Решение б/н Решение по делу № 032/06/64-328/2021 о нарушении требований ... от 30 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

ООО «Фитнес Тайм»

«……..»

 

Администрация Клетнянского района

«………»

 

АО «ЕЭТП»

«…….»

 

 

 

Решение по делу № 032/06/64-328/2021

о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

«30» марта 2021 года                                                                                           г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Заместителя председателя комиссии: «...»

Членов Комиссии: «……»

в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей заказчика Администрация Клетнянского района  (поступило ходатайство заказчика  Администрация Клетнянского района  о рассмотрении жалобы без участия представителей заказчика вх. 2423 от 25.03.2021 года), представителей ООО «Фитнес Тайм»,

рассмотрев поступившую жалобу заявителя ООО «Фитнес Тайм»  на действия заказчика Администрация Клетнянского района  при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку спортивно-технологического оборудования для создания одной малой спортивной площадки за № 0127300010621000019  и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установила следующее:

22.03.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на поставку спортивно-технологического оборудования для создания одной малой спортивной площадки за № 0127300010621000019, а также документация об электронном аукционе.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 451 515,00  рублей.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за № 0127300010621000019 на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Заявитель ООО «Фитнес Тайм» считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика Администрация Клетнянского района, поскольку заказчиком допущены нарушения законодательства РФ о контрактной системе при описании объекта закупки. Так, по позициям 19,21,22 технического задания документации о закупке включены требования к поставляемому оборудованию, которые  соответствуют условиям (параметрам) изделия по патенту на изобретение № 266318, патентообладателем которого является физическое лицо.

До рассмотрения жалобы в адрес Брянского УФАС России письменные пояснения заказчика Администрация Клетнянского района по доводам, изложенным в жалобе (вх. № 2422 от 25.03.2021 г.).

Изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

1. Довод Заявителя ООО «Фитнес Тайм» о включении в описание объекта по позиции 19, 21, 22 технического задания документации о закупке  требований к поставляемому оборудованию, а именно описание нагрузочного устройства для создания регулируемой нагрузки соответствующее условиям (параметрам) изделия по патенту на изобретение № 266318, патентообладателем которого является Маркелов Вадим Евгеньевич не находит своего подтверждения в рамках рассмотрения жалобы ввиду следующего:

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в описание объекта закупки включаются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

При этом документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.

Таким образом, заказчику в рамках названного Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы объективно, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Предметом осуществляемой закупки является поставка спортивно-технологического оборудования для создания одной малой спортивной площадки.

Заказчиком в содержание документации о закупке, в том числе по п.п.19,21,22 Технического задания документации о закупке  включены характеристики спортивного оборудования, которые отражают потребность заказчика в закупаемом оборудовании, в том числе требования к нагрузочному устройству: «подвижная рама, изготовленная из стального профиля 120х60 мм с толщиной стенки 3 мм, соответствующего ГОСТ30245-2003, 4 вертикально расположенных накопителя дисков, изготовленных из прута нержавеющей стали ГОСТ 5949-2018, диаметром 20 мм, и 4 горизонтально расположенных накопителя дисков диаметром 48 мм, изготовленных  из бесшовной трубы из коррозийно-стойкой стали ГОСТ 9941-81. Вертикально расположенные накопители дисков соединены между собой  прутами из нержавеющей стали диаметром 20 мм ГОСТ 5949-2018. Горизонтально расположенные накопители дисков соединены между собой прутами из нержавеющей стали диаметром 30 мм ГОСТ 5949-2018. Конструкцией предусмотрено сквозное крепление накопителей через специальные втулки, вваренные в профиль подвижной рамы».

При этом, требования к материалу нагрузочного устройства заказчиком установлены исходя из требований, отраженных в ГОСТах.

Вместе с тем, Заявителем ООО «Фитнес Тайм» не представлено доказательств, что весь спектр отличительных признаков запатентованного по патенту RU 2 661 318 С1 товара  использован заказчиком при описании объекта закупки.

Следует отметить, что  статьей  105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Таким образом, исходя из приведенных норм, следует, что заявитель, заявляя в своей жалобе о том, что заказчик по позициям 19,21,22 технического задания документации о закупке включил требования к поставляемому оборудованию, которые  соответствуют условиям (параметрам) изделия по патенту на изобретение № 266318, патентообладателем которого является физическое лицо, обязан приложить к своей жалобе соответствующие доказательства.

При этом положения Закона о контрактной системе не запрещают заявителю представить документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы, непосредственно на заседании Комиссии антимонопольного органа.

В составе жалобы, а также на заседании Комиссии Брянского УФАС России заявителем не представлено доказательств, подтверждающих доводы жалобы.

2. Заказчиком Администрация Клетнянского района при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 №145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановления № 145), в соответствии с которыми заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога (далее КТРУ) в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением 145 " с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

 в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции,

а также нарушены требования п. 5 Постановления № 145, в соответствии с которыми заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога,

поскольку заказчиком при описании объекта закупки не использованы предусмотренные КТРУ наименование и характеристики товара, входящего в предмет электронного аукциона, а также  включены дополнительные характеристики оборудования, которые не предусмотрены в соответствующих позициях каталога без обоснования их использования.

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Положения Постановления № 145 императивно содержат требование об использовании заказчиками при описании товаров, подлежащих поставке, с использованием информации о наименовании и характеристиках таких товаров, содержащихся в КТРУ. Положениями п.5 Постановления № 145 предусмотрена лишь возможность включения заказчиком в описание объекта дополнительной информации к товарам, но положений о неприменении КТРУ при наличии соответствующей позиции по товару в каталоге Постановление № 145 не содержит.

Таким образом, в случае, если объект закупки включен в соответствующую позицию КТРУ, то в описание объекта закупки включается информация о наименовании и показателях товара из КТРУ.

Объектом закупки за № 0127300010621000019 является поставка спортивно-технологического оборудования для создания одной малой спортивной площадки, включающая 26 позиций спортивно-технологического оборудования.

Так, в частности, по позиции 1 технического задания потребностью заказчика является оборудование: «Горизонтальная гимнастическая скамья двойная разноуровневая, для выполнения испытаний «Сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью» и «Сгибание и разгибание рук в упоре о сиденье стула», в том числе со следующими характеристиками: «Спортивный комплекс из шести вертикальных опорных столбов, четырех перекладин и двух скамеек. Внешний диаметр опорного столба – 102 мм, толщина стенки столба – 3 мм. Высота опорных столбов – 950 мм в количестве – 6 шт.

Столбы выполнены в низко травматическом исполнении, верхняя часть столба закрыта металлическим навершием куполообразной формы высотой – 50 мм с толщиной стенки – 1,8 мм внешний диаметр навершия в месте примыкания к опорному столбу – 102 мм, сварной шов между столбом и навершием заполирован без перепада.

Внешний диаметр перекладин – 34 мм, толщина стенки – 3 мм, длина перекладин – 497 мм. Перекладины располагаются на высоте 450 мм – 2 шт. и 250 мм – 2 шт. от уровня земли.

Габариты спортивного комплекса в собранном виде: длина – 2076 мм, ширина – 765 мм, высота– 1150 мм.

Перекладины и опорные столбы скреплены между собой при помощи хомутов в количестве двух хомутов на одну перекладину» и т.д..

Позиция 1 технического задания: «Горизонтальная гимнастическая скамья двойная разноуровневая, для выполнения испытаний «Сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью» и «Сгибание и разгибание рук в упоре о сиденье стула» соответствует позиция каталога товаров, работ услуг: 32.30.14.119-00000063, которая содержит наименование товара: «Скамья горизонтальная гимнастическая для выполнения испытаний "Сгибание - разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью, в упоре о стул" и только следующие  характеристики товара:   высота конструкции, длина конструкции, расстояние от земли до скамьи верхнего уровня, расстояние от земли до скамьи нижнего уровня, ширина конструкции.

Таким образом, заказчиком сформировано описание объекта закупки не в соответствии с  наименование оборудования, предусмотренным КТРУ, кроме того, включены дополнительные характеристики товара, бе обоснования.

Аналогичные нарушения допущены заказчиком и по остальным позициям технического задания документации о закупке за № 0127300010621000019.

Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Заказчиком Администрация Клетнянского района при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системы, в соответствии с которыми в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование, поскольку заказчиком в описание объекта закупки за № 0127300010621000019 на поставку спортивно-технологического оборудования для создания одной малой спортивной площадки включено требование о нанесении на тренажеры несмываемым способом заглавных букв «Г», «Т», «О» (расшифровка «Готов к труду и обороне»), в то время как  исключительное право на использование данной символики принадлежит Министерству спорта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 31.5  Федерального закона от 04.12.2007 N 329-Ф "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" символика комплекса ГТО (словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации, в том числе изображения знаков отличия комплекса ГТО и производные от них) подлежит охране в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Исключительные права на символику комплекса ГТО принадлежат федеральному органу исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта вправе предоставлять организациям право использования символики комплекса ГТО. Такие организации в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности вправе использовать символику комплекса ГТО и предоставлять право ее использования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта иным лицам с учетом того, что любое использование в коммерческих целях символики комплекса ГТО допускается только при условии направления полученных средств на реализацию мероприятий по подготовке населения к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО и мероприятий по выполнению таких нормативов.

Таким образом, символика комплекса ГТО является объектом исключительных (интеллектуальных) прав и не может быть использована без соответствующей лицензии, следовательно, установление данного требования нарушает права и законные интересы участников закупки.

Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

 

Решила:

 

 

 1. Признать жалобу заявителя ООО «Фитнес Тайм»  на действия заказчика Администрация Клетнянского района  при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку спортивно-технологического оборудования для создания одной малой спортивной площадки за № 0127300010621000019 необоснованной.

2.      По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Администрация Клетнянского района нарушения требований п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, п.п. 4,5 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 №145.

3. Выдать заказчику Администрация Клетнянского   района предписание об устранении выявленных нарушений требований п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, п.п. 4,5 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 №145, в том числе об аннулировании закупки.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель председателя комиссии                                                «……..»

 

Члены комиссии                                                                                          «…..»

Связанные организации

Связанные организации не указаны