Решение б/н Решение по итогам проведения внеплановой проверки № 032/06/... от 13 марта 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFГБУЗ "Брянская межрайонная
больница"
«…….»
Управление государственных
Закупок Брянской области
«………….»
ООО "РТС-тендер"
«………..»
Решение по итогам проведения внеплановой проверки № 032/06/99-125/2023
соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе
13.03.2023 г. Брянск
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), под. а п.19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, в связи с поступившим поручением ФАС России от 13.06.2019 года исх. № МЕ/49839-ПР/19 о проведении проверок в отношении заказчиков, осуществляющих закупки в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в соответствии с Приказами Брянского УФАС России от 27.02.2023 №60/23, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: «…….,»
Члены инспекции: «………»
в отсутствие представителя заказчика, ходатайство от 09.03.2023 №637, осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком ГБУЗ «Брянская межрайонная больница»'', уполномоченным органом Управление государственных закупок Брянской области, требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки за №0127200000222006628 на закупку медицинского оборудования: Светильник операционный потолочный (Светильник операционный), установила:
14.11.2022 16:36 (МСК) в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение за № 0127200000222006628 на закупку медицинского оборудования: Светильник операционный потолочный (Светильник операционный).
Начальная цена контракта 5485277.80 руб.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.11.2022 №ИЭА1 до окончания срока подачи заявок поступила единственная заявка на участие в аукционе, признана соответствующей требованиям извещения о закупке.
06.12.2022 между заказчиком и ИП «……» заключен государственный контракт.
До проведения внеплановой проверки в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения от 06.03.2023 №599, в которых заказчик указывает, что сформированное техническое задание соответствует как минимум двум производителям медицинского оборудования светильник двухблочный с потолочным креплением «ПАНАЛЕД-140/140»,ООО «Аксима», Россия; светильник хирургический потолочный с аварийным питанием регулируемый двухблочный «ЭМАЛЕНД 500/300», ЗАО «Завод ЭМА». Заказчик также указывает на правомерность не указания всех показателей ГОСТ при описании объекта закупки и отсутствия в Законе о контрактной системе положений указывать все показатели.
По итогам внеплановой проверки инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:
1. Заказчиком ГБУЗ «Брянская межрайонная больница» при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения нарушены требования п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которых при описании объекта закупки заказчик обязан осуществлять использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, поскольку заказчиком не использованы в полном объеме при описании объекта закупки все показатели и требования, предусмотренные ГОСТ Р 56128-2014 без обоснования не применения таких показателей.
Так, ГОСТ 56128-2014 устанавливает общие требования к подготовке технических заданий их оформлению при проведении государственных закупок медицинского оборудования. Заказчиком в не включены в описание объекта закупки следующие предусмотренные ГОСТом показатели и характеристики светильников операционных:
П.6.2.10 рабочее расстояние, мм; 6.2.21 время восстановления работоспособности поле прерывания электропитания, с; 6.2.22 допустимые значения температуры для внешних частей светильника, доступных для прикосновения; 6.2.22.1 поверхности ограждающих конструкций; 6.2.22.2.- съёмная ручка и другие поручни; 6.2.23 усилия крепления или демонтажа съёмной ручки. Отсутствует в техническом задании и обоснование такого неиспользования.
2. Заказчиком ГБУЗ «Брянская межрайонная больница»' нарушены положения п.16, п.17 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона;
- размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона),
поскольку заказчиком в извещении об осуществлении закупки не в полном объеме установлены требования к обеспечению заявки на участие в закупке, к обеспечению исполнения контракта, гарантийных обязательств с учетом требований ст. 45 Закона о контрактной системе, а также с учетом Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с учетом положений Постановления Правительства РФ от 09.08.2022 N 1397.
Так в извещении не установлены все условия независимой гарантии, предоставляемой в качестве требования к обеспечению заявки на участие в закупке, к обеспечению исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения..
Согласно В силу п. 1 ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный ч. 1.2 ст. 45 Закона о контрактной системы.
Частью 2 ст. 45 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которую должна содержать независимая гарантия.
Так, Независимая гарантия в частности должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией;
3) обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы, по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии.
Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 утверждена форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения, а также установлены дополнительные требования к независимой гарантии, в том числе, требования, вступившие в законную силу с 01.10.2022 ( Постановление Правительства РФ от 09.08.2022 N 1397) независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта, и должна быть составлена по утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в случае составления независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке), типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта (в случае составления независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, за исключением обеспечения предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" гарантийных обязательств), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом следующих требований:
с 01.10.2022 дополнительно в независимую гарантию включаются:
- условия о рассмотрении требования заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения такого требования и документов, предусмотренных перечнем документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- условия о рассмотрении споров, возникающих в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, в арбитражном суде.
Однако извещение и проект государственного контракта не содержит в полном объеме условий независимой гарантии, предусмотренные ч.1 ст. 45 Закона о контрактной системе, в том числе с учетом редакции Постановления 1005 с 01.10.2022 предоставление независимой гарантии порядок ее предоставления с учетом Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005, включая условие об оформлении в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта и по типовой форме.
Инспекция Брянского УФАС России не учитывает пояснения заказчика от 06.03.2023 №559 в виду следующего.
Положениями п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе императивно установлено требование об использовании при описании объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации (ГОСТ).
При это положениями этой же нормы установлено, что если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, заказчик вправе использовать при описании объекта закупки необходимое количество характеристик товара, определенных в ГОСТе, обосновав не использование иных показателей товара, отраженных в ГОСТе.
Согласно п.3,4 Раздела II Положения о порядке формирования и размещения предусмотренных Законом о контрактной системе информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" формирование информации и документов с использованием единой информационной системы осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы или путем представления в единую информационную систему электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, используемыми субъектами единой информационной системы. Документы, сформированные без использования единой информационной системы, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа, объем каждого из которых не должен превышать 50 мегабайт. Следовательно, у заказчика имелась возможность указать все условия и порядок предоставления независимой гарантии.
Выявленные в действиях заказчиков нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам проведения внеплановой проверки, инспекция Брянского УФАС России,
решила:
1. Признать в действиях заказчика ГБУЗ «Брянская межрайонная больница» п. 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, п16, п.17 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Не выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о контрактной системе в виду заключения контракта.
3. Передать соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России материалы проверки для рассмотрения вопрос о возбуждении дела о административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель инспекции «……….»
Члены инспекции
«……..»