Решение б/н Решение по делу ОАО «Брянскоблгаз» от 7 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

15 июня 2009 года г.Брянск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:– Селянина Н.Н..- зам.руководителя управления;
Члены комиссии:
Лагунова И.В. – начальник отдела товарных и финансовых рынков;
Кривоногова Л.А.- главный государственный инспектор отдела товарных и финансовых рынков
Михалева И.А.– главный специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков
В присутствии:

... – зам. генерального директора по экономическим вопросам ОАО Брянскоблгаз» - дов. 97 от 29.12.2007;
.... – начальника управления организационно-правовой и корпоративной работы ОАО «Брянскоблгаз» - дов. № 43 от 04.10.2007
...– директора ПУ «Дятьковорайгаз» - дов. № 20 от 11.06.2009
рассмотрев дело № 77 по признакам нарушения ОАО «Брянскоблгаз» , 241033, г.Брянск, ул.Щукина, д.54 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06г. «О защите конкуренции»
УСТАНОВИЛА
В Брянское УФАС России поступило обращение ИП Купчинского П.П. и ИП Комаса А.И. В обращении указывалось о применении ОАО «Брянскоблгаз» завышенных тарифов по техническому и аварийному обслуживанию газового оборудования и газопроводов.
На основании данного обращения сотрудниками Брянского УФАС России 21 апреля 2009 года проведена проверка ОАО «Брянскоблгаз».
Приказом № 40-П от 31.05.2000 ОАО «Брянскоблгаз» внесен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов по виду деятельности: услуги газоснабжения, ремонт газового оборудования.
В результате проведенной проверки установлено, что ОАО «Брянскоблгаз» устанавливает цены на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем для хозрасчетных предприятий, предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета, населения в разном диапазоне.
Данные действия имеют признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой «запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в т.ч. необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу).
В процессе рассмотрения дела, комиссией Брянского УФАС России установлено следующее:
Общество является правоприемником всех имущественных прав и обязательств преобразованного государственного предприятия «Брянскоблгаз».
ОАО «Брянскоблгаз» действует в соответствии с Уставом ОАО «Брянскоблгаз» утвержденным решением Общего собрания акционеров от 16.06.2008 года и зарегистрированного постановлением главы администрации Советского района г.Брянска от 28.10.1993 № 1543.
Предприятие устанавливает цены и тарифы на все виды работ и услуг.
Выручка от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) в 2008 году сложилась от следующих видов деятельности:
-от продажи сжиженного газа населению;
-от продажи сжиженного газа прочим потребителям;
- от оказания услуг по транспортировке природного газа по трубопроводам;
- от выполнения строительно-монтажных работ;- от торговли;
- от прочей деятельности
Услуги по выполнению работ по техническому и аварийному обслуживанию являются платными и выполняются на основании договора между «Заказчиком» и ОАО «Брянскоблгаз».
Цены, применяемые производственными управлениями ОАО «Брянскоблгаз» на 2009 год определяются Приказом ОАО «Брянскоблгаз» от 25.11.2008 № 297 «Об утверждении прейскуранта цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем ОАО «Брянскоблгаз».
Установлено, что цены на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем ОАО «Брянскоблгаз» для хозрасчетных предприятий, для бюджетных предприятий, для населения утверждены в разном диапазоне.
По состоянию на 01.01.2009 тарифы на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем ОАО «Брянскоблгаз» в соответствии с прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем,, утвержденных приказом от 25.11.2008 № 297 установлены в следующем диапазоне:
-5.1.1-Обход и осмотр трассы подземного уличного газопровода – для предприятий (без НДС) – 200 руб/км, рост 30,7%; для предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета (без НДС) – 168 руб/км, рост 20%., В 2009 году по данному виду работ введены цены для населения в размере 137 рублей/км (с НДС). При расчете цены уровень рентабельности для предприятий определены в размере 1,2; для предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета – 1,01;
5.1.3 – обход и осмотр внутриквартального и дворового газопровода – для предприятий (без НДС) – 14 руб./100м, рост 27,2%; для предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета (без НДС) - 12 руб/100м., рост 20%, для населения – 10 руб/100 м, рост 11,1%. При расчете цены уровень рентабельности для предприятий определены в размере 1,2; для предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета – 1,01;
9.1.1 – Отключение (консервация) на летний период газового оборудования -для предприятий (без НДС) – 361 руб/котел, рост 21,5%; для предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета (без НДС) – 312 рублей/котел, рост 16%. В 2009 году по данному виду работ цены для населения не утверждены. При расчете цены уровень рентабельности для предприятий определены в размере 0,67; для предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета –0,58;
9.1.7. – Пуск в эксплуатацию (расконсервация) бытового отопительного газового оборудования - для предприятий (без НДС) – 115 руб/100м, рост 27,8%; для предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета (без НДС) – 99 руб/100 м, рост 20,7%. В 2009 году по данному виду работ цены для населения не утверждены. При расчете цены уровень рентабельности для предприятий определены в размере 0,67; для предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета –0,58;
10.1.13.- техническое обслуживание емкостного водонагревателя типа АГВ-80,АГВ-120,АОГВ-4,АОГВ-6,АОГВ-10- для предприятий (без НДС) – 354 руб/прибор, рост 25,1%; для предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета (без НДС) – 340 руб/прибор, рост 20,1%, для населения – 170 руб/прибор, рост 70%. При расчете цены уровень рентабельности для предприятий определены в размере 1,25; для предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета –1,2;
10.1.14.- техническое обслуживание емкостного водонагревателя типа АОГВ-11, АОГВ-15, АОГВ-20- для предприятий (без НДС) – 397 руб/прибор, рост а 24,8%, для предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета (без НДС) – 381 руб/прибор; рост 19,8%, для населения – 190 руб/прибор, рост 46,2%. При расчете цены уровень рентабельности для предприятий определены в размере 1,25; для предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета –1,2;
10.1.28. – техническое обслуживание бытового газового счетчика – для предприятий (без НДС) – 86 руб/счетчик, рост 24,6%; для предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета (без НДС) – 82 руб/счетчик, рост 18,8%; для населения – 70 руб/счетчик, рост 40%. При расчете цены уровень рентабельности для предприятий определены в размере 1,25; для предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета –1,2;
10.1.33. – включение отопительного аппарата на зимний период – для предприятий (без НДС) – 143 руб/аппарат, рост 25,4%,; для предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета – 137 руб/аппарат; рост 20,2%, для населения – 70 руб/аппарат, рост 70-45,8%. При расчете цены уровень рентабельности для предприятий определены в размере 1,25; для предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета –1,2;
10.1.34. сезонное отключение отопительного аппарата или отопительной печи – для предприятий (без НДС) – 60 руб/аппарат, рост 25%; для предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета – 58 руб/аппарат, рост 20,8%, для населения – 30 руб/аппарат, рост 50%-25%. При расчете цены уровень рентабельности для предприятий определены в размере 1,25; для предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета –1,2.
При выполнении аварийного и технического обслуживания газопроводов и газопотребляющего оборудования ОАО «Брянскоблгаз» руководствуется ОСТ 153-39.3-051-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем» и ПБ 12-529-03 «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления». ОСТ 153-39.3-051-2003 содержит требования к технической эксплуатации внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования предприятий, отопительных котельных, зданий всех назначений и распространяется на организации и предприятия топливно-энергетического комплекса, объединения и другие хозяйствующие субъекты, в т.ч. индивидуальных предпринимателей.
ПБ 12-529-03 учитывает требования Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Настоящие ПБ устанавливают специальные требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, монтажу, реконструкции и эксплуатации систем газораспределения и газопотребления природных газов, используемых в качестве топлива.
При проведении анализа себестоимости выполняемых услуг ОАО «Брянскоблгаз» за 2007 – 2008 год установлено следующее: при проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту сетей рентабельность в 2008 году составила 76,3% ( в 2007 году 6,5%); по обслуживанию и ремонту ВДГО – 9,7% ( в 2007 году – 8%); по хранению и перевалке сжиженного газа – 52,7% (в 2007 году – 26,2%); по выдаче ТУ и проектным работам – 53,5% ( в 2007 году 56,5%); по торговле – 5,3% (в 2007 году – 6,1%); по выполнению строительно-монтажных работ 13,6% (в 2007 году 42,2%); по газификации квартир – 35% (в 2007 году – 23,1%); по газификации котельных и топочных – 17,6 % (в 2007 году – 10,3%); по установке газовых счетчиков – 33,2% (в 2007 году – 13,9%); по выполняемым работам по врезке, пускам – 74,2% (в 2007 году- 44,1%); по ремонту и проверке учета расхода газа – 27,3% (в 2007 году – 20,1%); по прочим работам – 20,4% (в 2007 году – 4,2 %); по другим видам деятельности – 30,3% (в 2007 году – 18,7;); по прочим видам деятельности – 21,1% ( в 2007 году 19,8%); по техническому обслуживанию газового оборудования промышленных предприятий – 30,4% (в 2007 году -33,2%).
В составе затрат по техническому обслуживанию газового оборудования промышленных предприятий 32,3% занимают управленческие расходы, 38,4% - расходы на оплату труда; 14,4% - материальные расходы; прочие расходы – 4,3%; расходы по обязательному и ЕСН – 9,9 %; амортизация – 0,6 %.
Проведенная аналитическая работа по анализу статей затрат себестоимости по основным видам выполняемых работ (услуг) ОАО «Брянскоблгаз» показал, что уровень рентабельности по основным выполняемым работам за 2008 год составляет от 9,7% до 76,3%.,
При расчетах цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, ОАО «Брянскоблгаз» применяется расчет уровня рентабельности в разном диапазоне, т.е. для предприятий в размере 0,67, 1,2, 1,25, для предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета учитывается 0,58, 1,01, 1,2.
Применение ОАО «Брянскоблгаз» в разном диапазоне показателей расчета цены на услуги газового хозяйства в зависимости от источника финансирования является необоснованным и создает дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов.
Из пояснений ОАО «Брянскоблгаз» следует, что цены на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем не подлежат государственному регулированию и не регулируются законами и иными правовыми актами.
Прейскурант цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных сетей составлен на базе «Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанного ОАО «ГИПРОНИИГАЗ».
Корректировка цен на 2009 год выполнена с учетом роста цен на материалы, а также нормативного уровня рентабельности.
В прейскуранте на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утвержденных приказом от 25.11.2008 № 297, договорные цены дифференцированы по трем группам «для предприятий», «для предприятий, финансируемых из всех уровней бюджетов», для «населения».
Цены на услуги, оказываемые предприятиям, приведены без учета налога на добавленную стоимость. В цены включена и дополнительно не оплачивается стоимость вспомогательных материалов (смазка, мыло, ветошь, шлифовальный порошок) и перемещение и подноска материалов и приспособлений в пределах зоны производства работ на расстоянии до 50 м. Квалификационный состав исполнителей определен на основе общероссийских классификаторов занятий, видов экономической деятельности, профессий рабочих, служащих и тарифных разрядов, применяемых в ОАО «Брянскоблгаз».
При расчетах цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительной системы ОАО «Брянскоблгаз» была учтена нормативная прибыль для предприятий, для обеспечения организации средствами на обслуживание заемного капитала, развитие производства, выплату дивидентов и других обоснованных расходов из прибыли в соответсвии с действующим налоговым законодательством РФ.
В целях реализации политики государства в сфере социальной защищенности граждан и основываясь на Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, учитывая периодичность обслуживания газового оборудования, установленного ОСТом 153-39.3-051 – 2003 в прейскуранте предусмотрена дифференциация цен на услуги для населения и юридических лиц.
Для предприятий бюджетной сферы, при расчете цен для данной категории плательщиков снижена нормативная прибыль для уменьшения финансовой нагрузки на все уровни бюджетов. Различный уровень рентабельности по видам прочей деятельности обусловлен разными условиями хозяйствования при осуществлении этих видов деятельности.
В соответствии с учетной политикой ОАО «Брянскоблгаз» обеспечивает ведение раздельного учета доходов и затрат на производство по следующим видам деятельности: транспортировка природного газа; прочая деятельность; внутридомовое газовое обслуживание; строительно - монтажные работы; торговля; общепит.
Выручка (без НДС) ОАО «Брянскоблгаз» за 2007, 2008 годы по следующим видам деятельности составила соответственно: от транспортировки газа - 554776,34 тыс.рублей и 657884,97 тыс.рублей; от реализации сжиженного газа – 186503,30 тыс. рублей и 106754,95 тыс. рублей; от прочей деятельности – 444041, 46 тыс.рублей и 494140,75 тыс.рублей, в т.ч. техобслуживания – 33848,45 тыс.рублей и 43572,00 тыс. рублей.
Ни в материалах дела, ни в устных объяснениях представителей не содержатся сведения и доказательства, свидетельствующих о наличии объективных факторов, повлекших за собой установление различных цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем.
На основании изложенного, комиссия Брянского УФАС России сделала вывод о наличии в действиях ОАО «Брянскоблгаз» нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой хозяйствующему субъекту занимающему доминирующее положение, запрещаются «экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар», а также создание дискриминационных условий.
Согласно Кодекса Российской Федерации об «Административных правонарушениях» от30.12.2001 №195-ФЗ «на хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке и совершающий действия по злоупотреблению доминирующим положением на данном рынке налагается административный штраф от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки от реализации товара (работы, услуги) на рынке которого совершено правонарушение».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «Брянскоблгаз» нарушившим пункты 1,6 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части экономически необоснованного установления различных цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем для хозяйствующих субъектов и предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета и создания дискриминационных условий.
2. Выдать предписание ОАО «Брянскоблгаз», 241033, г.Брянск, ул.Щукина, д.54:
- о прекращении нарушения пунктов 1,6 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем установления одинаковых цен для хозяйствующих субъектов и предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем.

Председатель комиссии Н.Н.Селянина

Члены комиссии           И.В.Лагунова 
                                   Л.А.Кривоногова
                                   И.А.Михалева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 1


15 июня 2009 года г.Брянск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:– Селянина Н.Н..- руководитель управления;
Члены комиссии:
Лагунова И.В. – начальник отдела товарных и финансовых рынков;
Кривоногова Л.А.- главный государственный инспектор отдела товарных и финансовых рынков
Михалева И.А.– главный специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков
В присутствии:

...– зам. Генерального директора по экономическим вопросам ОАО Брянскоблгаз» дов. 97 от 29.12.2007- ;
... – начальника управления организационно-правовой и корпоративной работы ОАО «Брянскоблгаз» - дов. № 43 от 04.10.2007
... – директора ПУ «Дятьковорайгаз» - дов. № 20 от 11.06.2009
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 15 июня 2009 года по делу № 77 о нарушении ОАО «Брянскоблгаз, Федерального Закона № 135-ФЗ от 26.07.06г. «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ОАО «Брянскоблгаз» прекратить нарушение пунктов 1,6 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем установления одинаковых цен для хозяйствующих субъектов и предприятий, финансируемых из всех уровней бюджета на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем.
2. ОАО «Брянскоблгаз» об исполнении настоящего предписания сообщить в Брянское УФАС России в срок до 6 июля 2009 года, представив в антимонопольный орган оформленные надлежащим образом документы.

Председатель комиссии Н.Н.Селянина
Члены комиссии            И.В.Лагунова
                                    Л.А.Кривоногова
                                    И.А.Михалева

 



Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны