Решение б/н Решение по делу № 032/06/106-225/2024 о нарушении требований... от 20 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Завод специальной техники»

 «………..»

                                

ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба»

 «………..»

 

Управление государственных закупок Брянской области

 «………..»

 

АО «ЕЭТП»

 «………..»

 

 

Решение по делу № 032/06/106-225/2024

о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

резолютивная часть оглашена «20» марта 2024 года

решение изготовлено «22» марта 2024 года                                        г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Председателя комиссии: «………..»

Членов Комиссии: «………..»

в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей заявителя ООО «Завод специальной техники», уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области, заказчика ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» (поступило ходатайство 1721-ЭП/24 от 18.03.2024 о рассмотрении жалобы без участия заказчика),

рассмотрев жалобу заявителя ООО «Завод специальной техники» на действия заказчика ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку автобуса для нужд ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на модернизацию материально-технической базы государственных учреждений специализированной лесопожарной техникой за № 0127200000224001062 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), установила:

06.03.2024 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку автобуса для нужд ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на модернизацию материально-технической базы государственных учреждений специализированной лесопожарной техникой за № 0127200000224001062.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 526 666,67 рублей.

Заявитель ООО «Завод специальной техники» считает, что невозможен к поставке товар, закупаемый заказчиком с учетом запрета, установленного положениями Постановления Правительства от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – Постановление Правительства №616).

Изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующему выводу:

1. Заказчиком ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системы, согласно которым заказчиком в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки, поскольку заказчиком сформировано техническое задание на поставку автобуса, совокупности характеристик которого соответствует товар только одного производителя.

Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта закупки, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе, в части формирования технического задания таким образом, чтобы совокупности установленных характеристик соответствовал товар как минимум двух производителей.

В адрес Брянского УФАС России заказчиком направлены коммерческие предложения на поставку автобуса двух различных поставщиков:

- ООО «Премьер Авто» в ответ на запрос заказчика ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» предлагает к поставке автобус Луидор 225053 ПКФ «Луидор»;    

- ООО «Брянскзапчасть» в ответ на запрос заказчика ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» предлагает к поставке автобус Луидор 225053 ПКФ «Луидор».

Таким образом, описанию объекта закупки соответствует товар только одного производителя ПКФ «Луидор». Доказательств обратного заказчиком не представлено.

Выявленные в действиях комиссии по осуществлению закупок Брянская городская администрация нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Довод заявителя о том, что с учетом ограничений Постановления Правительства №616 невозможен к поставке товар, соответствующий характеристикам, указанным в описании объекта закупки, является несостоятельным, ввиду нижеследующего.

Предметом осуществляемой закупки является поставка автобуса.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).

Пунктами 4, 5, 6 и 7 Правил использования КТРУ установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам и услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Функциональные и технические характеристики приобретаемого товара, с учетом положений ст. 33 Закона, п. 4 Правил использования КТРУ - установлены заказчиком с учетом предусмотренных характеристик каталога товаров работ и услуг (код позиции 29.10.30.000-00000020 «Автобус»).

Обязательные к применению характеристики товара, предусмотренные позицией КТРУ 29.10.30.000-00000020 установлены заказчиком при описании объекта закупки.

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положениями Постановления Правительства №616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в указанный перечень входит код 29.10.3 «Средства автотранспортные для перевозки 10 или более человек», соответствующий товару, закупаемому заказчиком в рамках проводимого аукциона за № 0127200000224001062.

Учитывая изложенное, заказчик при проведении закупки на поставку автобуса, соответствующей коду 29.10.3 обязан применить положения Постановления Правительства №616.

Установлено, что заказчиком в извещении о проведении аукциона за № 0127200000224001062 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с положениями Постановления Правительства №616.

Таким образом, действия заказчика соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.

3. Заказчиком ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» нарушены положения ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе, согласно которой в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку заказчиком в рамках проводимого электронного аукциона за № 0127200000224001062 закупаются товары, входящие в Перечень, а также не входящие в него.

Согласно п. 12 Постановления Правительства №616 для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу). При этом медицинские маски не могут быть предметом одного контракта (одного лота) с другими отдельными видами промышленных товаров, включенных в перечень.

При обозрении описания объекта закупки на поставку автобуса за № 0127200000224001062 установлено, что заказчиком закупается автобус код КТРУ 29.10.30.000-00000020, входящий в Перечень, а также иные товары, не входящие в Перечень, в том числе, огнетушитель код КТРУ 28.29.22.110-00000013 (28.29.22.110-00000014, 28.29.22.110-00000015).

Выявленные в действиях комиссии по осуществлению закупок Брянская городская администрация нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Заказчиком ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» нарушены положения ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которой описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться, поскольку заказчиком при описании объекта закупки не указаны требуемого к поставке товара.

Согласно описания объекта закупки за № 0127200000224001062 заказчиком закупается, в том числе, следующий товар: аптечка, огнетушитель, молоточек для аварийного выхода, колодка противооткатная, однако заказчиком не установлены характеристики указанного товара в соответствии с требованиями положений ст. 33 Закона о контрактной системе.

Выявленные в действиях заказчика ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба»  нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

 

Решила:

 

1. Признать жалобу ООО «Завод специальной техники» на действия заказчика ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку автобуса для нужд ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на модернизацию материально-технической базы государственных учреждений специализированной лесопожарной техникой за № 0127200000224001062 необоснованной. 

2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» нарушение положений п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе, п.12 Постановления Правительства № 616.

3. Выдать заказчику ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба», уполномоченному органу Управление государственных закупок Брянской области, оператору АО «ЕЭТП» предписание об устранении выявленных нарушений положений п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе, п.12 Постановления Правительства № 616, в том числе, об аннулировании осуществляемой закупки.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны