Решение б/н Решение по делу № 032/06/105-345/2022 о нарушении требовани... от 21 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Индивидуальному предпринимателю «…..»

 

«…..»

 

МБОУ Клетнянская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева

 

«…..»

 

АО «Сбербанк-АСТ»

 

«…..»

 

 

 

 

 

Решение по делу № 032/06/105-345/2022

о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

 

«21» апреля 2022 года                                                                                       г. Брянск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Заместителя председателя комиссии: «….»

Членов Комиссии: «…..»

в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы представителя заявителя ИП «…..» заказчика МБОУ Клетнянская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева,

рассмотрев жалобу заявителя ИП Колосова М.В.  на действия заказчика МБОУ Клетнянская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт СП МБОУ Клетнянская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева № 0327300009422000006  и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установила:

08.04.2022 года в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт СП МБОУ Клетнянская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева № 0327300009422000006.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 137 081,00 рублей.

До окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе за № 0327300009422000006 не подано ни одной заявки.  

Заявитель ИП «……» считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика МБОУ Клетнянская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева, поскольку заказчиком в извещении о закупке неправомерно не установлено требование к участникам закупки о членстве в СРО. Кроме того, заявитель отмечает в жалобе, что заказчиком неправомерно установлено требование к исполнителю в соответствии с  Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570).

Изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

1. Заказчиком МБОУ Клетнянская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 12 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе, согласно которым при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования), поскольку заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлены дополнительные требования к участникам закупки, а так же перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям с нарушением требований Закона о контрактной системе.

Так, согласно п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее, Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571).

Предметом осуществляемой закупки является на капитальный ремонт СП МБОУ Клетнянская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева № 0327300009422000006.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 137 081,00 руб.

Заказчиком при осуществлении закупки правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки, к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутацией, а именно установлены требования, в соответствии с п. 10 «Работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта)» Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, однако:

- во-первых, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2571 установлено, что при осуществлении закупки предметом которой являются работы по работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей установлены следующие дополнительные требования: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства

(за исключением линейного объекта);

2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства

(за исключением линейного объекта);

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки.

Вместе с тем, заказчиком не установлено, в частности, что опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается с учетом положений настоящего пункта опыт исполнения участником закупки договора, предметом которого являются поставка одного или нескольких товаров, выполнение одной или нескольких работ, оказание одной или нескольких услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", а также опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа).

Также заказчиком не указано, что договором считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

- во – вторых, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2571 установлено, что при подтверждении соответствия участника закупки дополнительным требованиям при осуществлении закупки предметом которой являются работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений, являются следующие документы:

в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:

1) исполненный договор;

2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:

1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;

2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации

Вместе с тем, заказчиком не установлено, что предусмотренные приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, акт приемки объекта капитального строительства, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Тем самым заказчиком допущено нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе т.к. установлены дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, подтверждающий соответствие участникам закупки дополнительным требованиям  с нарушением требований Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации № 2571 от 29.12.2021 г.

Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2  статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Заказчиком МБОУ Клетнянская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми  Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, поскольку заказчиком неправомерно в документации о закупке установлено требование к участникам закупки о выполнении видов и объемов работ, предусмотренных  Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Согласно пункту 8 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

На заседании Комиссии установлено, что согласно Приложением №1 к извещению о проведении электронного аукциону на капитальный ремонт СП МБОУ Клетнянская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева № 0327300009422000006 установлены определенные виды и объемы работ, подлежащих самостоятельному выполнению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570.

 Вместе с тем заказчиком, в соответствии с преамбулой проекта муниципального контракта, размещенного в ЕИС, является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Клетнянская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Н.В. Можаева, которое не является государственным или муниципальным заказчиком, в связи чем требование об установлении положений, предусмотренных Постановлением Правительства N 570, к закупке не применяется.

Более того, предметом осуществляемой закупки является капитальный ремонт, однако, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 определено, что возможные виды и объемы работ, которые участник закупки должен выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств устанавливаются только при проведении работ по строительству или  реконструкции объектов капитального строительства.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно установившего в извещении о проведении электронного аукциона  за № 0327300009422000006требования в соответствии с Постановлением Правительства N 570, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Довод заявителя ИП «……»   о том, что заказчиком в извещении о закупке не  установлено требование к участникам закупки о членстве в СРО не нашел своего подтверждения в рамках рассмотрения жалобы, поскольку при обозрении извещения о проведении закупки на капитальный ремонт СП МБОУ Клетнянская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева № 0327300009422000006 (раздел 4), приложения №3 к извещению о проведении закупки «Требования к содержанию заявки на участие в закупке» установлено, что заказчиком установлено и требование, что  участник закупки должен быть членом саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (ч.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ). Участник закупки должен иметь достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда, который должен соответствовать его ценовому предложению, а также достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, что является необходимым условием для принятия участия в закупках, при этом уровень ответственности участника закупки в компенсационном фонде должен быть не менее, чем его предложение о цене контракта. Участники, которые предложат цену контракта 3 млн. руб. и менее, не обязаны быть членами СРО в силу ч.2.1 ст. 52 ГрК РФ).

 Кроме того, заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе  выписки (или ее копии) из реестра членов саморегулируемой организации, содержащую сведения о внесенном взносе (взносах) в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи с указанием на уровень ответственности члена саморегулируемой организации.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

 

Решила:

 

1. Признать жалобу заявителя ИП «…..»  на действия заказчика МБОУ Клетнянская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт СП МБОУ Клетнянская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева № 0327300009422000006  частично обоснованной, в части неправомерного установления  в извещении о проведении электронного аукциона  за № 0327300009422000006 требования  в соответствии с Постановлением Правительства от 15.05.2017 N 570.

2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Администрация города Фокино нарушение требований  ч.2 ст. 110.2, п. 12 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства от 15.05.2017 N 570,  ч. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.

3. Выдать заказчику МБОУ Клетнянская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева, оператору электронной площадки   АО «Сбербанк-АСТ» предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании закупки.       

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель председателя комиссии                                                         «….»

 

Члены комиссии                                                                                                  «…..»

Связанные организации

Связанные организации не указаны