Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 032/01/10-536/2023 от 19 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<…>

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ 032/01/10-536/2023

                                                                                                                              г. Брянск

Резолютивная часть решения оглашена «11» декабря 2023г.

В полном объеме решение изготовлено «19» декабря 2023г.

 

Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

<…> .

В присутствии:

         <…> .

В отсутствие:

<…> ,

рассмотрев дело 032/01/10-536/2023 после объявленного 04.12.2023 перерыва в рассмотрении дела по признакам нарушения АО «Газпром газораспределение Брянск» (юридический адрес: г. Брянск, ул. Щукина, д. 54, ИНН 3234007455, КПП 325701001, ОГРН 1033265000526) п. 3 ч. 1 ст. 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  -  Закон о защите конкуренции),

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частями 1,2 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

       17.03.2023 в адрес Брянского УФАС России поступило заявление граждан Российской Федерации, вх. № 1838-ЭП/23, направленное Прокуратурой Брянской области, содержащее указание на наличие в действиях АО «Газпром газораспределение Брянск» признаков нарушения Закона о защите конкуренции, в части навязывания условий договора, невыгодных для потребителя.

В связи с выявленными признаками нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в действиях АО «Газпром газораспределение Брянск» (далее – Общество), выраженными в навязывании условий договора, невыгодных для потребителя, в части необоснованного включения в перечень работ актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг)  по ежегодному техническому обслуживанию ВДГО и (или) ВКГО, выполняемых в соответствии с графиком, работы по проверке герметичности внутреннего газопровода мыльной эмульсией (прибором) (номер позиции по прейскуранту 10.2.237), которая в соответствии с прейскурантами является работой по ремонту ВДГО и (или) ВКГО и производится Исполнителем на основании заявок Заказчика, выдано предупреждение, исх. № НС/3094/23 от 17.05.2023.

АО «Газпром газораспределение Брянск», рассмотрев предупреждение Брянского УФАС России, сообщило следующее (вх. № ОБ-23/3409 от 30.05.2023):

Необходимость выполнения АО «Газпром газораспределение Брянск» работ по проверке герметичности внутреннего газопровода мыльной эмульсией вызвана условиями договора о проведении технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и направлена на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, направленное на обеспечение безопасной поставки газа по внутридомовым сетям.

Данный вид работ соответствует Методическим рекомендациям о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденным приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 269-3/8 (далее – Методические рекомендации  N 269-3/8).

Проверка герметичности внутридомового газопровода и технологических устройств на нем (пункт 1 Приложения 3 к Методическим рекомендациям о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденным Приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 269-э/8; пункт 5 Минимального перечня выполняемых работ по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО/ВКГО, регламентированный Правилами № 410), является одной из важнейших процедур, гарантирующих герметичность и изолированность газопровода во время плановых проверок исправности системы газоснабжения.

АО «Газпром газораспределение Брянск», вх. № 3730/23 от 31.05.2023, сообщило, что в целях недопущения двоякого толкования позиций Прейскуранта по выполнению работ (оказанию услуг) Приказом от 30.05.2023 № 179 в раздел 10 были внесены изменения, и позиция проверка герметичности внутреннего газопровода мыльной эмульсией (прибором) (номер позиции по прейскуранту 10.2.237) перенесена в главу 1. Техническое обслуживание.

Как как действия АО «Газпром газораспределение Брянск» не свидетельствовали об исполнении предупреждения, издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 30.06.2023 № 209/23 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении АО «Газпром газораспределение Брянск» антимонопольного законодательства по признакам нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

        К рассмотрению дела в качестве заявителей привлечены: <…>.

        Брянским УФАС России по ходатайству Общества определением от 26.07.2023, исх. № НС/4359/2023, к рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечено Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Брянской области.

В ходе заседаний комиссии представители ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства не признали, пояснили, что действовали в рамках действующего законодательства.

Изучив представленные сведения, документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссией установлено:

В соответствие с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.2008 (далее – Правила поставки газа) наличие договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее – Договор ВДГО (ВКГО) является обязательным условием для поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

 Согласно п.п. к) п. 9 Правил поставки газа предусмотрено предоставление физическим лицом поставщику газа для заключения договора поставки копии Договора ВДГО (ВКГО).

В соответствии с п.п. б) п. 13 Правил поставки газа, отсутствие у физического лица Договора ВДГО (ВКГО) является основанием для отказа поставщика газа от заключения договора поставки газа.

Обязанность абонента обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования и своевременно заключать Договор ВДГО (ВКГО) установлена п.п. к) п. 21 Правил поставки газа.

В разделе I Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410  (далее – Правила пользования № 410) закреплены следующие понятия:

 внутридомовое газовое оборудование в домовладениях - находящиеся в пределах земельного участка, на котором расположено домовладение, газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженных углеводородных газов) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до бытового газоиспользующего оборудования, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в одно домовладение, индивидуальные баллонные установки сжиженных углеводородных газов, бытовое газоиспользующее оборудование, технические устройства на газопроводах, в том числе запорная регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений и приборы учета газа;

 внутриквартирное газовое оборудование - газопроводы многоквартирного дома, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа;

  ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования - работы по восстановлению исправности внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования или его составных частей;

 техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования - работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.

 АО «Газпром газораспределение Брянск» (юридический адрес: г. Брянск, ул. Щукина, д. 54, ИНН 3234007455, КПП 325701001, ОГРН 1033265000526) является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и (или) ВКГО.

    Брянское УФАС России осуществляет свои полномочия в соответствии с положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23 июля 2015 г. № 649/15, а именно, осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

     Во исполнение полномочий антимонопольный орган осуществляет действия, направленные на пресечение и предупреждение монополистической деятельности, в т.ч. на пресечение хозяйствующими субъектами злоупотребления доминирующим положением.

     Пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции определено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные).

      Для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

    Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

     АО «Газпром газораспределение Брянск» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на территории Брянской области в соответствии с аналитическим отчетом по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на территории Брянской области.

      Между АО «Газпром газораспределение Брянск» (далее – Исполнитель) и гражданами РФ <…> заключены договоры о техническом обслуживании и ремонте ВДГО.

     При проведении ежегодного технического обслуживания внутридомового газового оборудования Заказчика Исполнителем оформляются акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных) услуг (далее – Акты).

     Установлено, что в состав работ, указанных в Актах от 27.12.2022 (адрес выполненных работ: Брянская область, Жуковский р-н, п. Тросна, ул. Ленина, д.58), от 12.03.2022, от 15.02.2023 (адрес выполненных работ: Брянская область, Жуковский р-н, п. Тросна, ул. Вокзальная, д.32), от 21.03.2022, 20.04.2023 (адрес выполненных работ: Брянская область, Жуковский р-н, п. Тросна, ул. Вокзальная, д.31а) Исполнителем включена работа, а именно Проверка герметичности внутреннего газопровода мыльной эмульсией (прибором) (номер позиции по Прейскуранту 10.2.237).

      По мнению Общества (пояснения от 11.10.2023 б/н) данная работа Проверка герметичности соединений и отключающих устройств (приборный метод, обмыливание) входит в минимальный перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, который утвержден Правилами пользования № 410 (пункт 5).

     Приказом АО «Газпром газораспределение Брянск» от 30.05.2023 № 179 «О внесении изменений в Прейскурант на услуги АО «Газпром газораспределение Брянск» по техническому обслуживанию и ремонту объектов системы газораспределения и газопотребления, утвержденный приказом от 13.10.2022 № 310», утвержден с 31.05.2023 в новой редакции раздел 10 «Внутренние газопроводы и бытовое газовое оборудование административных, общественных непроизводственного назначения и жилых зданий» Прейскуранта на услуги АО «Газпром газораспределение Брянск» по техническому обслуживанию и ремонту объектов системы газораспределения и газопотребления (далее – Прейскурант).

     В Прейскуранте работа Проверка герметичности внутреннего газопровода мыльной эмульсией (прибором) (номер позиции по прейскуранту 10.2.237) перенесена в Главу 1. Техническое обслуживание. Цена данной работы для физических лиц согласно Прейскуранту составляет 365 рублей. В 2022 году стоимость данной работы в соответствии с прейскурантом, утвержденным Приказом АО «Газпром газораспределение Брянск» от 18.10.2021 № 268, составляла 330 рублей. 

         На даты оформления и подписания  Актов действовали Методические рекомендации N 269-э/8.

         В соответствии с п. 19 Методических рекомендаций N 269-э/8 при расчете затрат на оплату труда основных (производственных) работников, учитываемых при расчете тарифов на услуги по техническому обслуживанию внутриквартирного и внутридомового газового оборудования, рекомендуется использовать следующие показатели:

- состав исполнителей отдельных видов работ;

- часовые ставки оплаты труда работников;

- нормы времени на выполнение отдельных видов работ.

       Состав и разряды исполнителей при оказании услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования не рекомендуется определять ниже, а нормы времени выше приведенных в приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

       В приложении № 3 к Методическим рекомендациям N 269-э/8 установлен рекомендуемый Перечень работ, состав исполнителей и трудозатраты по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (далее – Перечень). Спорная работа Проверка герметичности внутреннего газопровода мыльной эмульсией (прибором) (номер позиции по Прейскуранту 10.2.237) не значится в Перечне отдельной работой.

       Вышеуказанная работа входит в состав работы Техническое обслуживание внутридомового газопровода в домовладении (пункт 5 Перечня).

       Данный вывод подтверждается письмом Государственной жилищной инспекции Брянской области от 20.09.2023, вх. № 6246-ЭП/23, представленным в ответ на запрос Брянского УФАС России от 30.08.2023, исх. № 5100/2023.

        По мнению Государственной жилищной инспекции Брянской области стоимость технического обслуживания газового оборудования определяется в соответствии с Прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем АО «Газпром газораспределение Брянск», разработанными в соответствии с Методическими рекомендациями № 269-э/8.

На сайте АО «Газпром газораспределение Брянск» размещена документация, регламентирующая проведение технологических операций, входящих в состав работ (услуг) по техническому обслуживанию ВДГО/ВКГО (далее – Документация), Прейскурант, договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме.

Согласно Документации в услугу «Техническое обслуживание внутридомового газопровода в жилом доме» включены следующие виды работ:

1.Проверка наличия свободного доступа к открыто проложенным газопроводам.

2.Обход и осмотр трассы подземных газопроводов. Проверка герметичности подземного газопровода визуальным методом (по наличию характерных признаков)

  1. Проверка        состояния окраски и креплений газопровода, наличия и целостности футляров и их уплотнений в местах прокладки газопроводов через конструкции зданий.
  2. Проверка        плавности и легкости вращения кранов, установленных на газопроводе, надежности фиксирования его в положении «закрыто».
  3. Разборка, смазка и сборка кранов (если это предусмотрено документацией изготовителя).
  4. Проверка       герметичности соединений прибором или пенообразующим раствором.
  5. Инструктаж потребителей газа по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.

8.Оформление результатов работ.

Согласно представленным Актам, одной из работ указана «Проверка герметичности внутреннего газопровода мыльной эмульсией», которая в свою очередь входит в состав услуги «Техническое обслуживание внутридомового газопровода в жилом доме».

Акты не содержат иных работ (услуг) по техническому обслуживанию внутридомового газопровода в жилом доме.

Государственная жилищная инспекция Брянской области делает вывод о некорректности отражения оказываемой услуги.

          В материалы дела № 032/01/10-536/2023 АО «Газпром газораспределение Брянск» письмом от 12.09.2023, исх. № ОБ-13/5933, представлен хронометраж работы Проверка герметичности внутреннего газопровода мыльной эмульсией (прибором), проведенный 11.09.2023 слесарем по эксплуатации и ремонту газового оборудования <…> (далее – Хронометраж). Согласно Хронометражу проводились работы:

 

№ п/п

Описание работ

Трудозатраты, мин.

1

Проверка наличия блуждающих токов на газопроводе

1

2

Проверка соответствия прокладки газопровода проектной документации.

1

3

Проверка наличия свободного доступа к открыто проложенным газопроводам.

1

4

Проверка состояния окраски и креплений газопровода, наличия и целостности футляров в местах прокладки газопроводов через конструкции зданий.

3

5

Проверка плавности и легкости вращения кранов, установленных на газопроводе, надежности фиксирования его в положении "закрыто"

3

6

Разборка, смазка и сборка кранов, не обеспечивающих герметичности и плавности хода (2 штуки)

13

7

Проверка герметичности разъемных соединений прибором или пенообразующим раствором.

3

8

Убрать следы мыльной эмульсии

1

9

Проинструктировать абонента

2

10

Оформить договор, акт выполненных работ, сделать запись в паспорте на газовое оборудование

2

 

Итого в минутах

30

 

в часах

0,50

          Согласно Хронометражу фактические трудозатраты при выполнении работы Проверка герметичности разъемных соединений прибором или пенообразующим раствором составляют 3 минуты. Данная работа входит в состав комплекса работ с общими трудозатратами (нормы времени) 0,5 чел.-час (30 чел.-мин.).

          В Хронометраже содержатся и иные работы, в том числе Проверка наличия блуждающих токов на газопроводе; Разборка, смазка и сборка кранов, не обеспечивающих  герметичности и плавности хода. В Актах иные работы отдельными строками не значатся.

          Кроме того, в Главе 1 Прейскуранта указаны отдельные работы:

- смазка газового крана диаметром до 15 мм кранов (номер позиции по Прейскуранту 10.2.221.1) – стоимость для физических лиц 130 рублей;

- смазка газового крана диаметром до 25-40 мм кранов (номер позиции по Прейскуранту 10.2.221.2) – стоимость для физических лиц 165 рублей;

- смазка газового крана диаметром 50 мм кранов (номер позиции по Прейскуранту 10.2.221.3) – стоимость для физических лиц 230 рублей.

Включение в Прейскурант данных работ отдельными строками подтверждает разделение АО «Газпром газораспределение Брянск» комплекса работ по Техническому обслуживанию внутридомового газопровода в домовладении на отдельные работы и установление отдельной стоимости для каждой из них.

Таким образом, АО «Газпром газораспределение Брянск» при расчете стоимости работы Проверка герметичности внутреннего газопровода мыльной эмульсией (прибором) (номер позиции по Прейскуранту 10.2.237) учитывало не фактические трудозатраты - 3 минуты (3 чел.-мин.), а трудозатраты по комплексу работ - 0,5 чел.-час (30 чел.-мин.), что в 10 раз больше.

АО «Газпром газораспределение Брянск» письмом от 12.09.2023, исх. № ОБ-13/5933, представило расшифровку экономических показателей, учитываемых при формировании цены Прейскуранта (приложения 1,2,3). При формировании стоимости работы Проверка герметичности внутреннего газопровода мыльной эмульсией (прибором) (номер позиции по Прейскуранту 10.2.237) в 2021, 2022, 2023 гг. Общество учитывало трудозатраты в размере 0,5 чел.-час. Данный показатель совпадает с трудозатратами по комплексу работ.

          В пункте 5 Перечня Методических рекомендаций N 269-э/8 при осуществлении Технического обслуживания внутридомового газопровода в домовладении указаны трудозатраты 0,21 чел.-час. В Документации, размещенной на официальном сайте АО «Газпром газораспределение Брянск», при осуществлении Технического обслуживания внутридомового газопровода в жилом доме указаны трудозатраты 0,31 чел.-час.

          Таким образом, трудозатраты при формировании стоимости работы учитываются в большем размере, чем регламентированные Документацией Общества и рекомендованные Методическими рекомендациями N 269-э/8.

          Согласно пункту 19 Методических рекомендаций N 269-э/8 при расчете затрат на оплату труда основных (производственных) работников, учитываемых при расчете тарифов на услуги по техническому обслуживанию внутриквартирного и внутридомового газового оборудования, учитываются нормы времени на выполнение отдельных видов работ.

          Увеличение трудозатрат (норм времени) приводит к увеличению экономических показателей, учитываемых при формировании цены Прейскуранта: фонда оплаты труда, страховых взносов, общепроизводственных и общехозяйственных расходов и, как следствие, к увеличению  конечной стоимости работы.

           Кроме того, довод Общества об увеличении процента общепроизводственных и общехозяйственных расходов для позиции 10.2.237 в связи с продолжением работы по закупке течеискателей (приложения 1,2 к письму  АО «Газпром газораспределение Брянск» от 12.09.2023, исх. № ОБ-13/5933) не нашел своего подтверждения. Документального подтверждения, что закупленные течеискатели используются исключительно для технического обслуживания, в материалы дела не представлены.

          С 01.09.2023 действуют Методические указания по расчету размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме, утвержденные Приказом Минстроя России от 29.05.2023 N 387/пр (далее - Методические указания N 387/пр).

         Согласно пояснениям представителя Общества Прейскурант, утвержденный  Приказом АО «Газпром газораспределение Брянск» от 30.05.2023 № 179 «О внесении изменений в Прейскурант на услуги АО «Газпром газораспределение Брянск» по техническому обслуживанию и ремонту объектов системы газораспределения и газопотребления, утвержденный приказом от 13.10.2022 № 310», действует для всех потребителей до 01.01.2024 года.

         С 01.01.2024 года для всех потребителей действует новый прейскурант, утвержденный Приказом Общества от 12.09.2023 № 325 «Об утверждении Прейскуранта на услуги АО «Газпром газораспределение Брянск» по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме», рассчитанный в соответствии с требованиями Методических указаний N 387/пр (далее – Новый Прейскурант).

           Работа Проверка герметичности внутреннего газопровода мыльной эмульсией (прибором) в Новом Прейскуранте отсутствует. В Новый Прейскурант внесена работа Техническое обслуживание внутридомового газопровода в жилом доме со стоимостью для физических лиц в 2024 году – 185 рублей, в 2025 году – 193,20 рублей, в 2026 году – 201,70 рублей.

           Причем в соответствии с приложением 2 к письму АО «Газпром газораспределение Брянск» от 22.09.2023 исх. № 06-13/6181 нормы времени для данной работы учитываются в размере 0,21 чел.-час.

          Таким образом, АО «Газпром газораспределение Брянск» навязывает потребителям невыгодные условия договора в части определения оплаты за работу Проверка герметичности внутреннего газопровода мыльной эмульсией (прибором) (номер позиции по Прейскуранту 10.2.237), входящей в состав комплекса работ по Техническому обслуживанию внутридомового газопровода в домовладении, как за весь комплекс работ. Дополнительно к увеличению стоимости работы привело увеличение трудозатрат. Данная оплата, определенная Обществом, исходя из завышенных трудозатрат, как за весь комплекс работ, является для потребителей невыгодной, т.к. приводит к необоснованным дополнительным расходам.

При рассмотрении дела № 032/01/10-536/2023 заявитель Полякова В.А. сообщила о ненадлежащем качестве оказываемых Обществом услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.

Решение данного вопроса не является компетенцией антимонопольных органов.

Брянским УФАС России, исх. НС/6949/23 от 20.11.2023, лицам участвующим в деле направлено заключение об обстоятельствах дела № 032/01/10-536/2023 о нарушении антимонопольного законодательства.

    В Брянское УФАС России поступили возражения на заключение Комиссии Брянского УФАС России об обстоятельствах дела  № 032/01/10-536/2023, вх. № 8247/23 от 04.12.2023 и ходатайство о приобщении материалов по делу № 032/01/10-536/2023, вх. № 8248/23 от 04.12.2023.

     Ходатайство, вх. № 8248/23 от 04.12.2023, Комиссия Брянского УФАС России удовлетворила, материалы приобщены к материалам дела № 032/01/10-536/2023.

1.Довод АО «Газпром газораспределение Брянск», об отсутствии у Государственной жилищной инспекции Брянской области полномочий представлять заключения о правомерности включения в акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) по договорам о техническом обслуживании и ремонту внутридомового газового оборудования для физических лиц (частное домовладение) отдельной работой работу «Проверка герметичности внутреннего газопровода мыльной эмульсией (прибором)», Комиссия не принимает, в силу следующего:

Порядок и условия исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), права и обязанности сторон при исполнении указанных договоров определен Главой IV Правил пользования № 410.

В соответствии с п.89 Правил пользования № 410 контроль за соблюдением положений настоящих Правил осуществляется органами жилищного надзора (контроля).

Данная позиция подтверждается письмом, исх. № 234-1200 от 08.08.2023, Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Брянской области на определение Брянского УФАС России от 26.07.2023, исх. № НС/4359/23:

Порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутреннего и (или) внутриквартирного газового оборудования определен Правилами пользования № 410, в соответствии с п.89 которых, контроль за соблюдением положений настоящих Правил осуществляется органами жилищного надзора (контроля).

Включение в акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) по договорам о техническом обслуживании и ремонту внутридомового газового оборудования отдельных работ, т.е. выполнение отдельных работ при осуществлении технического обслуживания и ремонта внутреннего и (или) внутриквартирного газового оборудования, является исполнением договора о техническом обслуживании и ремонте внутреннего и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Таким образом, в соответствии с п.89 Правил пользования № 410 у Государственной жилищной инспекции Брянской области имеются полномочия представлять заключения о правомерности включения в акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) по договорам о техническом обслуживании и ремонту внутридомового газового оборудования для физических лиц (частное домовладение) отдельной работой работу «Проверка герметичности внутреннего газопровода мыльной эмульсией (прибором)».

       2.Довод АО «Газпром газораспределение Брянск», что Брянское УФАС России не обращалось в Федеральную антимонопольную службу о получении разъяснений о применении Методических рекомендаций № 269-э/8, а также не привлекало к рассмотрению дела специалиста, обладающего специального познаниями, в области разработки и применения позиций Прейкуранта, Комиссия не принимает, в силу следующего:

       В соответствии с пп.а) п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 269-3/8 утверждены методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования - Методические рекомендации N 269-3/8.

        В соответствии с п.3(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службы» Федеральной антимонопольной службе разрешено в пределах полномочий, закрепленных за ней соответствующими актами, определяющими ее статус, вносить в установленном порядке изменения в принятые ранее решения Федеральной службы по тарифам, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и упраздненных федеральных органов исполнительной власти по вопросам, правовое регулирование которых передано Федеральной антимонопольной службе, а также при необходимости признавать их утратившими силу. (п. 3(1) введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2015 N 1305).             

        Брянское УФАС России осуществляет свои полномочия в соответствии с положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23 июля 2015 г. № 649/15 (далее – Приказ № 649/15), а именно, осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности 2023-8804 субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

       Во исполнение полномочий территориальный антимонопольный орган осуществляет действия, направленные на пресечение и предупреждение монополистической деятельности, в т.ч. на пресечение хозяйствующими субъектами злоупотребления доминирующим положением. В соответствии с п. 7.1 Приказа № 649/15 территориальный орган имеет право рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимать по ним решения и давать обязательные для исполнения предписания в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

       В соответствии с пунктом 3.13 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. № 339 заявление, материалы, указывающие на то, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории двух и более субъектов Российской Федерации, направляются соответствующими территориальными органами в ФАС России для решения вопроса о рассмотрении этого заявления, материалов, уведомив об этом заявителя.

      Таким образом, заявление, материалы направляются территориальными органами в Федеральную антимонопольную службу в случае совершения нарушения антимонопольного законодательства на территории двух и более субъектов Российской Федерации.    

       Материалы дела № 032/01/10-536/2023 не содержат подтверждение того, что нарушение АО «Газпром газораспределение Брянск» совершено на территории двух и более субъектов Российской Федерации.

        В соответствии с разъяснением Федеральной антимонопольной службы от 17.06.2021, исх. № ЦА/49492/21, по вопросу определения стоимости услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, рассмотрение жалоб по признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке услуг по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО на территории Брянской области находится в компетенции Брянского УФАС России.

        Таким образом, Брянское УФАС России рассматривало дело № 032/01/10-536/2023 во исполнение имеющихся у территориального органа полномочий.       

       3. Довод АО «Газпром газораспределение Брянск», что работа «Проверка герметичности внутреннего газопровода мыльной эмульсией (прибором)» (позиция №1 Перечня) не может входить в состав работы «Техническое обслуживание внутридомового газопровода в домовладении» (позиция № 5 Перечня), т.к. это не соответствует Методическим рекомендациям № 269-э/8, в которых работа «Проверка герметичности внутридомового газопровода и технологических устройств на нем при количестве приборов на одном стояке (за один стояк)» выделен отдельной позицией, Комиссия не принимает, в силу следующего:

       В позиции 1 Перечня Методических рекомендациям № 269-э/8 значится отдельной работой работа Проверка герметичности внутридомового  газопровода и технологических устройств на нем при количестве приборов на одном стояке (за один стояк). Данная работа проводится при техническом обслуживании ВДГО многоквартирного дома по договору, заключенному с юридическим лицом. В Методических рекомендациям № 269-э/8 определен следующий состав работ для данной работы:

-Перекрытие кранов на опуске перед приборами и на стояке, проведение опрессовки давлением 500 мм. вод. ст. стояков и газопроводов-вводов в помещении.

-Прибором или пенообразующим раствором определение места утечки и устранение их.

-Открытие кранов на опуске перед приборами и на стояке.

-Продувка газопровода газом.

-Открытие кранов перед газовыми приборами, розжиг всех горелок.

-Закрытие кранов газовых приборов.

-Оформление результатов работ.

        В позиции 5 Перечня Методических рекомендациям № 269-э/8 значится отдельной работой работа Техническое обслуживание внутридомового газопровода  в домовладении. Данная работа проводится при техническом обслуживании ВДГО частного домовладения по договору, заключенному с физическим лицом. В Методических рекомендациям № 269-э/8 определен следующий состав работ для данной работы:

-Проверка соответствия прокладки газопровода проектной документации.

-Проверка наличия свободного доступа к открыто проложенным газопроводам.

-Проверка состояния окраски и креплений газопровода, наличия и целостности футляров в местах прокладки газопроводов через конструкции зданий.

-Проверка плавности и легкости вращения кранов, установленных на газопроводе, надежности фиксирования его в положении "закрыто".

-Разборка, смазка и сборка кранов, не обеспечивающих герметичности и плавности хода.

-Проверка герметичности разъемных соединений прибором или пенообразующим раствором.

-Оформление результатов работ.

     Таким образом, составы работ различны, различны Заказчики.

     В соответствии с вышеизложенным, работа Проверка герметичности внутреннего газопровода мыльной эмульсией (прибором)  не  является работой Проверка герметичности внутридомового  газопровода и технологических устройств на нем при количестве приборов на одном стояке (за один стояк) (п.1 Перечня), проводимой для юридических лиц.

     Спорная работа Проверка герметичности внутреннего газопровода мыльной эмульсией (прибором) (номер позиции по Прейскуранту 10.2.237) не значится в Перечне отдельной работой.

      Вышеуказанная работа входит в состав работы Техническое обслуживание внутридомового газопровода в домовладении (пункт 5 Перечня), проводимой для физических лиц.

      Заявители: <…> являются физическими лицами, владельцами частных домовладений.

      4. Довод АО «Газпром газораспределение Брянск», что ссылка в Заключении на Документацию, размещенную на сайте Общества, а также сравнение действующего Прейскуранта и Прейскуранта, утвержденного на 2024 год является необоснованным, противоречащим требованиям законодательства, Комиссия не принимает, в силу следующего:

      АО «Газпром газораспределение Брянск» сообщает, что Приказом Минстроя России от 29.05.2023 № 388/пр (далее – Приказ № 388/пр) утверждены типовые формы договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме.

      Общество утверждает, что согласно условиям типового договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, договора на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, утвержденных Приказом № 388/пр, Общество обязано обеспечить Заказчику возможность ознакомиться с документацией, регламентирующей проведение технологических операций, входящих в состав работ (услуг) по техническому обслуживанию ВКГО.

      Во исполнение Обществом разработана и размещена на официальном сайте Документация на основании служебной записки от 01.09.2023 № ВН-907.

      Однако в п. 3.4.6 формы договора № 4 «Договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (форма № 4), утвержденной приказом Общества от 12.04.2021 № 96, Общество обязано обеспечивать Заказчику возможность ознакомиться с нормативно-технической документацией, регламентирующей проведение технологических операций, входящих в состав работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО (дополнение к объяснению по делу № 032/01/10-536/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, вх. 5717/23 от 28.08.2023).

     Таким образом, обязанность Общества по ознакомлению Заказчиков с Документацией регламентирована в договорах о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, заключенных до 01.09.2023.

      В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 18.03.2023 N 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – Закон N 71-ФЗ) договоры о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования, заключенные собственниками жилых домов со специализированными организациями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до их прекращения или расторжения.

      В соответствии с п.2 ст.3 Закона N 71-ФЗ договоры о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, заключенные с собственниками жилых домов, которыми являются заявители: <…> , действуют до их прекращения – с 2022 до 2025 года, т.е. как до 01.09.2023, так и после данной даты. Весь период действия договоров Заказчики имею право ознакомиться с Документацией, следовательно, Документация должна размещаться на сайте в свободном доступе весь период действия договоров, а не после 01.09.2023.

      На официальном сайте Общества Документация размещена в одном варианте без указания периода действия, следовательно, является действующей на весь период действия договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

      В Методических рекомендациям № 269-э/8 и в Методических указаниях N 387/пр, действующих с 01.09.2023, содержится отдельная работа Техническое обслуживание внутридомового газопровода в жилом доме/домовладении:

     

Методические рекомендации № 269-э/8

Методические указания N 387/пр

Техническое обслуживание внутридомового газопровода в домовладении (п.5 Перечня)

 

Состав работ:

Проверка соответствия прокладки газопровода проектной документации.

Проверка наличия свободного доступа к открыто проложенным газопроводам.

 

Проверка состояния окраски и креплений газопровода, наличия и целостности футляров в местах прокладки газопроводов через конструкции зданий.

 

Проверка плавности и легкости вращения кранов, установленных на газопроводе, надежности фиксирования его в положении "закрыто".

 

Разборка, смазка и сборка кранов, не обеспечивающих герметичности и плавности хода.

 

Проверка герметичности разъемных соединений прибором или пенообразующим раствором.

 

Оформление результатов работ.

Техническое обслуживание внутридомового газопровода в жилом доме (п.24 Перечня)

Состав работ:

 

Проверка наличия свободного доступа к открыто проложенным газопроводам.

Проверка состояния окраски и креплений газопровода, наличия и целостности футляров в местах прокладки газопроводов через конструкции зданий.

Проверка плавности и легкости вращения кранов, установленных на газопроводе, надежности фиксирования его в положении "закрыто".

Разборка, смазка и сборка кранов, не обеспечивающих герметичности и плавности хода.

Проверка герметичности разъемных соединений прибором или пенообразующим раствором.

Оформление результатов работ.

Нормы времени, чел.-час.

0,21

Нормы времени, чел.-час.

0,21

        Таким образом, технологические операции, входящие в состав работ(услуг) по техническому обслуживанию ВДГО/ВКГО, регламентированные Методическими рекомендациями № 269-э/8 и в Методическими указаниями N 387/пр, совпадают.

         Данные технологические операции совпадают с технологическими операциями, входящими в состав работ (услуг) по техническому обслуживанию ВДГО/ВКГО Документации:

1)Проверка наличия свободного доступа к открыто проложенным газопроводам.

2)Обход и осмотр трассы подземных газопроводов. Проверка герметичности подземного газопровода визуальным методом (по наличию характерных признаков)

3)Проверка         состояния окраски и креплений газопровода, наличия и целостности футляров и их уплотнений в местах прокладки газопроводов через конструкции зданий.

4)Проверка         плавности и легкости вращения кранов, установленных на газопроводе, надежности фиксирования его в положении «закрыто».

5)Разборка, смазка и сборка кранов (если это предусмотрено документацией изготовителя).

6)Проверка        герметичности соединений прибором или пенообразующим раствором.

7)Инструктаж потребителей газа по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.

8)Оформление результатов работ.

АО «Газпром газораспределение Брянск» в возражениях на Заключение об обстоятельствах дела не поясняет, каким образом сравнение действующего Прейскуранта и Прейскуранта, утвержденного на 2024 год является неправомерным.

          Ссылка АО «Газпром газораспределение Брянск» на Производственную инструкцию «Техническое обслуживание газопроводов жилых одноквартирных и многоквартирных домов, общественных зданий» № 101 является необоснованной, так как данная инструкция регламентирует техническое обслуживание газопроводов жилых одноквартирных и многоэтажных домов, общественных зданий, в то время как работы, указанных в Актах проводились в частных домовладениях.

          5.Довод АО «Газпром газораспределение Брянск» о несогласии Общества с выводом Брянского УФАС России о включении в Прейскурант нижеприведенных работ отдельными строками подтверждает разделение комплекса работ по Техническому обслуживанию внутридомового газопровода в домовладении на отдельные работы, Комиссия не принимает, в силу следующего:

          Работы:

- смазка газового крана диаметром до 15 мм кранов (номер позиции по Прейскуранту 10.2.221.1) – стоимость для физических лиц 130 рублей;

- смазка газового крана диаметром до 25-40 мм кранов (номер позиции по Прейскуранту 10.2.221.2) – стоимость для физических лиц 165 рублей;

- смазка газового крана диаметром 50 мм кранов (номер позиции по Прейскуранту 10.2.221.3) – стоимость для физических лиц 230 рублей

         значатся только в Главе 1 Прейскуранта, утвержденного  Приказом АО «Газпром газораспределение Брянск» от 30.05.2023 № 179 «О внесении изменений в Прейскурант на услуги АО «Газпром газораспределение Брянск» по техническому обслуживанию и ремонту объектов системы газораспределения и газопотребления, утвержденный приказом от 13.10.2022 № 310». В Главе 2 данного Прейскуранта Ремонт по заявкам данные работы отсутствуют.

        Таким образом, вывод Брянского УФАС России о включении в Прейскурант нижеприведенных работ отдельными строками, что подтверждает разделение комплекса работ по Техническому обслуживанию внутридомового газопровода в домовладении на отдельные работы правомерен.

        Учитывая совокупность имеющихся доказательств, Комиссия Брянского УФАС России пришла к выводу, что действия АО «Газпром газораспределение Брянск» являются нарушением требования п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в ущемлении интересов неопределенного круга потребителей в части определения оплаты за работу Проверка герметичности внутреннего газопровода мыльной эмульсией (прибором) (номер позиции по Прейскуранту 10.2.237), входящей в состав комплекса работ по Техническому обслуживанию внутридомового газопровода в домовладении, как за весь комплекс работ.

       Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частями 1,2 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать АО «Газпром газораспределение Брянск» (юридический адрес: г. Брянск, ул. Щукина, д. 54, ИНН 3234007455, КПП 325701001, ОГРН 1033265000526) нарушившим требования п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в ущемлении интересов неопределенного круга потребителей в части определения оплаты за работу Проверка герметичности внутреннего газопровода мыльной эмульсией (прибором) (номер позиции по Прейскуранту 10.2.237), входящей в состав комплекса работ по Техническому обслуживанию внутридомового газопровода в домовладении, как за весь комплекс работ.

2. АО «Газпром газораспределение Брянск» (юридический адрес: г. Брянск, ул. Щукина, д. 54, ИНН 3234007455, КПП 325701001, ОГРН 1033265000526) выдать предписание о прекращении нарушения требования п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в ущемлении интересов неопределенного круга потребителей в части определения оплаты за работу Проверка герметичности внутреннего газопровода мыльной эмульсией (прибором) (номер позиции по Прейскуранту 10.2.237), входящей в состав комплекса работ по Техническому обслуживанию внутридомового газопровода в домовладении, как за весь комплекс работ, путем приведения стоимости указанной работы для всех Заказчиков до начала действия Нового Прейскуранта в соответствии с действующим законодательством и с решением Брянского УФАС России по делу № 032/01/10-536/2023.

 3. Направить материалы дела № 032/01/10-536/2023 должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии:                                                                          <…>

 

 

Члены комиссии:                                                                                               <…>

 

                                                                                                                            

                                                                                                                   

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны