Решение б/н Решение по жалобе № 032/10/18.1-792/2020 ООО «Вержение» на д... от 6 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по жалобе № 032/10/18.1-792/2020 ООО «Вержение» на действия заказчика и организатора в одном лице – ГАУ «Брянский региональный центр обработки информации» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку интерактивных комплексов с вычислительным блоком и мобильным креплением для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Брянской области в 2020 году (извещение № 32009227302)

«06» июля 2020 года г. Брянск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

В присутствии:

представителя заявителя ООО «Вержение», действующего на основании доверенности №08-05/2 от 08.05.2020г;

., действующего на основании доверенности №25-11/1 от 25.11.2019 г;

представителя заказчика ГАУ «Брянский региональный центр обработки информации», действующей на основании доверенности №б/н от 03.07.2020г.

рассмотрев жалобу ООО «Вержение» на действия заказчика и организатора в одном лице – ГАУ «Брянский региональный центр обработки информации» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку интерактивных комплексов с вычислительным блоком и мобильным креплением для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Брянской области в 2020 году (извещение № 32009227302), в части формирования технического задания, которое ограничивает количество участников закупки, после перерыва, объявленного до 15 часов 35 минут 06.07.2020г., в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

30.06.2020 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области поступила жалоба ООО «Вержение» на действия заказчика и организатора в одном лице – ГАУ «Брянский региональный центр обработки информации» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку интерактивных комплексов с вычислительным блоком и мобильным креплением для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Брянской области в 2020 году (извещение № 32009227302).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области: www.bryansk.fas.gov.ru.

Заявитель считает, что при осуществлении закупки заказчик нарушил требования Закона о закупках, что повлекло за собой ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки, а именно:

Заказчик установил следующие требования к поставляемому товару:

1.Один из комплектных маркеров должен быть активным. Активный маркер должен использоваться, в том числе в качестве беспроводного манипулятора. Должна быть возможность динамического изменения толщины линии при написании, в зависимости от силы нажатия, для более точного отклика при рукописном вводе. Количество различаемых сенсорным экраном уровней нажатия активным маркером на экран должно быть не менее 2000 уровней.

Указанный маркер является самостоятельным оборудованием и не связан с объектом закупки, более того, Заказчик установил противоречащие друг другу характеристики.

Из описания сенсорного дисплея следует:

«Технология распознавания касаний сенсорного жидкокристаллического дисплея устройства отображения графической информации должна быть инфракрасная, которая должна обеспечивать распознавание касания пальцев пользователя и маркера».

Инфракрасная технология действительно позволяет использовать любой предмет для рисования на панели, однако данная технология не поддерживает распознавание силы нажатия на экран, в то время как Заказчик требует количество уровней нажатия в количестве не менее 2000 уровней.

Интерактивная электронная доска на основе инфракрасной технологии (технологии инфракрасного сканирования) представляет собой большой интерактивный дисплей, на котором можно работать как специальным стилусом, так и просто пальцем. Инфракрасные датчики выступают в качестве приемника и передатчика сигнала, в результате чего на поверхности интерактивной доски образуется невидимая горизонтально-вертикальная сетка. При прикосновении электронным стилусом или любым другим предметом к поверхности такой доски инфракрасный луч из LED-источника блокируется, и приемник не получает сигнал. Таким образом, определяются координаты точки и передаются на компьютер для дальнейшей обработки.

Инфракрасный луч нужен для определения позиционирования предмета, который касается доски, но определить с какой силой предмет давит на доску – такая технология не может.

2. Интерактивный комплекс должен быть оборудован внешним контроллером управления – представляющим собой шестикнопочное (или более) устройство управления презентационным залом, оснащенное аналоговым регулятором уровня аудиосигнала Контроллер управления должен иметь возможность использования самостоятельно или совместно с контроллерами этого же производителя посредством собственного протокола для управления видео- и аудио аппаратурой, освещением или экраном, возможность исполнения нескольких команд нажатием одной кнопки, возможность использования банков команд - каждая кнопка при этом может выполнять команды различных уровней для реализации интеллектуального поведения системы или изменения функциональности. Контроллер так же должен иметь: не менее шести физических подсвечиваемых программируемых кнопок с возможностью нанесения надписей, панель без надписей, аналоговый поворотный регулятор громкости не менее 5 кОм и не более 15 кОм, не менее одного порта USB для программирования, не менее одного двунаправленного порта RS-232 для управления аудиовизуальным оборудованием, наличие не менее одного инфракрасного датчика для обучения командам от любого ИК-пульта дистанционного управления, не менее двух слаботочных релейных выхода для управления системами проекционного зала (например, подъемом и опусканием экрана, открыванием и закрыванием штор, включением проектора или интерактивного комплекса) не менее двух разъемов для подключения других панелей управления или центрального управляющего процессора.

Прописан контролер, являющийся самостоятельным оборудованием, не связанным с объектом закупки.

3. ПО должно позволять использовать для управления мобильный планшет стороннего производителя, как на основе iOS, так и на основе Android. ПО для мобильного планшета должно предоставляться бесплатно. Ссылка на дистрибутив должна быть доступна с соответствующих киосков приложений (AppStore/GooglePlay). Участник размещения заказа должен указать (в качестве конкретных показателей предлагаемого к поставке товара) ссылки на киоски приложений и сайты для скачивания указанного выше ПО). Используемый планшет должен полностью отображать содержимое рабочего стола (экрана) и позволять управлять всеми функциями (посредством курсора и экранной клавиатуры). Для удобства управления интерфейс ПО планшета должен иметь такие команды, как: создание новой страницы, ввод текста, создание и выбор типа линий, ластик, ручка, рукописный ввод текста, очистка страницы, создание геометрических фигур, включение прожектора, отменять последние изменения на странице, запускать встроенную галерею ресурсов. Наличие функции автоматического распознавания нарисованных от руки фигур. Наличие возможности вызова в любой момент режима увеличения масштаба изображения. Наличие возможности вызова в любой момент функции акцентирования внимания на части изображения на интерактивной панели путем затемнения основной части изображения и подсвечивания области, на которой необходимо сконцентрировать внимание».

Заказчик требует указать участников закупки характеристики и поставить программное обеспечение, совместимое с планшетом, не являющимся предметом закупки.

4. Программное обеспечение тип 2 должно отвечать следующим требованиям: должно включать в себя приложение для визуализации трехмерных элементов дополненной реальности, предназначенное для использования на мобильном или стационарном устройстве, обладающем интегрированной камерой; должно включать в себя приложение для создания двумерных и трехмерных элементов дополненной реальности, предназначенное для использования на стационарном и/или мобильном устройстве (не входит в комплект поставки); должно включать в себя "облачный" сервер, предназначенный для размещения и обмена элементами виртуальной и дополненной реальности, созданными учебными и образовательными проектами, и существующий в виде бесплатного международного образовательного портала, с открытой доступной для скачивания библиотекой контента, так же доступной для её пополнения лицензированным пользователями программного обеспечения тип 2; - ключ-лицензия должен быть рассчитан на не менее чем 1 рабочее место; - тип лицензии – коммерческая; - срок действия лицензии – не менее 3 лет;».

Языки интерфейсов приложений и учебных материалов, входящих в комплект поставки - русский, английский. Язык интерфейса «облачного» сервера – как минимум английский.

Заказчик требует к поставке комплекс с предустановленным программным обеспечением с коммерческими лицензиями, очевидно, что весь функционал интерактивной панели замкнут на данном ПО.

В случае увеличения стоимости программного обеспечения или прекращения его поддержки в указанный период, или после него, теряется вся потребительская ценность в закупаемом за счет бюджетных средств оборудовании.

5. В Конструкторе должна быть поддержка и возможность использования аппаратных датчиков в разрабатываемом приложении, а именно: не менее чем акселерометр, датчик освещенности, датчик внешней температуры, компас, гироскоп, датчик магнитного поля, датчик ориентации устройства, датчик внешнего давления, поддержка датчиков NFC, датчик наклона или поворота.» - Заказчик описал функционал датчиков, отсутствующих в закупаемой панели.

6. Заявитель считает, что данная закупка должна проводится в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

ГАУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» не согласно с доводами жалобы и поясняет следующее (вх. №4548 от 22.05.2020; вх.№ 4661 от 26.05.2020):

Активные маркеры являются частью комплекта интерактивного сенсорного дисплея, данные можно получить на сайте производителей (приложение №1) http://interwrite.ru/production/cataloq/accessories-for-interactive-panels/, поэтому, заявление о том, что активный маркер является самостоятельным устройством - безосновательно, поскольку сам маркер без дисплея работать не может.

Инфракрасная технология позволяет отследить только координаты маркера, в связи с чем заказчик и запрашивает активный маркер, так как активный маркер дает возможность детектировать не только координаты касаний, но и ряд иных важных характеристик, например, силу давления на маркер, угол его наклона и т.д., а эти параметры необходимы для полноценной реализации функционала программного обеспечения учебного и прикладного характера, которое Заказчик требует в комплекте.

Количество уровней давления - 2000 является средней величиной для активных маркеров, регистрирующих силу давления. Подавляющее большинство маркеров имеет этот показатель от 2048 уровней и выше, таким образом, под этот показатель попадают практически все маркеры с регистрацией давления в принципе. Технические характеристики активных маркеров разных производителей соответствуют Техническому заданию.

Контроллер, требуемый в составе комплекса, может быть произведен разными производителями, в том числе и российскими.

К поставке требуется «Интерактивный комплекс», который по сути включает в себя набор связанных по смыслу и функционально модулей. Контроллер является одним из таких модулей. Исключение данного контролера аналогично исключению маркеров, подставки, вычислительного модуля, программного обеспечения.

Заказчик не требует конкретных характеристик планшета, указанные требования относятся не к планшету, а к функционалу ПО, идущему в комплекте с комплексом.

Доводы Заявителя по срокам лицензии не обоснованы, поскольку Заказчик указал минимально допустимый срок длительности лицензии, который он выбирал исходя из изучения рынка подходящих программных продуктов. Тем не менее, заявитель вправе предложить решения с более длительными сроками лицензий, включая бессрочные. Относительно языка облачного сервиса - в аукционной документации указано «как минимум, английский», из чего не следует, что язык должен быть именно английским. Наличие русского языка удовлетворяет требованиям аукционной документации.

Претензия Заявителя касательно функционала датчиков, безосновательна. Программное обеспечение, о котором идет речь - это модуль разработки мобильных приложений (уроков), которые будет физически запускаться на мобильных устройствах, в частности на мобильных устройствах учеников, поэтому Заказчик посчитал необходимым, чтобы ПО, предназначенное для запуска на мобильных устройствах, умело взаимодействовать с базовыми на сегодняшний день датчиками практически любого мобильного устройства. В данном случае речь идет не о параметрах мобильного устройства, а о возможностях ПО взаимодействия с этими датчиками, если такие имеются в мобильном устройстве.

6. Доводы Заявителя о том, что Заказчик обошел проведение закупки по рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не соответствуют действительности. Более того, исходя из существа предъявленной Заявителем жалобы, вопрос о целесообразности проведения закупки в соответствии с правилами Закона о контрактной системе не является предметом рассмотрения в рамках спора по существу аукционной документации.

По итогам закупки договор не заключен.

Рассмотрев материалы жалобы, представленные документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее:

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального Закона от 17.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о закупках заказчик ГАУ «Брянский региональный центр обработки информации» относится к юридическим лицам, деятельность которых по закупке товаров, работ, услуг, регулируется названным законом.

Закупочная деятельность заказчика ГАУ «Брянский региональный центр обработки информации» регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУ «Брянский региональный центр обработки информации», утвержденным решением Наблюдательного совета Государственного автономного учреждения «Брянский региональный центр обработки информации» протокол заседания от 13 мая 2019 г. №3 (далее – Положение о закупках).

Порядок проведения электронного аукциона установлен главой V Положения о закупках.

09.07.2020 года заказчиком ГАУ «Брянский региональный центр обработки информации» на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на поставку интерактивных комплексов с вычислительным блоком и мобильным креплением для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Брянской области в 2020 году (извещение № 32009227302).

В документации о закупке заказчик установил требования:

1. Технология распознавания касаний сенсорного жидкокристаллического дисплея устройства отображения графической информации должна быть инфракрасная, которая должна обеспечивать распознавание касания пальцев пользователя и маркера. Активный маркер должен использоваться в том числе в качестве беспроводного манипулятора. Должна быть возможность динамического изменения толщины линии при написании, в зависимости от силы нажатия, для более точного отклика при рукописном вводе. Количество различаемых сенсорным экраном уровней нажатия активным маркером на экран должно быть не менее 2000 уровней. Должна быть возможность увеличения области экрана с помощью активного маркера. Должна быть возможность использования активного маркера для переключения слайдов в презентациях не касаясь сенсорного экрана.

В рамках рассмотрения жалобы установлено, что отображение графической информации должно быть инфракрасным, таким образом требования о наличии активного маркера (с уровнем нажатия не менее 2000) не может применятся в данном интерактивном комплексе, т.к. инфракрасная технология не распознает уровень нажатия активного маркера.

2. Контроллер так же должен иметь: не менее шести физических подсвечиваемых программируемых кнопок с возможностью нанесения надписей, панель без надписей, аналоговый поворотный регулятор громкости не менее 5 кОм и не более 15 кОм, не менее одного порта USB для программирования, не менее одного двунаправленного порта RS-232 для управления аудиовизуальным оборудованием, наличие не менее одного инфракрасного датчика для обучения командам от любого ИК- пульта дистанционного управления, не менее двух слаботочных релейных выхода для управления системами проекционного зала (например, подъемом и опусканием экрана, открыванием и закрыванием штор, включением проектора или интерактивного комплекса) не менее двух разъемов для подключения других панелей управления или центрального управляющего процессора. Должна быть предусмотрена возможность поставки в виде двухместной настенной панели в формате для Европы (России) для США и цвета (на выбор Заказчика) - белый или черный.

Установленные характеристики контролера указывают на то, что контролер является самостоятельным оборудованием, не связанным с объектом закупки.

3. Заказчиком установлены технические характеристики планшета: «Используемый планшет должен полностью отображать содержимое рабочего стола (экрана) и позволять управлять всеми функциями (посредством курсора и экранной клавиатуры). Для удобства управления интерфейс ПО планшета должен иметь такие команды, как: создание новой страницы, ввод текста, создание и выбор типа линий, ластик, ручка, рукописный ввод текста, очистка страницы, создание геометрических фигур, включение прожектора, отменять последние изменения на странице, запускать встроенную галерею ресурсов. Наличие функции автоматического распознавания нарисованных от руки фигур. Наличие возможности вызова в любой момент режима увеличения масштаба изображения. Наличие возможности вызова в любой момент функции акцентирования внимания на части изображения на интерактивной панели путем затемнения основной части изображения и подсвечивания области, на которой необходимо сконцентрировать внимание», т.е. установлены требования к оборудованию, которое не является предметом закупки.

4. Заказчик установил требования к лицензии –коммерческая со сроком не менее 3 лет. В рамках рассмотрения жалобы установлено, что данное требование ограничивает количество участников закупки, т.к. лицензии бывают также открытые - бесплатные и бессрочные.

5. Довод о неправомерности установления заказчиком требования о наличии в конструкторе поддержки и возможности использования аппаратных датчиков в разрабатываемом приложении, а именно: не менее чем акселерометр, датчик освещенности, датчик внешней температуры, компас, гироскоп, датчик магнитного поля, датчик ориентации устройства, датчик внешнего давления, поддержка датчиков NFC, датчик наклона или поворота, тогда как данные датчики отсутствуют в интерактивном комплексе, не нашел своего подтверждения , т.к. заказчикам установлены требования не к датчикам, а к возможности использования аппаратных датчиков.

6. В части довода о проведении закупки в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В рамках рассмотрения жалобы заказчиком представлено Соглашение о предоставлении из бюджета Брянской области субсидии в соответствии с азц.2 п.1 ст.78.1 бюджетного комплекса РФ от 03.06.2020 №20-2020-03255, из которого следует, что целевая статья направления расходов установлена 521 - Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, вид расходов 622 Субсидии автономным учреждениям на иные цели.

В соответствии сост. 78.1 БК РФ (в том числе субсидии на иные цели), положения Закона N 44-ФЗ на закупочную деятельность автономных учреждений не распространяются, и при осуществлении закупки заказчик руководствуется Законом о закупках.

Таким образом, заказчиком при осуществлении закупки нарушены требования п.1,2 ч. 1 ст.3 Закона о закупках, согласно которым заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», руководствуясь пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

1.Жалобу 032/10/18.1-792/2020 ООО «Вержение» на действия заказчика и организатора в одном лице – ГАУ «Брянский региональный центр обработки информации» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку интерактивных комплексов с вычислительным блоком и мобильным креплением для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Брянской области в 2020 году (извещение № 32009227302), в части установления: технических характеристик к поставке активного маркера, который не может применятся при условии инфракрасного изображения интерактивных комплексов; контролера; установления избыточных требований (тех. характеристики планшета); установление коммерческой лицензии, признать обоснованной.

2. Признать в действиях ГАУ «Брянский региональный центр обработки информации» нарушение требований п. 1,2 ч.1 ст. 3 Закона о закупках.

3. Выдать ГАУ «Брянский региональный центр обработки информации» предписание, направленное на устранение выявленных нарушений путем:

- внесения изменений в техническое задание с учетом решения Брянского УФАС России по жалобе № 032/10/18.1-792/2020.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны