Решение б/н Решение по делу № 032/06/106-115/2023 о нарушении требований... от 20 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ООО «Дом»

«…….»

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - Займищенская средняя общеобразовательная школа им. Ф.Г. Светика г. Клинцы Брянской области

«……..»

 

Управление государственных закупок Брянской области

«……»

 

ООО «РТС – Тендер»

«………»

 

 

Решение по делу № 032/06/106-115/2023

о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

 

резолютивная часть решения оглашена

17.02.2023, решение изготовлено 20.02.2023                                                         г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Заместителя председателя комиссии:  «……..»

Членов Комиссии: «……..»

в присутствии:

«………» директора МБОУ - Займищенская средняя общеобразовательная школа им. Ф.Г. Светика г. Клинцы Брянской области, действующей на основании Приказа № 75-р от 01.02.2022;

«……….» представителя МБОУ - Займищенская средняя общеобразовательная школа им. Ф.Г. Светика г. Клинцы Брянской области без надлежащим образом оформленной доверенности;

«………..» – заместителя начальника  Управления государственных закупок Брянской области, действующего на основании доверенности №1 от 09.01.2023;

рассмотрев поступившую жалобу участника закупки ООО «Дом»  на действия заказчика МБОУ Займищенской СОШ при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт здания МБОУ Займищенской СОШ, по адресу:243111 Брянская обл., г. Клинцы, село Займище, ул. Клинцовская , д. 102 А за № 0127200000223000342 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе),  установила:

03.02.2023  в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении  открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт здания МБОУ Займищенской СОШ, по адресу:243111 Брянская обл., г. Клинцы, село Займище, ул. Клинцовская , д. 102 А за № 0127200000223000342.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме за №  0127200000223000342 на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, неправомерно установившего требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе сведений/копия сведений из единого реестра о членах саморегулируемых организаций, поскольку такое требование с 01.09.2022 является неправомерным.   

До рассмотрения жалобы по существу в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения МБОУ - Займищенская средняя общеобразовательная школа им. Ф.Г. Светика г. Клинцы Брянской области  (вх. 1031-ЭП/23 от 24.01.2023).

Заслушав представителей заказчика, уполномоченного органа, изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

1. Заказчиком МБОУ - Займищенская средняя общеобразовательная школа им. Ф.Г. Светика г. Клинцы Брянской области    при осуществлении рассматриваемой закупки  нарушены требования пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми  при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования), ч.3 ст. 43 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается, поскольку заказчиком необоснованно установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе следующих сведений:

- сведений/копии сведений из единого реестра о членах саморегулируемых организаций, которые предоставляются в соответствии с пунктами 2,5,6 раздела «состав сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах» утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.05.2022 №945, ст.55.17 Градостроительного кодекса РФ:

- сведений о наличии (отсутствии) у члена саморегулируемой организации права, предусмотренного частью 3 статьи 558 Градостроительного кодекса Российской Федерации (размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации, размер страховой суммы по договору о страховании риска ответственности за нарушение членом саморегулируемой организации условий договора подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договора строительного подряда, договора подряда на осуществление сноса, заключенных с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее - с использованием конкурентных способов), дата уплаты взноса (дополнительного взноса) в такой фонд саморегулируемой организации, дата приостановления права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства).

Согласно п. 1, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

На основании ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно извещению об осуществлении закупки предметом аукциона является капитальный ремонт здания МБОУ Займищенской СОШ, по адресу:243111 Брянская обл., г. Клинцы, село Займище, ул. Клинцовская , д. 102 А, с начальной (максимальной) ценой контракта 58 275 060,00 рублей.

В силу ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно извещению об осуществлении закупки к участникам закупок установлены единые требования в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе " Участник закупки должен быть членом саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (ч.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ). Участник закупки должен иметь достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда, который должен соответствовать его ценовому предложению, а также достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, что является необходимым условием для принятия участия в закупках, при этом уровень ответственности участника закупки в компенсационном фонде должен быть не менее, чем его предложение о цене контракта. Участники, которые предложат цену контракта 10 млн. руб. и менее, не обязаны быть членами СРО в силу ч.2.1 ст. 52 ГрК РФ. ) ".

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 55.17 Градостроительного кодекса изложена в новой редакции, из которой исключено понятие "выписка из реестра членов саморегулируемой организации", а также исключен порядок и форма предоставления такой выписки. Указанная норма вступила в законную силу с 01.09.2022.

С учетом положений части 2 статьи 7.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации.

Учитывая изложенное, при осуществлении закупки в извещении об осуществлении которой установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей саморегулируемой организации требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется.

Данные выводы также отражены в совместном письме Минфина России и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 октября 2022 г. NN 24-01-07/95279, Б0737-СИ/02 "О подтверждении членства участника закупки в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства для целей участия в закупках в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Вместе с тем, в соответствии с пп.1 п.1 Таблицы 2 «Требования к участникам закупки» установлено, что установлено требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Кроме того, данным пунктом предусмотрено, что «документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 частью 1 статьи 31 44 Федерального закона указаны в п.1.13 ТАБЛИЦЫ 1».

Комиссией Брянского УФАС России при обозрении пункта 1.13 Таблицы 1 «Требования к содержанию, составу заявки на участие закупки, подавшем заявку на участие в закупке» установлено, что заказчиком предусмотрено требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе «документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным частью 1 статьи 31 44 Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 44 Федерального закона, если иное не предусмотрено 44 Федеральным законом: сведений/копии сведений из единого реестра о членах саморегулируемых организаций, а также сведений о наличии (отсутствии) у члена саморегулируемой организации права, предусмотренного частью 3 статьи 558 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что противоречит требованиям п.12 ч.1 ст. 42, ч.3 ст. 43 Закона о контактной системе.

В рамках рассмотрения жалобы Комиссия Брянского УФАС России выявленное нарушение п. 12 ч.1 ст. 42, ч.1 ст.31,  ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе признано не повлиявшим на итоги осуществляемой закупки, поскольку при рассмотрении заявок на участие в аукционе за № 0127200000223000342 участники закупки не  отклонялись по основанию отсутствие сведений, предусмотренных  пунктом 1.13 Таблицы 1 «Требования к содержанию, составу заявки на участие закупки, подавшем заявку на участие в закупке».

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

2. Заказчиком МБОУ - Займищенская средняя общеобразовательная школа им. Ф.Г. Светика г. Клинцы Брянской области, нарушены требования ч.4 ст. 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, поскольку проект контракта не содержит условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа.

Предметом аукциона является капитальный ремонт здания МБОУ Займищенской СОШ, по адресу:243111 Брянская обл., г. Клинцы, село Займище, ул. Клинцовская , д. 102 А. Согласно извещению об осуществлении закупки за № 0127200000223000342 установлено требование к «поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона № 44 ФЗ, объем привлечения: 25.00%. Участник, привлекает Субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта (в соответствии со Статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ)».

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Пунктом 8 Правил установлено, что в случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.

Вместе с тем, проект контракта не содержит условия об ответственности сторон в соответствии с пунктом 8 Правил.

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

 

Решила:

 

1. Признать жалобу ООО «Дом»  на действия заказчика МБОУ Займищенской СОШ при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт здания МБОУ Займищенской СОШ, по адресу:243111 Брянская обл., г. Клинцы, село Займище, ул. Клинцовская , д. 102 А за № 0127200000223000342 обоснованной.

2.  По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика МБОУ Займищенской СОШ при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт здания МБОУ Займищенской СОШ нарушения положений п. 12 ч.1 ст. 42, ч.1 ст.31,  ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе, п.8  Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042. 

3. Выдать заказчику МБОУ Займищенской СОШ при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт здания МБОУ Займищенской СОШ предписание об устранении выявленных нарушений ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе, п.8  Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042. Предписание об устранении выявленных п. 12 ч.1 ст. 42, ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку данное нарушение признано не повлиявшим на итоги осуществляемой закупки.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Заместитель председатель комиссии                                                      «……….»

 

Члены  комиссии                                                                                              «………»

                                     

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны