Решение б/н Решение по делу № 032/06/106-118/2023 о нарушении требований... от 21 февраля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ООО «Дом»
«………»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Погарская средняя общеобразовательная школа №2»
«……..»
Управление государственных закупок Брянской области
«………»
ООО «РТС – Тендер»
«……….»
Решение по делу № 032/06/106-118/2023
о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе
резолютивная часть решения оглашена
20.02.2023, решение изготовлено 21.02.2023 г. Брянск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:
Заместителя председателя комиссии: «……..»
Членов Комиссии: «………»
в отсутствии надлежащим образом уведомленных о дате и времени рассмотрения жалобы представителей заявителя ООО «ДОМ», заказчика Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Погарская средняя общеобразовательная школа № 2», а также уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области;
рассмотрев поступившую жалобу участника закупки ООО «Дом» на действия заказчика Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Погарская средняя общеобразовательная школа № 2» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Погарская средняя общеобразовательная школа № 2» за № 0127200000223000374 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), установила:
06.02.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Погарская средняя общеобразовательная школа № 2 за № 0127200000223000374.
Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за № 0127200000223000374 на момент рассмотрения жалобы не заключен.
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, неправомерно установившего требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе сведений/копия сведений из единого реестра о членах саморегулируемых организаций, поскольку такое требование с 01.09.2022 является неправомерным.
До рассмотрения жалобы по существу в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Погарская средняя общеобразовательная школа № 2» (вх. № 1032-ЭП/23 от 16.02.2023).
Изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующему выводу:
Заказчиком Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Погарская средняя общеобразовательная школа № 2» при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования), ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается, поскольку заказчиком необоснованно установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе следующих сведений:
- сведений/копии сведений из единого реестра о членах саморегулируемых организаций, которые предоставляются в соответствии с пунктами 2,5,6 раздела «состав сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах» утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.05.2022 № 945, ст.55.17 Градостроительного кодекса РФ:
- сведений о наличии (отсутствии) у члена саморегулируемой организации права, предусмотренного частью 3 статьи 558 Градостроительного кодекса Российской Федерации (размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации, размер страховой суммы по договору о страховании риска ответственности за нарушение членом саморегулируемой организации условий договора подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договора строительного подряда, договора подряда на осуществление сноса, заключенных с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее - с использованием конкурентных способов), дата уплаты взноса (дополнительного взноса) в такой фонд саморегулируемой организации, дата приостановления права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства).
Согласно п. 1, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно извещению об осуществлении закупки предметом электронного аукциона является выполнение работ по капитальному ремонту здания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Погарская средняя общеобразовательная школа № 2» за № 0127200000223000374, с начальной (максимальной) ценой контракта 14 850 050,00 рублей.
В силу ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно извещению об осуществлении закупки к участникам закупок установлены единые требования в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе «Участник закупки должен быть членом саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ). Участник закупки должен иметь достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда, который должен соответствовать его ценовому предложению, а также достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, что является необходимым условием для принятия участия в закупках, при этом уровень ответственности участника закупки в компенсационном фонде должен быть не менее, чем его предложение о цене контракта. Участники, которые предложат цену контракта 10 млн. руб. и менее, не обязаны быть членами СРО в силу ч.2.1 ст. 52 ГрК РФ)».
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 55.17 Градостроительного кодекса изложена в новой редакции, из которой исключено понятие "выписка из реестра членов саморегулируемой организации", а также исключен порядок и форма предоставления такой выписки. Указанная норма вступила в законную силу с 01.09.2022.
С учетом положений части 2 статьи 7.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации.
Учитывая изложенное, при осуществлении закупки в извещении об осуществлении которой установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей саморегулируемой организации требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется.
Данные выводы также отражены в совместном письме Минфина России и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 октября 2022 г. NN 24-01-07/95279, Б0737-СИ/02 "О подтверждении членства участника закупки в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства для целей участия в закупках в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, в соответствии с пп.1 п.1 Таблицы 2 «Требования к участникам закупки» установлено, что установлено требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Кроме того, данным пунктом предусмотрено, что «документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 частью 1 статьи 31 44 Федерального закона указаны в п.1.13 ТАБЛИЦЫ 1».
Комиссией Брянского УФАС России при обозрении пункта 1.13 Таблицы 1 «Требования к содержанию, составу заявки на участие закупки, подавшем заявку на участие в закупке» установлено, что заказчиком предусмотрено требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе «документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным частью 1 статьи 31 44 Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 44 Федерального закона, если иное не предусмотрено 44 Федеральным законом: сведений/копии сведений из единого реестра о членах саморегулируемых организаций, а также сведений о наличии (отсутствии) у члена саморегулируемой организации права, предусмотренного частью 3 статьи 558 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что противоречит требованиям п. 12 ч. 1 ст. 42, ч. 3 ст. 43 Закона о контактной системе.
В рамках рассмотрения жалобы, Комиссией Брянского УФАС России выявленное нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42, ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе признано не повлиявшим на итоги осуществляемой закупки, поскольку при рассмотрении заявок на участие в аукционе за № 0127200000223000374 участники закупки не отклонялись по основанию отсутствие сведений, предусмотренных пунктом 1.13 Таблицы 1 «Требования к содержанию, составу заявки на участие закупки, подавшем заявку на участие в закупке».
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
Решила:
1. Признать жалобу ООО «Дом» на действия заказчика Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Погарская средняя общеобразовательная школа № 2» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Погарская средняя общеобразовательная школа № 2» за № 0127200000223000374 обоснованной.
2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Погарская средняя общеобразовательная школа № 2» нарушения положений п. 12 ч.1 ст. 42, ч.3 ст. 43 Закона о контрактной системе.
3. Поскольку выявленное нарушение требований п. 12 ч.1 ст. 42, ч.3 ст. 43 Закона о контрактной системе признано неповлияшим на итоги осуществляемой закупки, предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председатель комиссии «……….»
Члены комиссии «………»