Решение б/н Решение по делу № 032/06/54.3-1088/2020 о нарушении требован... от 15 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Публичное акционерное общество «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ»

«………»

 

ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Брянской области»

«………»

 

АО «Сбербанк-АСТ»

«…………»

 

 

Решение по делу № 032/06/54.3-1088/2020

о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

«15» сентября 2020 года                                                                                    г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Заместителя председателя комиссии: «……..»

Членов Комиссии: «……..»

в присутствии:

«……..» .- представителя  ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Брянской области», действующей на основании доверенности № 22 от 15.09.2020 года,

в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы представителей заявителя ПАО «САК «Энергогарант»,

рассмотрев поступившую жалобу ПАО «САК «Энергогарант» на действия заказчика ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Брянской области» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств за № 0827100000420000055  и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установила следующее:

22.08.2020 года в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств за № 0827100000420000055, а также конкурсная документация.  

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 830 707,68 рублей.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме за № 0827100000420000055 на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Заявитель ПАО «САК «Энергогарант» считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, сформировавшего документацию открытого конкурса в электронной форме за № 0827100000420000055 с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно, по мнению заявителя Заказчиком нарушены требования  ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе при  установлении порядка оценки заявок по критерию «Квалификация участников открытого конкурса в электронной форме», с учетом которого представляется возможным до проведения процедуры оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме определить победителя закупки поскольку сведения по всем 4 показателям являются публичными и общедоступными.

До рассмотрения жалобы по существу в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Брянской области»  (вх. 7870 от 11.09.2020 года).

Изучив представленные документы, заслушав представителей Заказчика, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

1. Заказчиком   ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Брянской области» при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены требования п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом, п.1 ч.1 ст. 32 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации при установлении в  документации открытого конкурса в электронной форме критериев оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме.

            Предметом осуществляемой закупки является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

            В силу ч.8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Постановление Правительства РФ  от 28.11.2013 N 1085).

Согласно п. 4 Постановлению в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил;

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Таким образом, Правилами предусмотрена возможность выбора из пяти показателей нестоимостного критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Выбор показателей, раскрывающих содержание нестоимостных критериев оценки, принадлежит заказчику. Следовательно, заказчик может по своему усмотрению включить в конкурсную документацию такие показатели нестоимостных критериев оценки заявок, которые отвечают его потребностям и необходимы для определения возможностей потенциальных исполнителей с целью исполнения заключаемого по результатам проведения конкурса контракта (с учетом особенностей закупки), а также выбора наилучшего предложения.

Согласно пункту 9.8 конкурсной документации за № 0827100000420000055 оценка заявок осуществляется на основании следующих критериев с установленной величиной значимости:

- Цена контракта – значимость критерия 60%

- Квалификация участника закупки (значимость критериев - 40 %).

Квалификация участников закупки оценивается по следующим показателям с установленной величиной значимости:

а) Наличие финансовых ресурсов. Отношение фактического размера маржи платежеспособности к нормативному на 31.12.2019г. Величина значимости показателя составляет 20 %, коэффициент значимости показателя КЗПМП – 0,20;

б) Наличие финансовых ресурсов. Сведения о рентабельности собственного капитала участника открытого конкурса. Величина значимости показателя составляет 25 %, коэффициент значимости показателя КЗПрск – 0,25;

в) Наличие опыта работы, связанного с предметом контракта. Количество заключенных договоров ОСАГО. Величина значимости показателя составляет 25 %, коэффициент значимости показателя КЗПор – 0,25;

г) Деловая репутация. Сведения о доле отказов по предмету закупки. Величина значимости показателя составляет 30 %, коэффициент значимости показателя КЗПотк – 0,30.

При этом, заказчиком, в конкурсной документации установлены формулы для расчета количества баллов, присуждаемых по каждому показателю оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки».

Так, по показателям оценки заявок: наличие финансовых ресурсов. Отношение фактического размера маржи платежеспособности к нормативному на 31.12.2019г.; наличие финансовых ресурсов. Сведения о рентабельности собственного капитала участника открытого конкурса; наличие опыта работы, связанного с предметом контракта. Количество заключенных договоров ОСАГО заказчиком определено, что лучшим условием исполнения контракта по данным показателям критерия оценки «Квалификация участников закупки» является наибольшее значение критерия оценки. При этом,  установленная формула  расчета по каждому показателю соответствует пункту 23 Постановления Правительства РФ  от 28.11.2013 N 1085.

По показателю  оценки заявок «Деловая репутация. Сведения о доле отказов по предмету закупки» заказчиком определено, что лучшим условием исполнения контракта является наименьшее значение критерия оценки (показателя), при этом заказчиком установленная формула  соответствует пункту 22 Постановления Правительства РФ  от 28.11.2013 N 1085.

Таким образом, заказчиком в конкурсной документации установлены формулы для расчета количества баллов, присуждаемых по каждому показателю оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки», соответствующие требованиям законодательства РФ о контрактной системе.

Выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика, при отсутствии ограничения круга участников, является одной из основных задач законодательства РФ о контрактной системе, который не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию требования к объекту/условиям закупки, которые являются для него значимыми.

В рассматриваемом случае, установление Заказчиком в конкурсной документации критериев о наличии у участника конкурса (Страховщика) финансовых ресурсов, опыта работы, деловой репутации не ставит в неравные условия участников конкурса, а направлено по своему характеру на раскрытие содержания соответствующего критерия, не противоречит положениям пунктов 27, 28 Постановления Правительства РФ  от 28.11.2013 N 1085 и статье 54.3 Закона о контрактной системе.

Требования, установленные Заказчиком в конкурсной документации, порядок оценки по установленным критериям, в равной степени относятся ко всем участникам закупки и отражают их квалификацию, в том числе финансовую устойчивость, направлены на выявление участников, обладающих квалификацией для страхования имущества заказчика.

            При этом, хотелось бы отметить, что заранее знать  какие именно страховые организации примут участие в открытом конкурсе в электронной форме не представляется возможным.

Так, на момент рассмотрения жалобы на участие в открытом конкурсе в электронной форме за № 0827100000420000055 подано 4 заявки, рассмотрение и оценка первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме еще не состоялась и определить перечень страховых организаций, участвующих в рассматриваемой закупки невозможно.

Таким образом, Комиссия Брянского УФАС России не может согласиться в доводом  Заявителя относительно  того, что установленный порядок оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме позволит получить максимальное количество баллов конкретной страховой организации, ввиду следующего:

во-первых: заказчиком в конкурсную документацию включены  формулы для расчета количества баллов, присуждаемых по каждому подкритерию оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки», следовательно, рейтинг каждой заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме будет зависеть от перечня и количества участников закупки, подавших заявки;

во- вторых: Заявителем при направлении жалобы на действия заказчика ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Брянской области» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств за № 0827100000420000055 приведена сравнительная таблица по 8 страховым организациям, вместе с тем, данный список страховых организаций не является закрытым, страховых организаций в несколько раз больше, чем отражено в сравнительной таблице Заявителя и следовательно сделать вывод, что конкретной страховой организации предоставлены какие-либо преимущества не представляется возможным.

Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах довод Заявителя не находит своего подтверждения. 

            2. Заказчиком   ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Брянской области» при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 4 ст. 54.2 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, поскольку  Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений в единой информационной системе до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, ч. 6 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, поскольку заказчиком размещены изменения в извещение и конкурсную документацию с нарушением установленного срока, так:

            На заседании Комиссии Управления установлено, что 26.08.2020 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсная документация. При этом, данными документами дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме определены  «14» сентября 2020  8:00

Исходя из информации, размещенной в ЕИС Заказчиком, 10.09.2020 года размещены изменения в извещение и конкурсную документацию, в то время как, последний срок внесения изменений наступал не позднее 08.09.2020 года.

В рамках рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснил, что решение о внесение изменений в извещение и  конкурсную документацию было принято Заказчиком 26.08.2020 года, следовательно, срок размещения внесенных изменений в содержание извещения и конкурсной документации наступал не позднее 27.08.2020 года.

Вместе с тем, указанные изменения в содержание извещения и конкурсной документации размещен заказчиком в ЕИС только 10.09.2020 года.

В рамках рассмотрения жалобы представитель заказчика пояснил, что заказчиком нарушение срока опубликования внесенных изменений связано с  техническими проблемами в ЕИС.  

Комиссия Брянского УФАС России приняла решение признать выявленное нарушение не повлиявшим на итоги осуществляемой закупки, поскольку, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме определены заказчиком как  «25» сентября 2020  8:00, что с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме данный срок составляет десять рабочих дней.

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4  статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

Решила:

 

1.         Признать жалобу ПАО «САК «Энергогарант» на действия заказчика ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Брянской области» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств за № 0827100000420000055  необоснованной.

2.         По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Брянской области» нарушение положений ч.4 ст. 54.2, ч. 6 ст. 54.3 Закона о контрактной системе. Поскольку выявленные нарушения признаны не повлиявшими на итоги осуществляемой закупки, то принято решение предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

3.         Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Заместитель председателя комиссии                                                  «……..»

 

Члены  комиссии                                                                                          «……..»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны