Решение б/н Решение по делу № 032/06/106-362/2024 о нарушении требований... от 23 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО «ЛИД»

  «………..»

 

МБОУ «СОШ №60» г. Брянска»

 «………..»

 

МБОУ «СОШ № 11 имени П.М. Камозина» г. Брянска

 «………..»

 

Брянская городская администрация

 «………..»

 

АО «ЕЭТП»

 «………..»

 

 

 

 

Решение по делу № 032/06/106-362/2024 о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

резолютивная часть оглашена 23.04.2024,

решение  изготовлено 25.04.2024                                                                           г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Председателя комиссии: «………..»

Членов Комиссии: «………..»

в присутствии:         

          «………..» – представителя МБОУ «СОШ № 11 имени П.М. Камозина» г. Брянска, действующего на основании доверенности б/н от 22.04.2024; представителя МБОУ «СОШ №60» г. Брянска», действующего на основании доверенности б/н от 22.04.2024;

          «………..»- представителя ООО «ЛИД», действующего на основании Выписки из ЕГРЮЛ;

          «………..» – представителя индивидуального предпринимателя «………..», действующего н основании доверенности № 14 от 22.04.2024,

          рассмотрев жалобу заявителя ООО «ЛИД»  на действия заказчиков МБОУ «СОШ №60» г. Брянска», МБОУ «СОШ № 11 имени П.М. Камозина» г. Брянска при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку учебно-исследовательской лаборатории биосигналов и нейротехнологий в рамках регионального проекта «Современная школа (Брянская область)» государственной программы «Развитие образования и науки Брянской области» за №0127300013124000215, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), установила:

10.04.2024 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку учебно-исследовательской лаборатории биосигналов и нейротехнологий в рамках регионального проекта «Современная школа (Брянская область)» государственной программы «Развитие образования и науки Брянской области» за №0127300013124000215.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 550 000,00 рублей.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за № 0127300013124000215 на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Заявитель индивидуальный предприниматель ООО «ЛИД» считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, поскольку:

 во- первых: заказчиками при осуществлении закупки неверно выбран код ОКПД2. По мнению заявителя при осуществлении закупки цифровых лабораторий для школьников должен быть применен код ОКПД2-32.99.53.130-«Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные», вместе с тем, заказчиком в извещении указана позиция КТР: 26.20.40.190-00000022;

во- вторых: установление заказчиками ограничения допуска по 878 Постановлению Правительства требует подтверждения страны происхождения радиоэлектронной продукции - наличие сведений, в т.ч. в едином реестре российской радиоэлектронной продукции. Однако, в едином реестре радиоэлектронной продукции указан только один производитель, что влечет ограничение количества участников закупки;

в- третьих: заказчиками нарушены требования статьи 22 Закона о контрактной системе при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

До рассмотрения жалобы по существу в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчиков МБОУ «СОШ №60» г. Брянска», МБОУ «СОШ № 11 имени П.М. Камозина» г. Брянска (вх. 2814-ЭП/24 от 22.04.2024).

   Изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

1. Заказчиками  МБОУ «СОШ №60» г. Брянска», МБОУ «СОШ № 11 имени П.М. Камозина» г. Брянска нарушены положения пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми  извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, положения п. 5 Правил использования КТРУ согласно которого заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее – Постановление №878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, поскольку заказчиком в описании объекта закупки установлены дополнительные характеристики, не предусмотренные соответствующей позицией КТРУ.  

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила).

Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В силу подпункта а) пункта 5 Правил N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства № 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Предметом осуществляемой закупки является поставка учебно-исследовательской лаборатории биосигналов и нейротехнологий в рамках регионального проекта «Современная школа (Брянская область)» государственной программы «Развитие образования и науки Брянской области».

Описанием объекта закупки (приложение к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено, что Заказчиком осуществляется закупка учебно-исследовательской лаборатории биосигналов и нейротехнологий, которые отнесены к коду ОКПД 2: 26.20.40.190, а также коду позиции КТРУ: 26.20.40.190-00000022 «Цифровая лаборатория для школьников» (обязательное применение с 15.02.2024 года).

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг.

Извещением об осуществлении закупки предусмотрены:

1) Запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

2) Условия допуска: в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н;

3) Ограничения допуска: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

При формировании объекта закупки Заказчик, руководствуясь требованиями пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145), использует размещенную в ЕИС в сфере закупок позицию каталога, в связи с чем обязан указать наименование товара, работы, услуги, единицу их измерения и описание товара, работы, услуги (характеристики и их значения, при наличии) в соответствии с такой позицией каталога.

Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.

Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная конкретными потребностями заказчика, тогда как КТРУ призван унифицировать характеристики и предъявляемые требования к описанию объекта закупки с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества участников и обеспечить конкурентные условия ее проведения.

          К продукции с кодом ОКПД 2 - 26.20.40.190 по примененной к описанию объекта закупки позиции КТРУ в разделе «справочная информация» содержится также код ОКПД 2 - 32.99.53.130 который также возможно применять при закупке определенного вида товара, но важно отметить, что «справочная информация» формируемая по позиции КТРУ не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей обязательному использованию заказчиком в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145).

          Цифровая лаборатория по своему технологическому и техническому содержанию — это по сути своей электронная система с датчиками, с программным обеспечением и процессором, на основании чего Заказчиком установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878. Касаемо довода Заявителя о том, что к примененной Заказчиком к описанию объекта закупки позиции КТРУ относится как взаимосвязанный код ОКПД 2 - 32.99.53.130 указанный в составе справочной информации по примененной позиции КТРУ, и наиболее подходящий по названию, Комиссия Управления поясняет, что классификация отнесения конкретных кодов ОКПД 2 к запретам и ограничениям в рамках реализации национального режима осуществления государственных и муниципальных закупок определяется соответствующими Постановлениями Правительства РФ, а не справочной информацией содержащейся в позиции КТРУ.

          Поскольку код ОКПД 2: 26.20.40.190 включен в Перечень радиоэлектронной продукции (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878) и закупаемые товары являются именно радиоэлектронной продукцией, в этой связи, в извещении об осуществлении закупки должны были быть указаны ограничения допуска в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

          Следовательно, утверждать о прямой либо косвенной взаимосвязанности различных по числовому обозначению и наименованию кодов ОКПД 2 (пусть даже и упоминаемых в составе раздела справочная информация по примененным пяти позициям КТРУ) также нет достаточных оснований, учитывая при этом, что справочная информация в КТРУ не включен в перечень информации, подлежащей обязательному использованию заказчиком в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145).

          При этом, статус справочной информации не позволяет относить ее к функциональным, техническим, качественным либо эксплуатационным характеристикам объекта закупки, то есть не образует как такового описания объекта закупки.

          Также согласно постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, включение радиоэлектронной продукции в реестр, внесения изменений в реестровую запись и ее исключения из реестра возлагается на производителей продукции.

          Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что доводы Заявителя относительно неверного кода ОКПД2, а также ограничение количества участников закупки в связи с установлением заказчиком ограничения допуска по Постановлению Правительства 878 являются необоснованными.

          Вместе с тем, в рамках рассмотрения жалобы  установлено, что заказчиком в нарушение положений п. 5 Правил использования КТРУ при описании объекта закупки указаны дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, не предусмотренные соответствующей позицией КТРУ 26.20.40.190-00000022, в частности: кабель USB соединительный, зарядное устройство, состав комплекта: сенсор для регистрации электрограммы и т.д.

          Следовательно, при описании объекта закупки, Заказчики, не руководствовались Правилами использования каталога, в нарушение ч. 6 ст. 23 Закона, п. 5 Правил использования КТРУ.

          Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

2.   Согласно доводу Заявителя заказчиками нарушены требования статьи 22 Закона о контрактной системе при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового.

Частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контроль в сфере закупок в соответствии с частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;

2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

КРУ Администрации Губернатора и правительства Брянской области  в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 01.04.2013 N 309 "Об утверждении Положения о контрольно-ревизионном управлении администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области и Положения об осуществлении контрольно-ревизионным управлением администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области» функций по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств областного бюджета, а также материальных ценностей, находящихся в областной собственности является органом государственного финансового контроля Брянской области

В связи с вышеизложенным Брянским УФАС России жалоба ООО «ЛИД» на действия заказчиков МБОУ «СОШ №60» г. Брянска», МБОУ «СОШ № 11 имени П.М. Камозина» г. Брянска при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку учебно-исследовательской лаборатории биосигналов и нейротехнологий в рамках регионального проекта «Современная школа (Брянская область)» государственной программы «Развитие образования и науки Брянской области» за №0127300013124000215 перенаправлена  в адрес КРУ Администрации Губернатора и правительства Брянской области для рассмотрения по существу (исх. № СВ/2463/24 от 23.04.2024).

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

Решила:

 

1. Признать жалобу участника закупки ООО «ЛИД» на действия заказчиков МБОУ «СОШ №60» г. Брянска», МБОУ «СОШ № 11 имени П.М. Камозина» г. Брянска при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку учебно-исследовательской лаборатории биосигналов и нейротехнологий в рамках регионального проекта «Современная школа (Брянская область)» государственной программы «Развитие образования и науки Брянской области» за №0127300013124000215  не обоснованной.

2. Признать в действиях заказчиков  МБОУ «СОШ №60» г. Брянска», МБОУ «СОШ № 11 имени П.М. Камозина» г. Брянска  нарушение требований  п.5 ч.1 ст. 42, ч.6 ст. 23 Закона о контрактной системе, п.5 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145

3. Поскольку предписание об устранении выявленных нарушений выдано по итогам рассмотрения жалобы ООО «4С», то предписание по данной жалобе не выдавать. 

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны