Решение б/н Решение и предписание по делу № 172 от 10 декабря 2011 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
г.Брянск
Резолютивная часть решения оглашена 29 сентября 2011 года
Решение изготовлено в полном объеме 12 октября 2011 года
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: <…>
Члены комиссии:
<…>;<…>;<…>;
от УФСИН России по Брянской области:
<…> по доверенности
от ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области:
<…> по доверенности
рассмотрев дело № 172 по признакам нарушения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области, 241050, г. Брянск, ул. Советская, д.2, части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06г. «О защите конкуренции»
УСТАНОВИЛА:
Дело рассмотрено после перерыва, объявленного до 29 сентября 2011 года до 12 час.45 мин.
Брянским УФАС России, в связи с поручением Брянской прокуратуры по надзору за соблюдением законов по ИУ Брянской области от 13.07.2011г. № 07/2011, от 15.07.2011г. №07/2011, от УФСИН России по Брянской области были запрошены и проанализированы документы по организации торгового обеспечения осужденных в исправительных учреждениях Брянской области, в т.ч. Федеральным казенным учреждением Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Брянской области (ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области), на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Как следует из представленных документов и материалов ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области, отбор комитентов для работы в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области осуществляется путем исследования рынка цен на территории Брянской области и выбора Комитента, предложившего наиболее выгодные условия сотрудничества, после установления процента вознаграждения с комитентом заключается договор комиссии на реализацию продукции.
Учреждение работает по договору комиссии с ИП <…> (договор от 11.01.2011 № 20).
Вместе с тем, материалов, свидетельствующих о проведении конкурентных процедур отбора комитентов, не представлено.
По результатам проведенного анализа представленных документов и материалов Брянским УФАС России в действиях ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06г. «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договора комиссии на реализацию продукции для нужд спецконтингента учреждения без проведения конкурентных процедур отбора, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем ограничения доступа на товарный рынок по розничной реализации продуктов питания и товаров первой необходимости в границах учреждения другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по розничной реализации продуктов питания и товаров первой необходимости, а также установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которых предоставляют такие товары.
В рассмотрении дела представитель УФСИН России по Брянской области представил письменные пояснения, согласно которым не считает действия учреждения по заключению договоров комиссии нарушающими действующее законодательство в связи со следующим:
1. В соответствии с Уставом учреждения услуга по реализации промышленных изделий бытового назначения и продовольственных товаров отнесена к видам приносящей доход деятельности учреждения, осуществляемым по договорам на возмездной основе с юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательством РФ.
2. Учреждение никаких выплат Комитенту за счет бюджетных средств и средств внебюджетных источников финансирования не осуществляет. Следовательно, правоотношения по договорам комиссии не подпадают под действие Федерального закона № 94-ФЗ.
3. Порядок заключения и расторжения договоров комиссии определен статьями 990-1004 Гражданского Кодекса РФ.
4. Учреждение при заключении гражданско-правовых договоров для осуществления приносящей доход деятельности фактически является хозяйствующим субъектом и не выполняет функции органа власти.
Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области представил письменные пояснения, согласно которым в учреждении имеется ларек, состоящий на балансе учреждения на праве оперативного управления, реализация товара в ларьке осуществляется сотрудниками учреждения, которые являются штатными сотрудниками исправительного учреждения. Отбор комитентов осуществляет отдел коммунально-бытового и интендантского обеспечения путем изучения рынка цен на территории Брянской области, и установления средней цены на продукцию. В процессе подготовки к заключению договоров комиссии в торговые организации были направлены предложения о сотрудничестве с приложением проекта договора. В 2011 году были направлены предложения в адрес 3-х хозяйствующих субъектов- ООО «Мечта», ИП <…>, ООО «ГримКом». Согласие на сотрудничество получено от одного хозяйствующего субъекта- ИП <…>
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы и материалы, установила следующее.
Согласно Указу Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Исправительные учреждения являются местом отбывания наказания лицами, осужденными к лишению свободы.
Как следует из части 1 статьи 56 Уголовного кодекса Российской Федерации, лишение свободы как мера государственного принуждения, назначаемого за совершение уголовно-наказуемого деяния, заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещение в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима, либо в тюрьму.
В соответствии с частью 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительными учреждениями являются, в том числе следственные изоляторы, которые выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
В соответствии с Уставом федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области», утвержденным приказом ФСИН России от 18.02.2011 № 89, учреждение является учреждением уголовно- исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно- исполнительным законодательством Российской Федерации.
Учреждение исполняет в т.ч. функции по исполнению в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний, охране и конвоированию осужденных, созданию осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.
В соответствии с п.2.5.1 Устава Учреждение в т.ч. обеспечивает режим содержания под стражей, организацию охраны и надзора за осужденными, условия содержания осужденных.
Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации в части 1 статьи 88 предусмотрено право осужденных к лишению свободы приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных за период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов.
На основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 №205 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины, работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденных вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядками дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету (пункт 100).
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области заключен договор комиссии с ИП <…> (договор №20 от 11.01.2011г.).
Согласно данному договору, Комиссионер принимает на себя обязанность от своего имени, но за счет Комитента реализовать продукты питания, товары бытовой химии,спички, табачные изделия, мороженое согласно ассортименту, количеству и цены, которая определяется сторонами в накладных.
По данному договору установлено вознаграждение Комиссионера от стоимости каждой партии проданного товара за фактически реализованный товар.
Торговое обеспечение осужденных в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области, производится в ларьке, находящемся на балансе учреждения.
Отпуск товаров осужденным в ларьке осуществляют сотрудники учреждения, в материалах дела имеется копия должностной инструкции младшего инспектора отдела режима учреждения.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции ИП <…> является хозяйствующим субъектом, на территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области осуществляет предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибыли.
Возможности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, по приобретению продуктов питания и товаров первой необходимости ограничены в силу их особого положения и отсутствия возможности приобрести данные товары за пределами ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов, органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).
Действия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области по заключению договора комиссии на реализацию продукции с ИП <…> (договор №20 от 11.01.2011г.) без конкурентных процедур, ограничивают доступ на товарный рынок по розничной реализации продуктов питания и товаров первой необходимости в границах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичную деятельность по розничной реализации продуктов питания и товаров первой необходимости, а также устанавливают для приобретателей товаров- осужденных ограничения права выбора хозяйствующих субъектов, которые поставляют такие товары, что противоречит части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Брянского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договора комиссии на реализацию продукции с поставщиками для нужд осужденных учреждения без проведения конкурентных процедур отбора, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем ограничения доступа на товарный рынок по розничной реализации продуктов питания и товаров первой необходимости в границах исправительного учреждения другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по розничной реализации продуктов питания и товаров первой необходимости, а также установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которых предоставляют такие товары.
2. Выдать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Нарушение прекратить путем:
- проведения конкурентных процедур (публичной оферты) на заключение договоров комиссии с поставщиками на реализацию продуктов питания и предметов первой необходимости и иных промышленных товаров, для нужд спецконтингента (осужденных) учреждения.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии: <…>
<…>
<…>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ № 1
12 октября 2011г. г. Брянск
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: <…>
Члены комиссии:
<…>;<…>;<…>;
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 12 октября 2011г. по делу № 172 о нарушении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области в срок до 31.12.2011г. прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
1. Нарушение прекратить путем:
проведения конкурентных процедур (публичной оферты) на заключение договоров комиссии с поставщиками на реализацию продуктов питания и предметов первой необходимости и иных промышленных товаров, для нужд спецконтингента (осужденных) учреждения.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Брянское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии: <…>
<…>
<…>
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.