Решение б/н Решение по делу №032/05/5-695/2023 от 20 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 20.09.2023 года

В полном объеме решение изготовлено 20.09.2023 года

г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

заместитель руководителя,

Члены Комиссии:

 

 

ведущий специалист отдела естественных монополий и рекламы,

государственный инспектор отдела естественных монополии и рекламы,

государственный инспектор отдела естественных монополии и рекламы,

 

рассмотрев дело №032/05/5-695/2023, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (положения п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», далее по тексту Закона о рекламе, ФЗ «О рекламе») по факту распространения рекламы несоответствующей требованиям законодательства о рекламе,

в отсутствии представителя АО «Альфа-Банк» уведомленного надлежащим образом, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Брянского УФАС России поступило направленное ФАС России заявление о нарушении законодательства о рекламе при распространении рекламного ролика АО «Альфа-Банк» на телеканале «Звезда».

Из обращения следует, что в апреле 2023 года на телеканале «Звезда» распространялся рекламный ролик АО «Альфа-Банк», содержащий слово «Лучший», а именно «Альфа Банк Лучший банк для бизнеса». При этом в сноске рекламы указано, что Альфа-Банк — лучший интернет-банк для ИП без сотрудников. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года
38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе») реклама – информация,
распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена на телеканале «Звезда», адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть
добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная
реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе
недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед
находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В силу пункта 3 статьи 3 Закона о рекламе товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования является банк АО «Альфа-Банк», а также банковские услуги, реализуемые в банке. Согласно представленных видеоматериалов от ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА» и ООО «Игроник Диджитал» установлено, что в транслируемой рекламе АО «Альфа-Банк» сноска, уточняющая содержащуюся в рекламе информацию о том, что «Альфа Банк Лучший банк для бизнеса», сделана по данным Десятой волны ежегодного исследования эффективности интернет-банков для малого бизнеса «Business Internet Banking Rank-2022»*, проведенной Markswebb. По результатам проведенного исследования Альфа-Банк признан лучшим интернет-банком для ИП без сотрудников, 2022г.
АО «Альфа-Банк» указало, что рассматриваемая реклама размещалась Банком 27.02.2023-26.03.2023 и 03.04.2023-30.04.2023, слоган «Лучший банк для бизнеса» представляет собой сообщение, транслирующее полностью достоверную и фактически подтвержденную информацию о том, что Банк признан лучшим интернет-банком для ИП без сотрудников (по результатам исследования ООО «Марксвебб Ранк энд Репорт»).

Кроме того, общество полагает, что рассматриваемое рекламное сообщение представляет собой не субъективную оценку Банком своих позиций относительно других участников рынка, а результаты проведенного исследования профильного издания, повлиять на формирование которой Банк возможности не имел. За информацией о критериях и объективных подтверждениях параметров сравнения желающие могут обратиться к указанному изданию. Общество считает, что в рассматриваемой рекламе отсутствуют не соответствующие действительности сведения, а также отсутствуют признаки нарушения требований ФЗ «О рекламе». Вместе с тем, согласно пункту 29 Постановления, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

В рассматриваемой рекламе используется утверждение «Лучший банк для бизнеса», следовательно, в рассматриваемой рекламе при использовании сравнительной характеристики объекта рекламирования должно производиться указание конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. В соответствии с Большой советской энциклопедии (1969-1978 гг.), сноска - дополнительный текст (пояснение, ссылка на источник, примечание редактора и т. п.), помещаемый внизу полосы (колонки) и отделяемый от основного текста прямой линией. Сноска набирается более мелким кеглем и сопровождается значком (цифрой или звёздочкой), который идентичен значку, стоящему у поясняемой части основного текста.

В сноске под знаком «звездочка» указано: «По данным Десятой волны ежегодного исследования эффективности интернет-банков для малого бизнеса «Business Internet Banking Rank-2022»*, проведенной Markswebb.», Альфа-Банк - лучший интернет-банк для ИП без сотрудников, 2022г.» * «Рейтинг интернет-банков для бизнеса-2022». Вместе с тем, указанная сноска появляется продолжительностью менее 5 секунд, произведена мелким шрифтом, что значительно затрудняет ее для восприятия потребителем, делая необходимую в силу рекламного законодательства отметку фактически не воспринимаемой потребителем, что в рассматриваемом случае воспринимается как отсутствие обоснования подтверждения в данной рекламе. При этом, указание в сноске «По данным Десятой волны ежегодного исследования эффективности интернет-банков для малого бизнеса «Business Internet Banking Rank-2022»*, проведенной Markswebb.»» не может являться надлежащим указанием на объективность утверждения, поскольку не указан сам критерий, по которому сравнивались интернет-банки. Кроме того, данная сноска отражалась в рекламе незначительное время.

Особенности размещения рекламы (ограниченное время считывания информации, размер шрифта, которым написаны неполные существенные условия получения услуги) лишают возможности потребителей рекламы получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст, без возможности ознакомиться с указанной Банком информации о проведенном исследовании эффективности интернет-банков для малого бизнеса, в рамках которого Альфа-Банк признан лучшим интернет-банком для ИП без сотрудников, 2022г. Исходя из восприятия содержания рекламы с позиции обычного потребителя, можно сделать вывод, что реклама содержит недостоверную, вводящую в заблуждение информацию, а указанная в рекламе сноска, является отсылкой к недоступному к прочтению тексту, который должен восприниматься как неотъемлемая часть всей рекламной информации. Каких-либо сведений, которые могли бы подтвердить указанную Банком сравнительную характеристику, о том, что Альфа-Банк является Лучшим банком для бизнеса, рекламный ролик не содержит. Таким образом, в рассматриваемой рекламе отсутствует сам критерий сравнения, на основании которого АО «Альфа-Банк» признан лучшим банком для бизнеса, что нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. Согласно пунктам 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из пояснений АО «Альфа-Банк» от 07.09.2023 № НН/5241/23 следует, что общество является рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы, макет рекламного ролика не согласовался в Банке, порядок согласования, как и формат согласования в АО «Альфа-Банк» не установлен.

Письмом от 14.08.2023 № 1555 ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА» сообщило, что рассматриваемая реклама размещалась на основании агентского договора № 407-16/НРА-31/1116 от 01.11.2016, в соответствии с которым агент (ООО «Национальный рекламный альянс») обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала (ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА») юридические (заключение сделок) и иные действия по размещению рекламы в эфире телеканала НТК ЗВЕЗДА. Из анализа представленных материалов следует, что рассматриваемая реклама распространялась на телеканале «НТК ЗВЕЗДА» от имени и в интересах АО «Альфа-Банк», следовательно, ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА» является рекламораспространителем, а АО «Альфа-Банк» - рекламодателем рассматриваемой рекламы.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем
рассматриваемой рекламы является ООО «Альфа-Банк».

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области, рассмотрев материалы дела №032/05/5-695/2023, пришла к следующим выводам:

  1. Рассматриваемая информация является рекламной.

  2. Указанная информация не соответствует требованиям законодательства о рекламе ( пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» 38-ФЗ от 13.06.2006).

  3. Лицом, распространяющим данную рекламу, является АО «Альфа-Банк».

  4. Поскольку, на дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела Банк предоставлены сведения о прекращения распространения ненадлежащей рекламы на телеканале «НТК ЗВЕЗДА», Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи АО «Альфа-Банк» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, в соответствии с пунктами 42-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу услуг АО «Альфа-Банк», распространенную 27.02.2023-26.03.2023 и 03.04.2023-30.04.2023 на телеканале «НТК ЗВЕЗДА», содержащей слово «Лучший», а именно «Альфа Банк Лучший банк для бизнеса», ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание АО «Альфа-Банк» о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с представленной информацией от АО «Альфа-Банк» о нераспространении рекламной информации.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения в отношении акционерного общества «Альфа-Банк» (ОГРН 1027700067328, ИНН 7728168971) дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «20» сентября 2023г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.

 

 

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны