Решение б/н Решение по делу № 032/06/64-822/2021 о нарушении требований ... от 24 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО «МД-Консалтинг»

«…….»

 

Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области

«…..»

 

Управление государственных закупок Брянской области

    «……..»

 

АО «ЕЭТП»

«…..»

 

 

 

Решение по делу № 032/06/64-822/2021

о нарушении требований законодательства РФ

о контрактной системе

 

«24» августа 2021 года                                                                                          г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:

Заместителя председателя комиссии:  «……»

Членов Комиссии: «»……»

в присутствии:

«…….» - представителя заказчика Департамент промышленности, транспорта и связи, действующего на основании доверенности от 23.08.2021 года;

«……» - представителя заказчика Департамент промышленности, транспорта и связи, действующего на основании доверенности от 23.08.2021 года;

«…….» – представителя уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области, действующего на основании доверенности № 3 от 12.01.2021 года

в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя заявителя ООО «МД-Консалтинг»,

рассмотрев поступившую жалобу участника закупки ООО «МД-Консалтинг» на действия заказчика  Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на услуги по регулярным перевозкам пассажиров автобусом по межмуниципальным маршрутам с регулируемым тарифом Брянск-Титовка, Набережная-Свень, Брянск-Хутор Бор, Брянск-Сельцо, Брянск-Домашово, Брянск-Б.БережскийСанаторий, Брянск-Лопушь, Брянск-Переторги, Сад.общ.Связист, Брянск-Жирятино, Брянск-Теменичи, Брянск-Журиничи, Брянск-Бетово, Брянск-Новоселки, Малфа-Карповье, Брянск-Малфа, Брянск-Колодня, Брянск-Сад.общ.Добрунь, Аэропорт, Бежица-Жирятино-Жирятино-Норино, п. Хотылево - ул. Флотская г. Брянск, ул.Крахмалева - с/о Дормаш-5, №100 "Аэрополрт- Брянск - Аэропорт", №119 "Кокино - Отрадное"  за № 0127200000221004218 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе),  установила:

09.08.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение и документация конкурса в электронной форме  на услуги по регулярным перевозкам пассажиров автобусом по межмуниципальным маршрутам с регулируемым тарифом Брянск-Титовка, Набережная-Свень, Брянск-Хутор Бор, Брянск-Сельцо, Брянск-Домашово, Брянск-Б.БережскийСанаторий, Брянск-Лопушь, Брянск-Переторги, Сад.общ.Связист, Брянск-Жирятино, Брянск-Теменичи, Брянск-Журиничи, Брянск-Бетово, Брянск-Новоселки, Малфа-Карповье, Брянск-Малфа, Брянск-Колодня, Брянск-Сад.общ.Добрунь, Аэропорт, Бежица-Жирятино-Жирятино-Норино, п. Хотылево - ул. Флотская г. Брянск, ул.Крахмалева - с/о Дормаш-5, №100 "Аэрополрт- Брянск - Аэропорт", №119 "Кокино - Отрадное"  за № 0127200000221004218.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого конкурса в электронной форме за № 0127200000221004218 на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Заявитель ООО «МД-Консалтинг» считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, поскольку  заказчиком необоснованно установлено требование о предоставлении участником закупки во вторых частях заявок действующей лицензии на оказание услуг по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых).

До рассмотрения жалобы в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области (вх. 6593 от 18.08.2021 года, вх. 6620 от 19.08.2021 года, вх. 6698 от 23.08.2021 года).  

Заслушав представителей заказчика, уполномоченного органа управление государственных закупок Брянской области, изучив представленные документы, письменные пояснения, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

1. Заказчиком Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, согласно которым при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а также ч.6 ст. 66 Закона о контрактной системе в соответствии с которой требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается, поскольку заказчиком необоснованно установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) своего предприятия (организации) или на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) организации (или индивидуального предпринимателя), имеющей лицензию, а также требование о предоставлении вышеуказанной лицензии в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.

Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров автобусом по межмуниципальным маршрутам с регулируемым тарифом. При этом, на участников закупки возлагается ответственность по обеспечению ежедневного предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей транспортного средства.

Так, установлено, что заказчиком в п. 12 информационной карты документации об электронном аукционе за № 0127200000221004218 установлены единые требования к участникам закупки, в том числе, наличие лицензии или выписки из реестра лицензий в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 №2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий»:

- на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами;

- на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) своего предприятия (организации)

или

- на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) организации (или индивидуального предпринимателя), имеющей лицензию.

Кроме того, пунктом 22 информационной карты документации об электронном аукционе за № 0127200000221004218 установлено требование о предоставлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе копии лицензии или выписки из реестра лицензий в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 №2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий»:

- на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами;

- на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) своего предприятия (организации)

или

- на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) организации (или индивидуального предпринимателя), имеющей лицензию.

Заявитель полагает, что в случае, если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию. Согласно Приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 предрейсовые и послерейсовый медицинские осмотры включены в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Таким образом, для осуществления предрейсового и послерейсового медицинского осмотра необходимо обладать лицензией на медицинскую деятельность.

Однако, по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчику следует устанавливать требования к участникам закупки только исходя из объекта закупки. Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров автобусом по межмуниципальным маршрутам с регулируемым тарифом.

Следовательно, заказчиком правомерно установлено в документации об электронном аукционе о наличии у участника закупки копии лицензии или выписки из реестра лицензий в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 №2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий» на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, а также требование о предоставлении вышеуказанной лицензии в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.

Однако, поскольку деятельность по осуществлению предрейсового и послерейсового медицинского осмотра не является самостоятельным объектом закупки, а входит в состав работ, являющихся объектом закупки (оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров автобусом по межмуниципальным маршрутам с регулируемым тарифом), следовательно, заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) своего предприятия (организации) или на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) организации (или индивидуального предпринимателя), имеющей лицензию, а также требование о предоставлении вышеуказанной лицензии в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.

Выявленное в действиях заказчиков нарушение требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Заказчиком Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки, включенное в документацию об электронном аукционе, должно соответствовать положениям ст. 33 Закона о контрактной системе, а также п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки, поскольку заказчиком установлено описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ограничивает количество  участников закупки, так:

во-первых, заказчиком в состав одного объекта закупки включены требования о перевозке пассажиров по маршрутам разных направлений и не пересекающихся между собой.

Предметом осуществляемой закупки является оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров автобусом по межмуниципальным маршрутам с регулируемым тарифом Брянск-Титовка, Набережная-Свень, Брянск-Хутор Бор, Брянск-Сельцо, Брянск-Домашово, Брянск-Б.БережскийСанаторий, Брянск-Лопушь, Брянск-Переторги, Сад.общ.Связист, Брянск-Жирятино, Брянск-Теменичи, Брянск-Журиничи, Брянск-Бетово, Брянск-Новоселки, Малфа-Карповье, Брянск-Малфа, Брянск-Колодня, Брянск-Сад.общ.Добрунь, Аэропорт, Бежица-Жирятино-Жирятино-Норино, п. Хотылево - ул. Флотская г. Брянск, ул.Крахмалева - с/о Дормаш-5, №100 "Аэрополрт- Брянск - Аэропорт", №119 "Кокино - Отрадное".

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.

 Комиссией Брянского УФАС России установлено, что указанные маршруты в документации об электронном аукционе за № 0127200000221004218 не пересекаются между собой и образуют самостоятельную маршрутную сеть муниципальных образований, в частности: Брянск-Сельцо, Брянск-Б.Бережский Санаторий, Брянск-Жирятино, №119 "Кокино - Отрадное".

Из содержания документации о закупке следует, что в отношении каждого маршрута разработана схема маршрута с указанием остановочных пунктов, расписание движения транспортного средства, а также каждому маршруту присвоен отдельный порядковый номер.

Для осуществления пассажирских перевозок требуется наличие 37 автобусов разного класса. Кроме того, из содержания расписания движения транспортных средств по маршрутам, входящим в состав объекта закупки, следует, что, исполнитель обязан начиная, в частности с 05:05 и до 06:30 часов ежедневно отправлять 12 автобусов.

Совокупность указанных требований документации о закупке, а также требований документации в части срока исполнения обязательств по контракту (с 1 октября по 31 декабря 2021 года) фактически требует от потенциальных участников закупки для участия в закупке и заключения контракта на выполнение перевозок наличия значительных финансовых ресурсов (обеспечение исполнения контракта составляет 5% начальной максимальной цены контракта- 1 611 885,00 руб. и материальных ресурсов, необходимых для приобретения всего объема транспортных средств (37 автотранспортных средств разного класса).

На основании изложенного, действия заказчика по включению в один объект закупки всех межмуниципальных маршрутов, могут привести к ограничению количества участников закупки в связи с невозможностью заявиться на участие в электронном аукционе на обслуживание всех маршрутов претендентам, не обладающим значительным количеством транспортных средств, но способным оказывать услуги по пассажирским перевозкам по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам. Указанные действия заказчикам могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении аукциона, в том числе к созданию отдельным хозяйствующим субъектам преимущественных условий участия в закупке, что запрещено статьей 8 Закона о контрактной системе.

Кроме того, на момент рассмотрения дела и вынесения решения заказчиком не представлено доказательств и обоснований, в том числе экономических расчетов, функциональной обоснованности, относительно необходимости объединения указанных 24 маршрутов в состав одного лота и невозможности иного группирования анализируемых маршрутов (в случае наличия такой необходимости), кроме как объединения всех маршрутов в состав одного лота.

Во-вторых, максимальное количество единиц транспортных средств, соответствующих классов транспортных средств, указанных в документации об электронном аукционе, по ряду маршрутов, не соответствуют количеству единиц транспортных средств, указанных в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок по Брянской области, который предоставлен заказчиком до рассмотрения жалобы по существу (вх. № 6698 от 23.08.2021 года).

Так, согласно п. 9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 220 ФЗ) в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены сведения о характеристиках транспортных средств (классы транспортных средств) предусмотренные решением об установлении или изменении маршрута регулярных перевозок, государственным или муниципальным контрактом и (или) заявкой на участие в открытом конкурсе, поданной участником открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Согласно п. 14 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» класс транспортных средств - группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины (особо малый класс транспортных средств - длина до 5 метров включительно, малый класс транспортных средств - длина от более чем 5 метров до 7,5 метра включительно, средний класс транспортных средств - длина от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно, большой класс транспортных средств - длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно, особо большой класс транспортных средств - длина более чем 16 метров).

В соответствии с документацией об электронном аукционе потребностью заказчика, в частности, по маршруту 115 «Брянск-Журиничи» является 1 единица транспортных средств среднего класса, однако, согласно реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок по Брянской области, действующему на момент организации и проведения вышеуказанного электронного аукциона, по маршруту 115 «Брянск-Журиничи» предусмотрена 1 единица транспортных средств среднего класса и 1 единица малого класса транспортных средств.

Таким образом, Комиссией Брянского УФАС России установлено разночтение в документации об электронном аукционе и реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок по Брянской области относительно максимального количества единиц транспортных средств, соответствующих классов.

Аналогичное несоответствие в максимальном количестве единиц транспортных средств, соответствующих классов выявлено, в том числе, по маршруту 130 «Брянск-Садоводческое общество «Добрунь», по маршруту 137, 127, 138 «Бежица-Жирятино-Колодня-Буда-Норино» и т.д.

Выявленное в действиях заказчиков нарушение требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

Решила:

 

1. Признать жалобу заявителя ООО «МД-Консалтинг» на действия заказчика  Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на услуги по регулярным перевозкам пассажиров автобусом по межмуниципальным маршрутам с регулируемым тарифом Брянск-Титовка, Набережная-Свень, Брянск-Хутор Бор, Брянск-Сельцо, Брянск-Домашово, Брянск-Б.БережскийСанаторий, Брянск-Лопушь, Брянск-Переторги, Сад.общ.Связист, Брянск-Жирятино, Брянск-Теменичи, Брянск-Журиничи, Брянск-Бетово, Брянск-Новоселки, Малфа-Карповье, Брянск-Малфа, Брянск-Колодня, Брянск-Сад.общ.Добрунь, Аэропорт, Бежица-Жирятино-Жирятино-Норино, п. Хотылево - ул. Флотская г. Брянск, ул.Крахмалева - с/о Дормаш-5, №100 "Аэрополрт- Брянск - Аэропорт", №119 "Кокино - Отрадное"  за № 0127200000221004218 обоснованной.

2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика  Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области  нарушение требований   п. 1 ч. 1 ст. 31, ч.6 ст. 66, п. 1 ч. 1 ст. 64, п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области, уполномоченному органу Управлению государственных закупок Брянской области, оператору электронной площадки АО «ЕЭТП» предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании закупки.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Заместитель председателя комиссии                                                    «………»

 

Члены  комиссии                                                                                            «…….»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны