Решение б/н Решение по делу № 032/06/64-1206/2021 о нарушении требований... от 29 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО «Брянская юридическая компания»

«……»

 

МАУ «Спортивный комплекс «Стародуб» Стародубского муниципального округа Брянской области

«……….»

 

АО «Сбербанк-АСТ»

«……..»

 

 

 

Решение по делу № 032/06/64-1206/2021

о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

«29» октября 2021 года                                                                                            г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Заместителя председателя комиссии:  «…»

Членов Комиссии: «……»

в присутствии:

«……..» – представителя МАУ «Спортивный комплекс «Стародуб» Стародубского муниципального округа Брянской области, действующего на основании доверенности б/н от 27.10.2021 года,

«……..». – директора ООО «Брянская юридическая компания», действующей на основании Приказа №1-К от 17.02.2017 года,

рассмотрение жалобы осуществлялось в режиме видеоконференцсвязи,

при рассмотрении жалобы объявлялся перерыв с 08:55 часов  до 09:05 часов 29 октября 2021 года;

рассмотрев поступившую жалобу заявителя ООО «Брянская юридическая компания» на действия заказчика МАУ «Спортивный комплекс «Стародуб» Стародубского муниципального округа Брянской области  при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на приобретение хоккейного инвентаря и экипировки для Ледового дворца - обособленного подразделения МАУ "СК "Стародуб" № 1027600001221000002 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установила следующее:

18.10.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме на приобретение хоккейного инвентаря и экипировки для Ледового дворца - обособленного подразделения МАУ "СК "Стародуб" № 1027600001221000002, а также документация об электронном аукционе.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 986 094,75 рубля.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за № 1027600001221000002 на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Заявитель ООО «Брянская юридическая компания» считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика МАУ «Спортивный комплекс «Стародуб» Стародубского муниципального округа Брянской области, сформировавшего документацию об электронном аукционе за № 1027600001221000002 с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно, заявитель указывает на:

- описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно заказчиком включено в описание объекта закупки указание на конкретный товарный знак, что не позволяет участникам закупки предоставить иной товар, отвечающий потребности заказчика;

- заказчиком установлено требование к участникам закупки, согласно которого  участник закупки  должен указать в заявке конкретное наименование, марку предлагаемого товара и его характеристики в случае предоставления эквивалента товара, что противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе.

До рассмотрения жалобы в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика МАУ «Спортивный комплекс «Стародуб» Стародубского муниципального округа Брянской области  (вх. 8503 от 27.10.2021 года) согласно которых заказчик считает доводы, изложенные в жалобе необоснованными.  

Заслушав представителей Заявителя, заказчика, изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:  

1. Заказчиком МАУ «Спортивный комплекс «Стародуб» Стародубского муниципального округа Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 №145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановления № 145), в соответствии с которыми заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2017 N 1217)

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции), поскольку заказчиком при описании объекта закупки не использовано описание объекта закупки, предусмотренное соответствующей позицией КТРУ.  

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением №145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, устанавливающие порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

При обозрении комиссией Брянского УФАС России КТРУ, установлено, что каталогом предусмотрены соответствующие позиции на товары, которые включены в Техническое задание документации о закупке, в частности: коньки хоккейные КТРУ 32.30.11.131-00000007,  Клюшка для хоккея c шайбой КТРУ 32.30.15.117-00000011,  комплект экипировочный вратарский для игры в хоккей с шайбой КТРУ32.30.15.117-00000021 и т.д.

Таким образом, КТРУ содержит соответствующие позиции на товары, отраженные в Приложении №2 к документации о закупке  1027600001221000002 в описании которых установлены характеристики данного товара, отражающие потребность заказчика.

Однако, заказчиком в нарушение п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением №145 не использовано описание товара, включенное в соответствующие позиции КТРУ на систему ультразвуковой визуализации универсальной, что повлекло за собой нарушение п.5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением №145, согласно которых заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

Вместе с тем, документация о закупке  за № 1027600001221000002 не содержит обоснование использование дополнительных характеристик, не предусмотренных КРТУ.

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Заказчиком МАУ «Спортивный комплекс «Стародуб» Стародубского муниципального округа Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которых  документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, поскольку документация о закупке  за № 1027600001221000002 не содержит описание товаров, которые являются эквивалентными, указанным  в документации о закупке товарным знакам.

Комиссией Брянского УФАС России установлено, что Приложение №2 к документации о закупке за № 1027600001221000002 содержит указание на конкретный товарный знак:  «Bauer» с сопровождением словами «или эквивалент».

 Вместе с тем, заказчиком в содержание документации о закупке не включены показатели  товара (максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться), которые являются  эквивалентом указанного заказчиком товарного знака  «Bauer», позволяющие определить потребность заказчика в поставляемых товарах.  

 Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования  Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Заказчиком  МАУ «Спортивный комплекс «Стародуб» Стародубского муниципального округа Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системы, в соответствии с которыми документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе, поскольку заказчиком установлено  требование к содержанию первой части заявки на участие с нарушением положений ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системы.

Предметом осуществляемой закупки является приобретение хоккейного инвентаря и экипировки.

Учитывая, что предметом осуществляемой закупки является поставка товара, следовательно заказчик должен был установить требования к содержанию  первой части заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системы:

«Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе».

Вместе с тем, пунктом 11 Приложения №2  документации о закупке  за № 1027600001221000002 установлено следующее требование к содержанию заявки на участие в электронном аукционе: «В случае предоставления эквивалента товара участник размещения заказа должен указать в заявке конкретное наименование, марку предлагаемого товара и его характеристики». 

Таким образом, заказчиком в документации о закупке установлено требование об обязательном указании  в заявке на участие в электронном аукционе  на товарный знак без сопровождения словами «при наличии», что нарушает требования законодательства РФ о контрактной системе.

  Кроме того,  в соответствии с положениями статей 1479, 1480, 1481 ГК РФ указанное обозначение является товарным знаком только в случае его государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и выдачи соответствующего свидетельства.

Исходя из положений Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации), указанный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, возникающие при разработке документов по стандартизации, в которых указываются общие характеристики объекта стандартизации (продукции), а также правила и общие принципы в отношении такой продукции.

Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), указанный закон регулирует отношения, возникающие при разработке и применении обязательных требований к продукции, процессам производства работ, оказанию услуг.

Таким образом, Закон о стандартизации и Закон о техническом регулировании не устанавливают порядок, а также обязанность регистрировать товарный знак на выпускаемую продукцию.

При этом, заказчик в документации о закупке устанавливает   требования  к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, которым должен соответствовать предлагаемый к поставке товара.

Таким образом, наличие или отсутствие на товаре товарного знака не является качественной, функциональной или технической характеристикой товара.

Участник закупки указывает в составе заявки на участие в закупке в соответствии с требованиями статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели товара, предлагаемого к поставке, его функциональные, технические и качественные характеристики, соответствующие значениям, установленным документацией о закупке.  При этом, отсутствие у товара товарного знака не свидетельствует о несоответствии товара функциональным, техническим и качественным характеристикам, установленным заказчиком в документации о закупке.

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.      

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

Решила:

 

1. Признать жалобу участника закупки ООО «Брянская юридическая компания» на действия заказчика МАУ «Спортивный комплекс «Стародуб» Стародубского муниципального округа Брянской области  при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на приобретение хоккейного инвентаря и экипировки для Ледового дворца - обособленного подразделения МАУ "СК "Стародуб" № 1027600001221000002 обоснованной. 

2.  По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика МАУ «Спортивный комплекс «Стародуб» Стародубского муниципального округа Брянской области   нарушения требований ч. 6 ст. 23, п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст. 64, ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе; п.п.4,5 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением №145.

3.  Выдать заказчику МАУ «Спортивный комплекс «Стародуб» Стародубского муниципального округа Брянской области, оператору электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ» предписание об устранении выявленных нарушений требований ч. 6 ст. 23, п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст. 64, ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе; п.п.4,5 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением №145.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель председателя комиссии                                                               «…….»

 

Члены комиссии                                                                                                  «………»

Связанные организации

Связанные организации не указаны