Решение б/н Решение по делу № 032/06/64-987/2021 о нарушении требовани... от 27 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

ООО «УНИВЕРСАЛ-М»

«…….»

 

ГКУ Брянской области «Безопасный регион»

       «……»

 

Управление государственных закупок Брянской области

«……»

 

АО «ЕЭТП»

«…..»

 

 

 

 

 

Решение по делу № 032/06/64-987/2021

 о  нарушении требований законодательства РФ

о контрактной системе

 

 

«27» сентября 2021 года                                                                                       г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:  «……»

Членов Комиссии: «……»

в присутствии:

«……».- представителя ГКУ Брянкой области «Безопасный регион», действующего на основании доверенности б/н  от 27.09.2021 года;

«…..».- представителя ГКУ Брянкой области «Безопасный регион», действующего на основании доверенности б/н от 27.09.2021 года;

«……» представителя Управления государственных закупок Брянской области, действующего на основании доверенности № 3 от 12.01.2021 года,

«……».- представителя ООО  «УНИВЕРСАЛ-М», действующего на основании доверенности №УМ-15/21 от 30.06.2021 года,

рассмотрев поступившую жалобу участника закупки ООО «УНИВЕРСАЛ-М» на действия заказчика  ГКУ Брянской области «Безопасный регион»   при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку продукции радиоэлектронной промышленности (специального технического средства, работающего в автоматическом режиме, для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, имеющее функцию фото- и видеозаписи всего проходящего через рубеж контроля транспорта, с проведением монтажных мероприятий и пуско-наладкой) № 0127200000221004829  и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе),  установила:

13.09.2021 года  в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение и документация об электронном аукционе  на поставку продукции радиоэлектронной промышленности (специального технического средства, работающего в автоматическом режиме, для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, имеющее функцию фото- и видеозаписи всего проходящего через рубеж контроля транспорта, с проведением монтажных мероприятий и пуско-наладкой) № 0127200000221004829.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за № 0127200000221004829 на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Заявитель ООО «УНИВЕРСАЛ-М» считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, сформировавшего документации об электронном аукционе с нарушением требований законодательства РФ о контрактной системе:

во - первых: заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств и не размещено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236);

во- вторых: при описании объекта закупки включены дополнительные требования к поставляемому товару не соответствующие  требованиям ГОСТ Р 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования» (далее ГОСТ Р 57144-2016), а именно не указаны конкретные показатели  товара, которые необходимо подстраивать в объективе;

в- третьих: проект контракта не содержит условий о приемке работ по монтажу, пуско-наладке и приемо-сдаточным испытаниям поставляемого оборудования.   

            До рассмотрения жалобы в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика ГКУ Брянкой области «Безопасный регион» (вх. 7504 от 23.09.2021 года).

Заслушав представителей заказчика, заявителя, уполномоченного органа,  изучив представленные документы, письменные пояснения, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

1. Заказчиком ГКУ Брянкой области «Безопасный регион» нарушены требования ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку заказчиком в документации об аукционе не установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.

Частью 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 установлен  запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

В соответствии с ч. 2(1) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Поскольку согласно технического задания, являющегося приложением №2 к документации об аукционе за № 0127200000221004829, в состав закупаемого комплекса входит аппаратно-программное обеспечение (АПО) комплекса (измерителя),  следовательно, заказчиком в документации об аукционе должен быть установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных или обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.

При этом, хотелось бы отметить, что Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 не содержит указания на возможность неприменения положений Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236  в виду приобретения программного обеспечения в  составе какого-либо комплекса. Данный вывод подтверждается Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.04.2020 года № 24-03-06/35429.

Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Заказчиком ГКУ Брянкой области «Безопасный регион» нарушены требования части 11 ст. 34 Закона о контрактной, в соответствии с которыми для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Р", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают "типовые контракты", "типовые условия" контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации, поскольку заказчиком применен типовой контракт не в полном объеме.

В силу п. 6 Правил указано, что типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

П.6, п. 7 ПП N 606 установлено, что типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:

а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;

б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.

В п. 11 постановления Правительства РФ от 2 июля 2014 г. N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в течение 3 рабочих дней со дня получения копии нормативного правового акта, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта, включает такой типовой контракт, такие типовые условия контракта в библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов, размещенную в единой информационной системе в сфере закупок. При этом в библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов также указываются реквизиты нормативного правового акта, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта, а также содержащиеся в информационной карте показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта.

В силу п. 14, п. 15 постановления Правительства РФ от 2 июля 2014 г. N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 - 17 настоящих Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 настоящих Правил, в следующих случаях:

а) подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;

б) подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;

в) заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

На основании п. 16 постановления Правительства РФ от 2 июля 2014 г. N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:

а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).

Приказом Минпромторга России от 07.04.2020 N 1152 утвержден типовой контракт на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного, информационных карт данных типовых контрактов.

В Приложении N 6 к приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 1152 указаны  код (коды) предмета контракта.

  Согласно извещению о проведении электронного аукциона за № 0127200000221004829  предметом электронного аукциона является поставка продукции радиоэлектронной промышленности (специального технического средства, работающего в автоматическом режиме, для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, имеющее функцию фото- и видеозаписи всего проходящего через рубеж контроля транспорта, с проведением монтажных мероприятий и пуско-наладкой); ОКПД 2- 26.70.14.190,  следовательно, к рассматриваемой закупке применим типовой контракт на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного, утвержденный  Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 1152.

 Вместе с тем, при обозрении размещенного в ЕИС в сфере закупок проекта  контракта  на поставку круп установлено, в частности следующее:

 1) что п. 2.3   проекта контракта дополнен заказчиком условием, о том, что: «цена Контракта включает в себя: использование механизмов, рабочей силы, транспорта, проведение мероприятий по монтажу, пуско-наладке товара и приемо-сдаточных испытаний, накладные расходы, стоимость упаковки (тары), маркировки, страхование, таможенные платежи (пошлины), НДС, другие установленные налоги, сборы и иные расходы, связанные с исполнением Контракта. Неучтенные затраты Поставщика, связанные с исполнением Контракта, но не включенные в указанную цену, оплате Заказчиком не подлежат», не предусмотренным  Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 1152, в то время как, п.2.3 типового контракта, утвержденного Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 1152 предусматривает следующую формулировку: «цена Контракта включает в себя: стоимость Товара, расходы, связанные с доставкой, разгрузкой - погрузкой, размещением в местах хранения Заказчика, стоимость упаковки (тары), маркировки, страхование, таможенные платежи (пошлины), НДС, другие установленные налоги, сборы и иные расходы, связанные с исполнением Контракта».

2) проект контракта дополнен пунктом 2.6 «Источник финансирования Контракта – бюджет Брянской области», который не предусмотрен типовым контрактом, утвержденным Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 1152;

3) пункт 2.7 проекта контракта дополнен заказчиком условием, о том, что: «Расчеты между Заказчиком и Поставщиком производятся не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документов о приемке (а именно: Акта приема-передачи Товара (Приложение №3 к Контракту), товарных накладных, Актов ввода в эксплуатацию (Приложение №5 к Контракту)) и представленных Поставщиком счета и счета-фактуры (при наличии)», в то время как п. 2.7 типового контракта, утвержденного Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 1152 предусматривает следующую формулировку: «Расчеты между Заказчиком и Поставщиком производятся не позднее ___ <64> дней с даты подписания Заказчиком акта приема-передачи Товара».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 11 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, в рамках рассмотрения жалобы не нашел подтверждения довод Заявителя относительно  нарушений требований законодательства РФ о контрактной системе в части отсутствия в проекте контракта условий о приемке работ по монтажу, пуско-наладке и приемо-сдаточным испытаниям поставляемого оборудования, поскольку пункты 4.1.4, 5.4 проекта контракта разработаны заказчиком в соответствии с типовым контрактом, утвержденным Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 1152. 

3. Заказчиком ГКУ Брянкой области «Безопасный регион» при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми  документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, поскольку в документации о закупке в полном объеме отсутствуют показатели объектива, которые необходимо подстраивать.

Предметом закупки является поставку продукции радиоэлектронной промышленности (специального технического средства, работающего в автоматическом режиме, для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, имеющее функцию фото- и видеозаписи всего проходящего через рубеж контроля транспорта, с проведением монтажных мероприятий и пуско-наладкой).

Приложением № 2 к документации об аукционе в электронной форме «Техническое задание» определены наименование и характеристики оборудования, предлагаемого к поставке.

Вместе с тем пунктом  22 Приложением № 2 к документации об аукционе в электронной форме «Техническое задание» определено требование к объективу с возможностью удаленной подстройки:

«Объектив с возможностью удаленной подстройки.

Наличие объектива, обеспечивающего одновременный контроль не менee 3-х полос дорожного движения и возможностью удаленной подстройки.

Для удобства настройки комплекса, включая удаленную подстройку зоны контроля, в связи с тем что комплексы устанавливаются на высоту более 2,5 метров и доступ к ним затруднен, для повышения эффективности работы (а именно: выполнение операций по приведению комплексов в состояние, обеспечивающее их правильное функционирование на рубеже контроля (фокусное расстояние, яркость и т.п.)) и сокращения расходов на проведение технического обслуживания.

 Таким образом, участники закупки не могут определить конкретно какое количество операций необходимо будет настраивать.

Исходя из письменных пояснений заказчика (вх. 7504 от 23.09.2021 года) следует, что заказчиком определено, что подстройка должна осуществляться фокусного расстояния и яркости, вместе с тем, исходя из положений Технического задания (п.22) Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком не определен конкретно  перечень параметров, подлежащих подстройки, поскольку  параметры» фокусное расстояние, яркость» сопровождаются словами «и т.п.».

При таких данных обстоятельствах Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении заказчиком порядок описания объекта закупки, ответственность за которое предусмотрена  частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

Решила:

 

1. Признать жалобу участника закупки жалобу участника закупки ООО «УНИВЕРСАЛ-М» на действия заказчика  ГКУ Брянской области «Безопасный регион»   при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку продукции радиоэлектронной промышленности (специального технического средства, работающего в автоматическом режиме, для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, имеющее функцию фото- и видеозаписи всего проходящего через рубеж контроля транспорта, с проведением монтажных мероприятий и пуско-наладкой) № 0127200000221004829    частично обоснованной в части неустановления запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, невключения в документацию о закупке конкретных показателей  товара, которые необходимо подстраивать;

2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика ГКУ «Безопасный регион» нарушение требований   ч.3  ст. 14, п. 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 1152.

3. Выдать заказчику ГКУ Брянской области «Безопасный регион», уполномоченному органу Управлению государственных закупок Брянской области, оператору электронной площадки АО «ЕЭТП» предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании осуществляемой закупки.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                                           «…….»

 

Члены  комиссии                                                                                             «……»


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны