Решение б/н Решение по итогам проведения внеплановой проверки № 032/06/9... от 27 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Прокуратура Унечского района Брянской области

«…………..»

 

Администрация Унечского района Брянской области

«…………»

 

Управление государственных закупок Брянской области

«…..……»

 

ООО «Новозыбковское пассажирское автотранспортное предприятие»

«…….….»

 

АО «ЕЭТП»

«…….….»

 

 

Решение по итогам проведения внеплановой проверки № 032/06/99-778/2023

соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

резолютивная часть решения оглашена

26.09.2023, решение изготовлено 27.09.2023                                                                 г. Брянск

 

На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),  под. а п.19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, обращения Прокуратуры Унечского района вх. № 6257-ЭП/23 от 20.09.2023 (исх. № 14-2023/472-23-20150034 от 20.09.2023), в соответствии с Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 21.09.2023 № 312/23, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:

Заместителя руководителя Инспекции: «…………»

Членов Инспекции: «………..»

в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате и времени проведения внеплановой проверки представителей заказчика Администрация Унечского района Брянской области, уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области, исполнителя ООО «Новозыбковское пассажирское автотранспортное предприятие», а также подателя обращения Прокуратура Унечского района Брянской области;

осуществив внеплановую проверку в отношении заказчика Администрация Унечского района Брянской области, уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области по соблюдению требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупок путем проведения следюущих электронных аукционов:

- на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования "Унечский муниципальный район Брянской области" в 2023 году за № 0127200000223004746;

- на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования "Унечский муниципальный район Брянской области" в 2023 году за № 0127200000222007269;

- на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования "Унечское городское поселение Унечского муниципального района Брянской области" в 2023 году за № 0127200000222007314, установила:

1. 28.07.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования "Унечский муниципальный район Брянской области" в 2023 году за № 0127200000223004746.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 111 480,00 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.08.2023 №ИЭА1 победителем электронного аукциона признано ООО «Новозыбковское пассажирское автотранспортное предприятие».

21.08.2023 между заказчиком Администрация Унечского района Брянской области и ООО «Новозыбковское пассажирское автотранспортное предприятие» заключён контракт на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования "Унечский муниципальный район Брянской области" в 2023 году № 29-ЭА.

По итогам внеплановой проверки Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующему выводу:

Заказчиком Администрация Унечского района Брянской области нарушены положения п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, согласно которым извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, а также п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки, поскольку заказчиком установлено описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ограничивает количество участников закупки.

Заказчиком в состав одного объекта закупки включены требования о перевозке пассажиров по маршрутам разных направлений и не пересекающихся между собой.

Предметом осуществляемой закупки является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования "Унечский муниципальный район Брянской области" в 2023 году.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.

Установлено, что указанные маршруты в извещении об электронном аукционе № 0127200000223004746, не пересекаются между собой и образуют самостоятельную маршрутную сеть муниципальных образований, в частности: «Унеча-Жуково» и «Унеча-Гаськово».

Из содержания извещения о закупке следует, что в отношении каждого маршрута разработана схема маршрута с указанием остановочных пунктов, расписание движения транспортного средства, а также каждому маршруту присвоен отдельный порядковый номер.

Для осуществления пассажирских перевозок требуется наличие не менее 50 единиц подвижного состава (24 единицы основного подвижного состава и 26 единиц резервного подвижного состава).

Совокупность указанных требований извещении о закупке, а также требований в части срока исполнения обязательств по контракту (с 01.09.2023 по 31.12.2023) фактически требует от потенциальных участников закупки для участия в закупке и заключения контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования "Унечский муниципальный район Брянской области" в 2023 году наличия значительных финансовых ресурсов (обеспечение исполнения контракта составляет 1 % от цены контракта (31 114,80 рублей).

Кроме того, согласно реестра маршрутов регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети Унечского района, размещённого на официальном сайте Администрации Унечского района, установлено, что каждый из 23 маршрутов имеет свой регистрационный номер, номер маршрута, протяжённость и т.д.

Вместе с тем, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом положения частей 1, 3 статьи 33 Закона о контрактной системы запрещают заказчику включать в документацию о закупке требования, ограничивающие количество участников закупок, выражающиеся в запрете установления требований к конкретному участнику закупки, конкретной услуге, что коррелирует с установленным в статье 8 Закона о контрактной системе принципом обеспечения конкуренции, согласно которому любому заинтересованному лицу обеспечивается возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а заказчику запрещается необоснованно ограничивать число участников закупок.

При обозрении содержания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.08.2023 №ИЭА1 установлено, что до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в закупке, что также свидетельствует об ограничении количества потенциальных участников закупки.

Кроме того, анализ реестра муниципальных маршрутов Унечского района показал, что каждый маршрут, входящий в состав описания объекта закупки, имеет собственную реестровую запись с входящими в нее сведениями о промежуточных пунктах, улицах и протяженности.

На основании изложенного, действия заказчика по включению в один объект закупки всех маршрутов, находящихся в разных реестровых записях реестра муниципальных маршрутов, имеющих разное направление, разные точки отправления и прибытия транспортных средств, могут привести к ограничению количества участников закупки в связи с невозможностью заявиться на участие в электронном аукционе на обслуживание всех маршрутов претендентам, не обладающим значительным количеством финансовых ресурсов, но способным оказывать услуги по пассажирским перевозкам по одному или нескольким маршрутам. Указанные действия заказчика могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении аукциона, в том числе к созданию отдельным хозяйствующим субъектам преимущественных условий участия в закупке, что запрещено статьей 8 Закона о контрактной системе.

Заказчиком Администрация Унечского района на обозрение Инспекции Брянского УФАС России не представлено объективных доказательств и обоснований, в том числе, экономических расчетов, функциональной обоснованности, относительно необходимости объединения указанных муниципальных маршрутов в состав одного объекта закупки и невозможности иного группирования анализируемых маршрутов (в случае наличия такой необходимости), кроме как объединения всех маршрутов в состав одного объекта закупки.

Кроме того, в адрес Брянского УФАС России заказчиком Администрация Унечского района представлены документы планирования регулярных перевозок, предусмотренных положениями ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", однако такие документы планирования не указывают на необходимость оптимизации и (или) объединение необходимых маршрутных направлений в единую маршрутную сеть.

Документы планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на территории Унечского района на 2023 год не размещены заказчиком на официальном сайте Администрации Унечского района. Таким образом, потенциальные участники закупок не располагают информацией о том, что транспортные маршруты объединены в одну транспортную сеть, а значит при проведении закупок каждый маршрут не будет выделен в отдельный лот. Однако, фактически, при размещении Администрацией Унечского района электронных аукционов на осуществление перевозок все муниципальные маршруты торгуются одним лотом, что увеличивает финансовую нагрузку на участников электронного аукциона — это выражается в том, что сумма предоставления обеспечения исполнения контракта в короткие сроки заключения контракта (в том числе, оформление банковской гарантии) рассчитывается от начальной (максимальной) цены контракта, что значительно превышает обеспечение исполнение контракта при выделении каждого маршрута в отдельный лот.

Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. 02.12.2022 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования "Унечский муниципальный район Брянской области" в 2023 году за № 0127200000222007269.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 221 220,00 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.12.2022 №ИЭА1 победителем электронного аукциона признано ООО «Новозыбковское пассажирское автотранспортное предприятие».

26.12.2023 между заказчиком Администрация Унечского района Брянской области и ООО «Новозыбковское пассажирское автотранспортное предприятие» заключён контракт на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования "Унечский муниципальный район Брянской области" в 2023 году № 53-ЭА.

По итогам внеплановой проверки Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующему выводу:

Заказчиком Администрация Унечского района Брянской области нарушены положения п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, согласно которым извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, а также п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки, поскольку заказчиком установлено описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ограничивает количество участников закупки.

Заказчиком в состав одного объекта закупки включены требования о перевозке пассажиров по маршрутам разных направлений и не пересекающихся между собой.

Предметом осуществляемой закупки является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования "Унечский муниципальный район Брянской области" в 2023 году.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.

Установлено, что указанные маршруты в извещении об электронном аукционе № 0127200000222007269, не пересекаются между собой и образуют самостоятельную маршрутную сеть муниципальных образований, в частности: «Унеча-Жуково» и «Унеча-Гаськово».

Из содержания извещения о закупке следует, что в отношении каждого маршрута разработана схема маршрута с указанием остановочных пунктов, расписание движения транспортного средства, а также каждому маршруту присвоен отдельный порядковый номер.

Для осуществления пассажирских перевозок требуется наличие не менее 50 единиц подвижного состава (24 единицы основного подвижного состава и 26 единиц резервного подвижного состава).

Совокупность указанных требований извещении о закупке, а также требований в части срока исполнения обязательств по контракту (с 01.01.2023г. по 31.08.2023) фактически требует от потенциальных участников закупки для участия в закупке и заключения контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования "Унечский муниципальный район Брянской области" в 2023 году наличия значительных финансовых ресурсов (обеспечение исполнения контракта составляет 1 % от цены контракта (62 212,20 рублей).

Кроме того, согласно реестра маршрутов регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети Унечского района, размещённого на официальном сайте Администрации Унечского района, установлено, что каждый из 23 маршрутов имеет свой регистрационный номер, номер маршрута, протяжённость и т.д.

Вместе с тем, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом положения частей 1, 3 статьи 33 Закона о контрактной системы запрещают заказчику включать в документацию о закупке требования, ограничивающие количество участников закупок, выражающиеся в запрете установления требований к конкретному участнику закупки, конкретной услуге, что коррелирует с установленным в статье 8 Закона о контрактной системе принципом обеспечения конкуренции, согласно которому любому заинтересованному лицу обеспечивается возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а заказчику запрещается необоснованно ограничивать число участников закупок.

При обозрении содержания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.12.2022 №ИЭА1 установлено, что до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в закупке, что также свидетельствует об ограничении количества потенциальных участников закупки.

Кроме того, анализ реестра муниципальных маршрутов Унечского района показал, что каждый маршрут, входящий в состав описания объекта закупки, имеет собственную реестровую запись с входящими в нее сведениями о промежуточных пунктах, улицах и протяженности.

На основании изложенного, действия заказчика по включению в один объект закупки всех маршрутов, находящихся в разных реестровых записях реестра муниципальных маршрутов, имеющих разное направление, разные точки отправления и прибытия транспортных средств, могут привести к ограничению количества участников закупки в связи с невозможностью заявиться на участие в электронном аукционе на обслуживание всех маршрутов претендентам, не обладающим значительным количеством финансовых ресурсов, но способным оказывать услуги по пассажирским перевозкам по одному или нескольким маршрутам. Указанные действия заказчика могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении аукциона, в том числе к созданию отдельным хозяйствующим субъектам преимущественных условий участия в закупке, что запрещено статьей 8 Закона о контрактной системе.

Заказчиком Администрация Унечского района на обозрение Инспекции Брянского УФАС России не представлено объективных доказательств и обоснований, в том числе, экономических расчетов, функциональной обоснованности, относительно необходимости объединения указанных муниципальных маршрутов в состав одного объекта закупки и невозможности иного группирования анализируемых маршрутов (в случае наличия такой необходимости), кроме как объединения всех маршрутов в состав одного объекта закупки.

Кроме того, в адрес Брянского УФАС России заказчиком Администрация Унечского района представлены документы планирования регулярных перевозок, предусмотренных положениями ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", однако такие документы планирования не указывают на необходимость оптимизации и (или) объединение необходимых маршрутных направлений в единую маршрутную сеть.

Документы планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на территории Унечского района на 2023 год не размещены заказчиком на официальном сайте Администрации Унечского района. Таким образом, потенциальные участники закупок не располагают информацией о том, что транспортные маршруты объединены в одну транспортную сеть, а значит при проведении закупок каждый маршрут не будет выделен в отдельный лот. Однако, фактически, при размещении Администрацией Унечского района электронных аукционов на осуществление перевозок все муниципальные маршруты торгуются одним лотом, что увеличивает финансовую нагрузку на участников электронного аукциона — это выражается в том, что сумма предоставления обеспечения исполнения контракта в короткие сроки заключения контракта (в том числе, оформление банковской гарантии) рассчитывается от начальной (максимальной) цены контракта, что значительно превышает обеспечение исполнение контракта при выделении каждого маршрута в отдельный лот.

Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. 05.12.2022 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования "Унечское городское поселение Унечского муниципального района Брянской области" в 2023 году за № 0127200000222007314.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 784 785,48 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.12.2022 №ИЭА1 победителем электронного аукциона признано ООО «Новозыбковское пассажирское автотранспортное предприятие».

26.12.2023 между заказчиком Администрация Унечского района Брянской области и ООО «Новозыбковское пассажирское автотранспортное предприятие» заключён контракт на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования "Унечский муниципальный район Брянской области" в 2023 году № 54-ЭА.

По итогам внеплановой проверки Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующему выводу:

Заказчиком Администрация Унечского района Брянской области нарушены положения п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, согласно которым извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, а также п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки, поскольку заказчиком установлено описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ограничивает количество участников закупки.

Заказчиком в состав одного объекта закупки включены требования о перевозке пассажиров по маршрутам разных направлений и не пересекающихся между собой.

Предметом осуществляемой закупки является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования "Унечский муниципальный район Брянской области" в 2023 году.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.

Установлено, что указанные маршруты в извещении об электронном аукционе № 0127200000222007314, не пересекаются между собой и образуют самостоятельную маршрутную сеть муниципальных образований, в частности: «м/н Северный-СУ863» и «Вокзал-ул. Пушкина».

Из содержания извещения о закупке следует, что в отношении каждого маршрута разработана схема маршрута с указанием остановочных пунктов, расписание движения транспортного средства, а также каждому маршруту присвоен отдельный порядковый номер.

Для осуществления пассажирских перевозок требуется наличие не менее 9 единиц подвижного состава (7 единицы основного подвижного состава и 2 единицы резервного подвижного состава).

Совокупность указанных требований извещении о закупке, а также требований в части срока исполнения обязательств по контракту (с 01.01.2023г. по 31.12.2023) фактически требует от потенциальных участников закупки для участия в закупке и заключения контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования "Унечский муниципальный район Брянской области" в 2023 году наличия значительных финансовых ресурсов (обеспечение исполнения контракта составляет 1 % от цены контракта (37 847,85 рублей).

Кроме того, согласно реестра маршрутов регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети Унечского района, размещённого на официальном сайте Администрации Унечского района, установлено, что каждый из 2 маршрутов имеет свой регистрационный номер, номер маршрута, протяжённость и т.д.

Вместе с тем, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом положения частей 1, 3 статьи 33 Закона о контрактной системы запрещают заказчику включать в документацию о закупке требования, ограничивающие количество участников закупок, выражающиеся в запрете установления требований к конкретному участнику закупки, конкретной услуге, что коррелирует с установленным в статье 8 Закона о контрактной системе принципом обеспечения конкуренции, согласно которому любому заинтересованному лицу обеспечивается возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а заказчику запрещается необоснованно ограничивать число участников закупок.

При обозрении содержания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.12.2022 №ИЭА1 установлено, что до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в закупке, что также свидетельствует об ограничении количества потенциальных участников закупки.

Кроме того, анализ реестра муниципальных маршрутов Унечского района показал, что каждый маршрут, входящий в состав описания объекта закупки, имеет собственную реестровую запись с входящими в нее сведениями о промежуточных пунктах, улицах и протяженности.

На основании изложенного, действия заказчика по включению в один объект закупки всех маршрутов, находящихся в разных реестровых записях реестра муниципальных маршрутов, имеющих разное направление, разные точки отправления и прибытия транспортных средств, могут привести к ограничению количества участников закупки в связи с невозможностью заявиться на участие в электронном аукционе на обслуживание всех маршрутов претендентам, не обладающим значительным количеством финансовых ресурсов, но способным оказывать услуги по пассажирским перевозкам по одному или нескольким маршрутам. Указанные действия заказчика могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении аукциона, в том числе к созданию отдельным хозяйствующим субъектам преимущественных условий участия в закупке, что запрещено статьей 8 Закона о контрактной системе.

Заказчиком Администрация Унечского района на обозрение Инспекции Брянского УФАС России не представлено объективных доказательств и обоснований, в том числе, экономических расчетов, функциональной обоснованности, относительно необходимости объединения указанных муниципальных маршрутов в состав одного объекта закупки и невозможности иного группирования анализируемых маршрутов (в случае наличия такой необходимости), кроме как объединения всех маршрутов в состав одного объекта закупки.

Кроме того, в адрес Брянского УФАС России заказчиком Администрация Унечского района представлены документы планирования регулярных перевозок, предусмотренных положениями ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", однако такие документы планирования не указывают на необходимость оптимизации и (или) объединение необходимых маршрутных направлений в единую маршрутную сеть.

Документы планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на территории Унечского района на 2023 год не размещены заказчиком на официальном сайте Администрации Унечского района. Таким образом, потенциальные участники закупок не располагают информацией о том, что транспортные маршруты объединены в одну транспортную сеть, а значит при проведении закупок каждый маршрут не будет выделен в отдельный лот. Однако, фактически, при размещении Администрацией Унечского района электронных аукционов на осуществление перевозок все муниципальные маршруты торгуются одним лотом, что увеличивает финансовую нагрузку на участников электронного аукциона — это выражается в том, что сумма предоставления обеспечения исполнения контракта в короткие сроки заключения контракта (в том числе, оформление банковской гарантии) рассчитывается от начальной (максимальной) цены контракта, что значительно превышает обеспечение исполнение контракта при выделении каждого маршрута в отдельный лот.

Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

 

Решила:

 

1. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Администрация Унечского района нарушения положений п. 1 ч. 2 ст. 42, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

2. Поскольку контракты заключены, предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о контрактной системе не выдавать.

3. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Руководитель инспекции                                                                                          «…….»

 

Члены инспекции                                                                                              

                                                                                                                                    «……..»

Связанные организации

Связанные организации не указаны