Решение б/н Решение по делу № 032/06/64-1187/2020 о нарушении требований... от 9 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ИП «……….»

«………»

 

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Брянской области

«……….»

 

АО «ЕЭТП»

«…….»

 

 

 

 

 

Решение по делу № 032/06/64-1187/2020

о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

«09» октября 2020 года                                                                                          г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:

Заместителя председателя комиссии:  «………»

Членов Комиссии: «…..»

в присутствие:

«………» - представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области, действующего на основании доверенности б/н от 06.10.2020 года,

«………..» - представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области, действующего на основании доверенности б/н от 06.10.2020 года,

«………..» - представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области, действующей на основании доверенности б/н от 06.10.2020 года,

в отсутствии надлежащим образом уведомленного о дате и месте рассмотрения жалобы заявителя ИП «………..»

рассмотрев поступившую жалобу участника закупки ИП «………» на действия заказчика  Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Брянской области  при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку программно - аппаратного комплекса «Кластер виртуализации и хранения данных» за № 0227100000520000036  и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе),  установила:

28.09.2020 года в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение и документация электронного аукциона на поставку программно - аппаратного комплекса «Кластер виртуализации и хранения данных» за № 0227100000520000036.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за № 0227100000520000036 на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Заявитель ИП «………..» считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, а именно по мнению заявителя:

- заказчиком в документации об аукционе описание объекта закупки осуществлено с нарушением положений законодательства РФ о контрактной системе, в части наименования товара.

- заказчик при описании объекта закупки не использовал характеристики товара (сервера и коммутатора) из КТРУ;

- заказчиком в документации об аукционе не установлен запрет на допуск  программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, относящихся к коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных" (далее - товары), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 года № 1746 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты правительства российской федерации»  (далее – Постановление № 1746);

- заказчиком в документации об аукционе не установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 года №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1236).

До рассмотрения жалобы в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Брянской области (вх. 8718 от 08.10.2020 года), из содержания которых следует, что Заказчик не согласен с доводами, изложенными Заявителем в жалобе, поскольку документация об электронном аукционе полностью соответствует требованиям законодательства РФ о контрактной системе.    

Заслушав представителей заказчика, изучив представленные документы, письменные пояснения, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

1. Заказчиком Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки и положения ч.4 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года №145 (далее Правил), согласно которым заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции), поскольку заказчиком при описании объекта закупки за № 0227100000520000036 не использован каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее КТРУ).

Предметом осуществляемой закупки является поставка программно - аппаратного комплекса «Кластер виртуализации и хранения данных», в состав которого входит кластер вычисления, модуль коммутации, программное обеспечение виртуализации. Данный товар отнесен заказчиком к коду ОКПД2 26.20.14.000 «Машины вычислительные электронное, цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных».

При описании технического задания заказчиком не  использовался КТРУ, поскольку в позициях КТРУ отсутствует соответствующая позиция для закупки «модуля вычисления», «модуля коммутации».

Однако, комиссия Брянского УФАС России установила, что потребностью заказчика является приобретение сервера, коммутатора, программного обеспечения, что подтверждается обоснованием цены контракта, осуществленным заказчиком для определения в извещении о закупке начальной цены контракта.

Представленные коммерческие предложения ТО «ВБК», ООО «ИКОМ», ООО «Бизнес поставка» содержат предложение о поставке в составе «Кластера визуализации и хранения данных» сервера, коммутатора, программного обеспечения, соответствующих заявленным заказчиком характеристикам.

        Учитывая, что КТРУ содержит описание  характеристик сервера (код КТРУ 26.20.14.000-00000001 и др.) и  коммутатора (код КТРУ 26.30.11.110-00000040, то заказчику надлежало сформировать техническое задание на поставку указанных товаров с учетом соответствующих позиций КТРУ.

При этом, учитывая положения п.5 Правил заказчик не вправе включить в описание объекта дополнительные характеристики, которые не предусмотрены в позиции каталога, при осуществлении осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Данный вывод подтверждается позицией Минфина России, изложенной в письме от 25.08.2020 N 24-06-05/74463 "О применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961".

Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Заказчиком Территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области нарушены требования ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку заказчиком в документации об аукционе не установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с Постановлением № 1236.

Частью 2 Постановления № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

В соответствии с ч. 2(1) Постановления № 1236 2(1) для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Поскольку согласно технического задания, являющегося приложением №2 к документации об аукционе за № 0227100000520000036, в состав закупаемого комплекса входит программное обеспечение виртуализации, включающее в себя неисключительные права на использование программного обеспечения для виртуализации, предназначенный для преобразования ИТ-инфраструктуры в управляемую, автоматизированную, масштабируемую и стабильную вычислительную среду следовательно, заказчиком в документации об аукционе должен быть установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных или обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с требованиями Постановления № 1236.

Довод заказчика о невозможности установления запрета в соответствии с требованиями Постановления № 1236 ввиду того, что программно-аппаратный комплекс является комплексным решением и рассматривать отдельно аппаратную и программную части недопустимо, так как они не могут функционировать отдельно, не принимается комиссией Брянского УФАС России, поскольку Постановление № 1236 не содержит указания на возможность неприменения положений Постановления  1236 в виду приобретения программного обеспечения в  составе какого-либо комплекса. Данный вывод подтверждается Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.04.2020 года № 24-03-06/35429.

Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Довод заявителя относительно не установления в документации о закупке запрета на допуск  программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, относящихся к коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных" (далее - товары), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Постановлением № 1746 не нашел своего подтверждения ввиду нижеследующего:

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Часть 1 Постановления № 1746 устанавливает запрет на допуск программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, относящихся к коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных" (далее - товары), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Однако потребностью заказчика является приобретение сервера (код КТРУ 26.20.14.000-00000001 и др.), коммутатора (код КТРУ 26.30.11.110-00000040 и др.), следовательно, заказчиком правомерно не установлен запрет на допуск  программно-аппаратных комплексов систем хранения данных в соответствии с Постановлением №1746.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

Решила:

 

1. Признать жалобу участника закупки  ИП «……..». на действия заказчика Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку программно - аппаратного комплекса «Кластер виртуализации и хранения данных» за № 0227100000520000036 частично обоснованной в части неиспользования при описании объекта закупки характеристик товаров из КТРУ, а также в части не установления в документации об аукционе запрета на допуск допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящихо из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства №1236.

2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Брянской области нарушения положений п. 1 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе, п.4 Правил, ч. 2 Постановления Правительства 1236.

3. Выдать заказчику Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Брянской области, оператору электронной площадки АО «ЕЭТП» предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании закупки.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Заместитель председателя комиссии                                                  «……………..»

 

Члены  комиссии                                                                                             «………..»

                                                                                                                         

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны