 от 11.12.2017г.

Лымарь Ю.В. – главный консультант Департамента экономического развития Брянской области дов. №Э-Ю-01 от 09.01.2017г.,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области поступило заявление ООО «Брянский центр сертификации и мониторинга» (далее - ООО «Брянский ЦСМ») на действия ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор».

Согласно заявлению в журнале «Деловой Брянск» 05(169) август-сентябрь 2017г. стр. 32 опубликована статья ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» «Открывая новые возможности государственной поддержки». Согласно сведениям, изложенным в статье, с 01.07.2017г. по 01.12.2017г. в рамках мероприятия «Содействие в приведении продукции в соответствие с необходимыми требованиями» ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» оплачивает оказанные субъектам малого и среднего предпринимательства услуги (стандартизации, сертификации). Как указывает ООО «Брянский ЦСМ», при устном обращении в ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» по вопросу участия в указанном мероприятии, последний пояснил, что программа имеет отношение только к ФБУ ««Брянский центр сертификации и мониторинга»» (далее – ФБУ «Брянский ЦСМ») так как ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» и ФБУ «Брянский ЦСМ» заключили соглашение о сотрудничестве.

Заявитель считает, что действия ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор», в части заключения соглашения о сотрудничестве и фактического сотрудничества исключительно с ФБУ «Брянский ЦСМ» в рамках реализации мероприятия «Содействие в приведении продукции в соответствие с необходимыми требованиями» нарушают законные интересы ООО «Брянский ЦСМ» и ограничивают конкуренцию, что запрещено в силу ст.11 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании поступившего заявления было возбужденно дело №3-56 по признакам нарушения ч.5 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор».

ФБУ «Брянский ЦСМ» и Департамент экономического развития Брянской области были привлечены к рассмотрению дела в качестве заинтересованных лиц.

На заседаниях комиссии Брянского УФАС России по рассмотрению дела №3-56, состоявшихся 03.07.2017г, 08.12.2017г., 13.12.2017г., 26.12.2017г., представитель заявителя в полном объёме поддержал требования, изложенные в заявлении.

ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» в рассмотрение дела представило пояснения, согласно которым соглашение о взаимодействии и сотрудничестве №3/2017, заключенное 03.07.2017г. с ФБУ «Брянский ЦСМ» носит сугубо добровольный характер. Указанное соглашение призвано способствовать реализации государственной политики в области технического регулирования, в том числе информирование населения и предпринимателей об актуальных вопросах, отнесенных к компетенции и деятельности сторон. Деятельность сторон в рамках данного соглашения носила исключительно информационно-образовательный характер.

Мероприятие «Содействие в приведении продукции в соответствие с необходимыми требованиями» (стандартизация, сертификация, необходимые разрешения, патентование) оказывается структурным подразделением ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» - Центром поддержки предпринимательства в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 №167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии и федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».

Услуга в рамках мероприятия «Содействие в приведении продукции в соответствие с необходимыми требованиями (стандартизация, сертификация, необходимые разрешения, патентование)» осуществлялась в соответствии с выданным государственным заданием Учредителем ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» - департаментом экономического развития Брянской области, а также Соглашением № Э-З-С-6 от 23 июня 2017 года о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг и выполнение работ, выполнение данного мероприятия (раздел 9, «Предоставление информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (отказывается отделом - центром поддержки предпринимательства).

Оказание услуги происходит до полного освоения денежных средств, запланированных на оказание услуги, а также достижения показателей деятельности.

Услуги в рамках данного мероприятия субъектам СМСП оказывались открыто с информированием большого количества субъектов МСП, путем размещения информации на сайте Учреждения, в журнале «Деловой Брянск». Препятствий по обращению СМСП за услугами по данному мероприятию ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» не создавал.

Порядок оказания услуг обозначен в Административном регламенте ГАУ «Брянский областной бизнес- инкубатор», утвержденном приказом ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» от 26.11.2016г. №65-П «Предоставление информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства» («Консультирование»).

В соответствии с Административным регламентом Учреждения, хозяйствующий субъект может подать заявку, в которой указывает наименование услуги, которая ему необходима. При этом представитель ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» в заседании от 01.12.2017г. пояснил, что Учреждение в рамках реализации Мероприятия оказывает содействие в выполнении определенного этапа стандартизации, сертификации, а именно лабораторные испытания.

Позднее в письменных пояснениях от 06.12.2017г. ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» изменило позицию и указало, что в заявке Заявитель указывает любой вид работ, относящийся к процедуре сертификации, более того, субъект может обратиться в Центр с уже готовым протоколом испытаний, и в этом случае оснований для отказа в оказании услуги у специалистов Центра не было бы, т.е. в данном случае выбор услуги - желание и потребности субъектов МСП.

При письменном обращении СМСП в ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» для предоставления услуги в рамках Мероприятия сотрудник Учреждения согласно регламенту изучает заявку на соответствие предъявляемым требованиям, а также на наличие необходимости в предоставлении заявленной услуги. При устном обращении сотрудники Учреждения поясняют о перечне услуг, которые можно получить в рамках Мероприятия.

При реализации Мероприятия ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» действовало строго в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор».

Получателями услуг в рамках мероприятия «содействие в приведении продукции в соответствие с необходимыми требованиями» являются индивидуальные предприниматели или юридические лица (субъекты малого или среднего предпринимательства в соотв. со ст. 4 закона № 209-ФЗ), включенные в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (https://rmsp.nalog.ru/); зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Брянской области.

Требования к Исполнителям на оказание услуг в рамках данного мероприятия изложены в п. 11 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор».

Публичный отбор исполнителей не проводился в силу того, что согласно Положению размер оплаты услуг, оказываемых Заявителям в рамках заключенных договоров, не превышает сто тысяч рублей.

Заявитель самостоятельно выбирал исполнителя услуг из реестра аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий, размещенных на официальном сайте ФСА «Росаккредитация».

При выборе исполнителя оказываемых услуг, Заявители также учитывали и основывались на требования к органам по сертификации, изложенным в Приказе Министерства экономического развития РФ от 30 мая 2014 г. N326 "Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации".

При обращении субъектов МСП в Центр поддержки предпринимательства и принятии заявки ограничений в выборе ими исполнителей работы не было, информация о мероприятии доводилась сотрудниками Центра в полном объеме

Таким образом, основанием для взаимодействия Учреждения и ФБУ «Брянский ЦСМ» стали заключенные договоры на оказание услуг.

На основании вышеизложенного ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» полагает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, неинформированность ООО «Брянский ЦСМ» о реализации Мероприятия «Содействие в приведении продукции в соответствие с необходимыми требованиями (сертификация, стандартизация, необходимые разрешения, патентование) произошла по его вине.

Представитель Департамента экономического развития Брянской области поддержал позицию ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор», вместе с тем в заседаниях пояснил, что по мнению Департамента публичный отбор исполнителей услуг, СМСП должен был проводиться.

Представитель ФБУ «Брянский ЦСМ» пояснил, что основанием для взаимодействия Учреждения и ФБУ «Брянский ЦСМ» стали заключенные договоры на оказание услуг СМСП в рамках реализации Мероприятия. По мнению ФБУ «Брянский ЦСМ» в действиях ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» отсутствует нарушение ч.5 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Изучив представленные сведения, документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссией установлено:

ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» создано в соответствии с постановлением администрации Брянской области от 25.09.2007г. №762 «О создании автономного учреждения «Брянский областной бизнес-инкубатор». Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Брянской области в сфере повышения потенциала малого бизнеса в экономике региона, решения социальных задач занятости и роста благосостояния населения. Учреждение от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 №167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии и федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», соглашением между Департаментом экономического развития Брянской области и ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» от 23.06.2017г. №Э-З-С-6 «О предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг и выполнение работ» ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» предоставлена субсидия на финансовое обеспечение для оказания услуг и выполнение работ в рамках мероприятия «Содействие в приведении продукции в соответствие с необходимыми требованиями» (стандартизация, сертификация, необходимые разрешения, патентование).

В соответствии с данным мероприятием ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» оплачивает оказанные субъектам малого и среднего предпринимательства услуги по содействию в приведении продукции в соответствие с необходимыми требованиями, а именно услуги (работы) по стандартизации, сертификации, получения необходимых разрешений, патентования.

Согласно п. 7 плана работы Центра поддержки предпринимательства Брянской области – ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» на 2017 год, п. 9.4 направления расходования субсидий федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование центра поддержки предпринимательства в 2017г. Учреждению была предоставлена субсидия в размере 1068 тысяч рублей 00 копеек на оказание услуг и выполнение работ в рамках реализации мероприятия «Содействие в приведении продукции в соответствие с необходимыми требованиями (стандартизация, сертификация, необходимые разрешения, патентование)» не менее 25 СМСП.

Таким образом, согласно заявленным требованиям предполагаемый размер оплаты услуг, работ СМСП в рамках Мероприятия максимально должен составлять 40 тыс. рублей на одного СМСП.

В информационных материалах, размещаемых ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» на сайтах, бумажных носителях с целью уведомления СМСП о проводимом Мероприятии, указано о предоставлении в рамках мероприятия услуг декларирования, сертификации, лабораторных исследований.

Порядок оказания услуг обозначен в Административном регламенте ГАУ «Брянский областной бизнес- инкубатор», утвержденном приказом ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» от 26.11.2016г. №65-П «Предоставление информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства» («Консультирование»).

Процедура регистрации и рассмотрения письменного обращения о предоставлении услуги регламентирована в п.3.3 Регламента.

Согласно п. 3.3.1. Основанием для начала административной процедуры по рассмотрению письменного обращения о предоставлении услуги является поступление по почте, по электронной почте, либо при личном обращении письменного заявления об оказании консультационной услуги.

Срок рассмотрения обращения осуществляется в течение 30 календарных дней со дня регистрации обращения без учета времени, необходимого для получения дополнительной информации от иных органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления Брянской области.

Основанием для начала административной процедуры по подготовке ответа по письменному обращению заявителя об оказании консультационной услуги является поступление специалисту, ответственному за оказание услуги обращения.

В случае если для оказания консультационной услуги требуется дополнительная информация, ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» в течение трех рабочих дней направляет запрос в соответствующий орган для получения соответствующих консультаций.

Срок рассмотрения обращения и подготовки ответа специалистом, ответственным за оказание услуги, осуществляется в течение 30 дней со дня получения обращения без учета времени, необходимого для получения дополнительной информации от иных органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления Брянской области.

Обращение заявителя считается рассмотренным, если дан письменный ответ заявителю по существу поставленных в обращении вопросов.

Согласно сведениям ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» в адрес Учреждения поступило 25 письменных заявок о предоставлении услуг в рамках Мероприятия.

Как пояснил директор ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» в заседании комиссии от 08.12.2017г., предварительно каждому заявителю в устной форме были даны разъяснения по сути Мероприятия, в том числе о возможности в рамках Мероприятия получить любую услугу в пределах предполагаемого допустимого лимита, получить несколько видов услуг, максимально допустимый размер оплаты услуг на одного СМСП.

В то же время Заявитель - ООО «Брянский ЦСМ» в том же заседании комиссии заявил, что когда он по телефону получал консультацию по реализации Мероприятия, сотрудник ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» не сообщила о возможности получить любую услугу - стандартизацию, сертификацию, необходимые разрешения, патентование либо несколько услуг в пределах суммы, предположительно выделенной на одного субъекта. Более того, сотрудник указал, что в рамках реализации Мероприятия можно провести только лабораторные исследования и стандартизацию только пищевой продукции и только в ФБУ «Брянский ЦСМ».

Данный факт подтверждается статьей, опубликованной ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» в журнале «Деловой Брянск» 05(169) август-сентябрь 2017г. стр. 32 «Открывая новые возможности государственной поддержки». Согласно сведениям, изложенным в статье, «в Брянской области налажено оказание содействия предпринимателям в приведении продукции в соответствие с необходимыми требованиями, к которым относятся работы по стандартизации и проведение испытаний пищевой продукции для сертификации».

Доказательств информирования Учреждением СМСП о возможности в рамках Мероприятия получить иные виды услуг, в том числе возможность получить несколько видов услуг, предполагаемый максимально допустимый размер оплаты услуг на одного СМСП, о праве выбора исполнителя услуг не представлено.

В отзыве на заключение об обстоятельствах дела ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» указывает, что комиссия необоснованно пришла к данному выводу, так как все необходимая информация о Мероприятии доводилась до сведения СМСП через многочисленные объявления, размещенные на сайтах Учреждения, администраций районов Брянской области, буклетах Учреждения, а также в устной форме при личном обращении и по телефону.

Комиссия не принимает данный довод, так как в информационных материалах, размещенных ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» на сайтах, бумажных носителях с целью уведомления СМСП о проводимом Мероприятии, указано только, что «Учреждение оплачивает, оказанные СМСП услуги (работы), связанные с подтверждением соответствия продукции: услуг декларирования, сертификации, лабораторных исследований».

Конкретная информации о проводимом Мероприятии, а именно сведения о предоставляемых СМСП правах в рамках Мероприятия, праве выбора исполнителя и другое в многочисленном информационном материале Учреждения отсутствует.

Буклеты, на которые ссылается ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» как средство информирования СМСП о проводимом Мероприятии, содержат сведения о порядке получения поддержки в области стандартизации, сертификации и получении необходимых разрешений. Согласно указанному порядку после подачи заявки Учреждение принимает решение по заявке, в том числе выбор вида услуги.

Данный факт также подтверждает, что ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» самостоятельно определяло какие услуги будут оказаны СМСП в рамках реализации Мероприятия.

Довод о том, что конкретная информация о Мероприятии доводилась до сведения обратившихся лиц специалистами Учреждения в устной форме, также не принимается, так как в материалы дела не представлены доказательства того, в каком объеме доводилась указанная информация, а именно: отсутствуют записи телефонных разговоров, протоколы, аудиозаписи круглых столов, также в нарушение Регламента отсутствуют письменные ответы на обращения.

В Мероприятии заявлены четыре услуги в рамках приведения продукции в соответствие, а именно услуги стандартизации, сертификации, получения необходимых разрешений (декларирование), патентования.

При этом услуга декларирования и сертифицирования включает в себя два этапа: лабораторные исследования и получение сертификата, декларации.

ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» в информационных материалах размещаемых на сайтах, бумажных носителях с целью уведомления СМСП о проводимом Мероприятии, без правовых на то оснований и полномочий отдельно выделило из услуг декларирования, сертифицирования услугу по лабораторным исследованиям, что дало возможность СМСП, имеющим к моменту обращения в ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» декларации, сертификаты, получить услугу – лабораторные исследования в отсутствие потребности в ней.

Доказательств того, что ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» изучало потребность обратившихся СМСП в получении услуги в рамках Мероприятия Учреждение не представило.

Практически все заявки, представленные в материалы дела, содержат указание на предоставление услуги по проведению лабораторных исследований, две заявки - услуги стандартизации. Получение непосредственно декларации, сертификата в заявлениях не указано, хотя Мероприятие предполагает получение услуги в целом и субъект напрямую заинтересован в получении данных документов.

Из изложенного комиссия приходит к выводу, что СМСП не было разъяснено их право на получение услуги декларирования, сертифицирования в полном объеме, то есть с возможностью оформления непосредственно декларации, сертификата либо СМСП не нуждались в получении декларации, сертификата, соответственно услугу по лабораторным исследованиям указанные субъекты не имели права получать.

При этом, отдельным СМСП услуги оказаны в размере значительно превышающем предполагаемый допустимый лимит, либо значительно ниже предполагаемого допустимого лимита.

Как отмечалось выше, доказательства изучения потребности СМСП в предоставлении услуг в рамках Мероприятия, отбора СМСП для предоставления услуг в материалы дела не представлены.

Вместе с тем, ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» является автономным учреждением и подпадает под действие Федерального закона №223-ФЗ. Следовательно, при поступлении бюджетных средств, направленных на реализацию Мероприятия, а именно оплату услуг (работ), оказанных СМСП, связанных с подтверждением соответствия продукции, Учреждение должно было провести публичный отбор СМСП в целях эффективного расходования бюджетных средств и равного доступа субъектов к реализации Мероприятия.

Данный вывод также был сделан представителем учредителя ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» - Департамента экономического развития Брянской области.

В отзыве на заключение об обстоятельствах дела ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» пояснило, что отбор не проводился ввиду того, что трехсторонние договоры на оказание услуг заключены на сумму менее 100 тысяч рублей и публичный отбор в данном случае не требуется.

Данный довод не принимается Комиссией, так как финансирование производилось не на каждого СМСП в отдельности, а на реализацию Мероприятия в целом. Сумма, выделенная на реализацию Мероприятия, составила 1068000 рублей, следовательно Учреждение должно было проторговать всю сумму.

Все заявки СМСП, представленные в материалы дела, поданы на исследование только пищевой продукции, при этом установить конкретный продукт, который должен быть исследован, не представляется возможным. Невозможно из содержания заявки определить перечень лабораторных испытаний, которые необходимо провести. Сведения об исполнителе, у которого СМСП желает получить услуги, также отсутствуют.

Документы, подтверждающие совершение действий ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор», которые необходимо было совершить согласно Регламенту, отсутствуют, а именно отсутствуют уточняющие запросы заявителю, запросы в соответствующий орган для получения консультаций.

В нарушение Регламента, ни одному из обратившихся не направлен письменный ответ, который бы подтверждал информирование субъекта о перечне необходимых лабораторных испытаний, о праве выбора исполнителя, о сумме предполагаемого допустимого лимита на одного субъекта, о возможности в пределах предполагаемого допустимого лимита выбрать любую услугу либо несколько услуг.

Из представленных заявок не следует волеизъявления СМСП на проведение определенного перечня лабораторных исследований, также на привлечение в качестве исполнителя ФБУ «Брянский ЦСМ».

Однако, согласно представленным договорам все услуги в рамках Мероприятия оказаны исключительно ФБУ «Брянский ЦСМ».

Отбор организаций, анализ цен на услуги, в результате которых в качестве исполнителя было избрано ФБУ «Брянский ЦСМ» ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» не проводило.

Вместе с тем, 03.07.2017г. ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» и ФБУ «Брянский ЦСМ» заключили соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, которое направлено на оказание содействия предпринимателям в приведении продукции в соответствие с необходимыми требованиями.

Другие организации в целях реализации Мероприятия Учреждением не привлекались. Доказательства, подтверждающие обратное в материалы дела не представлены.

При этом, ФБУ «Брянский ЦСМ» имеет аккредитацию только в области стандартизации и лабораторных исследований пищевой продукции, полномочий на выдачу деклараций и сертификатов, проведение лабораторных исследований иной продукции, кроме пищевой, ФБУ не имеет.

Таким образом, СМСП в рамках мероприятия могли обратиться за предоставлением только тех услуг, которые оказывает ФБУ «Брянский ЦСМ» - стандартизация, лабораторные исследования пищевой продукции.

Данный факт подтверждается статьей в ранее упомянутом журнале «Деловой Брянск» и анализом содержания заключенных в рамках Мероприятия договоров.

Как упоминалось выше, все договоры о возмездном оказании услуг по содействию в приведении продукции в соответствие с необходимыми требованиями в рамках Мероприятия заключены исключительно с ФБУ «Брянский ЦСМ». Более того, перечень услуг предоставляемых СМСП ограничен областью аккредитации ФБУ, а именно: предоставление услуг стандартизации, лабораторных исследований пищевой продукции.

Комиссия не принимает довод ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» о том, что соглашение носит исключительно информационно-образовательный характер.

Из содержания соглашения следует, что взаимодействие осуществляется по вопросам:

- Проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции. - содействие соблюдению требований технических регламентов.

Указанные вопросы взаимодействия прямо указывают, что сотрудничество связано не только с информационным обменом, но и с выполнением конкретных действий по исполнению госзаданий в том числе в области соблюдения требований технических регламентов.

Более того, на официальном сайте ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» размещена объявление, согласно которому «в рамках подписанного Соглашения о сотрудничестве будет налажено оказание содействия предпринимателям Брянской области в приведении продукции в соответствие с необходимыми требованиями».

Исходя из вышеизложенного следует, что ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» согласовывает действия СМСП при реализации Мероприятия путем доведения до сведения СМСП ограниченной информации о Мероприятии, в том числе ограничения сведений:

- о наличии возможности получить любую услугу или несколько услуг в рамках Мероприятия;

- о наличии возможности получить услугу по любой продукции;

- о наличии возможности получить услугу декларирования и сертифицирования в целом;

- о наличии возможности выбрать исполнителя услуг

Указанными действиями ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» ограничило покупателей услуги – СМСП в выборе услуги и продукции, которую можно исследовать, в выборе исполнителя, что привело к разделу рынка по составу продавцов и покупателей.

В силу ч.5 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами.

В силу п.14 ст. 4 указанного закона координация экономической деятельности –это согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов.

Таким образом, ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» осуществляет координацию деятельности субъектов МСП при реализации Мероприятия (согласовывает вид продукта, услуги которую будет получать СМСП, исполнителя услуги).

При этом действия ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» по координации деятельности СМСП в рамках реализации Мероприятия приводят (могут привести) к следующим последствиям:

1) разделу товарного рынка по составу продавцов (исполнителей) и покупателей (заказчиков);

2) отказу от заключения договоров с определенными продавцами (исполнителями) и покупателями (заказчиками).

В рамках рассмотрения дела №3-56 проведен анализ рынка оказания услуг, выполнения работ по стандартизации, сертификации, необходимых разрешений, патентования (услуги в рамках мероприятия). Установлено, что на указанном рынке на территории Брянской области в период 2-4 квартала 2017г. (период реализации мероприятия) осуществляли деятельность, наряду с фактическим исполнителем – ФБУ «Брянский ЦСМ», иные хозяйствующие субъекты. Также был проведен анализ рынка СМСП, осуществляющих деятельность на территории Брянской области во 2-4 квартале 2017г.

На основании вышеизложенного, исходя из материалов дела, Комиссией Брянского УФАС России в действиях ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» установлено нарушение требований ч.5 ст. 11 Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части координации экономической деятельности СМСП, путем доведения до сведения субъекта лишь информацию о возможности провести только лабораторные исследования пищевой продукции, работ по стандартизации и исключительно в ФБУ «Брянский ЦСМ».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1,2 статьи 49, статьи 50 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ,

РЕШИЛА:

1.Признать ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» (ИНН 3250506236, ОГРН 1083254007660, 241007, г. Брянск, ул. Дуки, д. 65) нарушившим требования части 5 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части координации экономической деятельности СМСП, путем доведения до сведения СМСП ограниченной информации о Мероприятии, в том числе ограничения сведений:

- о наличии возможности получить любую услугу или несколько услуг в рамках Мероприятия;

- о наличии возможности получить услугу по любой продукции;

- о наличии возможности получить услугу декларирования и сертифицирования в целом;

- о наличии возможности выбрать исполнителя услуг

2. Выдать ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» предписание о прекращении нарушения части 5 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Нарушение прекратить путем:

- При реализации Мероприятия информировать в письменном виде субъектов малого и среднего предпринимательства о предоставляемых правах в рамках Мероприятия, в том числе право выбора услуги и исполнителя, размещения соответствующего материала на официальных сайтах, в информационном материале на бумажном носителе круглых столах.

- При реализации Мероприятия осуществлять публичный отбор лиц – получателей услуг.

4. Направить материалы дела №3-56 должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель Комиссии: Н.Н. Селянина

Члены Комиссии: И.В. Лагунова

М.О. Заварзина

И.А. Михалева

Е.В. Симонова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны